«ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ В ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН»
методическая разработка
Выпускники, выходя из учреждений интернатного типа, должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Им предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе профессии, общении с людьми, раскрытии себя, как личности, поэтому был разработан творческий проект, посредством которого можно преодолеть решить проблемы социализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_i_proekt_2019_g._zvezdnaya.docx | 64.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
«ПРИНЯТО» на педсовете «____» __________ 2019 г. |
« Утверждаю»
____________ Морозова Н.А.
и. о. директора
«___» «____»__________ 2019 г.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ В ПУТЬ
СТАНОВЛЕНИЯ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН»
(для старших подростков)
От мальчишества – к мужеству
Алдан 2019г.
Паспорт программы
Образовательное учреждение | Муниципальное казенное учреждение «центр семейного устройства для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» мо «алданский район» |
Юридический адрес | Алданский район ул. Калинина 2/5 |
Контактный телефон | |
Директор | |
Название Программы | «Путешествие длиною в путь Становления настоящих мужчин» |
Направленность Программы | Комплексная |
Автор Программы | Керимкулова М.М. |
Сроки реализации | 1 год |
Участники Программы | Воспитанники МКУ ЦСУ |
Кадровое обеспечение Программы | - воспитатели - младшие воспитатели - медработники - психологи - социальный педагог - педагог-организатор - приглашенные специалисты |
Тип учреждения: Муниципальное казенное учреждение
«центр семейного устройства для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
мо «алданский район»
Местонахождение: г. Алдан
Сроки реализации программы: 1 год
Возраст детей: от 13 до 17 лет
Социальный статус детей: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
Организация деятельности педагогов: Программа предназначена для воспитанников в возрасте 13-17 лет, рассчитана на 1 год. Групповые занятия с воспитанниками организуются
4 раза в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.
Работа по данной Программе происходит на предварительно спланированных целенаправленных занятиях. При необходимости повторяется ранее изученный материал.
Для успешной реализации всех моментов возможна следующая технология работы с Программой:
В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д. Далее идет работа по выполнению тематического плана.
Программа предполагает творческий подход в процессе реализации так как к нему прилагается проект «Мы журналисты», в процессе реализации которого, воспитанники, через всевозможные виды деятельности знакомятся со специалистами разных отраслей.
Используя вариативность программы, педагог имеет реальную возможность самостоятельно интерпретировать ту или иную тему в поисках соответствующих путей решения конкретных проблем в зависимости от имеющихся условий, интересов и склонностей воспитанников.
Промежуточным контролем знаний и умений воспитанников могут быть проведение тестирования среди воспитанников, игровые занятия. Кроме того, качество работы по Программе будет видно и в процессе жизнедеятельности в Центре: общение воспитанников в повседневной жизни.
Для эффективного решения задач программы необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.
Разработать систему поощрений в зависимости от уровня социализации воспитанника (более лояльное отношение к режиму дня; материальные поощрения на карманные расходы, мера доверия; бытовые поощрения: выделение отдельной комнаты, компьютер и пр.; выбор компаньона по комнате).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы.
Одну группу современного российского общества представляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые требуют особого внимания. У выпускников - масса проблем. Одна из которых - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека. Но в реальности существует ряд проблем, мешающих социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это:
– негативное отношение окружающих к детям детских домов;
– неприспособленность выпускников детских домов к самостоятельной жизни;
– межличностные взаимоотношения;
– профессиональная ориентация воспитанников детских домов.
Задача Центра — помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда необходимость создания программы по подготовке воспитанников Центра семейного устройства к самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.
Реализация программы
Цель программы: подготовка воспитанников Центра семейного устройства к самостоятельной жизни, повышение социальной компетенции детей.
Задачи программы:
1. Создание условий для успешной социализации воспитанников.
2. Развивать конструктивные и коммуникативные навыки межличностного общения.
3. Способствовать пониманию воспитанниками ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
4. Расширение знаний подростков об уголовной ответственности, о защите своих прав, развитие чувства ответственности за свои поступки. Профилактика правонарушений и самовольных уходов.
5. Повышение мотивации несовершеннолетних на ведение здорового образа жизни.
6. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, расширение знаний, на основе информации о мире профессии и тенденциях (востребованность, новые профессии и пр.); возможностях и перспективах выбранных профессий; на основе собственных возможностей, способностей, желаний. Содействие профессиональному выбору.
Формы работы:
- Беседа;
- Дискуссия;
- Консультация;
- Практикум;
- Анкетирование;
- Собеседование;
- Экскурсия,
- Деловая- игра.
Этапы программы:
1 этап – Подготовительный:
• Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
• Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
• Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
• Теоретическая подготовка педагогов, работающих по реализации программы.
2 этап – Организационно - основной
• Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
• Реализация системы занятий по программе.
• Составление индивидуальных планов сопровождения воспитанников.
• Практикумы.
3 этап – Заключительный:
• Совместный анализ занятий со специалистами Центра семейного устройства, принимающими участие в реализации программы.
• Обобщение опыта реализации проекта.
• Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы. Составление мониторинга воспитанности по разделам программы.
• Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
• Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
• Разработка и внедрение методических рекомендаций по теме программы.
Программа основывается на ряде принципов:
– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье ребенка.
– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.
– Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует свою востребовательность.
– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента воспитанников Центра любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.
– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.
- Принцип последовательности и систематичности.
-Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий :создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия воспитанника , поддержка, коррекция и развитие его здоровья.
Прогнозируемый результат:
- Имеют представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Выполняет все нормы поведения в Центре, школе, отвечают за свои поступки;
- Знают об ответственности за нарушение административного и уголовного права;
- Имеют представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
- Осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни. Понимание принципов и ценностей культуры здоровья. Знание о единстве физического, психического и духовного здоровья и путей его сохранения.
- Понимают ценность труда, имеют опыт участия в различных видах деятельности, умеют готовить простые блюда, знают различные хозяйственно-бытовые приборы; Умеют самостоятельно выполнять уборку по дому, создавать в доме уют и красоту, беречь имущество;
- Имеют представление о различных профессиях, осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме.
Методическая работа воспитательного состава группы:
1. Подборка методических разработок 2. Подбор методической литературы. 3. Изучение нормативной документации. 4. Планирование деятельности работы группы 5. Корректировка планов индивидуального сопровождения (по необходимости) |
Структура программы:
Программа состоит из 4-х разделов, содержание которых отражает основные направления работы по воспитанию и социализации воспитанников:
I.«СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Задачи: Совершенствование хозяйственно-бытовых умений и навыков, навыков самообслуживания; развитие практической направленности трудовой деятельности воспитанников, - Формирование положительной установки на создание будущей семьи, ответственности за обеспечение полноценной жизни в ней.
II.«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Задачи: Развитие социально-коммуникативных навыков, умение работать в коллективе; формирование умений контролировать себя в разных ситуациях, выходить из конфликтной ситуации, воспитание нравственной устойчивости, развитие стрессоустойчивости, формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников, способствующих успешной социализации в обществе.
III.«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Задачи: Формирование всех необходимых для самостоятельного проживания знаний, умений и навыков самообслуживания, формирование потребности к продолжению обучения и трудовой готовности воспитанников; формирование личностной готовности к самостоятельной жизни; организация деятельности по профориентации, способствующей осознанному выбору профессии выпускниками Центра.
