методическое пособие по предмету Введение в проектную деятельность
методическая разработка (11 класс)
Понятие и предмет проектной деятельности. Методы исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_metodichka_efimova.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ ВО
«Ковровский колледж сервиса и технологий»
Методическое пособие по предмету
«Введение в проектно-исследовательскую деятельность»
для учащихся системы СПО
Составитель: Ефимова О.А., Медведева М.А.
Ковров 2020
Наука- сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а так же результаты этой деятельности.
Объект науки - часть действительности, на которую направлен интерес данной науки.
Предмет науки – размышление ученых об объекте исследования (научные знания).
Субъект науки – те люди (ученые), которые занимаются наукой определенного объекта, направления.
Основные черты научного знания:
- Объективность
- Рациональность
- Проверяемость
- Системность
- Общая значимость
Наука, как вид деятельности – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов.
Функции науки:
- Культурно-мировоззренческая
- Познавательно-объяснительная
- Производственная
- Прогностическая
- Социально-преобразующая
- Концепция Карла Р. Поппера – процесс развития не является повторяющимся или кумулятивным, это процесс устранения ошибок, в котором действует «дарвиновский отбор». Он осуществляется методом проб и ошибок.
- Концепция Т. Куна – определенные научные стереотипы, шаблоны мышления, в рамках которых ученые в тот или иной период решают свои исследовательские задачи.
- Концепция П. Фейрабенда – предохраняет науку от даматизма и застоя, позволяет давать различные теоретические интерпретации одним и тем же явлением.
- Концепция И. Лакатоса – развитие науки должно осуществляться на основе рационального выбора и конкуренции научно-исследовательских программ.
Парадигма – совокупность научных достижений, признаваемых всех научных сообществ в определенный период времени.
Наука в структуре общественного сознания
Общественное сознание – совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающие бытие людей.
Индивидуальное сознание – внутренний, духовный мир личности.
Право – система обязательных норм, правил поведения людей, выраженных в юридических законах.
Мораль – совокупность взглядов, предоставлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, чести и бесчестия.
Методы научного исследования:
1) Экспериментальное исследования
2) Теоретическое (лит. источники)
3) Общелогические (анализ)
Сходства и различия проектной и исследовательской деятельности
Различия
Проектная | Исследовательская | |
Выбор цели | Контроль педагога | Самостоятельно учеником |
Планирование | Под руководством педагога | Самостоятельное планирование |
Навыки | Под руководством | Самостоятельно |
Анализ результатов | Жюри | Самостоятельно |
Значимость проекта | Окружающими | Объективно(самому) |
Сходства
- Цели и задачи
- Актуальность проблемы
- Выбор методов и средств
- Планирование и сроки выполнения
- Проведение исследования или проекта
- Оформление результатов
- Представление результатов
Виды проектов
- По виду деятельности ( информационный, исследовательский, игровой, творческий, прикладной)
- По количеству участников ( индивидуальный, групповой)
- По продолжительности ( краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный)
- По характеру координации ( с явной координацией, со скрытой координацией)
- По предметно-содержательной области ( монопроект, межпредметный)
План исследовательской работы:
- Титульный лист
- Содержание
- Заключение (выводы)
- Список используемой литературы
Рефераты
Реферирование – сокращенный пересказ текста с выделением основополагающих пунктов.
Аннотация перечисляет основные вопросы из первоисточника, но не рассказывает сути.
Реферат подробно рассказывает о содержании текста.
Рефераты разделяют на:
- Репродуктивные (резюме, конспект)
- Продуктивные (доклад, обзор)
Реферат бывает:
- Фрагментные
- Монографические (один источник)
- Аспектные(главные аспекты)
- Сводный(несколько источников с выделением одного)
По назначению:
- Общие
- Специализированные
По методу подготовки:
- Творческие
- Служебные
- Контрольные
- Учебные
По полноте изложения:
- Информативные
- Индикативные
Методы исследования:
- Изучение литературы и других источников
- Наблюдение
- Опрос(беседа, интервью)
- Анкетирование
5Эксперимент
6Анализ текста
Источники информации в проектировании
Информация - знания, получаемые из различных источников
Виды информации :
- Текстовая
- Числовая
- Графическая
- Звуковая
Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения, мыслей, искусства или изобретения.
Источники информации:
- Интернет источники
- Телевидение
- Книги
- Устное сообщение
- Пресса
- Радио
Типы источников информации:
- Официальные источники
- Полуофициальные источники
- Неофициальные источники
- Родственные источники
- Сообщения в социальных сетях
Схема передачи информации:
Источник информации – информационный канал – приемник информации
Органы чувств, телевидение, телефон, компьютер
Алгоритм сбора информации:
- Цель поиска информации
- Виды и темы информации
- Источники и методы сбора информации
- Сбор информации
- Обработка и систематизация информации
- Оценка качества информации
- Анализ информации
- Выводы
Источники информации:
- Естественное(дерево, камень, листва)
- Искусственное(книги, фото, телевидение)
- Вторичные(статьи, журналы)
Методы поиска информации:
- Вручную(визуально)
- Автоматизированный(интернет)
Секреты публичного выступления
- Предварительное планирование( ознакомиться со списком слушателей, выяснить их интересы, количество времени на доклад
- Подготовка доклада(составить план доклада, логическое выступление, подкрепить презентацией)
- Тренировка доклада
- Предварительный прогон
Структура доклада:
- Очертите концепцию доклада кратко и ясно
- Самое важное – в начале, в конце – не очень важное
- Определить проблемные вопросы
- Определить цели и вернуться к ней в конце
- Плавные переходы
- Не обращать внимания на опоздавших
- Работать жестами
Оформление теоретической части:
- История объекта исследования
- Институционная рамка
- Описание понятийного аппарата
- Описания метода исследования
Язык и стиль научной работы средства выражения логических связей:
- Специальные, функциональные, синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мыслей(в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак), противоречивые(однако, между тем)
- Причинно-следственные отношения( следовательно, поэтому, благодаря этому, кроме того, в следствии этого)
- Переход от одной мысли к другой(предже чем перейти к чему-то, обратимся к чему-то, остановимся на чем-то)
- Итог, вывод( итак, таким образом, значит, в заключение отметим, следует сказать)
- В качестве средств связи используются местоимения, прилагательные, причастия(названные, указанные)
Качества определенной культуру научной речи:
- Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность, заключенной в тексте информации
- Ясность - умение писать доступно и доходчиво
- Краткость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ
Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...
Учебно - методическое пособие по предмету "Ручной труд"
Учебно - методическое пособие предназначено для учителей школы (VIII вида) по предмету "Ручной труд". Данное пособие поможет учителю составить план урока...
«Введение в проектную деятельность». Для учащихся 9-х классов.
Программа учебного курса по проектной деятельности для учащихся. Методические рекомендации, тематическое планирование, содержание курса....
Тема урока "Введение в проектную деятельность"
Предмет технологияКласс 5Продолжительность 45 мин.Раздел Технологии творческой и опытнической деятельностиТема урока Введение в проектную деятельностьПланируемые личностные результаты освоения:У учащи...
Урок по теме: "Введение в проектную деятельность"
1)Изучение понятий: проект, проектная деятельность.2) Изучение нормативных документов регламентирующих проектную деятельность в старшей школе....
Введение в проектную деятельность
Введение в проектную деятельность....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024 – 2025 учебный год по внеурочной деятельности «Введение в проектную деятельность» 7 класс.
Программа курса «Введение в проектную деятельность» предназначена для работы с детьми 7-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по ...