Сообщение из опыта работы "Расскажите ребенку о войне"
материал
Дошкольники 5-7 лет познают большой и неизведанный мир. Огромным потенциалом для изучения и познания целостной картины мира обладает художественная и познавательная литература. На примере произведений детских авторов необходимо знакомить детей с героизмом и подвигом нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_rasskazhite_rebenku_u_voyne.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145 комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Сообщение из опыта работы
на тему:
«Расскажите ребенку о войне».
Подготовила: Васильева З.Г.,
воспитатель, высшая кв. категория
Чебоксары – 2020 г.
Художественная и познавательная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, обладает не только познавательной, но и художественно-эстетической ценностью. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен: это популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы; художественная литература, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания формируют представления о целостной картине мира у детей дошкольного возраста.
По мнению К.Д. Ушинского, «картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему».
Как известно, в возрасте 5-7 лет детям необходимо познать большой и неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Огромным потенциалом для изучения и познания целостной картины мира обладает художественная и познавательная литература.
В мире информационного взрыва, глобальной сети, высоких технологий книга утрачивает свою ценность. Привлекательность передачи информации посредством телевидения, необъятных просторов Интерната должна быть лишь ярким дополнением познавательного интереса к основному способу интеллектуального развития ребёнка.
Современные родители не осознают силу воздействия литературы на развитие и воспитание дошкольника, а ведь именно книга рассказывает о прошлом, будущем и настоящем, является носителем важных знаний, способом усвоения достояний культуры.
Авторы всех комплексных программ для детей дошкольного возраста помещают списки литературы для каждой возрастной группы. Предлагаемый перечень художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их.
Воспитатель должен уметь выбирать необходимое ему художественное произведение в зависимости от сложности текста, возраста детей, уровня их подготовки. Выделяется ряд требований к литературе для детского чтения:
- высокая художественная ценность;
- идейная направленность;
- доступность по содержанию (произведения близкие опыту детей);
- знакомые персонажи;
- ярко-выраженные черты героя;
- понятные мотивы поступков;
- небольшие по объёму рассказы в соответствии с памятью и вниманием детей;
- доступный словарь; точный и образный литературный язык.
Одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с миром литературы, по нашему мнению, является метод проектирования. Любой проект не обходится без знакомства с научно-популярной литературой, и при этом всегда используются художественные произведения.
На примере разработанного нами проекта «Я помню, я горжусь» хочу познакомить вас с тем, как мы осуществляли работу по теме: «Формирование целостной картины мира через восприятие художественной и познавательной литературы».
Нынешний год – год особенный, и выбранная нами тема актуальна и приурочена к 75-летию Победы.
С горечью приходится осознавать, что память о Великой Отечественной войне постепенно стирается. Незаметно. По чуть-чуть. Но неумолимо. И это, к сожалению, естественно для любого исторического события.
Любовь ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, стране.
В период смены общественных формаций нарушилась преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Я уверена, что многие россияне гордятся своей Родиной, её героями-победителями, но очень часто не знают о том, какой вклад внесли в победу именно их прадеды.
Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков. Для их нормального развития необходимо, чтобы образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Разрабатывая данный проект, мы анализировали свои сильные и слабые стороны. К сильным сторонам отнесли:
- Наличие коллектива единомышленников из педагогов и родителей, заинтересовавшихся идеей создания «Книги памяти и почёта».
- Большой опыт участия коллектива детского сада в реализации проектов различной направленности.
- Подъём патриотического духа среди россиян: стартовали Общественные акции «Стена памяти», «Забытый полк», в Интернете созданы различные сайты, например «Имя Победы», Обобщённая электронная база данных «Мемориал». Их цель - сбор, поиск и обмен данными о тех людях, кто ковал победу на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны.
- Количество семей, желающих принять участие в сборе информации для «Книги», увеличивается.
Слабые стороны, по нашему мнению:
- Ослабление связи поколений: внуки не знают о боевом прошлом своих дедов и прадедов.
- Опасения, что задуманный проект не найдёт должного отклика среди родителей и педагогов.
- Нехватка времени, нежелание родителей в силу различных причин.
Задумывая проект, мы переживали за ожидаемый результат:
- Знакомство детей с произведениями художественной литературы, музыкальными произведениями о Великой Отечественной войне.
- Создание «Книгами памяти и гордости» об участниках ВОВ - близких и родных воспитанников детского сада.
- Осознание важности праздника - Дня Победы в жизни российского человека.
- Заинтересованность родителей историей своей семьи.
Чтобы добиться результата, начали, конечно, с постановки целей и задач. Цель проекта: формировать у дошкольников и родителей активное положительное отношение к славной истории нашей Родины, чувство гордости за свою семью и фронтовиков, целостное представление о защитниках Отечества.
Задачи:
- Повысить интерес родителей и детей к чтению художественной и познавательной литературы о ВОВ.
- Познакомить дошкольников с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах советских солдат на примере подвигов их прадедов.
- Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
- Продолжать знакомить детей с книгой, ее назначением, с некоторыми особенностями жанра литературы (стихи, рассказы).
- Формировать понимание ценности и красоты литературного слова.
- Проводить работу с родителями, привлекая их к
патриотическому воспитанию детей в семье через знакомство с историей семьи.
Этапы реализации проекта. Проект реализуется поэтапно в период с 01.02.2020 по 30.06.2020 г.
I этап (подготовительный) с 01.02.2020 по 28.02.2020 и включал в себя следующие шаги:
- Изучение передового педагогического опыта по данной теме.
- Описание проектной идеи.
