Анализ и самоанализ урока.
презентация к уроку

Бояринцева Анджелика Анатольевна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ и самоанализ урока

Слайд 2

Дайте определение понятиям целостный образовательный процесс; целостный педагогический процесс.

Слайд 3

Изменение состояния системы «педагоги - учащиеся» называется педагогическим процессом. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Слайд 4

Что подразумевают под понятием « целостный процесс»?

Слайд 5

Используя круги Эйлера, отобразите соотношение понятий: «образование», «обучение», «учение», «развитие», «воспитание».

Слайд 6

Что представляет собой педагогический процесс как система? Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса. Изобразите в виде схемы взаимодействие компонентов целостного педагогического процесса .

Слайд 7

а ) цель – это______________ _ б) задача – это_____________ _ в) содержание – это ________ г) средства – это ___________ д) форма – это _____________ е) метод – это ______________

Слайд 8

Схема целостного педагогического процесса Учащиеся Педагог Цель Задачи Содержание Средства Формы Методы Задания

Слайд 9

Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы обучения Положительные стороны Отрицательные стороны

Слайд 10

Что такое компетентностный подход к проектированию урока? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 11

Определите характерные черты современного и традиционного уроков Компоненты Традиционный урок Современный урок Учитель Учащиеся Цели Содержание Средства Формы Методы Задания Отношения Результат

Слайд 12

Что, на Ваш взгляд, является системообразующим фактором образовательной системы

Слайд 13

Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока, покажите ее взаимосвязь с переменной методической подструктурой урока.

Слайд 14

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Слайд 15

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА организационный момент, (углубленная) проверка ранее усвоенного (домашнего задания); актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; постановка цели занятия перед учащимися; организация восприятия и осмысления новой информации; первичная проверка понимания;

Слайд 16

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу; творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; домашнее задание к следующему уроку; подведение итогов урока.

Слайд 17

Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так, на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; на другом – показ способов деятельности, его воспроизведение учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.

Слайд 18

Типы уроков (традиционные) уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.); уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Слайд 19

Типы уроков (нетрадиционные) Компетентностный урок Метапредметный урок Эвристический урок Личностно-ориентированный урок Человекосообразный урок Урок с использованием ИКТ Профильный урок Факультативное занятие Индивидуальное занятие Урок тьютора, репетитора и др.

Слайд 20

Типы и виды уроков Типы уроков Виды уроков Изучения нового учебного материала урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок Совершенствования знаний, умений и навыков урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие; экспедиция и т.д.

Слайд 21

Типы и виды уроков Типы уроков Виды уроков Уроки обобщения и систематизации ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция, повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); урок-совершенствование; заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа и т.д. Комбинированные уроки Все вышеперечисленное Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование.

Слайд 22

Определите тип урока, если его структура выглядит следующим образом сообщение учащимся цели предстоящей работы; воспроизведение учащимися ЗУН, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; проверка выполненных работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; задание на дом (если необходимо ).

Слайд 23

Прокомментируйте цели урока «изучить теорему Виета»; «ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания»; «формировать умение анализировать наблюдаемые явления», «развивать познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения физических задач»; «решение задач на нахождение корней квадратного уравнения», «исследование клеточной структуры растения».

Слайд 24

Методика постановки и формулирования учебных целей

Слайд 25

Сформулируйте требования к целям педагогического процесса. ______________________________________________________________________________________________________

Слайд 26

ориентация на личность учащегося, диагностичность (измеряемость результата) Требования к постановке цели

Слайд 27

Цель: изучить использование символических обозначений на погодной карте уметь воспроизводить по памяти символы, употребляемые на карте погоды; уметь опознавать символы на карте; уметь читать карту, пользуясь символами; уметь составлять карту, пользуясь символами; уметь по заданной карте, пользуясь символами, давать прогноз погоды.

