Профориентация старшеклассников
статья (9, 10, 11 класс)
Несколько методик, которые помогут старшекласснику в выборе профессии и рекомендации педагогам и родителям, которые хотят помочь своим детям в этом нелегком выборе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_starsheklassnikov.docx | 42.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентация старшеклассников
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.
К сожалению, многие выпускники вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, затрудняясь мотивировать свой выбор, и не располагают возможностью прогноза соответствия собственных индивидуальных особенностей требованиям выбранной профессиональной деятельности. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием родителей, под действием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств.
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.
В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.
Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки
Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
К основным мотивам выбора профессии относятся:
Внутренние индивидуально значимые мотивы - профессию выбирают, исходя из своих способностей, склонностей, возможностей, что предполагает определенный уровень развития самопознания: профессия дает возможности для внутреннего раскрытия личности;
Внутренние социально значимые мотивы - профессия выбирается по степени значимости для общества, ее полезности для человечества; профессия дает возможности для реализации определенных навыков успешного взаимодействия в социуме;
Внешние положительные мотивы - большую роль при выборе профессии играют такие факторы, как заработная плата, удаленность от места проживания, соответствие любимому предмету в школе;
Внешние отрицательные мотивы - профессиональный выбор в этом случае несамостоятельный, зависящий от окружающих, профессия выбирается только потому, что является престижной.
Данные компоненты профессионального самоопределения непосредственно взаимосвязаны: от сформированной у старшеклассника системы ценностей напрямую будут зависеть его мотивы при выборе профессии, а в дальнейшем и готовность совершить профессиональный выбор (профессиональные установки). Результаты изучения профессионального самоопределения учащихся позволяют адекватно разработать курс профориентационных занятий и организовать индивидуальные консультации.
Название группы | . Краткая характеристика группы |
Человек- техника | Все профессии, связанные с созданием техники, её обслуживанием и управлением ; профессии, связанные с металлами, с электрооборудованием, с созданием эксплуатации зданий и сооружений, с производством промышленных товаров, с добычей полезных ископаемых. |
Человек- человек | Профессии, связанные с воспитанием, обучением, лечением, информированием, бытовым обслуживанием и управлением людьми. |
Человек- природа | Все профессии, связанные с растительными, животными организмами, микроорганизмами. |
Человек- знаки | Все, связанное с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими и химическими символами и др. |
Человек - художественный образ Рекомендации. | Профессии, связанные с музыкой, искусством, живописью, литературой, актерской деятельностью и т.д. |
При выборе профессии необходимо учитывать следующие факторы:
Фактор «могу»
Фактор «хочу»
Фактор«надо»
Фактор «могу» включает: состояние здоровья, способности, уровень знаний, психологические особенности личности.
Фактор «хочу» включает: твои желания, интересы, склонности.
Фактор «надо» включает: потребности рынка труда в кадрах, другими словами, это то, сколько нужно стране фермеров, экономистов, юристов, педагогов и т.п. Ведь самое главное не только получить достойное образование, но и быть полезным государству. Именно поэтому очень важно обратить внимание на те ошибки и затруднения, которые могут возникать у вас, дорогие ребята, при выборе той или иной профессии.
1. Мнение о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться но после учета твоих интересов и способностей. Иначе будешь владеть "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.
2. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет тебе выбрать свой правильный путь в жизни.
3. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
4. Увлечение только внешней стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение.
5. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие профессии за этим предметом стоят.
6. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут психологи, родители, учителя, товарищи.
7. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем.
1. Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах, склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
2. Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны.
3. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметь предварительно избираемую профессию.
4. Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда.
5. Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию.
6. Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
7. Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчивым в достижении намеченной цели.
Рекомендации педагогам.
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание») и др.
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности.
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний о профессиях в рамках школьных предметов.
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений.
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Рекомендации родителям.
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
4. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
5. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Приложение.
Методика «Мотивы выбора профессии».
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
Текст опросника «Мотивы выбора профессии»
№ п/п | Утверждения | Оценка | Тип мотивации |
1 | Требует общения с разными людьми |
| и |
2 | Нравится родителям |
| – |
3 | Предполагает высокое чувство ответственности |
| с |
4 | Требует переезда на новое место жительства |
| + |
5 | Соответствует моим способностям |
| и |
6 | Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием |
| – |
7 | Дает возможность приносить пользу людям |
| с |
8 | Способствует умственному и физическому развитию |
| и |
9 | Является высокооплачиваемой |
| + |
10 | Позволяет работать близко от дома |
| + |
11 | Является престижной |
| – |
12 | Дает возможность для роста профессионального мастерства |
| с |
13 | Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах |
| – |
14 | Позволяет реализовать способности к руководящей работе |
| с |
15 | Является привлекательной |
| и |
16 | Близка к любимому школьному предмету |
| + |
17 | Позволяет сразу получить хороший результат труда для других |
| с |
18 | Избрана моими друзьями |
| – |
19 | Позволяет использовать профессиональные умения вне работы |
| + |
20 | Дает большие возможности проявить творчество |
| и |
Шкала оценок: 5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3 – средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло.