IV.«ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»
Задачи: Развитие активной здоровъесберегающей среды; создание системы мотивации воспитанников, на сохранение и укрепление здоровья; освоение основ культуры здоровья; расширение физического потенциала воспитанников, укрепление психического и нравственного здоровья.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Мероприятия | Время проведения | Исполнители |
1 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение)» Цикл занятий «Знакомство с профессией журналиста», «Заметка, интервью, репортаж» «Журналисты»( обучение коммуникативному общению, умению «брать» и «давать» интервью, работать в группе, писать небольшие заметки и статьи для стенгазеты и. т. д.) Сюжетно-ролевая игра - «Я журналист» «Запечатлев момент!» беседа с элементами инструктажа об основных правилах качественного фотографирования и видеосъемки. | Сентябрь в течение года | воспитатель, воспитанники воспитатель, воспитанники |
Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Интегрированное занятие Беседа: «Что я знаю о профессиях», профессия «Педагог» категория «Человек- человек» (интервью с учителем) Ситуационная игра «Легко ли быть учителем, воспитателем?» | |||
2 | Цикл бесед с применением практических навыков: «Мой труд каждый день дома» (теория и практика): «Генеральная уборка»; «Каждой вещи – свое место»; «Повседневный уход за одеждой и обувью. Чистка. Подготовка к сезонному хранению», «Каждой вещи свое место»; «Мелкий ремонт одежды». | воспитатель, воспитанники | |
3 | Цикл правовых знаний: проведение тематических мероприятий «Закон о тебе», ты-о законе»: Беседа «Ответственность за порчу чужого имущества» | администрация Центра, соц. педагог, инспектора ПДН | |
4 | Беседа с применением слайдовой презентации «Профилактика венерических заболеваний, СПИДа». | медработник МКЦ, специалисты | |
5 | Цикл бесед с применением практических навыков: «Мой труд каждый день дома» «Генеральная уборка», «Каждой вещи – свое место». «Глажка одежды»; «Ручная стирка»; «Правила пользования стиральной машиной». | Октябрь | воспитатель, мл и пом/ воспитателя, воспитанники |
6 | Ситуационная игра «Этикет и манеры», «Общие правила поведения в общественных местах». | воспитатель, воспитанники | |
7 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Экскурсия в АПТ. «Человек и техника» (интервью с выпускниками Центра) | воспитатель, воспитанники, выпускники Центра | |
8 | Спортивные состязания «Мы начинаем наш турнир» | инструктор по физкультуре (тренер), воспитанники | |
9 | Интегрированное занятие "Велика Россия, но сила её в единстве! " | Ноябрь | воспитатель, педагог доп. образования, воспитанники |
10 | Диспут «Уважительное отношение к общественной и частной собственности». Консультация «Административная и уголовная ответственность» | воспитатель, соц. педагог | |
11 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Знакомство с профессиями здравоохранения. Категория «Человек-человек» ( интервью с работниками МКЦ Центра , АЦРБ.) | воспитатель, воспитанники, специалисты медицины | |
12 | Консультация «Сигарет, алкоголя, не приносящих вреда, – нет!» | воспитатель, медработник МКЦ, врач нарколог | |
13 | Цикл бесед с применением практических навыков: «Мужчина на кухне» (теория и практика): -Кухонные помощники (оборудование современной кухни), -Предметы сервировки стола (особенности сервировки стола в соответствии с назначением: день рождения, новый год, повседневное принятие пищи и прочее. | в течение года Декабрь | воспитатель, пом/мл воспитателя, сотрудники столовой |
Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Экскурсия- Профессии сотрудников правоохранительных органов, категория Человек-человек» (интервью с сотрудниками МВД) | воспитатель, воспитанники, инспектора ПДН | ||
14 | Цикл правовых знаний проведение тематических мероприятий «Закон о тебе», «ты-о законе»: «Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними» «Одно из преступлений -кража», | соц. педагог, сотрудники прокуратуры, суда | |
15 | Цикл бесед «Нам счастья не сулит обида чья – то», «Храни достоинство свое повсюду, человек» Деловая игра- «Особенности поведения мужчин и женщин в обществе», | психолог, воспитатель, педагог – библиотекарь, воспитанники | |
16 | Практическое занятие с элементами инструктажа по ТБ «Ожог, обморожение. Первая помощь при ожогах и обморожениях» | специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
17 | Цикл бесед с применением практических навыков: «Мужчина на кухне» (теория и практика): конкурс «Самый вкусный салат» | Январь | воспитатель, воспитанники, пом/мл. воспитателя, сотрудники столовой |
18 | Развлекательное -мероприятие «Рождественские приключения» | педагог организатор, воспитатель, воспитанники | |
19 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) «Учимся создавать!» Поиск дополнительной информации, составление плана по оформлению брошюры. Выпуск брошюры «Маленькое дело лучше большого безделья». | воспитатель, воспитанники, педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы | |
20 | Просмотр фильма «Виноваты звезды» 2014г.в. | воспитатель, психолог | |
21 | Практическое занятие с элементами инструктажа «Техника безопасности при работе с инструментами и различными материалами»; Практическая деятельность «Ремонт стола, стульев, тумбочек»; | Февраль | инструктор по труду Ефимов М.Н., воспитанники |
Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Экскурсия «Профессия рабочий, сантехник» ( интервью с работниками сантехсервиса чп «Тимофеев») | воспитатель, воспитанники, соц.педагог | ||
