«ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ В ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН»
методическая разработка
Выпускники, выходя из учреждений интернатного типа, должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Им предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе профессии, общении с людьми, раскрытии себя, как личности, поэтому был разработан творческий проект, посредством которого можно преодолеть решить проблемы социализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
«ПРИНЯТО» на педсовете «____» __________ 2019 г. |
« Утверждаю»
____________ Морозова Н.А.
и. о. директора
«___» «____»__________ 2019 г.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ В ПУТЬ
СТАНОВЛЕНИЯ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН»
(для старших подростков)
От мальчишества – к мужеству
Алдан 2019г.
Паспорт программы
Образовательное учреждение | Муниципальное казенное учреждение «центр семейного устройства для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» мо «алданский район» |
Юридический адрес | Алданский район ул. Калинина 2/5 |
Контактный телефон | |
Директор | |
Название Программы | «Путешествие длиною в путь Становления настоящих мужчин» |
Направленность Программы | Комплексная |
Автор Программы | Керимкулова М.М. |
Сроки реализации | 1 год |
Участники Программы | Воспитанники МКУ ЦСУ |
Кадровое обеспечение Программы | - воспитатели - младшие воспитатели - медработники - психологи - социальный педагог - педагог-организатор - приглашенные специалисты |
Тип учреждения: Муниципальное казенное учреждение
«центр семейного устройства для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
мо «алданский район»
Местонахождение: г. Алдан
Сроки реализации программы: 1 год
Возраст детей: от 13 до 17 лет
Социальный статус детей: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
Организация деятельности педагогов: Программа предназначена для воспитанников в возрасте 13-17 лет, рассчитана на 1 год. Групповые занятия с воспитанниками организуются
4 раза в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.
Работа по данной Программе происходит на предварительно спланированных целенаправленных занятиях. При необходимости повторяется ранее изученный материал.
Для успешной реализации всех моментов возможна следующая технология работы с Программой:
В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д. Далее идет работа по выполнению тематического плана.
Программа предполагает творческий подход в процессе реализации так как к нему прилагается проект «Мы журналисты», в процессе реализации которого, воспитанники, через всевозможные виды деятельности знакомятся со специалистами разных отраслей.
Используя вариативность программы, педагог имеет реальную возможность самостоятельно интерпретировать ту или иную тему в поисках соответствующих путей решения конкретных проблем в зависимости от имеющихся условий, интересов и склонностей воспитанников.
Промежуточным контролем знаний и умений воспитанников могут быть проведение тестирования среди воспитанников, игровые занятия. Кроме того, качество работы по Программе будет видно и в процессе жизнедеятельности в Центре: общение воспитанников в повседневной жизни.
Для эффективного решения задач программы необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.
Разработать систему поощрений в зависимости от уровня социализации воспитанника (более лояльное отношение к режиму дня; материальные поощрения на карманные расходы, мера доверия; бытовые поощрения: выделение отдельной комнаты, компьютер и пр.; выбор компаньона по комнате).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы.
Одну группу современного российского общества представляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые требуют особого внимания. У выпускников - масса проблем. Одна из которых - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека. Но в реальности существует ряд проблем, мешающих социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это:
– негативное отношение окружающих к детям детских домов;
– неприспособленность выпускников детских домов к самостоятельной жизни;
– межличностные взаимоотношения;
– профессиональная ориентация воспитанников детских домов.
Задача Центра — помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда необходимость создания программы по подготовке воспитанников Центра семейного устройства к самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.
Реализация программы
Цель программы: подготовка воспитанников Центра семейного устройства к самостоятельной жизни, повышение социальной компетенции детей.
Задачи программы:
1. Создание условий для успешной социализации воспитанников.
2. Развивать конструктивные и коммуникативные навыки межличностного общения.
3. Способствовать пониманию воспитанниками ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
4. Расширение знаний подростков об уголовной ответственности, о защите своих прав, развитие чувства ответственности за свои поступки. Профилактика правонарушений и самовольных уходов.
5. Повышение мотивации несовершеннолетних на ведение здорового образа жизни.
6. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, расширение знаний, на основе информации о мире профессии и тенденциях (востребованность, новые профессии и пр.); возможностях и перспективах выбранных профессий; на основе собственных возможностей, способностей, желаний. Содействие профессиональному выбору.
