Статья: "Работа с одаренными детьми на уроках математики в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации".
статья
Региональный научно-практический семинар:
«Современные подходы к организации обучения математики и физики при реализации Концепции математического образования в РФ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_seminar_koryagina_e.v.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный научно-практический семинар:
«Современные подходы к организации обучения математики и физики при реализации Концепции математического образования в РФ»
Работа с одаренными детьми на уроках математики в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Корягина Елена Валерьевна, учитель математики МОУ СОШ№11 Павлово-Посадского муниципального района
2016 год
Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.
Г.В.Плеханов
В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (утвержд. расп. Правительства РФ от 24.12.2013 г., № 2506-р) подчеркнуто, что «возможность достижения высокого уровня математического образования должна быть обеспечена развитием … системы дополнительного образования детей в области математики…» [1, с. 9]. Согласно актуализированному Комплексу мер на 2015-2020 годы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. зам. Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 27 мая 2015 г. № З274п-П8) [2, с. 1] работа с талантливыми детьми и молодежью является значимым направлением государственной политики Российской Федерации.
Именно на одаренных детей способных к естественно-научной деятельности, к созданию новейших перспективных научных и технических разработок возлагается надежда в решении назревших актуальных проблем современной цивилизации. В настоящее время, совершенно четко обозначена позиция государства в этом направлении. Раннее выявление, поддержка и развитие одаренных детей и подростков являются приоритетной задачей современного российского общества и, в первую очередь, школьной системы образования наряду с реализацией федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В соответствии с этим в нашей школе были определены следующие цели, реализуемые в процессе обучения математики:
-создать систему поиска, выявления и поддержки одаренных детей,
-определить оптимальные условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики;
-определить состав одаренных детей.
Для того чтобы реализовать данные цели мы проделали большую работу:
1. Изучено состояние исследуемой проблемы в научной литературе.
2. Отобрана в психолого-педагогической литературе методика выявления одаренных детей .
3. Создан банк одаренных детей.
4. Созданы условия для поддержки учащихся, проявляющих интерес к научной теоретической или практической деятельности по направлению.
5. Разработаны различные виды учебной и внеурочной деятельности.
6. Изучены и внедрены современные эффективные технологии в работе с одаренными детьми .
7. Организована работа с родителями учащихся по повышению уровня педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и поддержки одаренных детей.
Начиная изучать данный вопрос, мы столкнулись с тем, что в настоящее время нет единого подхода к определению одаренности. Кто же он, одаренный ребенок? Для себя же мы решили остановиться на следующем определении. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. И выделить три категории одаренных детей:
-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
-дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ);
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся их от сверстников: отмечается
- быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками;
- быстрота понимания объяснения учителя;
- логичность, самостоятельность мышления;
- находчивость и сообразительность при изучении математики;
- быстрое и прочное запоминание материала;
- высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала;
- пониженная утомляемость при занятиях математикой;
- способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли.
Работа с одаренными детьми осуществляется в соответствии с принципами:
- вариативности и гибкости учебного процесса ;
- учета интереса обучающихся;
- корректировки образовательных программ с учетом состава учащихся и их возможностями;
- стимулирования самостоятельности, активности в познавательной и творческой деятельности ученика;
- наличия и свободного использования разнообразных источников и способов получения информации;
- осуществления обратной связи, позволяющей отслеживать эффективность проведенной работы;
- формирования навыков публичного выступления детей, обсуждения результатов их творческой деятельности;
- повышение учителем собственной квалификации в данном направлении.
Трудность работы состоит не только по выявлению одаренных детей, способных заниматься математикой, но и в том, чтобы они захотели изучать этот сложный предмет. А это уже задача учителя.
В своей работе с одаренными детьми мы используем следующие формы работы:
- творческие мастерские;
- занятия с сильными учащимися;
- элективные курсы;
- кружки;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах.
В работе с одарёнными учащимися очень важная роль мы отводим индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно. На уроках математики такому ребёнку мы разрешаем идти дальше, то есть он проходит тему за меньшее время, решает задания из дополнительного материала, который дан в учебнике алгебры. Учащимся предлагается более высокий уровень заданий по каждой теме, задания из сборников для поступающих в вузы, сборников по подготовке к ОГЭ, из демонстрационных материалов ЕГЭ. Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах, кружках, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач: логические задачи, математические ребусы, инварианты, геометрические задачи (на разрезание и др.), арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.
Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время.
