RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления
статья
В статье, найденной на просторах интернета, рассказывается о RAFT-технологии как одном из приемов развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления
RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки.
Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:
Роль | Аудитория | Форма | Тема |
Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему | Выяснение, кому может предназначаться данный текст | Выбор жанра, формы повествования | Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем |
Подготовка к проведению занятия:
Для применения метода РАФТ-технологии учителю следует определиться с темой. Она должна быть интересной и актуальной. При проведении подобного урока потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство.
Перед занятием нужно подготовить таблицу, можно просто нарисовать ее на доске. Стоит помнить, что при обсуждении всех граф учителю необходимо будет зафиксировать все суждения так, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока, потому как постоянно нужно будет обращаться к ним, обсуждать, анализировать и, возможно, дополнять.
Желательно наличие наглядного материала, позволяющего лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению в него.
Стадии RAFT-технологии
Согласно структуре и приемам обучения критическому мышлению, выделяют несколько стадий метода РАФТ-технологии.
- Стадия вызова
Основной задачей на данном этапе является активизация учащихся, мотивирование их к активному участию в процессе. Оптимально сделать выбор в пользу методов, способных заинтересовать и вовлечь всех участников коллектива. Наиболее распространенными являются метод ассоциаций и мозгового штурма.
Дети предлагают все возможные социальные группы, подходящие к выполнению данной роли. Возможно предоставление ролей учителем. В таблицу вносятся 4-5 позиций.
Во вторую колонку записываются люди, группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов.
Далее определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями. Фиксируются в следующей колонке.
В последнюю колонку заносятся основные мысли и идеи текста.
Подводя итог, учителем зачитывается вся информация, представленная в таблице. Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов. При этом нужно объяснить им, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам.
- Стадия осмысления
Включает в себя работу с учебником или дополнительным материалом. На данном этапе учащиеся получают новую информацию, делают пометки и замечания в тетради.
- Стадия рефлексии
Этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного материала. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.
Области применения RAFT-технологии
Рафт-технология может активно применяться практически на любых предметах. Приведем примеры:
- на уроках истории, для формирования понятий «рыцарь», «крестоносец», изучения определенных слоев или групп общества;
- на уроках литературы, для обсуждения персонажей любых произведений, понимания сущности понятия «писатель», «поэт», для написания сценариев небольших литературных постановок;
- а также при профориентации (при рассмотрении людей определенных профессий: журналистов, военнослужащих, учителей и т.д.).
Эмоциональный интеллект учеников
Ценность этого эмоционального интеллекта в реальной жизни неоспорима. Как бы ни называть умение понимать себя, владеть собой, стремиться к цели, сочувствовать окружающим и результативно взаимодействовать с ними, очевидно, что это ценнейший навык, полезный отнюдь не только в бизнесе (где о нем впервые заговорили), но и в педагогике.
Разумеется, эмоциональный интеллект учеников развит в меньшей степени, нежели эмоциональный интеллект педагогов. Причины этого очевидны: недостаток жизненного опыта, не вполне развитое умение понимать себя и других, несовершенная в силу возраста способность держать себя в руках и так далее.
Но задача учителя помочь ребенку стать развитой, самодостаточной личностью. А значит, нужно развивать эмоциональный интеллект детей.
Сразу надо принять во внимание, что люди от природы могут обладать большими или меньшими способностями в этой области. Например, сангвинику или флегматику трудно понимать окружающих. У меланхоликов часто проблемы с целеустремленностью, а у холериков — с самоконтролем. У детей проявления темперамента намного ярче, чем у взрослых. Поэтому трудно придумать методику, общую для всех. И это задача для психолога, который ведет в классе групповые занятия, а не для учителя.
Однако все же существует ряд занимательных игр, которые могут помочь ребятам лучше понять себя и свои эмоции. А проводить такие игры можно во время классного часа.
Почти для всех игр потребуются карточки-смайлики или просто карточки с названиями эмоций, лучше не менее 10 вариантов: страх, гнев, разочарование, обида, апатия, печаль, радость, азарт, уверенность, удовольствие, восхищение, торжество и т.д. В некоторых случаях требуется несколько комплектов.