Формы работы:
- Беседа;
- Дискуссия;
- Консультация;
- Практикум;
- Анкетирование;
- Собеседование;
- Экскурсия,
- Деловая- игра.
Этапы программы:
1 этап – Подготовительный:
• Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
• Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
• Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
• Теоретическая подготовка педагогов, работающих по реализации программы.
2 этап – Организационно - основной
• Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
• Реализация системы занятий по программе.
• Составление индивидуальных планов сопровождения воспитанников.
• Практикумы.
3 этап – Заключительный:
• Совместный анализ занятий со специалистами Центра семейного устройства, принимающими участие в реализации программы.
• Обобщение опыта реализации проекта.
• Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы. Составление мониторинга воспитанности по разделам программы.
• Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
• Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
• Разработка и внедрение методических рекомендаций по теме программы.
Программа основывается на ряде принципов:
– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье ребенка.
– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.
– Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует свою востребовательность.
– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента воспитанников Центра любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.
– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.
- Принцип последовательности и систематичности.
-Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий :создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия воспитанника , поддержка, коррекция и развитие его здоровья.
Прогнозируемый результат:
- Имеют представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Выполняет все нормы поведения в Центре, школе, отвечают за свои поступки;
- Знают об ответственности за нарушение административного и уголовного права;
- Имеют представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
- Осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни. Понимание принципов и ценностей культуры здоровья. Знание о единстве физического, психического и духовного здоровья и путей его сохранения.
- Понимают ценность труда, имеют опыт участия в различных видах деятельности, умеют готовить простые блюда, знают различные хозяйственно-бытовые приборы; Умеют самостоятельно выполнять уборку по дому, создавать в доме уют и красоту, беречь имущество;
- Имеют представление о различных профессиях, осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме.
Методическая работа воспитательного состава группы:
1. Подборка методических разработок 2. Подбор методической литературы. 3. Изучение нормативной документации. 4. Планирование деятельности работы группы 5. Корректировка планов индивидуального сопровождения (по необходимости) |
Структура программы:
Программа состоит из 4-х разделов, содержание которых отражает основные направления работы по воспитанию и социализации воспитанников:
I.«СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Задачи: Совершенствование хозяйственно-бытовых умений и навыков, навыков самообслуживания; развитие практической направленности трудовой деятельности воспитанников, - Формирование положительной установки на создание будущей семьи, ответственности за обеспечение полноценной жизни в ней.
II.«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Задачи: Развитие социально-коммуникативных навыков, умение работать в коллективе; формирование умений контролировать себя в разных ситуациях, выходить из конфликтной ситуации, воспитание нравственной устойчивости, развитие стрессоустойчивости, формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников, способствующих успешной социализации в обществе.
III.«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Задачи: Формирование всех необходимых для самостоятельного проживания знаний, умений и навыков самообслуживания, формирование потребности к продолжению обучения и трудовой готовности воспитанников; формирование личностной готовности к самостоятельной жизни; организация деятельности по профориентации, способствующей осознанному выбору профессии выпускниками Центра.
