Инструменты критического мышления
учебно-методический материал
В работе представлены техники Критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumenty_kriticheskogo_myshleniya.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНСТРУМЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Критическое мышление
Критическое мышление подразумевает развитие ключевых навыков опроса, аргументации и способности показывать:
- Готовность обосновывать и создавать порядок и значение из нашего жизненного опыта
- Желание быть непредубежденным, задавать вопросы и давать задания и критически оценивать идеи других.
- Быть открытым для критической оценки своих взглядов другими, и для возможности быть неправым
- Желание испытывать идеи и искать «правду».
Детям необходимо показывать, как развивать обоснованное, беспристрастное критическое мышление. Им необходимо практиковать навыки опроса, обоснования, прогнозирования и моделированию. Обучение мыслить критически означает обучение обоснованной оценке о том:
- Как, когда и какие вопросы необходимо задавать
- Как, когда и какие методы обоснования использовать
В рамках работы Бенджамина Блума и др., критическое мышление является самым высоким из шести навыков мышления в его классификации, которая определена как оценка.
- Шесть шляп мышления
Шесть Шляп мышления разработано Эдвардом де Боно, отражает процесс параллельного мышления, который ускоряет сфокусированное мышление из числа различных решений.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию, которая нам уже известна или необходима.
Желтая шляпа символизирует яркость и оптимизм. Под этой шляпой вы изучаете позитивные стороны идеи, и переключаете свое внимание на поиск достоинств и пользы.
Черная шляпа это оценка – «адвокат дьявола», или почему что-то может не работать.
Красная шляпа означает чувства, догадки и интуицию.
Зеленая шляпа фокусируется на креативности; возможностях, альтернативах и новых идеях.
Синяя шляпа управляет мыслительным процессом. Это контролирующий механизм, который гарантирует наблюдение направлений всех Шести шляп.
- Условные обозначения мыслителей
Впервые разработанные Тони Райаном условные обозначения мыслителей являются комплексом двадцати различных действий, разработанных привлечь и мотивировать учеников в ряде мыслительных заданий.
Ряд начинающих вопросов или заданий представлены как условные обозначения для разблокировки аналитических, критических и креативных мыслительных способностей учеников.
- Обратное изменение – расположить слова, такие как «не могу», «никогда» и «не буду», которые бы не были расположены в предложении, например, составьте список вещей, которые вы никогда не найдете в Лондоне.
- Что если – задавайте вопросы «что если» и записывайте мысли в графическом органайзере.
- Алфавит – составьте список слов от А до Я, которые имеют отношение к заданному предмету.
- БДУ – аббревиатура Б=больше, Д=добавить, У=убрать, может запланировать соответствующие занятия.
- Конструкция – задание по решению проблемы, которое требует креативного использования ограниченного количества.
- Недостатки – напишите список недостатков по конкретному предмету или практическому занятию.
- Различное использование – используйте воображение, чтобы написать список различных использований ежедневных объектов.
- Комбинация – перечислите свойства двух несочетаемых объектов, затем объедините эти свойства, чтобы создать новый и улучшенный продукт.
- Нелепость – делайте нелепые утверждения, которые виртуально невозможно было бы выполнить, а затем попытайтесь доказать это.
- Привычки ума
Арт Коста, разработавший Привычки ума, сказал:
«Привычки ума» являются характеристиками, что умные люди делают, когда они сталкиваются с проблемами, решения которых появляются не сразу».
Они состоят из многих навыков, отношений и склонностей в том числе:
- Ценность: Применяя модель интеллектуального поведения, а не других менее продуктивных моделей.
- Отклонение: Чувствуя тенденцию использования модели интеллектуального поведения.
- Чувствительность: Восприятие возможностей для/ и целесообразности использования модели поведения
- Возможность: Овладевая базовыми навыками и возможностями, чтобы осуществить поведение.
- Обязательство: Постоянно стремясь осмыслить и улучшить производительность модели интеллектуального поведения.