- Презентация проекта членам коллектива (авторы-разработчики проекта).
- Подбор музыкального и литературного материала для детей.
- Оформление информационного уголка для родителей.
- Беседа с детьми «Что я знаю о войне».
II этап (основной) - самый продолжительный и насыщенный - с 01.03.2020 – 30.05.2020. В реализации проекта участвуют все педагоги детского сада.
На данном этапе проводятся разнообразные формы работы.
Реализация данного проекта – результат коллективного труда. Например, без участия родителей мы не смогли бы в выходной день провести экскурсию к Монументу Славы. Многие семьи пришли в полном составе – три поколения. Они стояли рядом, дети и внуки, застыв в молчании у Вечного огня.
Знакомство с событиями военных лет осуществлялись через чтение и обсуждение стихотворных и прозаических произведений: Ю. Корольков «Лёня Голиков», А. Барто «На заставе», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», «Сапёры», «Таран» и др.).
Экскурсия в библиотеку помогла нам подобрать книги для детей дошкольного возраста о войне, познакомила наших воспитанников с подвигами юных героев Лени Голикова, Зины Портновой, Вали Котика. Ребята сопереживали героям, восхищались ими и хотели бы быть похожими на них (Артём, Дима: «Я бы пошёл туда воевать. Я бы смог».). При обсуждении рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» Варя спросила: «Все солдаты были такими добрыми? Мне хочется сказать ему «Спасибо». Постепенно книжный уголок в группе пополнялся новым материалом и стал более содержательным.
Мы знаем, что о ВОВ написано много произведений, но большинство из них предназначено для взрослых и зачастую в них описываются жестокие военные события. Для себя мы определили, что знакомство с произведениями о войне не должно повлиять негативно на ранимую психику ребенка. Тревожное состояние детей компенсировали веселыми, легкими произведениями, созданными во время войны, в период 1941-1945 годов. А это всем известные стихи С. Маршака «Круглый год», «Разноцветные страницы», стихи А. Барто и др.
Следующая форма работы - подбор иллюстративного материала о ВОВ. Вместе с родителями распечатывали и рассматривали плакаты военных лет, фотографии, иллюстрации. Изображения вызывали у детей сильные переживания, и они по-новому осмысливали стихи и пословицы на тему войны.
Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыкальные произведения, создали музыкально-литературную композицию.
Дошкольное детство – это игра и продуктивная деятельность. Поэтому мы проводили выставки рисунков, поделок, открыток, выполняли коллективные работы. Хочется отметить, что главной темой творческих работ остается «Военная техника».
Ключевым направлением проекта было представление истории своей семьи. Лейтмотивом нашей «Книги» стали слова: "Если хоть один человек вспоминает об ушедшем, этот ушедший еще жив ..."
Нас порадовала заинтересованность родителей в данной работе. Мамы и папы привозили фотографии из деревень, расспрашивали о судьбе дедов и прадедов. Было много трогательных моментов и слёзы наворачивались на глаза. Например, воспитанник Паша Тимофеев с мамой принесли фронтовые письма своего деда и прадеда Вострякова Георгия Александровича. Писем целая пачка, они заботливо сшиты и сложены по датам. В каждом письме Георгий Александрович беспокоился о семье, интересовался их жизнью и заботами, советовал жене, как сберечь детей в это трудное военное время. Георгий Александрович служил связистом, пропал без вести на полях войны. Письма пожелтели, загнулись уголки, содержание многих писем можно прочитать с трудом. Но каждый год 9 мая достаёт их из шкатулки теперь его дочь, перечитывает и каждый раз плачет.
Каждая семья, как могла, составляла свой рассказ о фронтовике. На сегодняшний день в детском саду создано 2 Книги памяти и гордости. Каждый желающий может ознакомиться с «Книгой» и оставить свой отзыв. Я не стану зачитывать все отзывы, вот лишь некоторые: «Очень важное и нужное дело. Большое спасибо педагогам и родителям, всем, кто остался неравнодушным». «Мы уйдём в школу, но по этой книге нас будут вспоминать». «Сменяются поколения, и вскоре вспоминать о фронтовиках будет уже некому, а эта «Книга» сохранит их имена и подвиги для потомков». «Поиск материалов для «Книги» побудил нас создать генеалогическое древо нашей семьи».
В период пандемии многие формы работы мы были вынуждены проводить онлайн: акция «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы» и др.
Проект еще не закончен. Он будет продолжаться до 31.12.2020 г. Нас ждут еще конкурс чтецов и рисунков, участие в общероссийской акции «Забытый полк», «День Неизвестного солдата», 3 сентября – День окончания Второй мировой войны праздничные мероприятия в ДОУ и др.
Данная работа будет продолжена в 2021 году, т.к. 2021 год будет посвященн трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
В заключении ещё раз хочу напомнить, читая дошкольникам книги, помните, что воспитывать юное поколение, людей будущего – это значит строить завтрашний день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...
Сообщение из опыта работы «Культура общения подростков"
Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчив...
Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".
Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...
Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»
«Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»Среди самых значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Не секрет, чт...
Сообщенеи из опыта работы
«Народная кукла в игре современных детей»...
Сообщение из опыта работы «Пути усиления взаимосвязей в изучении геометрического материала курсов математики 5 – 6 классов и 7 классов»
Сообщение из опыта работы...
Сообщение из опыта работы "Расскажите ребенку о войне"
Дошкольники 5-7 лет познают большой и неизведанный мир. Огромным потенциалом для изучения и познания целостной картины мира обладает художественная и познавательная литература. На пр...