Образ жизни подростков. Социальные нормы и девиантное поведение.
материал
Как сложно ребёнку выбрать правильный путь в жизни. От его решения многое зависит от окружающей его среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie.docx | 235.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образ жизни подростков.
Социальные нормы и девиантное поведение»
Подготовили и провели педагоги доп.обр.
Логинова И.М.
Павлинов Ю.В.
Баринов В.А.
2018год
Цели и задачи: Познакомить учащихся с социальными нормами, пропагандировать здоровый образ жизни; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;
Воспитывать умения противостоять давлению сверстников; контролировать свои поступки; Побуждать детей формированию у себя хороших привычек;
Продолжить формирование умений работать в группах; воспитывать уважение к закону.
Основные понятия: социальные нормы, девиантное поведение, алкоголизм, наркомания, преступность.
Вступление
Тема нашего мероприятия «Образ жизни подростков. Социальные нормы и девиантное поведение» являются актуальной сегодня. Проблема алкоголизма, наркомании, преступности стоит в центре внимания семьи, государства, общества.
Сегодня мы будем говорить, как стать здоровым и счастливым, как бороться с вредными привычками.
I. План мероприятия.
1. Подросток в обществе риска.
2. Социальные нормы и девиантное (отклоняющееся) поведение
3. Мини-лекция «В рабстве у вредных привычек».
Тема – «Человеческие привычки».
4. Ролевая игра «Умей сказать “нет”».
5. Тест «Сможешь ли ты устоять».
6. Игры.
1. Подросток в обществе риска.
Вед: Каждый человек в какой-то момент задумывается над тем, какой будет его дальнейшая жизнь, какие ценности для него важны, какие перспективы его ожидают, и делает выбор: либо это – здоровье, разум, ощущение радости жизни, либо страдания, боль, бессмысленное существование.
К сожалению, жизнь – это не сказка, где добро побеждает зло. Иногда бывает наоборот. И сегодня мы будем говорить об этом. Поговорим о том, какие опасности подстерегают подростка в обществе.
На дворе XXI век.
Ты – современный человек.
Мир разделен злом и добром –
В общем, сейчас сложно в нем
Много соблазнов вокруг и тебе нужно выбрать, друг
Свой путь – дорогу и в жизни подмогу.
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т.п.
Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.
Девиантное поведение, мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, т.е. те которые не могут, или не хотят жить по правилам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Итак, девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего преступность азартные игры, самоубийства
3. Мини – лекция «В рабстве у вредных привычек».
Вед: Ребята, вы знаете, что тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую тяжелую работу. Жизнь раба ничего не стоила. Раба можно было унизить, продать, убить.
Прошли века, и человечество избавилось от рабства. Но и в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек.
Посмотрите на доску:
В этом царстве самые крупные города – это Никитин, Алкоголь, Наркотик, Азарт. Люди, которые попали к ним в плен становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек: курение, пьянство, наркомания, игромания. Их удел нищета, болезни, смерть.
Интерактивная беседа.
1.Вед: Ребята у вас на столах лежат карточки.
ы у о р
у п о у
И о в ч
У к о а
Ваша задача - вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочесть слово.
Какое слово у вас получилось? (ответы детей)
Вы уже догадались, чему будет посвящена наша с вами встреча?
Сегодня мы поговорим о привычках, попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и об их влиянии на наше здоровье.
Тема – «Человеческие привычки».
1. Как вы считаете, что такое привычка? (Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям).
2. Какие бывают привычки? (Хорошие и плохие, вредные и полезные).
3. Какие полезные привычки вы знаете? (Чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы и т.п.).
4. Как вы понимаете пословицу: «Бедность от лени, а болезнь – от невоздержанности»? (Если человек не привык к труду, он будет беден. А если он не привык бороться со своими вредными привычками, он будет болеть).
Итак, ребята, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни. Информационный блок «Все о вредных привычках».
Алкоголизм. (Слайд1)
Эта вредная привычка – пьянство. Пьянство очень быстро перерастает в манию – алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей. Это тоже яд, он нарушает работу всех внутренних органов. Пьяный человек – зрелище отталкивающее. Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки. От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушается много семей, ломаются судьбы.
Наркомания. (Слайд2)
Наркотики – отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть. Наркомания действует своими ядами сильно и быстро – буквально с первого раза человек может стать наркоманом! Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление. У наркоманов три пути: тюрьма, психбольница, смерть.