IV.«ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»
Задачи: Развитие активной здоровъесберегающей среды; создание системы мотивации воспитанников, на сохранение и укрепление здоровья; освоение основ культуры здоровья; расширение физического потенциала воспитанников, укрепление психического и нравственного здоровья.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Мероприятия | Время проведения | Исполнители |
1 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение)» Цикл занятий «Знакомство с профессией журналиста», «Заметка, интервью, репортаж» «Журналисты»( обучение коммуникативному общению, умению «брать» и «давать» интервью, работать в группе, писать небольшие заметки и статьи для стенгазеты и. т. д.) Сюжетно-ролевая игра - «Я журналист» «Запечатлев момент!» беседа с элементами инструктажа об основных правилах качественного фотографирования и видеосъемки. | Сентябрь в течение года | воспитатель, воспитанники воспитатель, воспитанники |
Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Интегрированное занятие Беседа: «Что я знаю о профессиях», профессия «Педагог» категория «Человек- человек» (интервью с учителем) Ситуационная игра «Легко ли быть учителем, воспитателем?» | |||
2 | Цикл бесед с применением практических навыков: «Мой труд каждый день дома» (теория и практика): «Генеральная уборка»; «Каждой вещи – свое место»; «Повседневный уход за одеждой и обувью. Чистка. Подготовка к сезонному хранению», «Каждой вещи свое место»; «Мелкий ремонт одежды». | воспитатель, воспитанники | |
3 | Цикл правовых знаний: проведение тематических мероприятий «Закон о тебе», ты-о законе»: Беседа «Ответственность за порчу чужого имущества» | администрация Центра, соц. педагог, инспектора ПДН | |
4 | Беседа с применением слайдовой презентации «Профилактика венерических заболеваний, СПИДа». | медработник МКЦ, специалисты | |
5 | Цикл бесед с применением практических навыков: «Мой труд каждый день дома» «Генеральная уборка», «Каждой вещи – свое место». «Глажка одежды»; «Ручная стирка»; «Правила пользования стиральной машиной». | Октябрь | воспитатель, мл и пом/ воспитателя, воспитанники |
6 | Ситуационная игра «Этикет и манеры», «Общие правила поведения в общественных местах». | воспитатель, воспитанники | |
7 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Экскурсия в АПТ. «Человек и техника» (интервью с выпускниками Центра) | воспитатель, воспитанники, выпускники Центра | |
8 | Спортивные состязания «Мы начинаем наш турнир» | инструктор по физкультуре (тренер), воспитанники | |
9 | Интегрированное занятие "Велика Россия, но сила её в единстве! " | Ноябрь | воспитатель, педагог доп. образования, воспитанники |
10 | Диспут «Уважительное отношение к общественной и частной собственности». Консультация «Административная и уголовная ответственность» | воспитатель, соц. педагог | |
11 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Знакомство с профессиями здравоохранения. Категория «Человек-человек» ( интервью с работниками МКЦ Центра , АЦРБ.) | воспитатель, воспитанники, специалисты медицины | |
12 | Консультация «Сигарет, алкоголя, не приносящих вреда, – нет!» | воспитатель, медработник МКЦ, врач нарколог | |
13 | Цикл бесед с применением практических навыков: «Мужчина на кухне» (теория и практика): -Кухонные помощники (оборудование современной кухни), -Предметы сервировки стола (особенности сервировки стола в соответствии с назначением: день рождения, новый год, повседневное принятие пищи и прочее. | в течение года Декабрь | воспитатель, пом/мл воспитателя, сотрудники столовой |
Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Экскурсия- Профессии сотрудников правоохранительных органов, категория Человек-человек» (интервью с сотрудниками МВД) | воспитатель, воспитанники, инспектора ПДН | ||
14 | Цикл правовых знаний проведение тематических мероприятий «Закон о тебе», «ты-о законе»: «Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними» «Одно из преступлений -кража», | соц. педагог, сотрудники прокуратуры, суда | |
15 | Цикл бесед «Нам счастья не сулит обида чья – то», «Храни достоинство свое повсюду, человек» Деловая игра- «Особенности поведения мужчин и женщин в обществе», | психолог, воспитатель, педагог – библиотекарь, воспитанники | |
16 | Практическое занятие с элементами инструктажа по ТБ «Ожог, обморожение. Первая помощь при ожогах и обморожениях» | специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
17 | Цикл бесед с применением практических навыков: «Мужчина на кухне» (теория и практика): конкурс «Самый вкусный салат» | Январь | воспитатель, воспитанники, пом/мл. воспитателя, сотрудники столовой |
18 | Развлекательное -мероприятие «Рождественские приключения» | педагог организатор, воспитатель, воспитанники | |
19 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) «Учимся создавать!» Поиск дополнительной информации, составление плана по оформлению брошюры. Выпуск брошюры «Маленькое дело лучше большого безделья». | воспитатель, воспитанники, педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы | |
20 | Просмотр фильма «Виноваты звезды» 2014г.в. | воспитатель, психолог | |
21 | Практическое занятие с элементами инструктажа «Техника безопасности при работе с инструментами и различными материалами»; Практическая деятельность «Ремонт стола, стульев, тумбочек»; | Февраль | инструктор по труду Ефимов М.Н., воспитанники |
Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Экскурсия «Профессия рабочий, сантехник» ( интервью с работниками сантехсервиса чп «Тимофеев») | воспитатель, воспитанники, соц.педагог | ||