Еще одной важной формой работы с одаренными учащимися в практике нашей работы являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в конкурсах «Кенгуру», Кенгуру – выпускникам», «КИТ», «Олимпус», осенняя, зимняя и весенняя сессии. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней мы проводим в течение всего учебного года. С талантливыми детьми мы занимаемся после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, презентации, которые они защищают в классе, а самые интересные представляются на Дне науки.
Мы считаем, что еще одним из эффективных способов, повышающим развитие способностей детей, является кружковая деятельность. В школе функционирует кружок: «Математическая гостиная» (рук. Корягина Е.В.), а на базе Математической гостиной несколько лет назад был создан математический театр. Учащиеся пишут сценарии сами, ставят спектакли и выступают в рамках школьного Дня науки. Два года функционирует кружок «Пифагор» (рук.Сычев И.В.). Данный кружок посещают высокомотивированные дети. В течение всего учебного года проводятся элективные курсы «Алгебра плюс» (рук. Сладкова Е.В.). А в этом учебном году начал функционировать кружок «Занимательная математика» для звездочек, которых мы ищем в начиная с первых классов (рук. Орлова Е.В.).
Важным направлением работы с одаренными детьми является работа с их родителями, семьей (родительские собрания, консультации и др.) по созданию развивающей среды дома, адекватного поведения родителей в возникающих сложных ситуациях с учащимися. Необходимо создание атмосферы общности интересов учителей и родителей в процессе работы.
С целью отслеживания динамики развития творческих способностей и личностных качеств каждого ученика, а также повышения их ответственности за результаты труда разработан и проводится электронный рейтинг учебных достижений учащихся.
В конце нам хотелось бы подвести итог. Одаренный человек может сделать очень многое. Образование одаренного ребенка, его развитие очень важно. Он как полезное ископаемое, самородок.
1. Какова роль администрации в создании системы работы образовательного учреждения с одаренными детьми?
- Планирование мероприятий
- Поощрение учителей, добившихся высоких результатов…
2. Как организовать работу учителю-предметнику с одаренными детьми?
- Индивидуальный подход
- Нестандартные формы организации учебной деятельности
- Особый стиль общения…
3.Каким должно быть взаимодействие классного руководителя с классом, чтобы как можно больше детей проявили себя?
- Демократический стиль общения
- Индивидуализация учебно-воспитательного процесса
- Настойчивость и целеустремленность…
4.Какова роль родителей в поддержке одаренного ребенка?
- Необходимо любить своего ребенка
- Не жалеть ни сил, ни времени, ни средств
- Как можно раньше развивать ребенка…
Ведь способным человек бывает часто, одаренным – реже, талантливым еще реже, а гениальным 1-2 раза в столетие.
И в конце мы предлагаем посмотреть вам мультфильм, он позитивный.
Во время его просмотра участники найдут в его тексте основные идеи нашего выступления, выбрав те фразы, которые покажут их ощущения.
МУЛЬТФИЛЬМ
«Примеряя» портрет одарённого ребёнка к своим ученикам, видим все дети, в основном, способные в той или иной области. Недаром Шалва Амонашвили говорил: « В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...»
Поэтому в работе с одаренными детьми мы придерживаемся следующего принципа
Главное:
не запрещать, а направлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а руководить;
не управлять, а соуправлять;
не ограничивать, а предоставлять.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № 1897 от 17 декабря 2010 года.
2.Макарова Е.Н. Современные технологии и методы в работе с одарёнными детьми. «Создание научно-ориентированной инновационной среды гимназии на основе метапредметного подхода». http://ddt-baltiysk.ru/upload/docs/Макарова. docx
3.Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть II. – М.: Просвещение, 1977.
4. Смирнова И.М. Об измерении интереса на уроках математики // Математика в школе. – 1998. – № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий СКИРО ПК и ПРО по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2016 год
План мероприятий СКИРО ПК и ПРО...
Региональные мероприятия для учителей и преподавателей математики, планируемых в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации (июнь-декабрь 2016 года)
Региональные мероприятия для учителей и преподавателей математики, планируемых в рамкахреализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации(июнь-декабрь 2016 года)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ развития МАТЕМАТИЧЕСКОГО обРАЗОВАНИЯ В российской федерации в Ставропольском крае...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ По реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации
Представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования...
Мультимедийная презентация: "Работа с одаренными детьми на уроках математики в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации".
Региональный научно-практический семинар:«Современные подходы к организации обучения математики и физики при реализации Концепции математического образования в РФ&r...