Курение. (Слайд3)
Курение – это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы. От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщикам
Тренинг: раздаются имитационные сигареты, сделанные из бумаги и склеенные скотчем. Участники представляют себя курильщиками. После этого они разворачивают их и читают название той болезни, которую они «получили» от этой сигареты (хронический бронхит, рак легких, рак полости рта, рак гортани, витаминная недостаточность, аллергия, рождение нездорового потомства, рак мочевого пузыря, инфаркт, инсульт, плохая память, снижение интеллекта, гангрена, общая дистрофия) и.
Токсикомания. (Слайд 4)
Это не просто вредные, но и очень опасные привычки. «Мания» – это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» - «мания к яду». Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное – разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме.
Игр мания. (Слайд 5)
Эта вредная привычка начинается безобидно – игровые автоматы, компьютерные игры, карты, рулетка. А может закончиться разрушением психики, преступлением. Даже самоубийством. Игр мания не щадит ни детей, ни взрослых. Даже благоразумные старушки становятся игр манками и заканчивают свою жизнь в голоде и нищете.
Сквернословие. (Слайд 6)
Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем эта вредная привычка – сквернословие – очень опасна для здоровья человека. Причем вредно не только говорить, но и слушать матерные слова.
Ученые провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов ученые сравнили с радиоактивным облучением в тысячи рентген. Ученые установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков. То есть мат – это программа самоликвидации всего потомства этого человека.
Шопинг мания, т.е. навязчивого стремления совершать покупки. Одни специалисты называют шопинг манию психологическим расстройством, другие — болезнью, третьи — разновидностью наркотической зависимости. Шопинг мания не менее серьезна, чем табакокурение и алкоголизм. Ее нельзя недооценивать. Известны случаи, когда люди из-за неспособности прекратить делать покупки и роста долгов кончали жизнь самоубийством. (Слайд 7)
Компьютеромания - бомба замедленного действия. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. (Слайд 8)
Вед: «Скоро останутся лишь две группы людей: те, кто контролирует компьютеры, и те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в первую» Льюис Д. Эйген (американский специалист по менеджменту)
Закрепление
Давайте вспомним, какая вредная привычка может появиться буквально с первого раза? (наркомания).
-Какая вредная привычка несет программу самоликвидации всех потомков человека? (сквернословие).
-От какой вредной привычки появляются 25 болезней? (курение).
-Какие вредные привычки отравляют человека, разрушают его организм? (токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм).
-Какие вредные привычки начинаются с невинных забав, а заканчиваются нищетой, болезнями, смертью? (токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм, игр мания).
4. Ролевая игра «Умей сказать “нет”».
Учитель: Ребята, нет ни одного человека на земле, который хотел бы стать рабом. Но некоторые по слабости и безволию становятся рабами вредных привычек. Как же уберечься от этого? Как не попасть к ним в рабство? Здесь может быть только один ответ; надо научиться говорить…(НЕТ)
Вот мы сейчас и будем это делать.
К нам пожаловали гости из туристического агентства «Темное царство» - Кощей Бессмертный и Баба-Яга.
Кощей: Добро пожаловать в Темное царство!
Баба-Яга: Предлагаем вам 10 способов, как попасть в Царство вредных привычек.
Вед: Но мы – то с вами, ребята, знаем, что попасть в это Царство легко, но выбраться из него очень трудно. Поэтому на все эти призывы у нас один ответ… Дети (хором) НЕТ!
Яга: Посмотрите, какие красивые и изящные сигареты. Дети (хором) НЕТ!
Кощей: Какая красивая пачка! Открой ее, возьми сигарету. НЕТ!
Яга: Как мужественно будешь ты смотреться с сигаретой и с бутылкой алкоголя в руках! НЕТ!
Кощей: Курить – это современно и круто! Дети (хором) НЕТ!
Яга: Если у тебя нет денег – угощайся бери в долг, потом вернешь. НЕТ!
Кощей: Ты откалываешься от коллектива – смотри, здесь все курят и пьют, попробуй за компанию. Дети (хором) НЕТ!
Яга: Курение, алкоголь, игра, наркотики – это лекарство от скуки. НЕТ!
Кощей: Курение успокаивает нервы, алкоголь снимает напряжение. НЕТ!
Яга: Наркотики делают человека свободным и счастливым. НЕТ!
Кощей: Играй и выигрывай – ты можешь стать миллионером! НЕТ!
Яга. Почему-то все дети упрямо
Не клюют на такую рекламу
Кощей. Могут нас здесь и побить,
Надо ноги уносить! (Кощей Бессмертный и Баба-Яга убегают).
5. Тест «Сможешь ли ты устоять»
Вед: Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы. Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском?
Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете.
(Вед. читает вопросы. Дети пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».)
Любишь ли ты смотреть телевизор?
Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трех часов ежедневно?
Хотелось ли тебе попробовать закурить?
Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
Пробовал ли ты алкогольные напитки?
Любишь ли ты уроки физкультуры?
Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?
Вед: Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да» и запишите полученные числа.
Вы сказали «да» не больше трех раз – вот ваш результат:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями. Вы сказали «да» от 4 до 8 раз – ваш результат похуже. Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли из-за этого можно попасть в зависимость от вредных привычек.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз – тут уже пора задуматься. Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Этот тест нельзя назвать серьезным, но он может показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою волю, учиться самостоятельности. Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.
«Два подсказчика» или «Кладоискатель»
Описание упражнения: водящему завязывают глаза и прячут в помещении какой – либо небольшой предмет, который ему необходимо найти. В этом ему помогают два подсказчика, которые знают, где спрятан предмет, и говорят ему, куда двигаться. Один из них действительно помогает, направляя водящего в верном направлении, а второй, наоборот, всячески стремится сбить с пути, послать по ложному следу. Водящий, естественно, не знает, кто из двоих ему действительно помогает, а кто мешает. Его задача – разобраться в этом самостоятельно и в итоге найти спрятанный предмет. Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей, их задача – постараться заметить, как во внешности водящего проявляется то, в какой момент какому из подсказчиков он доверяет.
Психологический смысл упражнения: развитие умения общаться в ситуации информационной перегрузки, когда от разных людей одновременно поступают различные сведения – как истинные, так и ложные. Тренировка интуиции.
Обсуждение: какие эмоции возникали у каждого из участников в ходе игры? По каким признакам водящий судил, кто из партнеров дает достоверную информацию, а кто сбивает его с толку? Оказалось, ли верным первое впечатление на этот счет или по ходу игры его пришлось менять?
«Мой сосед»
Ведущий просит детей как следует посмотреть друг на друга, обратить внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников. Затем он просит одного из детей закрыть глаза и задает вопросы о ком-то из группы:
- У кого в группе светлые волосы?
- Какие глаза у ……..?
- Кто одет в зеленую кофту?
- Какая прическа у ……?
- Какого цвета волосы у твоего соседа справа?
Эта игра способствует развитию наблюдательности, интереса друг к другу.
Игра «Полезные и вредные привычки»
Вед: Я буду говорить привычки, если я называю вредную привычку, то вам надо приседать. Если называю полезную, стоять на месте. Кто неверно выполняет задание выходит из игры.
Выполнять домашнее задание, громко разговаривать на уроке, обманывать, заниматься спортом, говорить правду, не соблюдать режим дня, соблюдать гигиену, соблюдать режим дня, читать книги, сквернословить, играть на уроках с телефоном, закаляться, переговариваться, смотреть по сторонам, посещать кружки, делать по утрам зарядку, не выполнять домашнее задание, пропускать уроки, играть на свежем воздухе, чистить зубы, уважать старших, драться, конфликтовать, не уважать старших, ухаживать за цветами, выкрикивать на уроке, вставать с места без разрешения учителя, говорить добрые слова, не записывать домашнее задание, грызть ногти.
Развитие рефлексии
Письменное задание: напишите на листе бумаги (или в тетрадях) 5 своих положительных качеств и 5 - отрицательных. Далее следует обсуждение. Оно может быть более или менее глубоким в зависимости от готовности группы.
Закрепление.
- Как вы считаете, нужно ли нам было говорить о ваших привычках?
- В какие моменты нашей беседы вы чувствовали себя уверенно, комфортно?
- Когда вам было скучно или, наоборот, весело?
«9 заповедей здоровья»
четкий режим дня;
свежий воздух;
больше смеха;
физическая активность;
правильное питание;
не пить, не курить;
личная гигиена;
любовь к себе и другим;
занятия по душе.
«Хочешь быть счастливым – будь им!»
Всего вам доброго дорогие ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе
Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....
"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".
Изучение особенностей социально-педагогической коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...
Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционых программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадапт...
Анкетирование в формировании здорового образа жизни подростка "Насколько правилен ваш образ жизни?"
Здоровье во многом находится в ваших руках и зависит от того, какой образ жизни вы ведёте. Предлагаю пройти тест и узнайть, нужно ли вам что либо поменять, чтобы улучшить своё самочувствие. Этот ...
Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.
Социально-педагогическая работа с дезадаптированными детьми и подростками и с детьми девиантного поведения.Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так и в психолого-пе...
«Социально–педагогическая профилактика девиантного поведения у подростков школ-интернатов VIII вида »
Доклад «Основные направления воспитательно-...