22 | Беседа «Верность, Отвага и Честь» «какой он- настоящий мальчишка, достойный юноша, настоящий мужчина». | воспитатель, воспитанники, специалисты военного комиссариата (МЧС, казачество) | |
23 | Рассказ с презентацией Защитники отечества. История, современность. | воспитатель, воспитанники, специалисты военного комиссариата (МЧС, казачество) | |
24 | Дискуссия «Как ты относишься к человеку, постоянно употребляющему алкоголь». | специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
25 | Цикл занятий с применением теоретических и практических навыков «Домашняя экономика и бюджет семьи». Консультация, практикум «Формирование разумных потребностей и определение прожиточного минимума при рациональном ведении семейного хозяйства». | Март в течение года | воспитатель, соцпедагог, воспитанники |
26 | Дискуссия «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н.Толстой) | психолог, воспитатель, воспитанники | |
27 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Практикум: «Семейные посиделки» «Идем в гости. Приглашаем гостей» (выпускники Центра). («Расскажи о своем выборе», «Моя профессия». | воспитатель, воспитанники, выпускники, педагог доп.образования (Васютна А.А.) | |
28 | Цикл практических занятий «Мужчина на кухне» (теория и практика): -Ассортимент 1 блюд - Ассортимент 2 блюд - Ассортимент салатов - Напитки «Быстрый бутерброд»; «Здоровый завтрак»; «Любимое семейное блюдо». | воспитатель, пом/мл воспитатель, сотрудники столовой | |
Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Экскурсия в столовую. Профессия «Повар», категория «Человек-природа» ( интервью с поваром Центра, поваром городской столовой) | воспитатель, воспитанники, сотрудники столовой | ||
29 | Консультация «Опасные удовольствия» -обсуждение посещений сайтов и соцсетей, несущих негативную информацию. | воспитатель, воспитанники, специалист по компьютерным сетям | |
30 | Игровая программа-эстафета «Первоапрельский кураж» | Апрель | педагог организатор, воспитатель, тренер по спорту, воспитанники |
31 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Мероприятие посвященное дню космонавтики Категория «Человек-техника» «Профессии неба» | воспитатель, воспитанники | |
32 | «Путешествие в прошлое» (история родного края). «Символы нашего государства». ЭКСКУРСИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, МУЗЕЙ Экскурсия в краеведческий музей «Путешествие в прошлое» (история родного края). «Символы нашего государства | воспитатель, воспитанники, сотрудники музея | |
Поиск дополнительной информации, составление плана по оформлению брошюры, (СОВРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ В ОБОБЩЕНИИ ТЕОРЕТИЧ и ПРАКТИЧ ОПЫТА) Практикум, совершенствование навыков в обобщении теоретического и практического опыта, выпуск брошюры: «Маленькое дело лучше большого безделья». | воспитатель, воспитанники, педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы | ||
33 | Профилактическая беседа «Инфекционные заболевания. Соблюдение правил личной гигиены, как основное условие профилактики инфекционных заболеваний». | специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
34 | Трудовая атака «Родной двор» (благоустройство и уборка территории Центра). | Май | воспитатель, воспитанники |
Цикл мероприятий посвященные годам ВОВ Оформление патриотического уголка Час патиортизма «Вспомним подвиги ВОВ» Просмотр фильма Последний Бой» 2018г.в. | воспитатель, воспитанники, педагог доп.образования (Васютна А.А.) | ||
35 | Работа по проекту «Мы журналисты» (см. приложение) Монтаж видео -репортажа. | воспитатель, воспитанники, специалисты дополнительного образования | |
Отчет - демонстрация реализации проекта «Мы – журналисты» | воспитатель, воспитанники | ||
36 | Беседа «Береги здоровье смолоду». Вредные привычки и их пагубное влияние Консультация «Пристрастия, уносящие Жизнь» | специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
37 | Правовая викторина «Сказка ложь, да в ней намёк» Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | соц. педагог, воспитатель, инспектор ПДН | |
38 | Подведение итогов совместной деятельности педагогов и воспитанников группы | воспитатель, воспитанники | |
39 | Организационные мероприятия по подготовке выпускников к поступлению. Консультации специалистов | Июнь | воспитатель, специалисты СКС, выпускники |
40 | Цикл бесед с элементами практических навыков: «Сам себе мастер» (теория и практика): «Косметический ремонт в помещении»: - ремонт и побелка потолков (теория); - наклейка обоев (теория и практические занятия по ремонту); - заделка трещин и щелей пола; - краски, красители, растворители, и их назначение, меры безопасности при работе с ними; - покраска (дверей, окон, батарей, изделий из металла и т.д.); | воспитатель, мл/ пом воспитателя, инструктора по труду | |
41 | Цикл бесед с применением практических занятий «Приусадебное растениеводство» (теория и практика): «Обработка почвы и подготовка к посеву; «Подготовка семян к посадке»; «Посев овощных семян»; «Выращивание рассады»; «Выращивание овощей в открытом и защищенном грунте»; «Прополка, окучивание овощей» | воспитатель, мл/пом воспитателя, воспитанники | |
42 | Час информации, практикум «Основные виды травм и первая помощь» | Специалисты МКЦ, воспитатель, воспитанники | |
43 | Инструктаж ТБ тема: «Правила безопасного поведения в лагере». | воспитатель, воспитанники, инструктор Т.Б. |
ЛИТЕРАТУРА:
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) - М., 2004.
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г. №761;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки от 7 мая 2012 года№599»;
- Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. Издательство, г. Москва, 2007 год.
- Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р;
- Дементьева И. Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. 2003. - №3.
- Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)
- Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Психология сиротства/ Прихожан А. М, Толстых Н. Н. - СПб.: Питер, 2005.
- Семейный кодекс российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2005
- Информационно – методическое издание «Беспризорник» 2019г.Москва.
Приложение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5
Тел: (41145) 329-52.
Факс: (41145)329-52
E-mail: aldan_detdom@mail.ru
ПРОЕКТ
«Мы журналисты»
для воспитанников старшей школьной группы
Алдан 2019 г.
Паспорт проекта
Название проекта: «Мы журналисты»
Учреждение: Муниципальное казенное учреждение
«Центр семейного устройства для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
Руководители: воспитатели группы
Актуальность проекта
Выпускники, выходя из учреждений интернатного типа, должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Им предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе профессии, общении с людьми, раскрытии себя, как личности, поэтому нами был разработан творческий проект, посредством которого можно преодолеть решить проблемы социализации детей. Для этого как нельзя лучше подходит серьезная игра в журналистов, потому что именно эта профессия соприкасается с представителями разных профессий как никакая другая в мире. Поэтому, воспитанники, «играя» в журналистов могут познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, вести диалог, развить речевые навыки и творческое начало в своей личности. Организация конкурсов, выставок увлекает детей и создает условия для формирования интереса к трудовой деятельности, а также развивает творческие и познавательные способности. Участие в данном проекте позволит раскрыть юные дарования, истинные увлечения каждого подростка. Проведенные экскурсии в рамках этого проекта позволят развить трудовую активность воспитанников.
Цель проекта:
Совершенствование существующих и внедрение инновационных форм и методов работы с воспитанниками в возрасте 13-17 лет по воспитанию основных социальных компетенций и профессиональному самоопределению через журналистскую деятельность.
Задачи проекта:
1. Развитие трудового сознания, трудовой активности, нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих и литературных способностей.
2. Формирование межличностных отношений.
3. Получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культурных ценностей. Знакомство со специалистами разных профессиональных отраслей, осваивая навыки их трудовой деятельности посредством приобретения теоретического и практического опыта.
4. Обучение планированию деятельности, оценки своей деятельности.
5. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановке вопросов, владению диалогической и монологической речью, умению выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных делах, поиске и сборе информации.
