ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИИ КОНФЕРЕНЦИИ УНИО
опыты и эксперименты
В работах современных учёных, как психологов, так и педагогов, мы встречаемся с такими понятиями, как «исследовательская активность», «исследовательская позиция», «исследовательское поведение», «учебно – исследовательская культура школьников». Особенно хочется остановиться на мнении А.В. Леонтовича о смысле и цели исследовательской деятельности учащихся:
а) ИД – это механизм введения детей в мир ценностей интеллектуального сообщества, занимающегося постижением нового;
б) цель ИД – развитие личности учащегося.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИИ КОНФЕРЕНЦИИ УНИО
В условиях реализации ФГОС уровень выполнения проектных заданий и исследований обучающимися напрямую связан с достижением результатов освоения образовательных программ на всех ступенях образования. Осуществление исследований и проектов происходит как в учебном процессе, так и в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Подготовка и реализация ученических исследований и проектов проходит в несколько этапов и завершается созданием итогового «продукта». Так, достигаются 3 группы образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных. Причём именно метапредметные результаты включают в себя широкий комплекс универсальных учебных действий (УУД) учащихся, так необходимых для осуществления проектной и исследовательской деятельности.
В работах современных учёных, как психологов, так и педагогов, мы встречаемся с такими понятиями, как «исследовательская активность», «исследовательская позиция», «исследовательское поведение», «учебно – исследовательская культура школьников». Особенно хочется остановится на мнении А.В. Леонтовича о смысле и цели исследовательской деятельности учащихся:
а) ИД – это механизм введения детей в мир ценностей интеллектуального сообщества , занимающегося постижением нового;
б) цель ИД – развитие личности учащегося .
Таким образом, говоря об ИД, стоит сосредоточиться не только на её «продуктах», но и на процессе развития личности обучающегося , на возможных его позитивных приобретениях в плане личного роста.
Результаты проектной деятельности так же должны получать свою оценку, пройти экспертизу , как это происходит с «продуктами» ИД. И для этого нам, учителям, необходимо иметь опыт оценивания ученических проектов, научиться определять их виды, характеристики, выбрать критерии и показатели оценивания. На практике мы сталкиваемся с противоречиями , имеющимися в области процесса оценивания:
1) обязательность выполнения проектов в соответствии с ориентирами образовательных программ ФГОС и различным характером опыта учителей в области, как реализации, так и оценивания «продуктов» проектной и исследовательской деятельности образовательной организации или даже при работе с разными возрастными группами;
2) можно ли критерии оценки различных конкурсов исследовательских и проектных работ учащихся из области внеурочной деятельности и дополнительного образования переносить в образовательную практику работы школ?
3) для учителей публикуется большое количество вариантов оценок, критериев исследовательской и проектной деятельности учеников. Но они слишком объёмны, нередко повторяют друг друга и , конечно, не могут учитывать специфику и проектной , и исследовательской деятельности, поэтому трудно сделать выбор , удобный для использования в конкретном образовательном учреждении с учётом опыта его педколлектива и области, в которой происходит оценивание (экспертиза):учебная, внеучебная, дополнительное образование;
4) при оценке результатов часто доминирует так называемая «внешняя» экспертиза ( специалисты со стороны – члены жюри) и мало уделяется внимания самооценке результатов, выполненной самими юными исследователями и проектантами.
Это сложная проблема, требующая оперативных решений.
В нашей гимназии тоже сложилась практика оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности, накоплен опыт работы ученической познавательной самодеятельной организации – ученического научно – исследовательского общества (УНИО), организованного в 1992 году. История возникновения и развития таких обществ наряду с малыми академиями наук, летних школ юных учёных и пр. имеет свои традиции: ритуалы: торжественные акции, общие цели и перспективы.
Структура нашего общества секционная, одним из важных содержательных направлений является изучение и популяризация среди учащихся научного наследия М.В. Ломоносова.
В члены УНИО принимаются ребята с 5 –го класса. но подготовка к этому начинается ещё в начальной школе(3-4 классы). Ученики посещают кружок «Учусь исследовать». В рамках УНИО каждый участник самостоятельно выбирает тему проекта или исследования, работает с ней индивидуально или с ребятами в небольшой группе. В старших классах учащиеся обучаются на занятиях элективного курса «Основы исследовательской деятельности».
Ведущие цели и задачи Общества – приобщение учащихся к проектной и исследовательской деятельности, развитие познавательных интересов. создание условий для эффективного овладения членов УНИО разнообразными умениями, помогающими подготовке и проведению исследований и проектов.
В конце каждого учебного года ( апрель) Общество проводит итоговые конференции:
- Общегимназическую конференцию УНИО;
- Открытую НПК «Наследники Ломоносова».
Здесь члены УНИО и ученики начальной школы представляют результаты проведённых исследований или выполненных проектов. Представление идёт в форме устных сообщений авторов, сопровождающихся презентациями , демонстрацией опытов, моделей, кино-, фото-материалов при необходимости.
Конференции проходят в формате тематических секционных заседаний. Общегимназическая конференция УНИО включает в свою программу ряд секций: литературоведческую, физико - математическую, естественнонаучную, секцию общественных наук и иностранных языков. В конференции принимают участие ученики 3-8 классов гимназии №73.
Открытая НПК «Наследники Ломоносова» имеет более широкую секционную программу; в дополнение к названным секциям в неё входят ещё и такие, как «Биология, психология, медицина», «Химия и экология», «Ломоносовская», «математика и информатика», «Краеведение, культурология, искусство», «Инженерная». Участники – ученики 9-11 классов школ, лицеев, гимназий Санкт – Петербурга, Москвы и других городов РФ, Беларуси и , конечно, учащиеся нашей гимназии.
Естественно, при проведении подобного рода конференции решается совокупность педагогических задач , в том числе и оценивание результатов проектной и исследовательской деятельности. Оценивание проводим посредством работы групп экспертов в соответствии с тематикой конкретных секций. Это классическая разновидность «внешней» экспертизы. Напрример, в жюри секций НПК «Наследники Ломоносова» входят известные петербургские учёные, специалисты в области точных, гуманитарных, естественных наук, журналисты, представители библиотек, преподаватели высшей школы и т.п. Эксперты выставляют свои оценки с помощью предложенной нашими организаторами совокупности критериев оценивания работ. Оценивается актуальность и новизна темы, соответствие видов заявленной цели и задачам, само выступление, компетентность в ответах на вопросы, оформление работы. По каждому критерию можно получить от 1 до 3 баллов.
При подведении итогов каждый участник получает сертификат, победители и призёры – дипломы. За особо значимые яркие аспекты раскрытия проблематики вручаются отдельные грамоты ( «За верность теме», «За смелость идеи», «За петербургский колорит» и др.)
Но при подготовке к конференциям УНИО есть и оценивание результатов проектной и исследовательской деятельности «внутреннего» характера, когда готовые «продукты» , созданные учащимися проходят предварительное обсуждение ( оценку) или рецензирование научных руководителей –педагогов, других учителей гимназии и учащихся – коллег по УНИО. Это проводится на занятиях кружка «Учусь исследовать» и элективного курса «основы исследовательской деятельности». Далее проводится рецензирование с привлечением наших учителей. По итогам такой работы проекты и исследования могут быть рекомендованы к участию НПК «Наследники Ломоносова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Совершенствование содержания и методов обучения, направленное на сохранение индивидуальности ребенка, развитие детских инициатив в различных видах учебной деятельности; Введение профильного обуче...
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Исследовательская и проектная деятельность учащихся как способ достижения важнейших целей образования
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать пробл...
Исследовательская и проектная деятельность учащихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС нового поколения.
Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии и химии....
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"
В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов
В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятель...