Организация социальных практик школьников: опыт деятельности региональной инновационной площадки
статья (9 класс)
Опыт деятельности региональной инновационной площадки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sotsialnyh_praktik_shkolnikov.docx | 644.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация социальных практик школьников:
опыт деятельности региональной инновационной площадки.
Автор: Алексеева Татьяна Валерьевна,
заместитель директора по УВР.
Муниципальное общеобразовательное
учреждение: Харанорская средняя
общеобразовательная школа № 40
Борзинский район Забайкальский край.
В 2011-2012 учебном году наша школа на конкурсе образовательных инициатив получила статус «Региональная инновационная площадка», представив проект «Организация социальных практик учащихся в системе предпрофильной подготовки».
А началось всё в 2010-2011 учебном году ( после моего назначения заместителем директора по УВР) с него – с обычного среднестатистического десятиклассника нашей школы, который в сентябре , а потом ещё и в октябре, и даже в ноябре никак не мог определиться с выбором профиля и «путешествовал» по группам, где ребята изучали предметы учебного плана на профильном или базовом уровне. И таких мечущихся «путешественников» оказалось очень много – 39%. Кроме того, в 10-й класс пришли ребята (около 10%), которые показали низкий уровень готовности к обучению в старшей школе. Так обозначилась серьёзная проблема: низкая результативность предпрофильной подготовки учащихся в 8-9 классах и как следствие – неспособность учащихся 10-х классов сделать осознанный выбор будущей профессии и профильного предмета соответственно; а также неверно выбранный дальнейший образовательный маршрут после получения основного общего образования.
В силу обозначенных проблем мы решили отойти от организации профильного обучения на основе «жёстких» профилей, а перешли к системе работы по индивидуальным учебным планам, где ученик 10 класса должен был выбрать не профиль , а предмет (от 2-х до 5-ти), который он будет изучать на профильном уровне. Возможно и это нововведение «сбило с толку» новоиспечённых десятиклассников, но основная причина крылась всё же в системе предпрофильной подготовки, основные минусы которой мы определили, запустив анкету с интересующими нас вопросами как среди учащихся 10-х классов, так и среди их родителей. На основании результатов анкет были сделаны следующие выводы: во-первых, многие десятиклассники имели общее представление о своих способностях и наклонностях, но не знали, в какой профессиональной области они могут быть востребованы. Во-вторых, учащиеся весьма смутно представляли себе, какими чертами характера должен обладать представитель той или иной профессии, и чем конкретно занимается каждый из них. В-третьих, они не владели сведениями о разнообразии профессий и не знали, какие специалисты в настоящее время востребованы на рынке труда в России и в Забайкальском крае.
Естественно, в первую очередь была отредактирована программа учебного курса «Технология профессионального успеха», в которую были внесены интересующие детей вопросы, но этого явно было недостаточно, потому как теоретическое изучение материала только тогда станет продуктивным, если есть практический, деятельностный подход к изучению проблемы.
Так родилась мысль о социальной практике, как одной из форм осуществления предпрофильной подготовки учащихся.
Вот уже 3 года в образовательном пространстве нашей школы формируется и развивается новая форма сотрудничества в виде организации социальных практик, благодаря которой учащиеся 8-9 классов не только получают новый социальный опыт, но и могут более осознанно реализовать возможность выбора профиля и впоследствии будущей профессии. Кроме того, социальное партнёрство в образовательном пространстве школы направлено на создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся, которые будут способны к преобразованию социума и поддержке социально значимых инноваций. Это предполагает, во-первых, включенность молодых людей в реальные социальные отношения; во-вторых, знакомство учащихся с профессиями во время профессиональной деятельности людей. Задачей учащегося становится ответственное планирование своего будущего. Отсюда следует, что в пространстве социально-практической деятельности может происходить и профессиональное самоопределение. Умение планировать своё будущее ребенок приобретает в деятельности, имитирующей взрослую (таковой и является социальная практика), особенно если деятельность поддерживается не учителем, а профессионалом. Целью социальных практик явилось формирование социальных компетенций у учащихся через приобретение нового социального опыта, способствующего профессиональному самоопределению старшеклассников. Итак, теперь нам предстояло решить следующую задачу: как организовать прохождение этих самых социальных практик учащимися, чтобы получить планируемый результат. А от этого нововведения мы ожидали ни много, ни мало, а повышение результативности предпрофильной подготовки, которая выражалась бы в:
- уверенности старшеклассника в правильности выбранного профиля или профильного предмета;
- соответствии планирования получения желаемой профессии с реальными возможностями;
- удовлетворении потребности изучения некоторых профессий;
- развитии умения планировать своё будущее.
Кроме того, данная новация позволила бы приобретать учащимся новый социальный опыт через действующую, работающую схему организации социальных практик в системе предпрофильной подготовки.
