Анализ и самоанализ урока
материал по теме
В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_i_samoanaliz_uroka.doc | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока - важнейшее звено во внутришколыюм кон троле и руководстве.
В процессе ВШК важную роль играет посещение урока.
При посещении и анализе урока нужно всегда помнить, что ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является ча стью темы, курса, учебного предмета. Важно сознавать, какое ме сто он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидакти ческие цели. Урок должен быть логической единицей темы, разде ла, курса.
Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока свой методический почерк, зависящий и от характера класса, и от его индивидуальных черт.
Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определения дальнейших перспектив в совершенство вании педагогического мастерства.
Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе.
При анализе урока учителя необходимо учитывать его индиви дуальность, особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя на вязывать общие, одинаковые рекомендации, приемы, методы. Вся кие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обя зательно опираться на достижения учителя, на его сильные стороны. Недостатки и слабости надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как надо работать над собой.
Требования к уроку
как основной форме организации учебного процесса
в условиях личностноориентированного обучения
Триединая задача урока
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познава тельный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познава тельные способности - речь, память, внимание, воображение, вос приятие.
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, уме ний и навыков.
Воспитательная: Формировать универсальных учебных действий (УУД) учащихся формировать у учащихся научное мировоз зрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Основные компоненты современного урока:
1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный - определение значимости изучаемого ма териала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный - подбор материала для изучения, закреп ления, повторения, самостоятельной работы и т. п.
6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обуче ния, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т. п.
7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Подготовка учителя к уроку
Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:
1. Учет особенностей учащихся класса:
• уровень класса;
• отношение учащихся к предмету;
• темп работы класса;
• сформированность ЗУН;
• отношение к разным видам учебной деятельности;
• отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
• общая дисциплина учащихся.
2. Учет индивидуальных особенностей:
• тип нервной системы;
• коммуникативность;
• эмоциональность;
• управление восприятием нового материала учащихся;
• умение преодолеть плохое настроение;
• уверенность в своих знаниях, умениях;
• умение импровизировать;
• умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведе ние урока:
Общие:
1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: науч ные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их со держанием.
3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опор ные ЗУН.
5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
6. Сформулировать и записать ее в плане таким образом, что бы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
7. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уро ке, что он должен знать и уметь после урока.
8. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, под тверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
9. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материа ла, формирования новых ЗУН.
10. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
11. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, пред ставив себе урок как целостное явление.
Частные:
1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед уча щимися, соблюдать логику изложения материала.
2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не воз мущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий от вет может быть следствием неясного вопроса.
4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повто рить изложенное или включить в ход урока дополнительный мате риал.
6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продеклариро ванным!
9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их ини циативу, одобрять их активность и осведомленность.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение того главного материала, который ученик дол жен понять и запомнить на уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и опти мальных методов и приемов обучения.
7. Определение межпредметных связей и методов их исполь зования на уроке.
8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
9. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т. п.).
10. Проверка оборудования и ТСО.
11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
12. Определение оптимального объема и форм самостоятель ной работы учащихся на уроке.
13. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут прове ряться методами и формами, соответствующими уровню их сфор мированное™; определение объема и форм домашнего задания.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16. Запись плана урока в соответствии с требованиями.
Примерное содержание разделов поурочного плана
1. Тема урока:
• дидактическая цель и задачи урока;
• тип, структура урока;
• общие методы, приемы работы учеников;
• средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.
2. Повторение опорных знаний:
• определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
• самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);
• способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
• формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
3. Усвоение новых знаний:
• новые понятия, законы и способы их усвоения;
• определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);
• самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое на значение);
• проблемные и информационные вопросы;
• варианты решения проблемы;
• варианты закрепления изученного материала.
4. Формирование умений и навыков:
• конкретные умения и навыки для отработки;
• виды устных и письменных самостоятельных работ и упраж нений;
• способы «обратной» связи с учащимися;
• фамилии учащихся, которые будут опрошены.
5. Домашнее задание:
• что повторить и приготовить к уроку;
• творческая самостоятельная работа;
• объем и время выполнения домашнего задания. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:
• мысленное воспроизведение основных этапов урока;
• воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
• стремление вызвать соответствующий эмоциональный на строй.
Способствуют успеху урока:
• хорошее знание материала;
• бодрое самочувствие;
• продуманный план урока;
• чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
• правильный выбор методов обучения;
• разнообразие методов обучения;
• занимательность изложения;
• ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к изла гаемому материалу;
- богатство интонаций, выразительная ми мика, образная жестикуляция учителя;
• выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:
• неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
• безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
• рыхлая композиция урока;
• скованность движений;
• неумение учащихся работать предложенными методами обу чения;
• однообразие методов обучения;
• бесстрастный рассказ учителя;
• монотонность и сухость при изложении нового материала;
• отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанны ми с темой и задачами урока, вопросами.
Алгоритм анализа учителем проведенного урока
1. Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе силь ных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
9. Что способствовало развитию познавательных способно стей учащихся?
10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пу ти их устранения.
14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
15. Оценка результативности урока.
16. Самооценка урока учителем.
17. Пути совершенствования урока.
Анализ уроков в начальной школе
Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по ка ким критериям оценивать современный урок, как лучше анализи ровать его эффективность и качество?
К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критери ев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.
Опираясь на эти требования, мы можем:
1) проанализировать само построение учебного процесса на уроке;
2) выявить оптимальность задач;
3) определить рациональность избранного учителем содержа ния урока, форм и методов обучения.
Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач - образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на со поставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов ор ганизации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.
Основной же задачей при этом является поиск резервов по вышения эффективности работы учителя и учащихся.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех
аспектов урока.
Краткий - с целью достижения основных целей и задач.
Комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
Аспектный - в единстве и взаимосвязи отдельных элементов
урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:
1) дидактический;
2) психологический;
3) методический;
4) организационный;
5) воспитательный и т. д.
Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие много численных схем анализа урока, в которые могут быть внесены сле дующие основные положения.
С этой целью можно предложить несколько схем анализа и са моанализа урока, лист наблюдения урока.
План собеседования с учителем перед посещением урока
Примерные вопросы:
- Как запланирована мотивация мыслительной деятельности
учащихся?
- Каким путем учитель планирует изложение нового материа ла: путем описательного или доказательного объяснения?
- Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и раз вивать в процессе изучения нового?
- Как организуется деятельность учащихся?
- Где и как будут формироваться умения, специфические для данного предмета, и умения, общие для ряда предметов?
- Какова связь теоретического материала урока с письменны ми, самостоятельными, контрольными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?
- Какие дидактические материалы подготовлены к каждому
уроку?
- Роль и место ТСО, наглядных пособий на всех этапах уроков.
Лист наблюдения урока (анализ содержания)
Ф. И. О. учителя______________Предмет_________
Дата_________Класс________
Тема урока____________________________________
Требования к деятельности учителя | Требования к работе учащихся | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Начало урока | 1. Внимание учащихся на различных этапах урока: а) в начале б) в середине в) в конце | ||
2. Повторение и проверка знаний | |||
3. Теоретический уровень изложения: а) научность б) логичность в) систематичность г) последовательность д) доступность | |||
2. Активность учащихся: а) при опросе б) при изучении в) при закреплении | |||
3. Интерес к теме | |||
4. Раскрытие темы | 4. Прочность а) знаний б)умений в) навыков | ||
5. Отбор материала | |||
6. Организация внимания | |||
7. Воспитательная сторона урока | |||
5. Самостоятельность суждений | |||