Слайд 28

Глаголы для обозначения целей освоения основ предмета (темы) Уметь определить, описать, назвать, классифицировать, дать определение, идентифицировать, рассортировать, отобрать, перечислить

Слайд 29

Глаголы для обозначения целей перехода от освоения основ к овладению подбирать; различать; обнаруживать; отличать; подводить итоги; давать обзорное описание

Слайд 30

Глаголы для обозначения целей овладения Дополнять, собрать, произвести расчет, сочинять, конструировать, упорядочивать, перевести, упростить, переработать, модифицировать, переструктурировать, интерпретировать, схематизировать, применять, составлять, сравнивать, вычислять, решать, сопоставлять, заменять, систематизировать, изобразить графически, оценить, спроектировать и пр .

Слайд 31

Глаголы для обозначения целей творческого уровня анализировать, отредактировать, оценить, объяснять (кому-либо), критиковать, создать, дать совет; оценить логику построения материала, соответствие выводов имеющимся данным; оценить значимость того или иного продукта деятельности и т.д.

Слайд 32

Уровни учебных целей Знание Понимание Применение Анализ Синтез (создание нового) Оценка

Слайд 33

Сформулируйте цели к выбранной Вами теме урока ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 34

Что мы понимаем под содержанием педагогического процесса? Какие элементы входят в состав содержания урока? Какая существует связь между целью и содержанием урока? Проструктурируйте содержание одного урока. Определите ключевые компетенции, которые составят содержание урока

Слайд 35

Из всех компонентов педагогического процесса, отбор и структурирование содержания программного материала (образования) является самым сложным и трудоемким для педагога .

Слайд 36

Совокупность четырех элементов составляет структуру содержания ПП знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности (З); опыт осуществления известных способов деятельности (СД); опыт творческой деятельности (ОТД); опыт эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к действительности (И.Я.Лернер).

Слайд 37

3нания (3) теоретические знания - понятия, идеи, постулаты, теории, законы, закономерности, принципы, правила, исключения и т.д.; фактические знания: даты, имена, события, факты, эксперименты, опыты .

Слайд 38

Цели системы образования как ожидаемые результаты образования в виде ключевых компетентностей компетентность разрешения проблем; информационная компетентность; коммуникативная компетентность.

Слайд 39

Компетентность разрешения проблем Идентификация (определение) проблемы Целеполагание и планирование деятельности Применение технологий Планирование ресурсов Оценка деятельности и результата (продукта) деятельности Оценка собственного продвижения

Слайд 40

Коммуникативная компетентность Письменная коммуникация Публичное выступление Диалог Продуктивная групповая коммуникация

Слайд 41

Информационная компетентность Планирование информационного поиска Извлечение первичной информации Извлечение вторичной информации Первичная обработка информации Обработка информации Использование логических операций при обработке информации

Слайд 42

От каких факторов зависит выбор форм и методов обучения? Выберите правильный ответ. а) от цели урока; б) от содержания урока; в) от подготовленности учащихся; г) от возможностей учителя; д) все правильные ответы.

Слайд 43

Урок как система Цели Содержание Задачи этапа Содержание этапа Средства этапа Формы этапа Методы этапа Задания этапа Задачи этапа Содержание этапа Средства этапа Формы этапа Методы этапа Задания этапа

Слайд 44

Разработайте схему системного анализа урока

Слайд 45

Урок как система Класс______ Тема ________ Цели________________ Этапы урока Зада-чи этапа Содержание этапа Сред-ства этапа Фор-мы этапа Ме тоды этапа Зада-ния этапа Ре-зуль-тат этапа

Слайд 46

Схема системного анализа и самоанализа урока Предмет: Класс: Тема урока: Цели урока: а) на познание, б) на развитие Тип урока

Слайд 47

Схема системного анализа урока Этапы урока и эффектив- ность выбранной структуры урока Педагоги-ческая целесообраз-ность выдвинутых задач Соответствие избранных компонентов цели и задачам этапа Резуль-татив- ность этапа Содержа ние этапа Сред ства эта-па Фор- мы эта-па Мето- ды эта-па Зада- ния этапа

Слайд 48

Совокупность интеллектуальных действий педагога при системном планировании (анализе) урока

Слайд 49

1. Назвать тему урока. 2. Проанализировать содержание урока, подлежащее усвоению на уроке. 3. Определить цели урока. 4. Определить тип и структуру урока (назвать этапы урока). 5. Выделить структурные компоненты каждого этапа урока как частного проявления целостного педагогического процесса (задачи, содержание, средства, формы, методы, задания). 6. Сформулировать задачи каждого этапа урока.