Мы просмотрели учебно-методическую литературу, но почти ничего по исследуемому вопросу не обнаружили. Следовательно, продумывать организацию социальных практик нам пришлось самостоятельно. Однако помощь пришла с неожиданной стороны: обсуждая вопросы прохождения социальных практик на предприятиях с будущими социальными партнёрами, выяснилось, что программу прохождения практики могут предложить руководители или работники этих предприятий.
Вот такой получилась схема организации социальных практик.
1.Методом диагностирования определяется состав предприятий, организаций, учреждений, которые хотели бы посетить учащиеся в целях прохождения социальной практики.
2.С предприятиями школой заключается договор о прохождении социальной практики.
3.Совместно с руководителем предприятия /или назначенным лицом/ разрабатывается программа практики.
4. Формируется группа из числа учащихся для прохождения социальной практики на данном предприятии.
5.Для группы учащихся определяется руководитель практики, ответственный за прохождение её всеми участниками группы. Руководитель проводит инструктаж по технике безопасности и присутствует на предприятии вместе с детьми на всех занятиях.
6.Практика длится от 3 до 5 дней. Продолжительность 1 занятия 1-2 часа. Практические занятия, на которых учащиеся участвуют в деятельности предприятия, обязательны.
7.После прохождения практики учащиеся должны представить отчет в виде текстового варианта (дневник социальной практики, доклад, сочинение и др.) или в виде мультимедийной презентации, фильма.
8.В конце учебного года проводится конференция учащихся, на которой они представляют свои отчеты. По итогам конференции определяются лучшие работы учащихся, в которых наиболее полно и интересно представлена деятельность предприятия, где была пройдена практика, и личный опыт школьника, приобретенный в процессе деятельности на предприятии.
9. Запись о прохождении социальной практики заносится в зачетную книжку учащегося.
Следующим этапом работы явилось формирование нормативно-правовой базы по организации социальных практик. Были разработаны проект «Организация социальных практик учащихся в системе предпрофильной подготовки», положение о социальных практиках, договор о прохождении социальной практики на предприятиях, с 2012-2013 учебного года социальная практика внесена в учебный план школы. Кроме того, был разработан диагностический инструментарий, позволяющий отследить результативность инновации.
О нововведении были проинформированы педагогический коллектив, учащиеся 9-х классов, их родители. Среди ребят провели анкетирование и определили состав предприятий нашего посёлка и близлежащих населённых пунктов, на которых учащиеся хотели бы пройти социальную практику.
Хочется обратить внимание на «подводные камни», которые, возможно, встретятся на пути тех администраторов, которые захотят воплотить данную идею у себя в школе. Непосредственно подписанием договоров с социальными партнёрами и разработкой программ прохождения социальной практики занималась я сама как завуч школы. Первоначально, чтобы минимизировать возникающие проблемы, в качестве руководителя практики я отправлялась на практику с детьми также сама. В последующем это делали классные руководители, но оптимальным вариантом оказалось найти ответственного, коммуникабельного человека, который сопровождал все формирующиеся из учащихся параллели группы на все социальные практики. На практику ребята всегда ходили с удовольствием, чаще всего это происходило в послеобеденное время. Если в соответствии с программой практики требовалось явиться утром в детский садик на утренний прём детей, то уроки начинались в 10.00. Бывало, что ребята из-за практики пропускали занятие элективного курса или консультацию. Тогда они самостоятельно или при моём содействии договаривались с учителями о дополнительном задании и отрабатывали пропущенное занятие. Обычно организацией социальных практик я занималась с октября по апрель включительно. Сделать это в сентябре невозможно, так как много работы по организации образовательного процесса в начале учебного года, а в мае учащиеся 9-х классов усиленно готовятся к ГИА. Приблизительный график прохождения практик составляется в начале года, поэтому вполне естественно, что время прохождения практики может измениться по разным причинам. Порой первое занятие проводится на базе школы. Это могла быть беседа с экономистом, юристом, работником вневедомственной охраны, представителем администрации посёлка, что вполне заменяло вводное занятие.
Отчётная конференция обычно проходит в сентябре будущего учебного года, чтобы опять-таки не отвлекать школьников от подготовки к экзаменам, однако вторичную диагностику по определению результативности предпрофильной подготовки проводим в мае. К сожалению, мы не можем удовлетворить все потребности учащихся в прохождении социальной практики, например, в силу специфики работы в сберегательном банке, детям запрещено находится рядом с операторами банка.
За 3 года реализации инновации было организовано 23 социальные практики на предприятиях (в организациях, учреждениях) посёлка Шерловая Гора: в администрации городского поселения «Шерловогорское», Харанорском доме детского творчества, Харанорской больнице № 1 (поликлиника), в детском саду «Полянка», во вневедомственной охране, в реабилитационном центре «Топаз», на ОАО «Разрез Харанорский», в социальном отделе социальной службы посёлка, в цветочном салоне «Розмарин», в собственной школе на месте психолога и учителя. Мы благодарны руководителям этих предприятий и организаций за содействие в проведении социальных практик.