8. Использование ТСО, наглядности, дидактиче ского материала | 6. Отношение к учителю | ||
7. Культура труда | |||
9. Индивидуальный подход | 8. Речь | ||
10. Эмоциональность рассказа | 9. Вопросы к учителю | ||
11. Педагогический такт | 10. Самоконтроль | ||
12. Речь | И. Дисциплина: а) готовность к уроку б) во время урока в) во время самостоятельной работы г) во время объяснения д) во время дачи д/з е) реакция на звонок | ||
13. Расчет времени | |||
14. Организация самостоя тельной работы: а) содержание б) методика | |||
15. Объективность | |||
16. Домашнее задание | |||
17. Предложения и советы | |||
18. Мнение учителя, про водившего урок |
Лист наблюдения урока
(анализ содержания)
Ф. И. О. учителя______________Предмет_________
Дата_________Класс________
Тема урока___________________________________-
Оборудование урока | |
1 | 2 |
- Какие средства обучения использовал учитель | |
- Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО | |
- Как подготовлена классная доска к уроку | |
Тип и структура урока: | |
- Какой тип урока избран | |
- Место урока в системе уроков по данному разделу | |
-Как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками | |
- Каковы этапы урока, их последовательность, логиче ская связь | |
- Соответствие структуры данному типу урока | |
- Как обеспечивалась целостность и завершенность урока | |
Содержание урока: | |
- Соответствует ли содержание программе, задачам урока | |
- Формированию каких знаний, умений, навыков он способствует | |
- С каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и за креплялись на уроке | |
- Как материал урока способствовал развитию творче ских сил и способностей учащихся | |
- Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались | |
- Как осуществлялись межпредметные связи | |
- Соблюдались ли внутрипредметные связи | |
-Способствовало ли содержание урока развитию ин тереса к учению |
Лист наблюдения урока
(анализ реализации принципов обучения)
Ф. И. О. учителя______________Предмет_______
Дата_________Класс________
Тема урока__________________________________
Оборудование урока | |
1 | 2 |
- Какие средства обучения использовал учитель | |
- Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО | |
- Как подготовлена классная доска к уроку | |
Тип и структура урока: | |
- Какой тип урока избран | |
- Место урока в системе уроков по данному разделу | |
Реализация принципов обучения: | |
- В чем выразилась научность обучения, связь с жиз нью, практикой | |
- Как реализовывался принцип доступности обучения | |
-С какой целью использовался каждый вид наглядно сти | |
-Как соблюдался принцип систематичности и после довательности формирования ЗУН | |
- Как достигалась сознательность, активность и само стоятельность учащихся, как осуществлялось руково дство учением на уроке | |
- В какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке | |
- Какой характер познавательной деятельности преоб ладал (репродуктивный, поисковый, творческий) | |
- Как реализовывались индивидуализация и диффе ренциация обучения | |
- Как стимулировалось положительное отношение к учению |
Лист наблюдения урока
(анализ содержания)
Ф. И. О. учителя_____________ Предмет_________
Дата_________Класс________
Тема урока____________________________________
Оборудование урока: | |
1 | 2 |
- Какие средства обучения использовал учитель | |
- Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО | |
- Как подготовлена классная доска к уроку | |
Тип и структура урока: | |
- Какой тип урока избран | |
- Место урока в системе уроков по данному разделу | |
Методы обучения: | |
• Объяснительно-иллюстративные | |
• Репродуктивные | |
• Методы проблемного обучения а) проблемное изложение б) частично-поисковые в) исследовательские методы | |
• Методы контроля и самоконтроля | |
- В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока | |
- Какой характер познавательной деятельности они обеспечивали | |
- Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся | |
- Какова эффективность использованных приемов и методов обучения |
Лист наблюдения урока
(анализ организации учебной работы)
Ф. И. О. учителя______________Предмет
Дата_________Класс________
Тема урока___________________________
Оборудование урока: | ||
I | 2 | |
- Какие средства обучения использовал учитель | ||
- Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО | ||
- Как подготовлена классная доска к уроку | ||
Тип и структура урока: | ||
- Какой тип урока избран | ||
- Место урока в системе уроков по данному разделу | ||
Организация учебной работы на уроке: | ||
- Как осуществлялась постановка задач на каждом этапе урока | ||
-Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная | ||
-Осуществлялось ли чередование разных видов дея тельности учащихся | ||
- Как учитель осуществлял развитие учащихся (формирование логического мышления, умений сравни вать, делать выводы, становление критичности мысли) | ||
- Какие приемы использовал учитель для организации учащихся | ||