Слайд 50

7. Обосновать выбор содержания, средств, форм, методов, заданий в зависимости от цели урока и задач этапа урока, от его типа). 8. Спрогнозировать результативность каждого этапа урока. 9. Определить влияние прогнозируемых результатов этапа урока на решение задач следующего этапа. 10. Повторить действия 7-9 относительно каждого следующего этапа урока. 11. Спрогнозировать конечный результат урока в соответствии с поставленной целью.

Слайд 51

Проведите анализ урока (см. рабочую тетрадь)

Слайд 52

Локальный (тематический) анализ урока 1) определение цели посещения урока; 2) выделение ключевого понятия исследуемого явления; 3) построение «дерева» ключевого понятия темы наблюдения; 4) разработка рабочего определения основного понятия исследуемого явления с четким выделением его основных признаков; 5) составление программы наблюдения с указанием критериев,показателей, уровней проявления признаков изучаемого явления.

Слайд 53

Примеры целей посещения I- ого типа 1 . Каков уровень реализации целей на познание? 1.1.Каков уровень системности (глубины, осознанности, прочности, действительности и пр.) знаний школьников. 1.2.Каков уровень сформированности системы понятий по курс (разделу, теме и т.д.)? 1.3.Каков уровень сформированности методологических знаний старшеклассников? l.4.Выявить уровень усвоения фактического материала по теме... 1.5. Установить, как усвоены теории в курсе. . . 1.6. Определить уровень сформированности а) интеллектуальных (анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, доказательство, подведение под понятие); б) коммуникативных; в) познавательных (умение составлять план, работать с книгой, писать доклад); г) организационных умений и пр.

Слайд 54

Примеры целей посещения I- ого типа 2 . Каков уровень реализации целей на развитие: 2.1. Выявить уровень сформированности: а) критичности мышления школьников; б) самостоятельности мышления; в) мотивов учения школьников; г) нравственный (эстетический, политический, общей) культуры старшеклассников; д) устной речи; е) психических процессов и свойств личности: ощущения; восприятия и наблюдательности; памяти; мышления и др.

Слайд 55

Примеры целей посещения II- ого типа 2.1. Как отбор содержания программного материала влияет на решение задач урока (конкретизировать, исходя из целей 1 типа): а) на развитие мышления учащихся (сильных, слабых, «трудных» и пр.); б) на развитие нравственной культуры учащихся; в) на формирование умений работать в коллективе; г) на развитие интеллектуальных способностей; д) на усвоение системы теоретических знаний и т.д. 2.2. Как организация различных видов деятельности (использование, отбор форм, методов и приемов) позволяет решать задачи обучения, развития: а) как организация общения учащихся развивает коммуникативные способности; б) как организация групповой работы позволяет развивать речевые способности учащихся; в) как организация работы с книгой развивает эстетическую (нравственную, политическую и пр.) культуру; г) как система заданий позволяет развивать мышление (интеллектуальные способности) учащихся («сильных», «средних», « слабых», «трудных») и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ и самоанализ урока

Здесь дается схема анализа и самоанализа урока, которая позволяет вам подготовится к любой проверке....

Пособие для учителя по анализу и самоанализу урока

Анализ урока необходим для повышения качества обучения.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. А...

Анализ и самоанализ урока

В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....

Анализ и самоанализ урока - путь к его совершенствованию

Данная работа является зачетной работой на курсах ПК и представляет собой систематизацию имеющихся видов анализов урока с приложением в виде схем....

Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)

В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...

Анализ и самоанализ урока

В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...