22 | Беседа «Верность, Отвага и Честь» «какой он- настоящий мальчишка, достойный юноша, настоящий мужчина». | воспитатель, воспитанники, специалисты военного комиссариата (МЧС, казачество) | |
23 | Рассказ с презентацией Защитники отечества. История, современность. | воспитатель, воспитанники, специалисты военного комиссариата (МЧС, казачество) | |
24 | Дискуссия «Как ты относишься к человеку, постоянно употребляющему алкоголь». | специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
25 | Цикл занятий с применением теоретических и практических навыков «Домашняя экономика и бюджет семьи». Консультация, практикум «Формирование разумных потребностей и определение прожиточного минимума при рациональном ведении семейного хозяйства». | Март в течение года | воспитатель, соцпедагог, воспитанники |
26 | Дискуссия «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н.Толстой) | психолог, воспитатель, воспитанники | |
27 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Практикум: «Семейные посиделки» «Идем в гости. Приглашаем гостей» (выпускники Центра). («Расскажи о своем выборе», «Моя профессия». | воспитатель, воспитанники, выпускники, педагог доп.образования (Васютна А.А.) | |
28 | Цикл практических занятий «Мужчина на кухне» (теория и практика): -Ассортимент 1 блюд - Ассортимент 2 блюд - Ассортимент салатов - Напитки «Быстрый бутерброд»; «Здоровый завтрак»; «Любимое семейное блюдо». | воспитатель, пом/мл воспитатель, сотрудники столовой | |
Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Экскурсия в столовую. Профессия «Повар», категория «Человек-природа» ( интервью с поваром Центра, поваром городской столовой) | воспитатель, воспитанники, сотрудники столовой | ||
29 | Консультация «Опасные удовольствия» -обсуждение посещений сайтов и соцсетей, несущих негативную информацию. | воспитатель, воспитанники, специалист по компьютерным сетям | |
30 | Игровая программа-эстафета «Первоапрельский кураж» | Апрель | педагог организатор, воспитатель, тренер по спорту, воспитанники |
31 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Мероприятие посвященное дню космонавтики Категория «Человек-техника» «Профессии неба» | воспитатель, воспитанники | |
32 | «Путешествие в прошлое» (история родного края). «Символы нашего государства». ЭКСКУРСИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, МУЗЕЙ Экскурсия в краеведческий музей «Путешествие в прошлое» (история родного края). «Символы нашего государства | воспитатель, воспитанники, сотрудники музея | |
Поиск дополнительной информации, составление плана по оформлению брошюры, (СОВРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ В ОБОБЩЕНИИ ТЕОРЕТИЧ и ПРАКТИЧ ОПЫТА) Практикум, совершенствование навыков в обобщении теоретического и практического опыта, выпуск брошюры: «Маленькое дело лучше большого безделья». | воспитатель, воспитанники, педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы | ||
33 | Профилактическая беседа «Инфекционные заболевания. Соблюдение правил личной гигиены, как основное условие профилактики инфекционных заболеваний». | специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
34 | Трудовая атака «Родной двор» (благоустройство и уборка территории Центра). | Май | воспитатель, воспитанники |
Цикл мероприятий посвященные годам ВОВ Оформление патриотического уголка Час патиортизма «Вспомним подвиги ВОВ» Просмотр фильма Последний Бой» 2018г.в. | воспитатель, воспитанники, педагог доп.образования (Васютна А.А.) | ||
35 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Монтаж видео -репортажа. | воспитатель, воспитанники, специалисты дополнительного образования | |
Отчет - демонстрация реализации проекта «Мы – журналисты» | воспитатель, воспитанники | ||
36 | Беседа «Береги здоровье смолоду». Вредные привычки и их пагубное влияние Консультация «Пристрастия, уносящие Жизнь» | специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
37 | Правовая викторина «Сказка ложь, да в ней намёк» Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | соц. педагог, воспитатель, инспектор ПДН | |
38 | Подведение итогов совместной деятельности педагогов и воспитанников группы | воспитатель, воспитанники | |
39 | Организационные мероприятия по подготовке выпускников к поступлению. Консультации специалистов | Июнь | воспитатель, специалисты СКС, выпускники |
40 | Цикл бесед с элементами практических навыков: «Сам себе мастер» (теория и практика): «Косметический ремонт в помещении»: - ремонт и побелка потолков (теория); - наклейка обоев (теория и практические занятия по ремонту); - заделка трещин и щелей пола; - краски, красители, растворители, и их назначение, меры безопасности при работе с ними; - покраска (дверей, окон, батарей, изделий из металла и т.д.); | воспитатель, мл/ пом воспитателя, инструктора по труду | |
41 | Цикл бесед с применением практических занятий «Приусадебное растениеводство» (теория и практика): «Обработка почвы и подготовка к посеву; «Подготовка семян к посадке»; «Посев овощных семян»; «Выращивание рассады»; «Выращивание овощей в открытом и защищенном грунте»; «Прополка, окучивание овощей» | воспитатель, мл/пом воспитателя, воспитанники | |
42 | Час информации, практикум «Основные виды травм и первая помощь» | Специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
43 | Инструктаж ТБ тема: «Правила безопасного поведения в лагере». | воспитатель, воспитанники, инструктор Т.Б. |
ЛИТЕРАТУРА:
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) - М., 2004.
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г. №761;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки от 7 мая 2012 года№599»;
- Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. Издательство, г. Москва, 2007 год.
- Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р;
- Дементьева И. Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. 2003. - №3.
- Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)
- Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Психология сиротства/ Прихожан А. М, Толстых Н. Н. - СПб.: Питер, 2005.
- Семейный кодекс российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2005
- Информационно – методическое издание «Беспризорник» 2019г.Москва.
Приложение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5
Тел: (41145) 329-52.
Факс: (41145)329-52
E-mail: aldan_detdom@mail.ru
ПРОЕКТ
«Мы журналисты»
для воспитанников старшей школьной группы
Алдан 2019 г.
Паспорт проекта
Название проекта: «Мы журналисты»
Учреждение: Муниципальное казенное учреждение
«Центр семейного устройства для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
Руководители: воспитатели группы
Актуальность проекта
Выпускники, выходя из учреждений интернатного типа, должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Им предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе профессии, общении с людьми, раскрытии себя, как личности, поэтому нами был разработан творческий проект, посредством которого можно преодолеть решить проблемы социализации детей. Для этого как нельзя лучше подходит серьезная игра в журналистов, потому что именно эта профессия соприкасается с представителями разных профессий как никакая другая в мире. Поэтому, воспитанники, «играя» в журналистов могут познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, вести диалог, развить речевые навыки и творческое начало в своей личности. Организация конкурсов, выставок увлекает детей и создает условия для формирования интереса к трудовой деятельности, а также развивает творческие и познавательные способности. Участие в данном проекте позволит раскрыть юные дарования, истинные увлечения каждого подростка. Проведенные экскурсии в рамках этого проекта позволят развить трудовую активность воспитанников.
Цель проекта:
Совершенствование существующих и внедрение инновационных форм и методов работы с воспитанниками в возрасте 13-17 лет по воспитанию основных социальных компетенций и профессиональному самоопределению через журналистскую деятельность.
Задачи проекта:
1. Развитие трудового сознания, трудовой активности, нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих и литературных способностей.
2. Формирование межличностных отношений.
3. Получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культурных ценностей. Знакомство со специалистами разных профессиональных отраслей, осваивая навыки их трудовой деятельности посредством приобретения теоретического и практического опыта.
4. Обучение планированию деятельности, оценки своей деятельности.
5. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановке вопросов, владению диалогической и монологической речью, умению выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных делах, поиске и сборе информации.