- Как подводил итоги этапов и всего урока |
Лист наблюдения урока
(анализ организации познавательной деятельности учащихся)
Ф. И. О. учителя______________Предмет_______________
Дата_________Класс________
Тема урока__________________________________________
Оборудование урока: |
1 |
- Какие средства обучения использовал учитель |
- Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО |
- Как подготовлена классная доска к уроку |
Тип и структура урока: |
- Какой тип урока избран |
- Место урока в системе уроков по данному разделу |
Организация познавательной деятельности уча щихся |
1. В какой мере были обеспечены условия для продук тивной работы мышления и воображения: а) как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учащимися изучаемых предметов б) какие использовал установки и в какой форме (убе ждение, внушение; в) как добивался учитель сосредоточенности и устой чивости внимания г) какие были использованы формы работы для актуа лизации в памяти ранее усвоенных знаний, необходи мых для понимания нового материала (индивидуаль ный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению) 2. Организация деятельности мышления и воображе ния учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведе ния формул и т. д.) б) с помощью каких приемов и форм работы добивал ся учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и ис следовательской деятельности на уроке и др.) в) какого уровня понимания (описательного, сравни тельного, объяснительного, обобщающего, оценочно го, проблемного) добивался учитель г) какие виды творческих работ были использованы на уроке и как руководил учитель творческим воображе нием учащихся (объяснение темы и цели работы, ус ловия ее выполнения, обучение отбору и систематиза ции материала, а также обработке результатов и оформлению работы) 3. Закрепление результатов работы: формирование навыков путем упражнений |
Анализ эффективности обучения
Ф. И. О. учителя______________Предмет____
Дата_________Класс________
Тема урока_______________________________
Тема урока | Этапы урока | |||||
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Быстрота и скорость решения | ||||||
Количество используемых методов, сменяемость методов | ||||||
Количество опрошенных за урок: • полные ответы • неполные ответы • неверные ответы | ||||||
Количество заданных учениками во просов как показатель их познава тельной активности и интереса к изу чаемому материалу | ||||||
Количество желающих принять уча стие в обсуждении вопросов, постав ленных перед классом | ||||||
Количество учащихся, желающих внести дополнения, прокорректиро вать ответы товарищей, их деятель ность | ||||||
Количество отвлечений учащихся как показатель негативного отношения к деятельности; уроку; теме |
Самоанализ урока
Класс:_________________________
Тема урока:_____________________________
Тип урока и его структура:______________________
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особен ности учащихся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный аспект)?
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, ос новываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание мето дов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Пока зать, как другие этапы работали на главный этап?
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навы ков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и кор рекция знаний учащихся?
8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и! учащихся.
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализо вать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Схема анализа урока
1. Тема урока; место урока в теме, курсе.
2. Цель урока, его образовательно-воспитательные задачи.
3. Тип урока, его основные этапы; рациональное распределение времени.
4. Содержание и методика проверки знаний и умений учащихся. Форма и виды проверки: индивидуальная, фронтальная, групповая, практическая и самостоятельная работа, дифференцированные задания.
Содержание, характер и методика использования вопросов и заданий, полнота проверки, принцип тематической связи. Место, форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активиза ции учащихся.
Результативность: качество ответов учащихся. Дополнения, ис правления, вопросы отвечающим, рецензирование; активность класса; количество опрошенных, оценка работы учащихся - итоги.
5. Переход к новому материалу. Название темы, ее связь с ра нее изученной; перспектива для последующего изучения материа ла, включение учащихся в познавательную деятельность - выпол нение заданий, ответы на вопросы.
6. Содержание и методика изучения нового материала. Приемы изложения новой темы учителем, соответствие содержания возрас тным особенностям учащихся (объяснение, характеристика, сюжет ное повествование и т. д.). Образность, конкретность, эмоциональ ность, логическая последовательность, связность, доступность и т. д.
Соотношение эмпирического и теоретического уровней. Сред ства обучения: карта, картина, аппликация.
