Анализ и самоанализ урока.
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дайте определение понятиям целостный образовательный процесс; целостный педагогический процесс.
Изменение состояния системы «педагоги - учащиеся» называется педагогическим процессом. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Что подразумевают под понятием « целостный процесс»?
Используя круги Эйлера, отобразите соотношение понятий: «образование», «обучение», «учение», «развитие», «воспитание».
Что представляет собой педагогический процесс как система? Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса. Изобразите в виде схемы взаимодействие компонентов целостного педагогического процесса .
а ) цель – это______________ _ б) задача – это_____________ _ в) содержание – это ________ г) средства – это ___________ д) форма – это _____________ е) метод – это ______________
Схема целостного педагогического процесса Учащиеся Педагог Цель Задачи Содержание Средства Формы Методы Задания
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы обучения Положительные стороны Отрицательные стороны
Что такое компетентностный подход к проектированию урока? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите характерные черты современного и традиционного уроков Компоненты Традиционный урок Современный урок Учитель Учащиеся Цели Содержание Средства Формы Методы Задания Отношения Результат
Что, на Ваш взгляд, является системообразующим фактором образовательной системы
Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока, покажите ее взаимосвязь с переменной методической подструктурой урока.
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА организационный момент, (углубленная) проверка ранее усвоенного (домашнего задания); актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; постановка цели занятия перед учащимися; организация восприятия и осмысления новой информации; первичная проверка понимания;
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу; творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; домашнее задание к следующему уроку; подведение итогов урока.
Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так, на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; на другом – показ способов деятельности, его воспроизведение учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.
Типы уроков (традиционные) уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.); уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Типы уроков (нетрадиционные) Компетентностный урок Метапредметный урок Эвристический урок Личностно-ориентированный урок Человекосообразный урок Урок с использованием ИКТ Профильный урок Факультативное занятие Индивидуальное занятие Урок тьютора, репетитора и др.
Типы и виды уроков Типы уроков Виды уроков Изучения нового учебного материала урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок Совершенствования знаний, умений и навыков урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие; экспедиция и т.д.
Типы и виды уроков Типы уроков Виды уроков Уроки обобщения и систематизации ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция, повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); урок-совершенствование; заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа и т.д. Комбинированные уроки Все вышеперечисленное Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование.
Определите тип урока, если его структура выглядит следующим образом сообщение учащимся цели предстоящей работы; воспроизведение учащимися ЗУН, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; проверка выполненных работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; задание на дом (если необходимо ).
Прокомментируйте цели урока «изучить теорему Виета»; «ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания»; «формировать умение анализировать наблюдаемые явления», «развивать познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения физических задач»; «решение задач на нахождение корней квадратного уравнения», «исследование клеточной структуры растения».
Методика постановки и формулирования учебных целей
Сформулируйте требования к целям педагогического процесса. ______________________________________________________________________________________________________
ориентация на личность учащегося, диагностичность (измеряемость результата)
Цель: изучить использование символических обозначений на погодной карте уметь воспроизводить по памяти символы, употребляемые на карте погоды; уметь опознавать символы на карте; уметь читать карту, пользуясь символами; уметь составлять карту, пользуясь символами; уметь по заданной карте, пользуясь символами, давать прогноз погоды.
Глаголы для обозначения целей освоения основ предмета (темы) Уметь определить, описать, назвать, классифицировать, дать определение, идентифицировать, рассортировать, отобрать, перечислить
Глаголы для обозначения целей перехода от освоения основ к овладению подбирать; различать; обнаруживать; отличать; подводить итоги; давать обзорное описание
Глаголы для обозначения целей овладения Дополнять, собрать, произвести расчет, сочинять, конструировать, упорядочивать, перевести, упростить, переработать, модифицировать, переструктурировать, интерпретировать, схематизировать, применять, составлять, сравнивать, вычислять, решать, сопоставлять, заменять, систематизировать, изобразить графически, оценить, спроектировать и пр .
Глаголы для обозначения целей творческого уровня анализировать, отредактировать, оценить, объяснять (кому-либо), критиковать, создать, дать совет; оценить логику построения материала, соответствие выводов имеющимся данным; оценить значимость того или иного продукта деятельности и т.д.
Уровни учебных целей Знание Понимание Применение Анализ Синтез (создание нового) Оценка
Сформулируйте цели к выбранной Вами теме урока ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что мы понимаем под содержанием педагогического процесса? Какие элементы входят в состав содержания урока? Какая существует связь между целью и содержанием урока? Проструктурируйте содержание одного урока. Определите ключевые компетенции, которые составят содержание урока
Из всех компонентов педагогического процесса, отбор и структурирование содержания программного материала (образования) является самым сложным и трудоемким для педагога .
Совокупность четырех элементов составляет структуру содержания ПП знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности (З); опыт осуществления известных способов деятельности (СД); опыт творческой деятельности (ОТД); опыт эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к действительности (И.Я.Лернер).