Участники проекта:
Воспитанники МКУ «ЦСУ», в возрасте 13-17 лет
Основные принципы работы по профориентации:
- личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;
- каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;
- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
План проекта.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Вводное занятие «Знакомство с профессией журналиста» «Заметка, интервью, репортаж» | Сентябрь | воспитатель, воспитанники. |
«Журналисты» (обучение коммуникативному общению, умению «брать» и «давать» интервью, работать в группе, писать небольшие заметки и статьи для стенгазеты) и т.д. Сюжетно-ролевая игра-« Я журналист» | |||
«Запечатлев момент!» беседа с элементами инструктажа об основных правилах качественного фотографирования и видеосъемки. | |||
2. | Интегрированное занятие Беседа: «Что я знаю о профессиях», профессия «Педагог» категория «Человек-человек» (интервью с учителем) Ситуационная игра «Легко ли быть учителем, воспитателем?» | Сентябрь | воспитатель, воспитанники |
3. | Экскурсия в АПТ. «Человек и техника» (интервью с выпускниками Центра) | Октябрь | воспитатель, воспитанники, выпускники Центра |
4. | Знакомство с профессиями здравоохранения. Категория «Человек-человек» ( интервью с работниками МКЦ Центра , АЦРБ.) | Ноябрь | воспитатель, воспитанники, специалисты медицины |
5. | Экскурсия- Профессии сотрудников правоохранительных органов, категория Человек-человек» (интервью с сотрудниками МВД) | Декабрь | воспитатель, воспитанники, инспектора ПДН |
6. | «Учимся создавать!» Поиск дополнительной информации, составление плана по оформлению брошюры. Выпуск брошюры «Маленькое дело лучше большого безделья». | Январь | воспитатель, воспитанники, педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы |
7. | Экскурсия «Профессия рабочий, сантехник» ( интервью с работниками сантехсервиса чп «Тимофеев») | Февраль | воспитатель, воспитанники, соц.педагог |
8. | Практикум: «Семейные посиделки» «Идем в гости. Приглашаем гостей» (выпускники Центра). («Расскажи о своем выборе», «Моя профессия». | Март | воспитатель, воспитанники, выпускники, педагог доп.образования (Васютна А.А.) |
Экскурсия в столовую. Профессия «Повар», категория «Человек-природа» ( интервью с поваром Центра, поваром городской столовой) | воспитатель, воспитанники, сотрудники столовой | ||
9. | Мероприятие посвященное дню космонавтики Категория «Человек-техника» «Профессии неба» | Апрель | воспитанники, воспитатель |
Практикум, совершенствование навыков в обобщении теоретического и практического опыта, выпуск брошюры: «Маленькое дело лучше большого безделья». | воспитатель, воспитанники, педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы | ||
10. | Монтаж видео -репортажа. | Май | воспитатель, воспитанники, специалисты дополнительного образования |
11. | Отчет-демонстрация реализации проекта. | воспитатель, воспитанники |
Ожидаемый результат:
В процессе реализации проекта у воспитанников повысится уровень социальной компетенции, способствующей их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и отработаются основные социальные навыки: коммуникативность, трудовая активность, творческое начало, умение сотрудничать, планировать свою деятельность, которые необходимы для профессионального выбора и для дальнейшей жизни в обществе. Наличие у подростков навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.
Список литературы
- Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера: учеб.-справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
- Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.
- Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» / Н.В.Немова // Директор школы. – 2005, № 6.
- Рекомендации по реализации профильного обучения на третьей ступени общего образования в форме индивидуального учебного плана обучающегося // Управление школой: Прил. К газете «Первое сентября». – 2004, № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 7 класса "День настоящих мужчин"
Классный час для 7 класса "День настоящих мужчин"....
Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"
Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...
Игра "Сто к одному" "23 февраля - день настоящих мужчин"
Мероприятие создано по одноименной телеигре "Сто к одному". Игра состоит из пяти частей: Простая игра, Двойная игра, Тройная игра, Игра наоборот, Большая игра. Участники команд должны угадать самый по...
спортивный праздник "Воспитание детей дело рук настоящих мужчин"
спортивное мероприятие для детей старшего школьного возраста совместно с военизированными учреждениями города...
Беседа "Настоящий мужчина"
Беседа "Настоящий мужчина" проведена для воспитанников ДЮСШ Сут-Хольского кожууна РТ...
"Мужчины-педагоги воспитывают настоящих мужчин"
В 2005 году в Республике Хакасия был организован Республиканский центр дополнительного образования детей. В Центре всегда востребованы технические и патриотические объединения, где в основном, занимаю...
«Настоящий мужчина – а что же это значит»
В наши дни мы много слышим обид и сетований не только от женщин, но и от старшего поколения об отсутствии мужественности у маль...