Участники проекта:
Воспитанники МКУ «ЦСУ», в возрасте 13-17 лет
Основные принципы работы по профориентации:
- личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;
- каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;
- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
План проекта.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Вводное занятие «Знакомство с профессией журналиста» «Заметка, интервью, репортаж» | Сентябрь | воспитатель, воспитанники. |
«Журналисты» (обучение коммуникативному общению, умению «брать» и «давать» интервью, работать в группе, писать небольшие заметки и статьи для стенгазеты) и т.д. Сюжетно-ролевая игра-« Я журналист» | |||
«Запечатлев момент!» беседа с элементами инструктажа об основных правилах качественного фотографирования и видеосъемки. | |||
2. | Интегрированное занятие Беседа: «Что я знаю о профессиях», профессия «Педагог» категория «Человек-человек» (интервью с учителем) Ситуационная игра «Легко ли быть учителем, воспитателем?» | Сентябрь | воспитатель, воспитанники |
3. | Экскурсия в АПТ. «Человек и техника» (интервью с выпускниками Центра) | Октябрь | воспитатель, воспитанники, выпускники Центра |
4. | Знакомство с профессиями здравоохранения. Категория «Человек-человек» ( интервью с работниками МКЦ Центра , АЦРБ.) | Ноябрь | воспитатель, воспитанники, специалисты медицины |
5. | Экскурсия- Профессии сотрудников правоохранительных органов, категория Человек-человек» (интервью с сотрудниками МВД) | Декабрь | воспитатель, воспитанники, инспектора ПДН |
6. | «Учимся создавать!» Поиск дополнительной информации, составление плана по оформлению брошюры. Выпуск брошюры «Маленькое дело лучше большого безделья». | Январь | воспитатель, воспитанники, педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы |
7. | Экскурсия «Профессия рабочий, сантехник» ( интервью с работниками сантехсервиса чп «Тимофеев») | Февраль | воспитатель, воспитанники, соц.педагог |
8. | Практикум: «Семейные посиделки» «Идем в гости. Приглашаем гостей» (выпускники Центра). («Расскажи о своем выборе», «Моя профессия». | Март | воспитатель, воспитанники, выпускники, педагог доп.образования (Васютна А.А.) |
Экскурсия в столовую. Профессия «Повар», категория «Человек-природа» ( интервью с поваром Центра, поваром городской столовой) | воспитатель, воспитанники, сотрудники столовой | ||
9. | Мероприятие посвященное дню космонавтики Категория «Человек-техника» «Профессии неба» | Апрель | воспитанники, воспитатель |
Практикум, совершенствование навыков в обобщении теоретического и практического опыта, выпуск брошюры: «Маленькое дело лучше большого безделья». | воспитатель, воспитанники, педагоги дополнительного образования, педагоги - организаторы | ||
10. | Монтаж видео -репортажа. | Май | воспитатель, воспитанники, специалисты дополнительного образования |
11. | Отчет-демонстрация реализации проекта. | воспитатель, воспитанники |
Ожидаемый результат:
В процессе реализации проекта у воспитанников повысится уровень социальной компетенции, способствующей их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и отработаются основные социальные навыки: коммуникативность, трудовая активность, творческое начало, умение сотрудничать, планировать свою деятельность, которые необходимы для профессионального выбора и для дальнейшей жизни в обществе. Наличие у подростков навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.
Список литературы
- Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера: учеб.-справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
- Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.
- Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» / Н.В.Немова // Директор школы. – 2005, № 6.
- Рекомендации по реализации профильного обучения на третьей ступени общего образования в форме индивидуального учебного плана обучающегося // Управление школой: Прил. К газете «Первое сентября». – 2004, № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-177185-1361023621.jpg)
классный час для 7 класса "День настоящих мужчин"
Классный час для 7 класса "День настоящих мужчин"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/16/picture-191531-1681630666.jpg)
Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"
Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/10/picture-416319-1394452398.jpg)
Игра "Сто к одному" "23 февраля - день настоящих мужчин"
Мероприятие создано по одноименной телеигре "Сто к одному". Игра состоит из пяти частей: Простая игра, Двойная игра, Тройная игра, Игра наоборот, Большая игра. Участники команд должны угадать самый по...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-403585-1392534992.jpg)
спортивный праздник "Воспитание детей дело рук настоящих мужчин"
спортивное мероприятие для детей старшего школьного возраста совместно с военизированными учреждениями города...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522321-1415617136.jpg)
Беседа "Настоящий мужчина"
Беседа "Настоящий мужчина" проведена для воспитанников ДЮСШ Сут-Хольского кожууна РТ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-527885-1539497525.jpg)
"Мужчины-педагоги воспитывают настоящих мужчин"
В 2005 году в Республике Хакасия был организован Республиканский центр дополнительного образования детей. В Центре всегда востребованы технические и патриотические объединения, где в основном, занимаю...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-592992-1423832398.jpg)
«Настоящий мужчина – а что же это значит»
В наши дни мы много слышим обид и сетований не только от женщин, но и от старшего поколения об отсутствии мужественности у маль...