«Банк эмоций»
Каждый ребенок должен написать на листочке не менее двух названий эмоций, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Затем все эти эмоции вписываются в большой лист бумаги. Можно дополнить список и другими эмоциями, в том числе на другие буквы.
«Угадай эмоцию»
Каждый игрок берет карточку, но не показывает ее другим. Его задача — с помощью мимики или пантомимы изобразить эту эмоцию. Остальные ребята должны ее угадать.
«Что ты чувствуешь?»
Учитель называет какую-нибудь ситуацию или рассказывает (зачитывает) небольшую историю. Ученик должен выбрать карточку с той эмоцией, которую он сам испытывает в связи с этой ситуацией или историей. Можно предложить ребенку объяснить, почему он испытывает такие чувства.
Задание можно усложнить, предложив проанализировать эмоцию героя рассказа, а не свою. Собственно, нечто подобное делается на уроках литературы при анализе мотивации героя произведения.
«Корень чувства»
Ребята делятся на группы. Каждая группа получает (вытягивает, как жребий) карточку с какой-то эмоцией. Необходимо придумать как можно больше ситуаций, в которых люди могут испытывать такое чувство. У кого больше?
Пример. В качестве примера применения приема РАФТ-технологии приведем урок истории в 6 классе. Тема: «Феодалы и крестьяне». Урок рассчитан на 2 часа.
Часть I.
Учитель объявляет тему урока и поясняет особенности его проведения, связанные с применением метода RAFT-технологии.
Для лучшего погружения в тему урока и выбранную роль, рекомендуется использовать наглядный материал. В данном случае это могут быть картинки или слайды с изображением особенностей быта крестьян и феодалов, работы крестьян, доспехов рыцаря, рыцарских турниров.
Класс делится на группы, каждая из которых выбирает одну из предложенных учителем ролей:
- Феодал (как господин);
- Феодал (как рыцарь);
- Управляющий;
- Крестьянин;
- Ученый;
- Путешественник.
Делая выбор, важно концентрировать внимание учащихся на необходимости перевоплощения в персонажа, поиска именно того способа воздействия на публику, который отразит особенности его характера, привычек, речи, условий окружающей среды. Лучше всего, если подбор роли ребята сделают по собственному желанию, исходя из своих предпочтений.
Далее дети определяются с аудиторией, с теми лицами или группами лиц, которым будет предназначаться их сообщение. Например, крестьяне, вражеские войска, историки, потомки, случайные собеседники.
Следующим этапом должен стать выбор жанра повествования: петиция, приказ, письмо, рассказ, заметки.
Все данные учитель фиксирует в таблице, наглядно представленной всему классу. Каждый ученик копирует записи у себя в тетради.
Перед определением тематики повествований, желательно разобрать особенности каждой роли, поделиться советами и мыслями, которые помогут при написании. Особенно, если урок с применением РАФТ-технологии проводится в классе впервые.
В качестве домашнего задания выступает непосредственное создание текстов. Учителю стоит обратить внимание, что работа должна проходить с привлечением дополнительного материала.
Часть II.
Учитель повторяет тему урока: «Феодалы и крестьяне» и предлагает детям зачитать свои повествования. Важно распределить время урока так, чтобы все произведения учащихся были озвучены.
Для закрепления материала может быть использован короткий фронтальный опрос.
Итогом урока должно стать обсуждение проделанной работы, анализ результатов, выделение основных суммарных моментов повествований. Необходимо обратить внимание на разницу в изложении одних и тех же фактов разными людьми.
В качестве домашнего задания выступает повторение пройденного материала и составление синквейна — нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 строк, в каждой из которых имеется набор заданных слов.
Метод RAFT способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...
материал семинара по теме "Приемы развития критического мышления"
Данная презентация поможет в проведении семинара, занятия школы молодого учителя по теме "Школьные технологии.Приемы и методы развития критического мышления". Материал презентации разработан на основе...
Синквейн как один из приемов развития критического мышления через чтение и письмо.
Написание синквейна – это эффективный метод развития образной речи, это форма свободного творчества, это составление краткого резюме на основе больших объемов информации. Следовательно, по синквейну м...
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...
Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии
Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...
Синквейн, как один из приемов развития критического мышления на уроках технологии
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активиру...
Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления
Мастер-классВ основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной поз...