3нания (3) теоретические знания - понятия, идеи, постулаты, теории, законы, закономерности, принципы, правила, исключения и т.д.; фактические знания: даты, имена, события, факты, эксперименты, опыты .
От каких факторов зависит выбор форм и методов обучения? Выберите правильный ответ. а) от цели урока; б) от содержания урока; в) от подготовленности учащихся; г) от возможностей учителя; д) все правильные ответы.
Урок как система Цели Содержание Задачи этапа Содержание этапа Средства этапа Формы этапа Методы этапа Задания этапа Задачи этапа Содержание этапа Средства этапа Формы этапа Методы этапа Задания этапа
Разработайте схему системного анализа урока
Схема системного анализа и самоанализа урока Предмет: Класс: Тема урока: Цели урока: а) на познание, б) на развитие Тип урока
Схема системного анализа урока Этапы урока и эффектив- ность выбранной структуры урока Педагоги-ческая целесообраз-ность выдвинутых задач Соответствие избранных компонентов цели и задачам этапа Резуль-татив- ность этапа Содержа ние этапа Сред ства эта-па Фор- мы эта-па Мето- ды эта-па Зада- ния этапа
Совокупность интеллектуальных действий педагога при системном планировании (анализе) урока
1. Назвать тему урока. 2. Проанализировать содержание урока, подлежащее усвоению на уроке. 3. Определить цели урока. 4. Определить тип и структуру урока (назвать этапы урока). 5. Выделить структурные компоненты каждого этапа урока как частного проявления целостного педагогического процесса (задачи, содержание, средства, формы, методы, задания). 6. Сформулировать задачи каждого этапа урока.
7. Обосновать выбор содержания, средств, форм, методов, заданий в зависимости от цели урока и задач этапа урока, от его типа). 8. Спрогнозировать результативность каждого этапа урока. 9. Определить влияние прогнозируемых результатов этапа урока на решение задач следующего этапа. 10. Повторить действия 7-9 относительно каждого следующего этапа урока. 11. Спрогнозировать конечный результат урока в соответствии с поставленной целью.
Проведите анализ урока (см. рабочую тетрадь)
Локальный (тематический) анализ урока 1) определение цели посещения урока; 2) выделение ключевого понятия исследуемого явления; 3) построение «дерева» ключевого понятия темы наблюдения; 4) разработка рабочего определения основного понятия исследуемого явления с четким выделением его основных признаков; 5) составление программы наблюдения с указанием критериев,показателей, уровней проявления признаков изучаемого явления.
Примеры целей посещения I- ого типа 1 . Каков уровень реализации целей на познание? 1.1.Каков уровень системности (глубины, осознанности, прочности, действительности и пр.) знаний школьников. 1.2.Каков уровень сформированности системы понятий по курс (разделу, теме и т.д.)? 1.3.Каков уровень сформированности методологических знаний старшеклассников? l.4.Выявить уровень усвоения фактического материала по теме... 1.5. Установить, как усвоены теории в курсе. . . 1.6. Определить уровень сформированности а) интеллектуальных (анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, доказательство, подведение под понятие); б) коммуникативных; в) познавательных (умение составлять план, работать с книгой, писать доклад); г) организационных умений и пр.
Примеры целей посещения I- ого типа 2 . Каков уровень реализации целей на развитие: 2.1. Выявить уровень сформированности: а) критичности мышления школьников; б) самостоятельности мышления; в) мотивов учения школьников; г) нравственный (эстетический, политический, общей) культуры старшеклассников; д) устной речи; е) психических процессов и свойств личности: ощущения; восприятия и наблюдательности; памяти; мышления и др.
Примеры целей посещения II- ого типа 2.1. Как отбор содержания программного материала влияет на решение задач урока (конкретизировать, исходя из целей 1 типа): а) на развитие мышления учащихся (сильных, слабых, «трудных» и пр.); б) на развитие нравственной культуры учащихся; в) на формирование умений работать в коллективе; г) на развитие интеллектуальных способностей; д) на усвоение системы теоретических знаний и т.д. 2.2. Как организация различных видов деятельности (использование, отбор форм, методов и приемов) позволяет решать задачи обучения, развития: а) как организация общения учащихся развивает коммуникативные способности; б) как организация групповой работы позволяет развивать речевые способности учащихся; в) как организация работы с книгой развивает эстетическую (нравственную, политическую и пр.) культуру; г) как система заданий позволяет развивать мышление (интеллектуальные способности) учащихся («сильных», «средних», « слабых», «трудных») и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ и самоанализ урока
Здесь дается схема анализа и самоанализа урока, которая позволяет вам подготовится к любой проверке....
Пособие для учителя по анализу и самоанализу урока
Анализ урока необходим для повышения качества обучения.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. А...
Анализ и самоанализ урока
В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....
Анализ и самоанализ урока - путь к его совершенствованию
Данная работа является зачетной работой на курсах ПК и представляет собой систематизацию имеющихся видов анализов урока с приложением в виде схем....
Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)
В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...
Анализ и самоанализ урока
В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....
Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...