Существует 16 привычек ума:
- Упорство
- Управляющая импульсивность
- Слушать других – с пониманием и сочувствием
- Мыслительная гибкость
- Думать о нашем процессе мышления – метакогнитивность
- Стремление к точности и достоверности
- Думать и формулировать проблемы
- Применение имеющихся знаний к новой ситуации
- Думать и взаимодействовать с ясностью и точностью
- Собирать информацию всеми чувствами
- Создавать, представлять и рационализировать
- Реагировать с удивлением и трепетом
- Брать на себя ответственность за риски
- Искать юмор
- Мыслить взаимосвязано
- Постоянно учиться
- Обращение к записям
Обращение к записям приписывают Др.Марилис Витт, профессору хирургии в Университете Аризоны. Она хотела, чтобы студенты знали, что неизвестное о болезнях превышает то, что известно. В результате студенты написали вопросы, что они сделали, чтобы узнать.
Эта техника превратилась в продуманный полезный мыслительный инструмент. Один из способов применения записей показан в таблице ниже. Это должно быть динамичным заданием, т.е. необходимо постоянно дополнять или исправлять новую информацию по мере ее появления или новыми вопросами.
Таблица ЗХНИД
З Что я уже знаю об этом? | Х Что я хочу узнать? | Н Где я могу найти больше информации? | И Что я должен изучить? | Д Что нужно делать дальше? |
Карты мышления
Комплекс из восьми наглядных инструментов для обучения процессу универсального мышления.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ
- ОПИСАНИЕ
- СРАВНЕНИЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
- КЛАССИФИКАЦИЯ
- ЧАСТЬ/ЦЕЛОЕ
- ЗАДАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
- ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХОДСТВ
Карты мышления были разработаны Др. Дэвидом Айрль. Они обеспечивают общий наглядный язык мышления и используются для подробного учения когнитивных навыков, которые могут быть переданы во все учебные программные области и всем возрастным группам.
Карты мышления были апробированы и оказались эффективными в обучении молодых людей как развивать и использовать различные мыслительные процессы. Они расширяют качество мышления и помогают создать успешных учащихся. Кроме того, они оказывают значительное влияние на многие аспекты преподавания и обучения, в том числе на качество записей.
- Классификация Блума
Блум выделил шесть уровней в когнитивной области, от простого воспроизведения или признания фактов, как самого низкого уровня, по все более сложным и абстрактным психическим уровням, к высшему, который классифицируется как оценка.
- ИМПВ
Инструмент мышления прямого внимания – разработано Эдвардом де Боно.
- П&П – Последствия и Продолжения
Заглядывать вперед, чтобы увидеть последствия некоторых действий, решений или правил - ПМИ – Плюс, Минус, Интересно
Убедитесь, что все стороны вопроса были рассмотрены до принятия решения или обязательств - ПАР - Признать, Анализировать, Разделять
Разделите большую концепцию на меньшие, более управляемые части
УВФ – Учитывайте все факторы
Исследуйте все факторы, связанные с действием, решением или планом
ЦЗП – Цели, задачи, предметы
Сконцентрируйтесь прямо и сознательно на намерениях которые двигают действиями
- АВВ – Альтернативы, возможности, выборы
Сознательно используйте альтернативы - МДЛ – Мнение других людей
Смотрите на точки зрения других людей - ДВЦ – Другие вовлеченные ценности
Убедитесь, что наше мышление служит нашим ценностям - ПВП – Первые важные приоритеты
Выберите самые важные идеи, факторы, предметы - ПРВПД – Проект, Решение, Вывод, Путь, Действие
Прямое внимание выводам мышления и последующим действиям
- Мыслительный бутерброд
Это стратегия умственного управления.
Остановитесь и подумайте, прежде чем начинать!
Шаг1
Подготовьтесь
Уделите время этому:
- Очистите свой разум
- Вспомните, что вы делали в последний раз
- Представьте, что вы будете делать в этот раз
Сейчас приступайте к новому заданию
Шаг 2
Ищите связь с:
- Другими вещами, которые вы уже знаете
- Другими вещами, которые вы делаете
- Другими вещами, которые вы изучаете
Шаг 3
Спросите себя:
- Что получилось хорошо?
- Что далось с трудом?
- Что может быть улучшено?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
Развитие критического мышления на уроках обществознания как инструмент подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ
Представлены основные и наиболее эффективные, на мой взгляд, методы развития критического мышления, которые могут активно использоваться на каждом уроке обществознания в процессе подготовки девятиклас...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....