Приемы организации последовательной деятельности учащихся. Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного мате риала. Характер познавательных заданий, формулировка проблем ных вопросов. Приемы: беседа, составление планов, таблиц, анализ документов, чтение текста учебника, дополнительной литературы и т. д. Роль наглядности в активизации познавательной деятельности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: общекласс ная, индивидуальная, групповая. Преобладающий уровень познава тельной самостоятельности учащихся на уроке. Соответствие ме тодов и приемов образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание.
7. Содержание, методика и отбор материала для закрепления. Самостоятельная работа дифференцированного характера.
8. Содержание и методика организации домашнего задания: объем, вид, инструкция по выполнению.
Схема анализа урока (по Малеву)
№ | Что оценивается | Баллы | |||
Оценка основных личностных качеств учителя на уроке | |||
1 | 2 | 3 | |
1.1 | Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом | ||
1.2 | Уровень педагогического и методического мастерства | ||
1.3 | Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образ ность, эмоциональность, общая и специфическая гра мотность | ||
1.4 | Степень тактичности и демократичности взаимоотно шений с учащимися | ||
1.5 | Внешний вид учителя, мимика, жесты, культура поведе ния | ||
Оценка основных характеристик учащихся на уроке | |||
2.1 | Степень познавательной активности, творчества и само стоятельности | ||
2.2 | Уровень общеучебных и специальных умений и навыков | ||
2.3 | Наличие и эффективность коллективных [групповых] форм работы | ||
2.4 | Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности | ||
Оценка содержания деятельности учителя и учащихся на уроке | |||
3.1 | Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых умений и навыков) | ||
3.2 | Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой) | ||
3.3 | Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися инфор мации) | ||
3.4 | Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала | ||
Оценка эффективности способов деятельности учителя и учащихся на уроке | |||
4.1 | Рациональность и эффективность использования вре мени урока, оптимальность его темпа, а также чередо вание и смена видов деятельности | ||
4.2 | Степень целесообразности и эффективности использо вания наглядности и ТСО | ||
4.3 | Степень рациональности и эффективности используе мых методов и организационных форм работы | ||
4.4 | Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока | ||
4.5 | Эффективность контроля за работой учащихся и уро вень требований, на котором проводилась оценка зна ний, умений и навыков | ||
4.6 | Степень эстетического воздействия урока на учащихся | ||
4.7 | Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися на уроке | ||
Оценка цели и результатов проведенного урока | |||
5.1 | Степень конкретности, четкости и лаконичности фор мулировки цели урока | ||
5.2 | Реальность, целесообразность, сложность и достижи мость цели одновременно | ||
5.3 | Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились) | ||
5.4 | Степень воспитательного воздействия (что способст вовало их воспитанию и в какой степени) | ||
5.5 | Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени) |
Схема анализа урока
1. Тип урока и его место в общей системе уроков.
2. Реализация дидактических целей урока.
3. Содержание урока (его научность, доступность, последова тельность при разъяснении).
4. Соответствие типа урока, методов, приемов и средств (их целесообразность, разнообразие) обучения подобранному содержа нию.
5. Активность и самостоятельность учащихся на уроке, орга низация их творческого мышления.
6. Уровень усвоения материала, качество знаний учащихся, степень осознанности.
7. Дифференцированная и индивидуальная работа с учащи мися.
8. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
9. Развитие и воспитание учащихся на уроке (формирование мировоззрения, отношения к изучаемому, вооружение умениями анализа, синтеза, обобщения, систематизации и т. д.).
10. Связь урока с жизнью.
11. Эмоциональный климат на уроке.
Схема комплексного анализа урока
1. Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.
2. Осознание места темы урока в курсе данного класса, в про грамме в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.
3. Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответ ствие цели и задач урока концепции выбранной программы.
4. Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидакти ческой системе.
5. Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.
6. Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке, (знания, умения, навыки, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т. д.).
7. Оборудование урока: сменные стенды, выставки и т. д.
8. Структура урока. Основные учебные ситуации урока. «Пе реходы» от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композицион ная значимость урока.
9. Тип урока.
10. Форма проведения урока.
11. Соответствие методов и приемов обучения целям и содер жанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям вос приятия учащихся.
12. Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.
13. Использование возможностей катехизирования.
14. Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).
15. Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).
16. Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика.
17. Формирование специальных умений, связанных с особен ностью предмета.
18. Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся.
19. Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей.
20. Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродук тивной, творческой, исследовательской деятельности.
21. Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и инди видуальных форм обучения.
22. Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы.
23. Способы актуализации базовых знаний учащихся.
24. Системность урока: подачи материала, формирования тео ретических понятий, использования методов, приемов и т. д.
25. Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагности рования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся.
26. Характер, объем и посильность домашнего задания. В ка кой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий.
27. Формирование рефлексивных способностей учащихся.
28. Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.
29. Темп урока.
30. Эмоциональная атмосфера урока.
31. Педагогический такт учителя, его умение установить дис циплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познава тельной деятельности учащихся. Речь учителя.
32. Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодей ствия: авторитарные, диалоговые.
33. Выбор принципов обучения (индивидуальности, целостно сти, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности, последовательности, прочности, научности, свя зи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продук ции учащегося, ситуативное™ обучения, образовательной рефлек сии).
34. Учет статуса класса.
35. Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения.
36. Пути оптимизации учебного процесса.
37. Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий.
38. Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, психолого-педагогическая, коммуникативная - была сильнее?
Анализ урока
I. Образовательный аспект урока.
1. Целеполагание:
• поэтапное целеполагание;
• установка учащихся на слушание;
• многократное обращение к теме урока.
2. Активизация знаний:
• фронтальная;
• групповая;
• устная;
• письменная.
3. Разноуровневая дифференциация:
• внесение в изложение содержания задач различной степени сложности;
• наличие заданий разной степени трудности;
• индивидуализация обучения.
4. Обеспечение систематизации знаний:
• разумное соотношение «старого» и «нового» материала;
• опора на изученный материал;
• перспективы урока.
5. Специальные умения и навыки:
• максимально возможная образовательная отдача от каждого задания;
• наличие специальных знаний и умений.
6. Результативность урока:
• обеспечение контроля со стороны учителя;
• обученность учащихся (устные ответы, работа в тетради);
• достижение целей на каждом этапе урока;
• вовлечение учащихся в рецензирование ответов;
• рецензирование ответов учителем.
7. Соблюдение норм оценки знаний, умений, навыков, сте пень самостоятельности учеников при выполнении заданий.
8. Определённая степень самостоятельности учеников при выполнении заданий.
9. Усвоение содержания программ:
• на уровне восприятия, осмысления и запоминания;
• на уровне применения знаний по образцу;
• на уровне применения знаний в новой ситуации.
10. Наличие поисковых задач:
• доступность поиска программного содержания;
• актуальность способа действия, которым ученик овладевает;
• постановка проблемы;
• раскрытие проблемы путем доказательного решения.
Ознакомление учащихся с доступными им методами науки (научность содержания урока).
12. Целостность урока:
• внутренняя взаимосвязь частей;
• единая логика развертывания деятельности учителя и ученика;
• четкость структуры урока;
• соответствие структуры урока дидактическим целям.
13. Методический модуль:
• разнообразие приемов и методов обучения;
• целесообразность приемов;
• разнообразие видов учебной деятельности;
• сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы;
• использование дидактического и раздаточного материала, ТСО;
• наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона);
• рациональные формы обратной связи ученик - учитель.
14. Установка на домашнее задание:
• оптимальный объем;
• доступность инструктажа;
• актуальность.
II. Психологический аспект урока.
1 Развитие познавательной сферы учащихся:
1.1 Развитие психических процессов:
• внимания (устойчивость, переключаемость, концентрация);
• воображения;
• памяти (различные виды);
• мышления (самостоятельность, логичность, обобщенность).
1.2 Преобладание нагрузки на мышление над нагрузкой на па мять учащихся.
1.3 Побуждение к активному усвоению знаний.
1.4 Развитие познавательных интересов.
1.5 Удовлетворение любознательности учащихся.
2 Развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся:
2.1 Развитие навыков рефлексии.
2.2 Выработка умений целеполагания и планирования деятельности.
2.3 Создание ситуаций поощрения за успешность работы.