За это время социальную практику прошли 217 учащихся, что составило 95% от общего числа девятиклассников. Замечательно то, что наши практиканты приносят ещё и пользу на предприятиях, а не являются только созерцателями. Например, в детском садике ребята участвуют в подготовке и проведении занятий с малышами. По просьбе медицинских работников участковой больницы они расклеивают информационные листы по посёлку, ходят к пациентам и сообщают им о необходимости флюорографического обследования, систематизируют документацию. На приёме у главы администрации высказывают свои соображения по вопросам благоустройства посёлка, в цветочном салоне – составляют букеты и участвуют в пересадке растений, при работе в социальном отделе делают необходимую работу по дому у престарелых людей.
По результатам диагностики по окончании учебного года учащиеся ответили на один из вопросов таким образом:
«Насколько предпрофильная подготовка была эффективной?» | 2010-2011 уч.г. | 2011-2012 уч.г. | 2012-2013 уч.г. |
высокоэффективной | 22% | 36% | 35% |
эффективной | 18% | 52% | 58% |
малоэффективной | 40% | 12% | 7% |
неэффективной | 20% | 0% | 0% |
Более того, в 2012-2013 учебном году сменили своё решение о выборе профиля всего 2 десятиклассника, что составило 8% от всей численности десятиклассников.
Из 72 выпускников 9 классов этого года пожелали продолжить своё обучение в нашей школе 42 ученика (60%), остальные собираются получить профессию в средне-специальных учебных заведениях, колледжах, профессиональных училищах Забайкальского края. Из 30 собирающихся поступать в ссузы ребят точно знают, куда пойдут учиться 26 (87%), а 4 (13%) –не определились в выборе профессии в апреле. Конечно, им и их родителям была оказана всесторонняя помощь в решении этого вопроса. Большинство из поступающих пожелали связать свою жизнь с железной дорогой -30% , 23% ребят будут обучаться в горном колледже, так же их выбор пал на педагогический, сельскохозяйственный, строительный колледжи и мореходное училище. Большинство из них – 93%- желают в будущем остаться в Забайкалье и приносить пользу своему краю.
Тем учащимся, которые желают продолжить обучение в школе, предложено профильное обучение. Выбор они сделали следующий – на профильном уровне в большинстве своём желают изучать предметы: обществознание (59%),математику (40%), физику(23%), а так же биологию, химию, историю, английский язык.
Выпускники нынешних 11-х классов первыми в школе прошли социальную практику на предприятиях посёлка. В этом году из стен школы вышли 50 выпускников. Из них 42 человека (84%) собираются получить высшее образование. Профессии, которые выбрали наши выпускники: экономист (16%), горный инженер (10%), менеджер (8%), юрист (6%),а также – режиссёр, фотограф, таможенник, медицинский работник, психолог, программист, востоковед, тренер, вокалист, дизайнер, журналист, актёр и работник МВД. Однако вернуться в Забайкальский край или остаться здесь после учёбы планируют всего 43%.
Полагаю, опыт организации социальных практик интересен тем, что предпринята попытка школьникам показать работу специалистов на предприятиях как бы «изнутри». Учащиеся, участвуя в каком-либо процессе на предприятии, чувствуют себя частью большой взрослой жизни со всей ответственностью за сделанный выбор. В Забайкальском крае, по сравнению с Центральной Россией, список профессий, реализуемых на предприятиях, невелик. Вероятнее всего, познакомившись посредством социальных практик, с некоторыми из них, учащиеся захотят расширить этот список, самостоятельно и с помощью взрослых узнавая всё новые и новые аспекты профессиональной деятельности человека. Кроме того, демографическая ситуация в регионе такова, что необходимо создавать такие предпосылки предполагаемого будущего, чтобы выпускники школ, получив профессиональное образование, имели желание работать в Забайкальском крае. Если полнее раскрывать особенности именно тех профессий, которые востребованы в Забайкальском крае, то есть вероятность проектирования своей профессиональной деятельности на предприятиях родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета Музыка 1-4 класс включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» 1-4 класс в рамках деятельности региональной инновационной площадки
Рабочая программа учебного предмета музыка разработана в рамках региональной инновационой площадки по апробации программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» ...
Приказ об организации деятельности региональной инновационной площадки
Приказ об организации деятельности региональной инновационной площадки...
Приказ об организации деятельности региональной инновационной площадки
Приказ об организации деятельности региональной инновационной площадки, 2.11.2016 г....
2017 год 2.4 Аналитический отчет МБОУ "СОКШ № 4" о деятельности Региональной инновационной площадки
...
Промежуточный отчет о деятельности региональной инновационной площадки по теме «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики»
Промежуточный отчето деятельности региональной инновационной площадкипо теме «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики»за период с сентября 2018 года п...
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...
Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково
Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...