"Воспитание культуры поведения младших школьнтков с ОВЗ"
статья

Белова Ирина Анатольевна

В своей статье я хочу поделиться своими размышлениями о воспитаниии культуры поведения детей младшего школьного возраста.  Это очень актуально , когда ребенок  приходит в школу и приобретает новый социальный статус - "школьника". Расширяется круг общения ребенка ,  формируются новые ценности, и на первый план выдвигаются нравственные качества личности. Отношения между людьми приобретают особенное значимость, поэтому уже в начальной школе следует уделять особое внимание формам проявления личности и взаимодействию каждого ученика с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения младших школьников с ОВЗ.

Воспитание культуры поведения у младших школьников очень актуально в наше время, когда  формируются новые ценности, и на первый план выдвигаются нравственные качества личности. Отношения между людьми приобретают особенное значимость, поэтому уже в начальной школе следует уделять особое внимание формам проявления личности и взаимодействию каждого ученика с окружающими.
           Улучшение качества образования ориентирована на развитие творческой, деятельной личности, которая обладает гражданской ответственностью, проявляющей толерантность к другим культурам  и способной самоопределиться в социальной среде.

Слово «культура» изначально возникло в латинском языке и означало возделывание, обработку почвы. Каждый хорошо представляет себе, что стоит за словами «культура поведения». Но  всё же стоит еще раз обратиться к научному определению этого понятия. Вот как говорит об этом  «Словарь по этике». «Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения».

Различают культуру внешнюю и внутреннюю. Внутренняя культура  человека – это скромность, вежливость, деликатность, тактичность, достоинство, обязательность, аккуратность и т. д.  Внешняя культура – это умение вести себя в обществе, манера общения, правильная речь, эстетика внешнего вида, умелая организация рабочего места и грамотное использование свободного времени. Именно внешняя культура часто определяет отношение общества к каждой конкретной личности. Окружающие люди оценивают его воспитанность, которая во многом зависит и поддерживается нормами, принятыми в обществе.
Задача любого воспитателя заключается в том, чтобы привить ученикам правильную модель поведения, основанную на важнейших принципах:

  • безусловное уважение человека;
  • соблюдение неприкосновенности личности;
  • принятие индивидуальной данности каждого человека.


           Ребёнок обязан усвоить ряд правил и норм, которые необходимы для жизни в социуме. Эти правила успешно усваиваются  ребёнком в процессе общения со взрослыми и ровесниками, в повседневной жизни и постепенно становятся  привычками поведения.

Большую роль в культурном становлении личности играет литература. Но в настоящее время мы испытываем дефицит чтения. Пользование телефонами, компьютерами заменяет потребность читать книги, поэтому воспитательный процесс требует другого подхода, новых, более эффективных средств достижения поставленной цели, что требует от педагога творческого подхода. Также следует помнить, что воспитатель своим примером, своей культурой воспитывает учеников. Очень важно проявлять требовательность в выполнении правил, давать положительную и отрицательную оценку поведению, но делать это в тактичной форме. Большую роль в процессе воспитания культуры поведения приносят занятия по этике. У воспитанников они вызывают особый интерес, так как проводятся в нетрадиционной форме, дают широкие возможности для творчества и реализации скрытых возможностей личности.

Наши великие педагоги К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих работах отмечали, что процесс воспитания проходит тогда успешно, когда и родители, и школа едины в предъявляемых требованиях. Следовательно, вопросами воспитания личности должна заниматься не только школа, но и в большей степени семья ребенка. Задача педагога найти способы и методы убеждения, чтобы выработать одинаковые критерии воспитания своих учеников вместе с родителями класса. Предъявление одинаковых требований к поведению детей со стороны взрослых составляет обязательное условие в воспитании культуры поведения в школе и дома. К.Д.Ушинский и Л.Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Положительным методом в достижении поставленной цели может стать создание традиций класса, совместных праздников, что позволяет сплотить детский коллектив, научить общению вне занятия и привить навыки культурного поведения в доступной для детей форме. Каждый педагог может это сделать совместно с родителями на одном из первых собраний. Таким образом,  мы решаем сразу две задачи: формирование традиций и привлечение взрослых к жизни детей, что в свою очередь способствует укреплению активной родительской позиции. Но не следует забывать и про индивидуальную работу с учащимися. Здесь очень важно изучить не только индивидуальные особенности каждого ученика, но и бытовые условия, и стиль семейного воспитания, чтобы воздействовать на личность совместно с родителями «трудного» ученика.  


          Начиная работу по воспитанию культуры поведения, воспитателю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) элементарных норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определённых норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.


Использованная литература:

1.Курочкина И.Н. Культура поведения ребёнка: практические советы педагога: Школьная Пресса, 2005 год.
2.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч. - М., 1977 - Т.2
3.Основы школьной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1986.
4.Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Москва, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры поведения у детей

Методическая разработка...

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

В помощь родителям по воспитанию у детей культуры поведения....

Воспитание культуры поведения школьников

Способы воспитания культуры поведения школьников, трудности, с которыми могут столкнуться родители...

Советы родителям по воспитанию культуры поведения у детей.

Полезные советы родителям по воспитанию детей....

Доклад на родительском собрании по теме "Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка".

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко,   который говорил родителям:  «Правильное   воспитани...