2.4 Умение учителя показать учащимся радость и ценность но вого знания.
2.5 Умение учителя подвести ребенка к открытию и зафикси ровать эффект новизны и важности открытия.
2.6 Стимулирование у учащихся самостоятельности.
2.7 Формирование у учащихся ответственности за свою деятельность.
3 Оценка морально-психологического климата на уроке:
3.1 Создание ситуации успеха.
3.2 Создание оптимистического настроения в процессе деятельности учащихся.
3.3 Внимание к настроению учащихся.
3.4 Мажорный тон урока.
3.5 Наличие атмосферы психологического комфорта.
3.6 Обеспечение ребенку возможности свободного проявления эмоций.
3.7 Психологическая поддержка каждому ребенку со стороны одноклассников и учителя в случае затруднения.
3.8 Использование приемов воспитания у ребенка уверенности в своих возможностях.
З.9 Эмоционально-положительное восприятие учения.
3.10 Объективная оценка результатов деятельности учащихся и их отношения к ней.
4 Коммуникативное развитие учащихся:
4.1 Использование приемов формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеж дать его.
4.2 Умение учителя организовать на уроке общение с учащи мися и общение учащихся друг с другом.
4.3 Привитие культуры поведения в споре, уважения к точке зрения другого человека.
4.4 Стимулирование учащихся к активному выражению собст венного мнения, формирование умений доказывать его.
5 Развитие познавательной сферы учащихся:
5.1 Предоставление учащимся свободы выбора и возможность творчества.
5.2 Создание условий для проявления способностей учащихся.
5.3 Самореализация личности учащихся.
5.4 Реализация на уроке права учащихся на творчество и на ошибку.
III. Социальный аспект урока.
1. Межпредметные связи.
2. Формирование общеучебных навыков.
3. Элементы самообразования (формирование умения учиться).
4. Навыки личностного общения для успешной социальной адаптации.
5. Ораторское мастерство ученика и учителя:
• умение строить монологическую речь;
• умение держать себя авторитетно;
• выбор соответствующего тона, темпа, интонации;
• умение пользоваться невербальными средствами общения (поза, мимика, жесты);
• культура речи.
6. Связь теории с практикой.
7. Привитие культуры умственного труда, обучает ли:
• ставить цель и планировать работу, распределять работу по времени;
• задавать вопросы;
• отбирать из суммы фактов главное, основное;
• видеть пределы своих познаний.
8. Разумное соотношение на уроке обучения и развития.
9. Осознание процесса обучения (формирование не только зна ния, но и осознанного их принятия).
10. Наличие логических связей в структуре урока (от общего к частному; от абстрактного к конкретному; от трудного к легкому; от незнакомого к знакомому).
11. Характер проявления инициативности учащихся.
12. Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроке. Анализ работоспособности учащихся.
13. Дисциплинированность, прилежание учащихся.
14. Использование возможностей урока для развития у учащихся нравственных и эстетических чувств.
15. Проявление учителем (учащимися) импровизации и находчивости.
Примерная памятка для самоанализа урока учителем.
( по Поташнику М.М. )
- Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
- Какие задачи решались на уроке;
- образовательные,
- воспитательные,
- задачи развития?
- Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
- Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?
- На каком содержании ( на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
- Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
- Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так ?
- Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
- Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
- За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
- За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
- Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
- Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
Самоанализ урока учителем.
( по Шамовой Т.И. )
- Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
- Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
- Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.
- Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
- Показать , как другие этапы работали на главный этап.
- Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
- Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
Самоанализ урока.
( по Куриленко Т.М.)
- Была ли достигнута цель урока?
- Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
- Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
- Как использовалось время на урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
- Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
- Какие были недостатки в ходе урока и почему?
- Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?
Системный анализ урока
( по В.П.Симонову)
Показатели оценки урока :
- Личные качества учителя.
- Знание предмета и общая эрудиция.
- Уровень педагогического и методического мастерства.
- Культура речи, ее образность, эмоциональность.
- Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися.
- Внешний вид, мимика, жесты.
- Особенности учебной деятельности учащихся:
- Познавательная активность, творчество и самостоятельность.
- Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков.
- Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока.
- Проявление дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете во время занятий.
- Содержание изучаемого материала:
- Научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета.
- Актуальность и связь и жизнью (теории и практики).
- Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации.
- Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
- Эффективность преподавания.
- Рациональность использования времени урока, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии.
- Целесообразность использования приемов наглядности на занятии.
- Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы.
- Характер обратной связи с учащимися.
- Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков.
- Степень эстетического воздействия урока на учащихся.
- Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.
- Цели и результаты проведенного урока.
- Конкретность, четкость, лаконичность формулировки цели урока.
- Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели.
- Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники).
- Воспитательный эффект.
- Воздействие урока на развитие учащихся.
Технология системного подхода к анализу урока :
Используется 4-х балльная шкала, где :
- 4 балла - отлично;
- 3 балла - хорошо;
- 2 балла - удовлетворительно;
- 1 балл - неудовлетворительно;
Максимальное возможное количество баллов - 100 (25х4). Если:
- 85 -100 баллов - урок отличный;
- 65 - 84 балла - урок хороший;
- 45 - 64 балла - урок удовлетворительный.
Диагностическая карта оценки деятельности учителя по формированию УУД
№ | Основные параметры | Этап урока, каким образом реализуется, степень сформированности | Примечание | |||
Личностные УУД | ||||||
1 | Показывает для чего нуж но то или иное знание, как оно пригодится в жизни | |||||
2 | Создает проблемную си туацию, мотивируя детей на открытие нового знания | |||||
3 | Учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом | |||||
4 | Транслирует позитивные ценности, позволяя про жить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости | |||||
Регулятивные УУД | ||||||
1 | Учит ставить цели и ис кать пути их достижения, решения возникающих проблем | |||||
2 | Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания | |||||
3 | Учит работать по образцу, по алгоритму | |||||
4 | Учит по предложенному алгоритму оценивать свое задание | 1 | ||||
5 | Уделяет внимание само проверке, обучая как можно найти исправить ошибку | |||||
Познавательные УУД | ||||||
1 | Организует работу с ин формацией (пересказ, со ставление плана, выделе ние главной мысли и т.д.) | |||||
2 | Знакомство с разными ис точниками для поиска ин формации | |||||
3 | Учит ориентироваться в словарях и справочниках | |||||
4 | Подводит под понятие (формулировать правило) на основе выделения су щественных признаков | |||||
5 | Осознанное построение речевого высказывания | |||||
6 | Работает над формирова нием логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классифика ция, выдвижение гипотез и их обоснование | |||||
7 | Работает над формирова нием знаково - символи ческих действий | |||||
8 | Использование проектных форм работы | |||||
9 | Рефлексия | |||||
Коммуникативные УУД | ||||||
1 | Развивает внимание уча щихся | |||||
Организует работу в группах, парах | ||||||
2 | Показывает, как можно придти к единому реше нию работы в группах | |||||
3 | Учит разным способам выражения своих мыслей (спор, дискуссия, отстаи вание собственного мне ния) | V |
Виды универсальных учебных действий
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравсгвенный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение,
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение'7 — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того. что уже известно и усвоено учащимся.и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона:
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— сспюрегучяция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому уситию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствии
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели:
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и ре- зультатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
—- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных. -несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов:
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации .классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей:
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы;
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками— определение цели, функций участников, способов взаимодействия:
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация:
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных. регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ и самоанализ урока
Здесь дается схема анализа и самоанализа урока, которая позволяет вам подготовится к любой проверке....
Пособие для учителя по анализу и самоанализу урока
Анализ урока необходим для повышения качества обучения.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. А...
Анализ и самоанализ урока - путь к его совершенствованию
Данная работа является зачетной работой на курсах ПК и представляет собой систематизацию имеющихся видов анализов урока с приложением в виде схем....
Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)
В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...
Анализ и самоанализ урока
В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....
Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...
Типология уроков. Современный урок. Анализ и самоанализ урока.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объ...
Комментарии
Спасибо, материал полезный.
Спасибо, материал полезный.