Условные обозначения: «и» – внутренне индивидуально значимые мотивы; «с» – внутренние социально значимые мотивы; «+» – внешние положительные мотивы, «–» – внешние отрицательные мотивы.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования
Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
- здоровье;
- ум, способности;
- характер;
- авторитет у сверстников;
- умение многое делать своими руками, умелые руки;
- внешность;
- уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
- По каждой из шести шкал определить:
- уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
- высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
- значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
- Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.
Параметр | Количественная характеристика (балл) | |||
низкий | средний | высокий | Очень | |
Уровень притязаний | Менее 60 | 60-74 | 75-89 | 90-100 |
Уровень самооценки | Менее 45 | 45-59 | 60-74 | 75-100 |
Методика исследования самооценки личности С.А.Будасси
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
Текст методики
1. Аккуратность | 17. Легковерие | 33. Педантичность |
2. Беспечность | 18. Медлительность | 34. Радушие |
3. Вдумчивость | 19. Мечтательность | 35. Развязность |
4. Восприимчивость | 20. Мнительность | 36. Рассудительность |
5. Вспыльчивость | 21. Мстительность | 37. Самокритичность |
6. Гордость | 22. Надежность | 38. Сдержанность |
7. Грубость | 23. Настойчивость | 39. Справедливость |
8. Гуманность | 24. Нежность | 40. Сострадание |
9. Доброта | 25. Нерешительность | 41. Стыдливость |
10. Жизнерадостность | 26. Несдержанность | 42. Практичность |
11. Заботливость | 27. Обаяние | 43. Трудолюбие |
12. Завистливость | 28. Обидчивость | 44. Трусость |
13.Застенчивость | 29. Осторожность | 45. Убежденность |
14. Злопамятность | 30. Отзывчивость | 46. Увлеченность |
15. Искренность | 31. Подозрительность | 47. Черствость |
16. Капризность | 32. Принципиальность | 48. Эгоизм |
Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.
Обработка результатов
Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу
r = l - 0,00075 x Σ d2,
где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).
Интерпретация результатов
Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.
Тест "Определение типа будущей профессии"
Инструкция: Прочитай данные утверждения. Обведи выбранный тобой ответ.
- Легко знакомлюсь с людьми.
да нет не знаю
- Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.
да нет не знаю
- Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.
да нет не знаю
- Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.
да нет не знаю
- Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.
да нет не знаю
- С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.
да нет не знаю
- С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.
да нет не знаю
- Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.
да нет не знаю
- Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.
да нет не знаю
1 0. Люди считают, что у меня есть художественные способности.
да нет не знаю
- Охотно читаю о растениях, животных.
да нет не знаю
1 2. Принимаю участие в спектаклях, концертах.
да нет не знаю
- Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин.
да нет не знаю
- Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.
да нет не знаю
- Легко улаживаю разногласия между людьми.
да нет не знаю
- Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
да нет не знаю
1 7. Людям нравится мое художественное творчество.
да нет не знаю
- У меня есть способности к работе с растениями и животными.
да нет не знаю
- Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.
да нет не знаю
- Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.
да нет не знаю
- Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди.
да нет не знаю
- Без особого труда усваиваю иностранные языки.
да нет не знаю
- Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.
да нет не знаю
- Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.
да нет не знаю
- Могу влиять на ход развития растений и животных.
да нет не знаю
- Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.
да нет не знаю
- Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения.
да нет не знаю
- Охотно наблюдаю за растениями или животными.
да нет не знаю
- Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.
да нет не знаю
- Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.
да нет не знаю
Обработка результатов:
Человек-человек: ответы «да» в предложениях: 1(1балл), 6(1б.), 15(2б.), 20(1б.), 23(2б.), 27(1б.).
Человек-техника: ответы «да» в предложениях: 2(1б.), 9(2б.), 13(1б.), 16(2б.), 21(1б.), 26(1б.).
Человек-художественный образ: ответы «да» в предложениях: 3(1б.), 10(2б.), 12(1б.), 17(2б.),24(1б.), 30(1б.).
Человек-природа: ответы «да» в предложениях: 4(1б.), 7(1б.), 11(1б.), 18(2б.), 25(2б.), 28(1б.).
Человек-знаки: ответы «да» в предложениях:5(1б.), 8(1б.), 14(2б.), 19(2б.), 22(1б.), 29(1б.).
Интерпретация:
Наибольшая полученная сумма или суммы указывают на наиболее подходящий тип профессии. Максимальное число баллов — 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация старшеклассников
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют ...
Программа по профориентации старшеклассников "Мой профессиональный выбор".
Автор: Белоногова Н.И....
СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ И ТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ПОЯВЛЕНИЕ. КАК СОРИЕНТИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКА.
«Атлас новых профессий» включает:Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективахв быстрорастущих и новых отраслях российской экономики.Универсальные навыки и умения, даю...
Профориентация старшеклассников
quot;Профориентация:проблемы и пути решения"...
Рекомендации по организации профориентации старшеклассников, с выраженными индивидуально-психологическими особенностями
Цель рекомендаций: оказание методической помощи педагогам-психологам, занимающимся подготовкой старшеклассников к выбору профессиональной деятельности....
Советы по профориентации старшеклассников
В предложенном материале даны рекомендации родителям по профориентации...
Проблемы профориентации старшеклассников
Статья, посвященная профориентации старшеклассников....