Особенности межличностных отношений в спортивном коллективе.
статья по физкультуре ( класс) по теме
Анализ особенностей межличностных отношений в спортивном коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_mezhlichnostnyh_otnosheniy_v_sportivnom_kollektive.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности межличностных отношений в спортивном коллективе.
Демьяненко О.А.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно».
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как преподаватель, так и весь коллектив.
Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет преподавателя и членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных отношений. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности.
В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения.
Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:
- возникновение потребности и ее осознание;
- превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;
- сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей;
- формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;
- установление контактов и связей с преподавателя и команды в процессе деятельности;
- возникновение формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.
Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень) и отношения спортсменов с преподавателем (вертикальный уровень).
Каждый из этих видов взаимоотношений делиться на формальный и неформальный.
Формальная структура отношений в команде создается и процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям преподавателя, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношении членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей преподавателя и вышестоящих организаций.
Чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать в своей структуре, "степень свободы" для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений.
Одной из главных особенностей формальной организации является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации. Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений, и, в конечном счете, к конфликту.
Формальные отношения в системах "спортсмен — спортсмен" и "спортсмен - преподаватель" обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам. Строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции преподавателя от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций. Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь формируют у спортсменов чувство уважения к преподавателю.
Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.
Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе.
Качества и умения, которыми должен обладать лидер:
- Дальновидность. Лидер должен уметь устанавливать цели организации и объяснить другим их смысл. С расширением дела цели и задачи лидера усложняются.
- Рассудительность.
- Умение оценить качества своих подчиненных.
- Энергичность.
- Решительность. Поскольку лидер прокладывает новые пути в свое работе и принимает на себя весь возможный риск, то именно он часто терпит неудачу в своих начинаниях. Важно уметь воспрянуть после поражения, неудачу рассматривать, как часть учения.
- Последовательность.
- Справедливость.
- Безжалостность. При необходимости лидеру приходится действовать безжалостно. Безжалостность — это не обязательно жестокость или бесчувственность.
- Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно важны такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки, как из успехов, так и из неудач. Почти всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым решает такие проблемы.
- Способности. Лидер должен уметь говорить и слушать. Ему следует научиться устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия команды, а также определять стиль принятия решений.
Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета преподавателя. Если он пользуется авторитетом у обучающихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.
Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство.
Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. Среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, управление возможно только в форме самоуправления.
Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых. Ведомые принимают или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений.
Преподаватель не всегда может выступать в роли лидера. Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета преподавателя. Если он пользуется авторитетом у обучающихся, то способен оказывать сильное воспитательное воздействие на спортивный коллектив.
Как любой педагог, преподаватель физкультуры, преподаватель физического воспитания или тренер призваны решать задачи всестороннего развития личности воспитуемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"
Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...
Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...
Межличностные отношения в детском коллективе.
Советы родителям....
Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе
Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож...
Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе.
Межличностные отношения в спортивном коллективе...
Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе
Статья: Межличеостные отношения в спортивном коллективе...
«Формирование межличностных отношений в детском коллективе» (обобщение опыта работы)
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная...