ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИИ КОНФЕРЕНЦИИ УНИО
опыты и эксперименты

Седельникова Ольга Анатольевна

В работах современных учёных, как психологов, так и педагогов, мы встречаемся с такими понятиями, как «исследовательская активность», «исследовательская позиция», «исследовательское поведение», «учебно – исследовательская культура школьников». Особенно хочется остановиться на мнении А.В. Леонтовича о смысле и  цели исследовательской деятельности учащихся:

а) ИД – это механизм введения детей в мир ценностей интеллектуального сообщества, занимающегося постижением нового;

б) цель ИД – развитие личности учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИИ КОНФЕРЕНЦИИ УНИО

В условиях  реализации ФГОС уровень выполнения проектных  заданий и исследований обучающимися напрямую связан с достижением результатов освоения образовательных программ на всех ступенях образования. Осуществление исследований и проектов происходит как в учебном процессе, так и в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Подготовка и реализация ученических исследований и проектов проходит в несколько этапов и завершается созданием итогового «продукта». Так, достигаются 3 группы образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных. Причём именно метапредметные результаты включают в себя широкий комплекс универсальных учебных действий (УУД) учащихся, так необходимых для осуществления проектной и исследовательской деятельности.

В работах современных учёных, как психологов, так и педагогов, мы встречаемся с такими понятиями, как «исследовательская активность», «исследовательская позиция», «исследовательское поведение», «учебно – исследовательская культура школьников». Особенно хочется остановится на мнении А.В. Леонтовича о смысле и  цели исследовательской деятельности учащихся:

а) ИД – это механизм введения детей в мир ценностей интеллектуального сообщества , занимающегося постижением нового;

б) цель ИД – развитие личности учащегося .

Таким образом, говоря об ИД, стоит сосредоточиться не только на её «продуктах», но и на процессе развития личности обучающегося , на возможных его позитивных приобретениях в плане личного роста.

Результаты проектной деятельности так же должны получать свою оценку, пройти экспертизу , как это происходит с «продуктами» ИД. И для этого нам, учителям, необходимо иметь опыт оценивания ученических проектов, научиться определять их виды, характеристики, выбрать критерии и показатели оценивания. На практике мы сталкиваемся с противоречиями , имеющимися в области процесса оценивания:

1) обязательность выполнения проектов в соответствии с ориентирами образовательных программ ФГОС и различным характером опыта учителей в области, как реализации, так и оценивания «продуктов» проектной и исследовательской деятельности  образовательной организации или даже при работе с разными возрастными группами;

2) можно ли критерии оценки различных конкурсов исследовательских и проектных работ учащихся из области внеурочной деятельности и дополнительного образования переносить в образовательную практику работы школ?

3) для учителей публикуется большое количество вариантов оценок, критериев  исследовательской и проектной деятельности учеников. Но они слишком объёмны, нередко повторяют друг друга и , конечно, не могут учитывать специфику и проектной , и исследовательской деятельности, поэтому трудно сделать выбор , удобный для использования в конкретном образовательном учреждении с учётом опыта его педколлектива  и области, в которой происходит оценивание (экспертиза):учебная, внеучебная, дополнительное образование;

4) при оценке результатов часто доминирует так называемая «внешняя» экспертиза ( специалисты со стороны – члены жюри) и мало  уделяется внимания самооценке результатов, выполненной самими юными исследователями и проектантами.

Это сложная проблема, требующая оперативных решений.

В нашей гимназии тоже сложилась практика оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности, накоплен опыт работы ученической познавательной самодеятельной организации – ученического научно – исследовательского общества (УНИО), организованного в 1992 году. История возникновения и развития таких обществ наряду с малыми академиями наук, летних школ юных учёных и пр. имеет свои традиции: ритуалы: торжественные акции, общие цели и перспективы.

Структура нашего  общества секционная, одним из важных содержательных направлений является изучение и популяризация среди учащихся научного наследия М.В. Ломоносова.

В члены УНИО принимаются ребята с 5 –го класса. но подготовка к этому начинается ещё в начальной школе(3-4 классы). Ученики посещают кружок  «Учусь исследовать». В рамках УНИО каждый участник самостоятельно выбирает тему проекта или исследования, работает с ней индивидуально или с ребятами в небольшой группе. В старших классах учащиеся обучаются на занятиях элективного курса  «Основы исследовательской деятельности».

Ведущие цели и задачи Общества – приобщение учащихся  к проектной и исследовательской деятельности, развитие познавательных интересов. создание условий для эффективного овладения членов УНИО разнообразными умениями, помогающими подготовке и проведению исследований и проектов.

В конце каждого учебного года ( апрель) Общество проводит итоговые конференции:

- Общегимназическую конференцию УНИО;

- Открытую НПК «Наследники Ломоносова».

Здесь члены УНИО и ученики начальной школы представляют результаты проведённых исследований  или выполненных проектов. Представление идёт в форме устных сообщений авторов, сопровождающихся презентациями , демонстрацией опытов, моделей, кино-, фото-материалов при необходимости.

Конференции проходят в формате тематических секционных заседаний. Общегимназическая конференция УНИО включает в свою программу ряд секций: литературоведческую, физико - математическую, естественнонаучную, секцию общественных наук и иностранных языков. В конференции принимают участие ученики 3-8 классов гимназии №73.

Открытая НПК «Наследники Ломоносова» имеет более широкую секционную программу;  в дополнение к названным  секциям в неё входят ещё и такие, как «Биология, психология, медицина», «Химия и экология», «Ломоносовская», «математика и информатика», «Краеведение, культурология, искусство», «Инженерная». Участники – ученики 9-11 классов школ, лицеев, гимназий Санкт – Петербурга, Москвы и других городов РФ, Беларуси и , конечно, учащиеся нашей гимназии.

Естественно, при проведении подобного рода конференции решается совокупность педагогических задач , в том числе и оценивание результатов проектной и исследовательской деятельности. Оценивание проводим посредством работы групп экспертов в соответствии с тематикой конкретных секций. Это классическая разновидность «внешней» экспертизы. Напрример, в жюри секций НПК «Наследники Ломоносова» входят известные петербургские учёные, специалисты в области точных, гуманитарных, естественных наук, журналисты, представители библиотек, преподаватели высшей школы и т.п. Эксперты выставляют свои оценки с помощью предложенной нашими организаторами совокупности критериев оценивания работ. Оценивается актуальность и новизна темы, соответствие видов заявленной цели и задачам, само выступление, компетентность в  ответах на вопросы, оформление работы. По каждому критерию можно получить от 1 до 3 баллов.

 При подведении итогов каждый участник получает сертификат, победители и призёры – дипломы. За особо значимые яркие аспекты раскрытия проблематики вручаются отдельные грамоты ( «За верность теме», «За смелость идеи», «За петербургский колорит» и др.)

 Но при подготовке к конференциям УНИО есть и оценивание результатов проектной и исследовательской деятельности «внутреннего» характера, когда готовые «продукты» , созданные учащимися проходят предварительное обсуждение ( оценку) или рецензирование научных руководителей –педагогов, других учителей гимназии и учащихся – коллег по УНИО. Это проводится на занятиях кружка «Учусь исследовать» и элективного курса «основы исследовательской деятельности». Далее проводится рецензирование с привлечением наших учителей. По итогам такой работы проекты и исследования могут быть рекомендованы к участию НПК «Наследники Ломоносова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и проектная деятельность учащихся

Совершенствование содержания и методов обучения, направленное на сохранение индивидуальности ребенка, развитие детских инициатив в различных видах учебной деятельности; Введение профильного обуче...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как способ достижения важнейших целей образования

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать пробл...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов

В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятель...