Задания по МБОБЖ
план-конспект
Предварительный просмотр:
Рекомендации студентам:
Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.
1. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.
2. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
3. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
4. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана. Каждый пункт подчеркнут.
5. Ответьте на контрольные вопросы.
6. Последнюю лекцию изучайте с таблицами. Ссылка дана в конце лекции.
Тема: Воздействие физических факторов на организм человека. Виброакустические факторы.
1. Понятие «вибрация»
Вибрация - это механические колебательные движения объекта, непосредственной передаваемые телу человека или отдельным его участкам при непосредственном контакте. Вследствие механизации многих видов работ и использования пневматических и электрических инструментов значение её резко возросло, и в настоящее время вибрационная болезнь среди профессиональных заболеваний занимает одно из первых мест. В отношении опасности вибрационной болезни наибольшее значение имеет вибрация с частотой 16-250 Гц. Принято различать:
- местную (локальную) - передается на руки или другие ограниченные участки тела,
- общую вибрацию - передается всему организму (пребывание на колеблющейся платформе, сиденье). Действие вибрации на рабочих нередко сочетается с влиянием других производственных вредностей: шума, охлаждающего микроклимата, неудобного положения тела.
2. Влияние вибрации на организм.
Вибрация в зависимости от её параметров (частота, амплитуда) может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на отдельные ткани и организм в целом. С физиотерапевтической целью вибрацию используют для улучшения трофики, кровообращения в тканях при лечении некоторых заболеваний. Однако производственная вибрация, передаваясь здоровым тканям и органам и имея значительную амплитуду и продолжительность действия, оказывается вредно влияющим фактором. Вибрация вызывает прежде всего нейротрофические и гемодинамические нарушения. В сосудах мелкого калибра (капилляры, артериолы) возрастает проницаемость, нарушается нервная регуляция. Изменяется вибрационная, температурная и болевая чувствительность кожи. При работе с ручным механизированным инструментом может возникнуть симптом «мёртвого пальца»: потеря чувствительности, побеление пальцев, кистей рук. Рабочие жалуются на зябкость рук, ноющие боли в них после работы и по ночам. Кожные покровы между приступами имеют мраморный вид. В некоторых случаях обнаруживаются отечность, изменение кожи на кистях (трещины, огрубение). Характерны костно-суставные и мышечные изменения. Дистрофические процессы вызывают изменение структуры костей (остеопороз, разрастания и др.), атрофию мышц. Возможна деформация кистевого, локтевого, плечевого суставов с нарушением опорно-двигательной функции. Заболевание носит общий характер, о чем свидетельствуют быстрая утомляемость, головные боли, головокружение, повышенная возбудимость. Возможны жалобы на боли в области сердца и желудка, повышенную жажду: похудание, бессонницу.
Так, как отмечают исследователи Японии, у шоферов грузовых машин широко распространены желудочные заболевания. Известно также, что у водителей трелёвочных тракторов на лесозаготовках симптомы вибрационной болезни сопровождаются радикулитом. У пилотов, особенно работающих на вертолетах, часто наблюдается потеря остроты зрения. Как показано в специальных исследованиях, однократная, причём кратковременная – порядка 20-30 мин. вибрация, увеличивает время решения элементарных задач, т.е. ухудшает внимание и умственную деятельность, при этом до 30 % решений оказывается ошибочным. В исследованиях была выявлена очень важная биологическая закономерность. Оказывается, что ослабление внимания наблюдается только при определённых частотах порядка 10-12 Гц, другие же частоты, выше и ниже, но с тем же ускорением, подобных изменений не вызывают. Эта закономерность даёт ключ к выяснению особенностей заболеваний вибрационной болезнью, связанных с той или иной производственной деятельностью. Каждая машина или агрегат генерирует наряду с массой побочных частот (гармоник) одну основную для данной машины. Эта частота и определяет специфику заболеваний. Если вибрация частотой выше 15 Гц (особенно частотой 60-90 Гц) воздействует на человека вдоль его туловища в направлении вертикальной оси, то острота зрения снижается, способность следить за колебательными движениями объекта утрачивается уже на частотах 1-2 Гц и почти исчезает при 4 Гц. Из этого простого примера видно, какую опасность представляет транспортная вибрация: шоферы, летчики, водители других транспортных средств перестают различать движущиеся объекты. Частота вибрации, вызванная неровностями дороги и несовершенством наземного транспорта, лежит в диапазоне до 15 Гц, т.е. представляет собой реальную опасность и может послужить причиной аварий. Вибрация нарушает речь человека. При частотах от 4 до 10 Гц речь искажается, а иногда прерывается. Для сохранения отчетливой и правильной речи нужна специальная тренировка, так как разборчивую речь трудно поддерживать при уровне вибрации 0,3 дБ. Легко понять, как это отражается на связи летчиков и космонавтов с наземными пунктами управления. У летчиков, шоферов, машинистов возникают те же признаки вибрационной болезни, что и у рабочих. Особенно тяжелыми бывают заболевания у пилотов вертолётов. В полёте возникают низкочастотные колебания, которые плохо гасятся телом человека и разрушающе действуют на весь организм, прежде всего на нервную систему. Нарушения нервной и сердечно-сосудистой деятельности у лётчиков встречаются почти в 4 раза чаще, чем у представителей других профессий, и вибрация здесь играет немалую роль
3. Влияние шума на организм человека
Шум – совокупность звуков различной силы и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени и вызывающих неприятные субъективные ощущения. Бесшумных производств практически не существует, однако шум как профессиональная вредность приобретает особое значение в случаях его высокой интенсивности. Это наблюдается в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. В индустриальных городах число профессий, труд которых сопровождается влиянием сильного шума, исчисляется многими сотнями. Влияние шума на организм нередко сочетается с другими производственными вредностями: неблагоприятным микроклиматом, токсическими веществами, ультразвуком и особенно часто с вибрацией. Вредное действие шума может проявиться в потере слуха, проявлении общих реакций с участием нервной, сердечнососудистой и других систем организма, снижении производительности труда, повышении частоты производственных травм. Действие шума на слух вызывает развитие тугоухости той или иной степени выраженности, а иногда и полной глухоты. Чаще изменения слуха развиваются исподволь в течение 3- 5 лет и более. Иногда рабочие обращаются с жалобами на трудность восприятия шепотной речи, плохую слышимость высокого голоса. Некоторые лица засыпают с трудом из-за звона или писка в ушах. При значительной потере слуха пострадавший плохо слышит свой собственный голос, который несколько изменяется. Потеря слуха развивается не у всех рабочих и у разных лиц в различной степени. Встречаются лица с повышенной чувствительностью к шуму. Женщины более чувствительны к его воздействию. Патогенез профессиональной тугоухости связан с процессом утомления и переутомления слухового анализатора. При действии шума вначале возникает слуховая адаптация – процесс приспособления уха к интенсивным звукам. Адаптация проявляется в кратковременном и неглубоком падении слуховой чувствительности, которая быстро и полно восстанавливается после прекращения действия раздражителя. Если влияние шума продолжительно и интенсивность его велика, наступает слуховое утомление. При этом чувствительность слуха значительно снижается (на 30-50 дБ и более), особенно к высоким частотам, а процесс восстановления протекает неравномерно во времени и продолжается десятки минут, иногда несколько часов и дней. Шум может оказывать раздражающее действие, вызывать жалобы на головную боль, повышенную утомляемость, нарушение сна, снижение памяти. У некоторых лиц появляются непереносимость к шуму, чувство «сдирания кожи», «распирания» головы, боль в горле при разговоре, повышенная потливость. В зависимости от индивидуальной чувствительности разных лиц возможны гипотония или гипертонические состояния. Снижение производительности труда и повышенный травматизм среди рабочих шумных цехов обусловлены неблагоприятным влиянием шума на нервную систему, функциональное состояние двигательного и других анализаторов. При этом нарушается концентрация внимания, точность и координированность движений, ухудшается восприятие звуковых и световых сигналов, раньше возникает чувство усталости и развиваются признаки утомления.
Контрольные вопросы.
1. Что такое вибрация?
2. Какие виды влияния на организм осуществляет вибрация?
3. Что такое шум?
4. Как влияет шум на организм?
Тема: Воздействие физических факторов на организм человека. Неионизирующие излучения.
1. Что такое неионизирующие излучения?
Неионизирующие излучения- это электромагнитные излучения различной частоты, не вызывающие ионизацию атомов и молекул вещества. К ним относятся: ультрафиолетовое излучение, инфракрасное излучение, ультразвук, видимое излучение.
2. Влияние ультразвука на организм человека.
Ультразвуки – механические колебания упругой среды, имеющие одинаковую со звуками физическую природу, но превышающие верхний порог слышимой частоты (свыше 20 кГц). Низкочастотные ультразвуки (частота – десятки килогерц) обладают способностью распространяться в воздухе, высокочастотные (частота – сотни килогерц) – быстро затухают. В упругих средах – воде, металле и др. – ультразвук хорошо распространяется, причем на скорость распространения существенное влияние оказывает температура этих сред. Ультразвук часто встречается в природе, сопровождая шелест листьев, шум морского прибоя и др. В животном мире с его помощью выполняется ряд жизненно важных функций: эхолокация летучих мышей сигналы насекомых и др. В механизме действия ультразвука на неживые и живые объекты имеют место механический, термический и физико-химический эффекты. При контактном озвучивании ультразвук вызывает инактивацию ферментов, распад белков, ускорение химических реакций, а при больших энергиях – ожоги и гибель живых организмов. Ультразвук нашел широкое применение в медицине для диагностики и лечения многих заболеваний. В технике и промышленности высокочастотный ультразвук используют для дефектоскопии отливок, сварных швов, пластмасс и физико-химических исследований веществ – определения плотности, упругости, структуры и др. Низкочастотный ультразвук применяют для промывки, обезжиривания, эмульгации, измельчения твердых веществ в жидкостях, для резания, сварки металла, дробления, сверления хрупких материалов и т.п. Промышленные установки работают преимущественно на частотах 16-44 кГц (реже до 80). В производственных условиях кратковременное и периодическое контактное воздействие ультразвука имеет место при удержании инструмента, обрабатываемой детали, загрузке изделий в ванны, выгрузке их и других операциях. При систематическом продолжительном контакте с источниками ультразвука у медицинских работников наблюдались профессиональные заболевания – парезы кистей и предплечий. Изменения в состоянии здоровья работающих при воздушном пути передачи ультразвука являются следствием одновременного действия ультразвука и шума, интенсивность которого в области частот 8 – 16 кГц может достигать 100 дБ и более. При ультразвуковой очистке деталей воздушная среда нередко загрязнена токсическими веществами – парами бензина, ацетона, толуола и др. Нарушения здоровья проявляются реакций с жалобами на головную боль, расстройство сна, раздражительность, утомляемость и объективными признаками снижения слуха, вестибулярных нарушений и др.
3. Профилактические мероприятия по снижению действия неионизирующего излучения.
1. Рациональный режим труда.
2. Инженерно-технические мероприятия
3. Использование средств индивидуальной защиты.
4. Выбор рациональных режимов работы установок;
5. Ограничение места и времени нахождения персонала в зоне облучения и др.
Средства защиты по характеру применения подразделяются на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).
К средствам коллективной защиты относятся: ограждения, защитные экраны, блокировки и автоматические затворы, кожухи и др.
К средствам индивидуальной защиты: защитные очки, щитки, маски и др. Все средства защиты применяются с учетом длины волны ЛИ, класса и типа лазера, режима работы лазерной установки, характера выполняемой работы. Конструкция средств защиты должна обеспечивать возможность смены основных элементов (светофильтров, экранов, смотровых стекол и др.). Средства индивидуальной защиты глаз и лица (защитные очки и щитки), снижающие интенсивность ЛИ до ПДУ, должны применяться только в тех случаях (пусконаладочные, ремонтные и экспериментальные работы), когда коллективные средства защиты не обеспечивают безопасности персонала.
Контрольные вопросы:
- ЭМИ и классификация и происхождение?
- гигиеническая оценка условий труда с ЭМИ на человека?
- биологическое действие ЭМИ?
- компьютер и здоровье?
- радиотелефоны, сотовая связь и здоровье?
- телевизор, магнитофон, бытовая техника как источник ЭМП?
- защита персонала от ЭМИ радиочастотного диапазона?
- средства коллективной и индивидуальной защиты от ЭМИ?
Тема: Воздействие физических факторов на организм человека. Ионизирующие излучения.
1. Что такое ионизирующее излучение?
Ионизирующее излучение — это вид энергии, высвобождаемой атомами в форме электромагнитных волн (гамма- или рентгеновское излучение) или частиц (нейтроны, бета или альфа). Спонтанный распад атомов называется радиоактивностью, а избыток возникающей при этом энергии является формой ионизирующего излучения. Нестабильные элементы, образующиеся при распаде и испускающие ионизирующее излучение, называются радионуклидами. Все радионуклиды уникальным образом идентифицируются по виду испускаемого ими излучения, энергии излучения и периоду полураспада.
Активность, используемая в качестве показателя количества присутствующего радионуклида, выражается в единицах, называемых беккерелями (Бк): один беккерель — это один акт распада в секунду. Период полураспада — это время, необходимое для того, чтобы активность радионуклида в результате распада уменьшилась наполовину от его первоначальной величины. Период полураспада радиоактивного элемента — это время, в течение которого происходит распад половины его атомов. Оно может находиться в диапазоне от долей секунды до миллионов лет (например, период полураспада йода-131 составляет 8 дней, а период полураспада углерода-14 — 5730 лет).
2. Источники излучения
Люди каждый день подвергаются воздействию естественного и искусственного излучения. Естественное излучение происходит из многочисленных источников, включая более 60 естественным образом возникающих радиоактивных веществ в почве, воде и воздухе. Радон, естественным образом возникающий газ, образуется из горных пород, почвы и является главным источником естественного излучения. Ежедневно люди вдыхают и поглощают радионуклиды из воздуха, пищи и воды. Люди подвергаются также воздействию естественного излучения из космических лучей, особенно на большой высоте. В среднем 80% ежегодной дозы, которую человек получает от фонового излучения, это естественно возникающие наземные и космические источники излучения. Уровни такого излучения варьируются в разных реогрфических зонах, и в некоторых районах уровень может быть в 200 раз выше, чем глобальная средняя величина. На человека воздействует также излучение из искусственных источников — от производства ядерной энергии до медицинского использования радиационной диагностики или лечения. Сегодня самыми распространенными искусственными источниками ионизирующего излучения являются медицинские аппараты, как рентгеновские аппараты, и другие медицинские устройства.
3. Воздействие ионизирующего излучения
Воздействие излучения может быть внутренним или внешним и может происходить различными путями. Внутренне воздействие ионизирующего излучения происходит, когда радионуклиды вдыхаются, поглощаются или иным образом попадают в кровообращение (например, в результате инъекции, ранения). Внутреннее воздействие прекращается, когда радионуклид выводится из организма либо самопроизвольно (с экскрементами), либо в результате лечения. Внешнее радиоактивное заражение может возникнуть, когда радиоактивный материал в воздухе (пыль, жидкость, аэрозоли) оседает на кожу или одежду. Такой радиоактивный материал часто можно удалить с тела простым мытьем.
Воздействие ионизирующего излучения может также произойти в результате внешнего излучения из соответствующего внешнего источника (например, такое как воздействие радиации, излучаемой медицинским рентгеновским оборудованием). Внешнее облучение прекращается в том случае, когда источник излучения закрыт, или когда человек выходит за пределы поля излучения.
Люди могут подвергаться воздействию ионизирующего излучения в различных обстоятельствах: дома или в общественных местах (облучение в общественных местах), на своих рабочих местах (облучение на рабочем месте) или в медицинских учреждениях (пациенты, лица, осуществляющие уход, и добровольцы). Воздействие ионизирующего излучения можно классифицировать по трем случаям воздействия.
Первый случай — это запланированное воздействие, которое обусловлено преднамеренным использованием и работой источников излучения в конкретных целях, например, в случае медицинского использования излучения для диагностики или лечения пациентов, или использование излучения в промышленности или в целях научных исследований.
Второй случай — это существующие источники воздействия, когда воздействие излучения уже существует и в случае которого необходимо принять соответствующие меры контроля, например, воздействие радона в жилых домах или на рабочих местах или воздействие фонового естественного излучения в условиях окружающей среды.
Последний случай — это воздействие в чрезвычайных ситуациях, обусловленных неожиданными событиями, предполагающими принятие оперативных мер, например, в случае ядерных происшествий или злоумышленных действий.
На медицинское использование излучения приходится 98% всей дозы облучения из всех искусственных источников; оно составляет 20% от общего воздействия на население. Ежегодно в мире проводится 3 600 миллионов радиологических обследований в целях диагностики, 37 миллионов процедур с использованием ядерных материалов и 7,5 миллиона процедур радиотерапии в лечебных целях.
4. Последствия ионизирующего излучения для здоровья
Радиационное повреждение тканей и/или органов зависит от полученной дозы облучения или поглощенной дозы, которая выражается в грэях (Гр). Эффективная доза используется для измерения ионизирующего излучения с точки зрения его потенциала причинить вред. Зиверт (Зв) — единица эффективной дозы, в которой учитывается вид излучения и чувствительность ткани и органов. Она дает возможность измерить ионизирующее излучение с точки зрения потенциала нанесения вреда. Зв учитывает вид радиации и чувствительность органов и тканей. Зв является очень большой единицей, поэтому более практично использовать меньшие единицы, такие как миллизиверт (мЗв) или микрозиверт (мкЗв). В одном мЗв содержится тысяча мкЗв, а тысяча мЗв составляют один Зв. Помимо количества радиации (дозы), часто полезно показать скорость выделения этой дозы, например мкЗв/час или мЗв/год. Выше определенных пороговых значений облучение может нарушить функционирование тканей и/или органов и может вызвать острые реакции, такие как покраснение кожи, выпадение волос, радиационные ожоги или острый лучевой синдром. Эти реакции являются более сильными при более высоких дозах и более высокой мощности дозы. Например, пороговая доза острого лучевого синдрома составляет приблизительно 1 Зв (1000 мЗв). Если доза является низкой и/или воздействует длительный период времени (низкая мощность дозы), обусловленный этим риск существенно снижается, поскольку в этом случае увеличивается вероятность восстановления поврежденных тканей. Тем не менее риск долгосрочных последствий, таких как рак, который может проявиться через годы и даже десятилетия, существует. Воздействия этого типа проявляются не всегда, однако их вероятность пропорциональна дозе облучения. Этот риск выше в случае детей и подростков, так как они намного более чувствительны к воздействию радиации, чем взрослые.
Эпидемиологические исследования в группах населения, подвергшихся облучению, например людей, выживших после взрыва атомной бомбы, или пациентов радиотерапии, показали значительное увеличение вероятности рака при дозах выше 100 мЗв. В ряде случаев более поздние эпидемиологические исследования на людях, которые подвергались воздействию в детском возрасте в медицинских целях (КТ в детском возрасте), позволяют сделать вывод о том, что вероятность рака может повышаться даже при более низких дозах (в диапазоне 50-100 мЗв).
Дородовое воздействие ионизирующего излучения может вызвать повреждение мозга плода при сильной дозе, превышающей 100 мЗв между 8 и 15 неделей беременности и 200 мЗв между 16 и 25 неделей беременности. Исследования на людях показали, что до 8 недели или после 25 недели беременности связанный с облучением риск для развития мозга плода отсутствует. Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что риск развития рака у плода после воздействия облучения аналогичен риску после воздействия облучения в раннем детском возрасте.
Контрольные вопросы
1. Что такое ионизирующие излучения?
2. Как влияет радиация на организм?
3. Какие средства защиты от радиоактивных поражений?
Тема: Воздействие химических факторов на организм человека
1. Химические факторы
Это химические вещества и смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты…), получаемые химическим синтезом и /или для контроля которых используют методы химического анализа.
Вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности могут вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Общей чертой воздействия химических факторов на организм человека является снижение иммунитета, поэтому длительное контактирование с химическими загрязнителями сопровождается снижением устойчивости организма к инфекционным заболеваниям, ростом аллергических заболеваний, увеличивается число часто болеющих детей. Химические вещества способны образовывать комплексные соединения с белками, азотом, серосодержащими фрагментами аминокислот, а также с витаминами и гормонами, блокируя их действие.
2. Классификация токсических веществ. Действие комплекса вредных факторов окружающей среды
Токсичное действие химических веществ определяется свойствами и количеством самого вещества, попавшего в организм (доза или концентрация). Кроме того, большое значение имеют особенности организма человека (индивидуальная чувствительность к химическому веществу, общее состояние здоровья, возраст), а также условия труда (концентрация химических веществ в воздухе рабочей зоны, повышенные уровни шума, электромагнитных излучений и др.).
Разнообразные химические вещества, используемые в современном производстве, по опасности воздействия могут быть классифицированы по следующим признакам: токсически вредному эффекту, степени токсичности, классам опасности.
По токсически вредному эффекту:
общетоксические (углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота и ее соли, соли ртути, хлорированные углеводороды, оксид углерода). Эти вещества вызывают расстройства нервной системы, мышечные судороги, нарушают структуру ферментов, негативно влияют на кроветворные органы;
•раздражающие (органические красители, антибиотики). Эти вещества повышают чувствительность организма к заболеваниям;
•канцерогенные (бенз(а)пирен, асбест, нитроазосоединения). Они вызывают развитие всех видов раковых заболеваний. При этом процесс заболевания может быть отдален от момента воздействия химических веществ на годы, и даже десятилетия;
•мутагенные (этиленамин, окись этилена, хлорированные углеводороды, соединения свинца, ртути и др.). Воздействие этих веществ обнаруживается в отдаленном по времени периоде жизни, проявляется в преждевременном старении, повышении общей заболеваемости, злокачественных новообразованиях. При воздействии на половые клетки, мутагенное влияние сказывается на здоровье последующих поколений, иногда в очень отдаленном периоде. Вещества, влияющие на репродуктивную функцию (борная кислота, аммиак) вызывают возникновение врожденных пороков развития.
3. Пути поступления, распределения и проявления действия вредных химических веществ. В организм химические вещества могут проникать через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и неповреждённую кожу. Однако основным путём поступления являются лёгкие. Помимо острых и хронических профессиональных интоксикаций, промышленные яды могут быть причиной понижения устойчивости организма и повышенной общей заболеваемости. Попадая в органы дыхания, эти вещества вызывают атрофию или гипертрофию слизистой верхних дыхательных путей, а задерживаясь в лёгких, приводят к развитию соединительной ткани в воздухообменной зоне и рубцеванию (фиброз) лёгких. Попадание ядов в желудочно-кишечный тракт возможно при несоблюдении правил личной гигиены: приёме пищи на рабочем месте и курении без предварительного мытья рук. Ядовитые вещества могут всасываться уже из полости рта, поступая сразу в кровь. Вредные вещества могут попадать в организм человека через неповреждённые кожные покровы, причём не только из жидкой среды при контакте с руками, но и в случае высоких концентраций токсических паров и газов в воздухе на рабочих местах. Растворяясь в секрете потовых желез и кожном жире, вещества могут легко поступать в кровь. К ним относятся легко растворимые в воде и жирах углеводороды, ароматические амины и др. Повреждение кожи, безусловно, способствует проникновению вредных веществ в организм. Вредное вещество может постепенно накапливаться в организме при повторных воздействиях. Это явление называется кумуляцией (или материальной кумуляцией), когда поступление вещества в организм превышает выведение из организма. При этом может происходить также нарастание изменений биологического объекта, вызванное повторным воздействием веществ. Такое явление называется функциональной кумуляцией. Кумуляция может иметь место при комплексообразовании вредного вещества и прочном связывании его в определенном месте организма. Например, накопление радиоактивного Sr в костях, йода в щитовидной железе, тяжелых металлов в почках, и т.п. Кумуляция определяется коэффициентом кумуляции, представляющим собой отношение величины суммарной дозы вещества, к величине дозы, вызывающей тот же эффект при однократном воздействии. Коэффициент кумуляции, приближающийся к единице, указывает на резко выраженное кумулятивное действие; если его значение больше 5, то кумулятивное действие слабое.
4. Заболевания химического происхождения у населения. Кумуляция химических соединений и адаптация к их воздействию.
По опасности для здоровья первое и второе места занимают пестициды и тяжёлые металлы. Тяжёлые металлы получили своё название благодаря высоким значениям атомной массы. В небольших количествах они необходимы для жизнедеятельности человека: медь, цинк, марганец, железо, кобальт, молибден и др. Существует около 20 металлов, которые не нужны для функционирования организма. Наиболее опасные из них: ртуть, свинец, кадмий, мышьяк. Увеличение их содержания выше нормы вызывает токсический эффект. Воздействие тяжёлых металлов на организм человека
Тяжёлый металл | Смертельная доза, г | Основные реакции организма на повышенное содержание | Вызываемоезаболевание |
Свинец | 20–50 | Поражает систему кроветворения, нервную систему, печень, почки. Вызывает слабость, малокровие, кишечные колики, нервные и неврологические расстройства, нарушение психомоторики | “Сатурнизм” |
Ртуть | 0,5 г | Накапливается в печени и почках, приводя к нарушению обмена веществ и выделительной функции, нарушению органов чувств и поведения | Болезнь Минамата |
Мышьяк | 0,06–0,2 | Хроническое действие малых доз соединений мышьяка способствует возникновению рака лёгких и кожи. Признаки острого отравления: металлический вкус во рту, рвота, сильные боли в животе, развитие сердечно-сосудистой и почечной недостаточности, судороги. | - |
Кадмий | 0,03–0,04 | Вытесняет кальций и замещает цинк в составе биомолекул, накапливается в почках и печени. Вызывает сочетание острого нефрита и размягчения и деформации костей. У детей - нейропатии, энцефалопатии и нарушения речи. | Болезнь “итай-итай” |
Необходимо помнить, что любое токсическое вещество при определенных условиях или в больших концентрациях может стать канцерогенным (способным вызывать образование злокачественных опухолей).
Попадая в кровь, химические вещества могут связываться с альбуминами плазмы и с током крови разноситься по организму. Они могут проникать через барьеры (плацентарный, гематоэнцефалический) и накапливаться в органах и тканях.
Накопление (кумуляция) происходит в несколько фаз:
1. На первом этапе накопление зависит от степени кровоснабжения органа: чем интенсивнее кровоснабжение органа или ткани, тем интенсивнее происходит накопление вещества. Этот эффект носит название динамического равновесия.
2. Фаза статического равновесия. Количество накапливающегося вещества зависит от адсорбционной способности ткани и сродства вещества к лигандам.
Металлы и их соли в основном накапливаются в органах с очень интенсивным метаболизмом, а также там, где они присутствуют в норме как микроэлементы (например, костная ткань). Все вещества накапливаются в печени, где происходит их метаболизм.
Метаболизм токсических веществ в организме носит двухфазный характер:
1. На первом этане вещество подвергается реакциям окисления, восстановления, гидролиза. В результате появляются новые функциональные группы, обладающие химической активностью и увеличивается полярность вещества.
2. На втором этапе вещество подвергается реакциям конъюгации (ацетилирование, реакции с серной и глюкуроновой кислотами и тд.) с образованием метаболитов, которые не обладают активностью и хорошо выводятся из организма.
Выделение веществ из организма может происходить через легкие, почки, ЖКТ, кожу.
Выделение веществ протекает в 2-3 стадии:
1. Сначала выделяются вещества, которые не метаболизируются
2. Затем выделяются вещества, которые находятся в депо
3. Наконец, выделяются вещества, находящиеся в постоянном депо и хорошо связанные
Через легкие в основном вьщеляются летучие вещества в неизмененном виде. При этом выделение начинается сразу после прекращения поступления вещества в организм.
Через почки в основном выделяются вещества-метаболиты, находящиеся в крови и не связанные с лигандами. При этом возможны два механизма: простая диффузия и активный транспорт.
Через ЖКТ выделяются все метаболиты, образующиеся в печени.
Кроме выделение с калом, токсические вещества могут выводиться через ротовую полость (соли тяжелых металлов - ртуть, свинец).
Через кожу в основном выделяются летучие химические вещества (например, летучие жирные кислоты).
5. Методы детоксикации
Детоксикация - это процесс обезвреживания ядов и рения их выделения из организма. Различные методы детоксикации способствуют освобождению желудка и кишечника от невсосавшегося в кровь яда, а также освобождению крови и тканей организма от находящихся в них токсического вещества и метаболитов.
Освобождение организма от ядов производится усилением определенных естественных физиологических процессов рвоты, промывание желудка, очищение кишок, диурез, гипервентиляция), искусственной детоксикации, перитониальный диализ, гемосорбция, и др. или методом антидотной терапии.
Описанные выше методы освобождения организма от ядов производятся врачами. Однако специалисты в области безопасности должны знать принципы указанных выше мероприятий процедур, направленных на удаление из организма ядов и их болитов.
Вызывание рвоты. После поступления ядов в желудок может ступить рефлекторная рвота, как самопроизвольный акт. При этом часть яда удаляется из желудка с рвотными массами. Однако не всегда после поступления яда в желудок наступает рвота. Ее можно вызвать механическим раздражением глотки и корня языка, а так же применением некоторых лекарственных средств. При отравлении сильными кислотами и концентрированными растворами едких щелочей удаление яда из желудка с рвотными массами является нежелательным. Выделяясь во время рвоты наружу, эти вещества усиливают степень повреждения пищевода. Кроме того, рвотные массы, содержащие сильные кислоты и щелочи, могут попа дать в дыхательные пути и вызывать их ожог.
Промывание желудка. Для детоксикации широко применяется промывание желудка с помощью зонда. При отравлении хлорорганическими и фосфорсодержащими ядохимикатами желудок промывают несколько раз через 3-4 ч. Больные, отравленные наркотическими веществами, в течение нескольких суток могут находиться в бессознательном состоянии. Таким больным желудок промывают несколько раз (через 4-6 ч). При однократном промывании из желудка удаляется основная часть невсосавшегося яда. Однако после этого, в результате обратной перистальтики, из кишок в желудок может поступать определенное количество яда, для удаления которого необходимо проводить повторное промывание желудка. Желудок промывают также тем больным, у которых наступила рвота, но нет уверенности в том, что ее следствием было полное опорожнение желудка. Промывают желудок и при отравлении сильными кислотами. В этих случаях для промывания желудка нельзя применять раствор гидрокарбоната натрия. При взаимодействии кислот и гидрокарбоната натрия выделяется большой объем оксида углерода (IV), который значительно рас ширяет стенки желудка. В результате этого усиливаются боли в области желудка и может возникнуть кровотечение. Промывание желудка противопоказано при отравлении ядами, вызывающими су дороги. Введение зонда таким больным увеличивает их частоту и тяжесть. Чтобы воспрепятствовать всасыванию яда, оставшегося в желудке после промывания, больным назначают суспензию активированного угля в воде или другие сорбенты, поглощающие яды и препятствующие проникновению их в кровь. Затем с помощью слабительных средств кишки освобождаются не только от находящегося в них яда, но и от ядов, уже всосавшихся в кровь, а затем выделившихся в пищевой канал через слизистую кишок или с желчью.
Форсированное мочеиспускание (диурез). Это один из способов ускоренного удаления токсических веществ из организма, выделяющихся с мочой. Оно позволяет удалять уже всосавшийся яд из кровеносного русла. С этой целью назначают мочегонные средства. Скорость выделения некоторых ядов из организма зависит от рН мочи. От рН мочи зависит диссоциация в веществ, являющихся слабыми кислотами или слабыми. Чем лучше диссоциируют ядовитые вещества, тем в больших количествах они выделяются с мочой. Метод форсированного мочеиспускания в основном применяется при отравлении веществами, которые легко выводятся из организма почками. Этот метод является малоэффективным в тех случаях, если вещества связаны с белками прочными связями, а также если относятся к числу жирорастворимых веществ.
Форсированное дыхание (гипервентиляция) является эффективным методом ускоренного выведения некоторых ядов из организма. Этот метод применяется только при отравлении летучими ядами, которые в определенной степени выводятся из организма легкими с выдыхаемым воздухом. Для вентиляции применяется аппарат искусственного дыхания. Метод показан при отравлении трихлорэтиленом, растворителями, оксидом углерода.
Гемодиализ - один из эффективных методов ускорения выведения токсических веществ из организма. Он основан на диализа, используемого для освобождения крови от токе веществ. Гемодиализ проводится с помощью аппарата, известного под названием "Искусственная почка".
Гемосорбция (гемоперфузия) является одним из способов искусственной детоксикации организма. Этот метод основан на поглощении сорбентами ядовитых веществ, находящихся в крови. В качестве сорбентов в основном применяются активированный уголь и ионообменники (иониты). Гемосорбцию водят с помощью прибора (детоксикатора).
6. Неблагоприятное воздействие пыли. Защита человека от химических негативных факторов.
Пыль (аэрозоль) — это физическое состояние твердого вещества, в котором дисперсионной средой является воздух, а дисперсной фазой — пылевые частицы, размер которых измеряется в микрометрах. Пыль образуется при механическом измельчении твердых тел (размалывание, резание), поверхностной обработке материалов (шлифование, полирование), транспортировании, перемешивании, упаковке измельченных материалов. при горении, плавке металлов. Следствием накопления пыли в легких является развитие пневмокониозов, которые в зависимости от вида воздействующей пыли подразделяются на такие группы как силикоз, силикатозы, металлокониозы, карбокониозы, а также пневмокониозы от смешанной и органической пыли.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания подразделяется на два основных классов: фильтрующие и изолирующие.
Фильтрующие СИЗ наиболее просты, надежны и не ограничивают работающему свободу движения. К фильтрующим СИЗ относятся: респираторы, противогазы, фильтрующие самоспасатели. Запрещается их использование в следующих случаях:
· объемная доля кислорода в воздухе менее 18%;
· в воздухе содержаться вещества, защита от которых не предусмотрена инструкцией по эксплуатации;
· в воздухе содержаться неизвестные вредные вещества, а так же низкокипящие и плохо сорбирующиеся органические вещества, такие как, метан, этан, бутан, этилен, ацетилен и т.д.
Выбор СИЗ фильтрующего действия в значительной степени зависит от условий, в которых они должны эксплуатироваться, агрегатного состояния вредных веществ в воздухе, их концентрации.
Респираторы
Респираторы могут быть разнообразных видов в зависимости от состава вредных веществ, их концентрации и требуемой степени защиты.
Наиболее широкое распространение получили противопылевые респираторы. Они не защищают органы дыхания от газов, паров и легковоспламеняющихся веществ.
При необходимости защиты органов дыхания от вредных газов и паров применяются респираторы, состоящие из резиновой полумаски и поглощающих газы патронов и предназначенные для защиты от вредных веществ при концентрациях, не превышающих 10…15 ПДК.
Противогазы и самоспасатели
Промышленные противогазы предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз от вредных веществ, присутствующих в воздухе. В зависимости от применяемых коробок противогаз может защищать от газов (паров) вредных веществ (с поглощающими коробками), от аэрозолей вредных веществ (с фильтрующими коробками) и одновременно от газов (паров) и аэрозолей вредных веществ (с фильтрующе - поглощающими коробками).
Действие изолирующих противогазов и спасателей основано на использовании химически связанного кислорода. Они имеют замкнутую маятниковую схему дыхания: выдыхаемый человеком воздух попадает в генеративный патрон, в котором поглощаются выделенный человеком углекислый газ и пары воды, а взамен выделяет кислород. Затем дыхательная смесь из дыхательного мешка снова проходит через генеративный патрон, дополнительно очищается и поступает для дыхания.
Контрольные вопросы
1. Что относится к химическим факторам?
2. Что такое кумуляция?
3. Какие распространены заболевания в результате воздействия химических факторов?
4. Какие меры защиты от воздействия химических факторов?
Тема: Воздействие биологических и психофизиологических факторов на организм человека.
1. Понятие о биологических факторах. Основные заболевания, возникающие от
воздействия биологических вредных факторов.
Биологические вредные факторы — это микроорганизмы, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные (ядовитые) микроорганизмы. Распространенность биологического фактора чрезвычайно велика. Патогенные микроорганизмы (микробы, вирусы, риккетсии, грибы и др.) являются обычной средовой микрофлорой, но при особых условиях одновременно становятся неблагоприятными для здоровья и жизни человека. Продукты жизнедеятельности микроорганизмов также могут быть неблагоприятными для здоровья. Следовательно, в условиях воздействия биологического фактора живет все население.
В организм биологический фактор проникает в основном через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт и неповрежденную кожу.
Биологически вредный фактор может привести к возникновению различных заболеваний. В качестве массового поражения населения приведем, как пример, такое аллергическое заболевание как поллиноз (сенная лихорадка), который вызывается пыльцой растений. Одним из этих растений является амброзия — дикорастущее растение в южных районах страны. При ее летнем цветении тысячи людей страдают от поллиноза. Его главные симптомы: зуд в глазах, полости носа, чихание, кашель, заложенность носа, боль в ушах, хриплый голос, головная боль, слабость, бессонница.
У работников в условиях воздействия указанных выше биологических вредных производственных факторов отмечено снижение иммунитета, а это способствует увеличению показателей производственно обусловленной заболеваемости. Это касается заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой, а также других систем организма.
Данный фактор, если его количества превышают предельно- допустимые значения, приводит к возникновению у работников ряда профессиональных, в том числе и аллергических заболеваний: туберкулез, бруцеллез, сибирская язва, клещевой энцефалит, орнитоз, микоз, кандидоз, вирусный гепатит, а также аллергические заболевания — бронхиальную астму, конъюнктивит, дерматит, астматический бронхит.
Бруцеллез вызывается заражением работника через мясо, шерсть, пух, молоко. Острая форма имеет инкубационный (скрытый) период 7 — 60 дней, после чего температура тела повышается до 39— 40 °С. В течение 3 — 28 дней появляются озноб, потоотделение, возбуждение, боли в мышцах, суставах, головная боль, увеличиваются лимфатические узлы, у мужчин появляются воспалительные процессы половых органов.
Туберкулез передается не только от людей, но и от больных животных. Уже при разгаре заболевания появляются жалобы работника на повышенную утомляемость, общую слабость, похудание, небольшую температуру тела, потливость, особенно утром, сухой или с мокротой упорный кашель. Диагноз туберкулеза легких устанавливается обычно после рентгенографического исследования органов дыхания. Однако туберкулезом могут быть поражены и другие органы.
Кандидоз вызывается попаданием в организм микрогрибов. Он поражает кожу, ногти, слизистые оболочки глаз, носа, влагалища, внутренние органы.
При обнаружении указанных инфекционных заболеваний работника следует временно отстранить от работы и назначить лечение, после чего при выздоровлении можно продолжить прежнюю работу. В случае установления аллергической природы заболевания работника надо направить на лечение и предложить ему сменить прежнюю работу на такую, где нет контакта с аллергенами. В заключение приведем краткие сведения о заболевании, которое может быть профессиональным у медицинских работников, но во много раз чаще ему подвержено население.
ВИЧ-инфекция. Источник заболевания — больные люди. Главный путь заражения — половой. В слюне, слезах, моче вирус находится в количестве, недостаточном для заражения. Контактно-бытовой и воздушно-капельный пути передачи инфекции не встречаются. Передача инфекции происходит через поврежденную кожу, например, при медицинских манипуляциях (переливании крови, хирургических, в том числе стоматологическихоперациях), при контакте с инфицированным материалом.
2. Защита человека от биологических негативных факторов.
1) Иммунизация (вакцинация)
2) Дезинфекция
3) Дезинсекция (борьба с насекомыми)
4) Дератизация (борьба с грызунами)
3. Иммунитет и иммунная система организма.
Иммунитет обеспечивается деятельностью лейкоцитов- фагоцитов и лимфоцитов. Иммунитет - это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих признаки генетически чужеродной информации. И. И. Мечников развил теорию иммунитета, согласно которой невосприимчивость организма определяется фагоцитарной активностью лейкоцитов. Это так называемый клеточной иммунитет. Немецкий ученый Эрлих Пауль создал гуморальную теорию иммунитета, которая объясняла невосприимчивость организма выработкой в крови защитных гуморальных веществ - антител. Антитела - Молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества - антигена. Каждое антитело распознает свой антиген. Антигены- бактерии, вирусы или их токсины (яды), а также переродившиеся клетки организма. Т- лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет, В - лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет.
Т – лимфоциты образуются в тимусе и определяют генетическую чужеродность попавшего в организм вещества. Им все равно, какое чужеродное вещество перед ними.
Т – лимфоциты справились со своей работой, но армия бактерий прорвала оборону, у человека поднимается tº. И здесь на помощь приходят В – лимфоциты, выделяющие антитела убивающие организмы. Отсюда, этот вид иммунитета – гуморальный, т.е. жидкостный.
Нейтрофилы – разновидность лейкоцитов, образуются в костном мозге. Они могут проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать в места повреждения клеток и тканей. Так происходит образование гноя. Это естественная защита организма. Клетки моноциты способны переваривать грибки, простейшие, переродившиеся клетки организма.
Клеточная и гуморальная системы иммунитета дополняют друг друга, и обе занимают главное место в организме.
Таким образом, клеточный и гуморальный иммунитет имеет свой механизм. Клеточный основан на фагоцитарной теории И.И. Мечникова, а гуморальный – основан на выделении жидкостей – антител для борьбы с чужеродными веществами. Благодаря данным особенностям обеспечивается надежная защита организма. Образование лейкоцитов связано с органами иммунной системы.
Иммунная система
центральные органы периферические органы
(костный мозг, тимус) (селезенка, лимфатические узлы,
миндалины, пейеровы бляшки
кишечника , лимфоидные,
образования кожи и слизистых
оболочек, аппендикс и др).
Различают несколько видов иммунитета:
Врожденный иммунитет - наследуется ребенком от матери (люди с рождения имеют в крови антитела). Предохраняет от собачьей чумы и чумы крупного рогатого скота. одна из форм врожденного иммунитета связана с переносом антител (иммуноглобулинов) от матери к плоду через плаценту. Это обеспечивает устойчивость новорожденного ко многим возбудителям в течение некоторого времени.
Естественно приобретенный иммунитет - развивается после перенесенного инфекционного заболевания: корь, ветрянка, оспа и т. д. в зависимости от свойств возбудителя и состояния иммунной системы организма невосприимчивость может быть пожизненной (после кори0, длительной (после брюшного тифа) или сравнительно кратковременной (после гриппа).
Активно приобретенный иммунитет - развивается после прививки (введение в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания). Прививка может вызвать заболевание в легкой форме.
Пассивно приобретенный иммунитет - развивается при действии лечебной сыворотки, содержащей необходимые антитела. Получают из плазмы крови болевших животных или людей.
Контрольные вопросы.
1. Какие группы организмов можно отнести к биологическим факторам?
2. Назовите заболевания в результате воздействия биологических факторов
3. Что такое иммунитет? Назовите виды иммунитета
Тема: Анатомо- физиологические особенности человека. Нервная система.
1. Регуляция функций в организме
Организм человека и животных находится в состоянии непрерывного приспособления к условиям внешней и внутренней среды организма. Совокупность физиологических процессов, обеспечивающих равновесие организма и среды, относится к явлениям регуляции. В основе этих явлений лежит взаимосвязь всех органов и систем организма. Приспособительные изменения параметров функций ограничены границами гомеостаза, за пределами которых происходит нарушение свойств системы. Изменение параметров функций при поддержании их в границах гомеостаза происходит за счет саморегуляции. Саморегуляция – основная форма взаимодействия внутри организма. Всякое отклонение от того или иного показателя внутренней среды от нормы вызывает цепь процессов, направленных на восстановление ее относительного постоянства. Механизмы регуляции функций организма подразделяются на нервные и гуморальные. Нервная регуляция функций. Главная роль в интеграции функций организма принадлежит нервной системе, которая быстро и точно регулирует работу всех органов, координирует деятельность различных систем, постоянно приспосабливает организм к непрерывно меняющимся условиям внешней среды. По функциональным свойствам нервную систему делят на соматическую (анимальную) и вегетативную (автономную).
Рефлекторная регуляция соматических функций. Соматическая нервная ситстема преимущественно осуществляет связь организма с внешней средой, обуславливая его чувствительность, движения тела, управляя скелетной мускулатурой. Основной формой нервной деятельности являются рефлекторные акты. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов из внешней или внутренней среды организма, осуществляющаяся при участии нервной системы. Структурной основой рефлекса является рефлекторная дуга. Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней и внутренней среды организма. Рефлекторная регуляция вегетативных функций. Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, желез внутренней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов, управляет обменом веществ. Вегетативную нервную систему делят на два отдела: симпатическую, парасимпатическую. Симпатическая нервная система не только повышает уровень функционирования организма, но и мобилизует скрытые функциональные возможности, активизирует работу внутренних органов, стимулирует иммунные и гормональные реакции. Поэтому она имеет первостепенное значение при развитии стрессовых состояний. Парасимпатическая нервная система обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), способствует восстановлению истраченных ресурсов организма. Гуморальная регуляция функций. В регуляции функций важная роль принадлежит железам внутренней секреции. Гормоны, выделяемые железами внутренней секреции регулируют разнообразные функции организма, поддерживают постоянство его внутренней среды (гомеостаз).
2. Функции нервной системы.
Нервная система выполняет в организме ряд функций. Благодаря ее деятельности осуществляется связь с окружающей средой. На любое раздражение извне организм отвечает той или иной рефлекторной реакцией. Так, при ожоге руки она отдергивается, при действии пищи на слизистую оболочки полости рта отделятся слюна и желудочный сок, при приближении непосредственно к глазу постороннего предмета происходит мигание.
Нервная система регулирует деятельность органов и систем органов. Так, при возбуждении одних нервов деятельность сердца ускоряется и усиливается, а при возбуждении других - замедляется и ослабляется. Расширение и сужение зрачка, которое каждый наблюдал у себя, также регулируется нервами двух родов.
К функциям нервной системы относится также обеспечение координированной деятельности между органами и системами органов в процессе деятельности организма и в соответствии с ее характером. Например, при физическом труде расширяются кровеносные сосуды работающих мышц, учащается дыхание, ускоряется деятельность сердца, повышается обмен веществ.
Способность человека к абстрактному мышлению связана с деятельностью высшего отдела нервной системы - коры больших полушарий головного мозга.
Контрольные вопросы.
1. Какие виды регуляции функций в организме?
2. Приведите примеры взаимодействия различных регуляций в организме
3. Объясните значение нервной системы
Тема: Анатомо- физиологические особенности человека. Анализаторы.
1. Свойства анализаторов.
В прошлом веке из-за отсутствия достаточных знаний о механизмах восприятия различных раздражений внимание исследователей было обращено только на органы чувств. Органы чувств - это специализированные органы, способные с помощью рецепторов воспринимать информацию об окружающем мире из внешней среды. Рецепторы, воспринимающие определенный вид раздражений (световые, звуковые, обонятельные, температурные ит.д.) возникли в ходе эволюции. Они сконцентрировались в определенных органах: например, рецепторы, воспринимающие зрительные ощущения- в глазном яблоке, тактильные и температурные - в коже и т. д. В этих органах постепенно формировались вспомогательные аппараты, улучшающие восприятие раздражений из внешней среды или защищающие рецепторы от чрезмерно сильных раздражений. Так, в органе зрения появились мышцы, вращающие глазное яблоко, веки, слезный аппарат и т.д. В организме существует шесть специализированных органов чувств:
- орган зрения- воспринимает световые раздражения;
- орган слуха - воспринимает звуковые раздражения;
- орган равновесия - воспринимает вестибулярные раздражения;
- орган обоняния - воспринимает запахи;
- орган вкуса - воспринимает вкус;
- соматосенсорные органы (кожа и мышцы) - воспринимают тактильные раздражения (осязание), боль, температуру, чувство веса, давления, вибрации и положение частей тела в пространстве. В прошлом веке из-за отсутствия достаточных знаний о механизмах восприятия различных раздражений внимание исследователей было обращено только на органы чувств. Но эти образования - лишь часть сложного физиологического аппарата, которые принимают участие в познании мира. И. П. Павло, подчеркивая необходимость всех звеньев аппарата предложил название анализаторы в 1909 г. В настоящее время распространен термин «сенсорные системы», который имеет тот же смысл, что и анализаторы.
Анализаторы, или сенсорные системы - это системы анатомических образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения и состоящие из трех взаимосвязанных отделов:
- периферического (рецепторы)
- проводникового (нервы)
- центрального (соответствующая зона коры больших полушарий)
Целостное представление об окружающем мире происходит благодаря взаимодействию следующих сенсорных систем:
1) зрительная сенсорная система;
2) слуховая сенсорная система;
3) вестибулярная сенсорная система;
4) соматосенсорная сенсорная система;
5) обонятельная сенсорная система;
6) вкусовая сенсорная система;
7) двигательная сенсорная система;
2. Виды анализаторов
Значение зрительного анализатора огромно: она доставляет человеку до 90% всей принимаемой информации, расширяя границы познания им объективного мира. Зрением человек воспринимает величину, форму, цвет предметов внешнего мира, их расположение в пространстве, движение и т. п. Для спортсмена особенно важно восприятие движения своего тела и его отдельных частей, контроль за амплитудой, скоростью и другими характеристиками движения.
Периферическая (рецепторная) часть зрительной сенсорной системы представлена глазом, проводниковая — зрительным нервом, а центральная — корой затылочной доли полушарий головного мозга (область шпорной борозды). Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. В глазном яблоке различают ядро и окружающие его три оболочки: наружную, среднюю и внутреннюю.
Слуховая информация обеспечивает восприятие слова, речи, музыки, позволяет оценить направление звука, его силу, окраску и т. п. Значение слуховой информации для спортсменов очень велико. Благодаря восприятию различного рода звуковых сигналов (удар по мячу в футболе, волейболе, удар весла о воду и т. п.) спортсмен получает информацию, Которая может оказать существенное влияние на его деятельность. Посредством слуха воспринимаются темп, ритм движений, что важно для становления координации движений. Речевая информация тренера особенно необходима при формировании двигательных навыков, тактических умений спортсмена.
Периферической или рецепторной частью слуховой сенсорной системы, проводящей и воспринимающей звук, является ухо, которое делится на три части: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Проводниковая часть слуховой сенсорной системы представлена слуховым нервом (VIII пара черепных нервов), который начинается от рецепторов перепончатой части улитки (кортиева органа), выходит через внутренее слуховое отверстие, проходит через соответствующие ядра ромбовидной ямки, промежуточные подкорковые центры (нижние бугорки крыши среднего мозга) Центральный отдел представлен височной долей коры больших полушарий, где происходит переработка всей звуковой информации.
Вестибулярная сенсорная система играет важную роль в формировании двигательных навыков, связанных с вращением тела или его переворотами. Под влиянием систематического выполнения таких физических упражнений, как кувырки, обороты на перекладине, прыжки в воду, происходит тренировка вестибулярной сенсорной системы.
Вкусовая анализатор обеспечивает анализ принимаемой пищи, воды и т. п. Чувство вкуса связано с раздражением не только химических, но и механических, температурных и даже болевых рецепторов слизистой оболочки полости рта, а также обонятельных рецепторов. Вкусовой анализатор определяет формирование вкусовых ощущений, является рефлексогенной зоной. С помощью вкусового анализатора оцениваются различные качества вкусовых ощущений, сила ощущений, которая зависит не только от силы раздражения, но и от функционального состояния организма.
Контрольные вопросы:
1. Что такое анализаторы (сенсорные системы)?
2. Назовите виды анализаторов
3. Какое значение зрительного анализатора?
4. Какое значение слухового и вестибулярного анализатора?
Тема: Анатомо - физиологические особенности человека. Функции скелета, мышц.
1. Функции опорно-двигательного аппарата
- опорная: является опорой всего тела; к костям прикрепляются мягкие ткани и органы;
- двигательная: система рычагов с подвижными соединениями, приводимых в движение мышцами;
- защитная: образует полости для жизненно важных органов — позвоночный канал для спинного мозга; черепная коробка — для головного мозга; грудная полость — для сердца и легких; тазовые кости — для защиты органов мочеполовой системы;
- минеральный обмен: кости являются депо для минеральных солей: фосфора, кальция, железа, меди; регулируют постоянство минерального состава внутренней среды организма;
- кроветворная (гемопоэтическая функция): из стволовых гемопоэтических клеток костного мозга образуются клетки крови и иммунной системы.
2. Пассивная часть опорно-двигательного аппарата
Для оказания первой медицинской помощи необходимо знать части скелета.
СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов.
Мозговой отдел черепа образован прочно и неподвижно соединенными между собой с помощью швов костями. Это парные теменные и височные, непарные лобная и затылочная кости. В височной кости имеется отверстие наружного слухового прохода. На нижней поверхности затылочной кости есть большое затылочное отверстие, через которое полость черепа соединяется с позвоночным каналом.
В лицевом отделе черепа 15 костей. Самые крупные из них челюстные.
Нижнечелюстная кость — единственная подвижная кость черепа. На обеих челюстях имеются ячейки, в которых расположены корни зубов.
СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА
Позвоночник, или позвоночный столб, состоит из 33 — 35 коротких костей — позвонков.
Каждый позвонок имеет тело и несколько отростков. Позвонки расположены друг над другом.
Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, обеспечивающие гибкость позвоночника --межпозвоночные диски.
Внутри позвоночника в позвоночном канале расположен спинной мозг.
Пять отделов позвоночника:
- шейный (7 позвонков): первый — атлант, второй — эпистрофей.
- грудной (12 позвонков)
- поясничный (5 позвонков)
- крестцовый (5 сросшихся позвонков)
- копчиковый (3 — 5 сросшихся позвонков)
ГРУДНАЯ КЛЕТКА
Грудная клетка образована 12 парами ребер и грудиной. С каждым грудным позвонком сочленена одна из 12 пар ребер, из них:
7 пар — истинные ребра, соединенные хрящом с грудиной;
3 пары — ложные ребра, так как присоединяются своими хрящами не к грудине, а к хрящу предыдущего ребра;
2 пары — колеблющиеся (свободные) ребра, то есть не соединённые ни с грудиной, ни с другими рёбрами через хрящ.
Грудная клетка. Сочленение ребра с грудным позвонком.
У некоторых людей может отсутствовать 11-я или 12-я пара ребер, или быть дополнительная 13-я пара свободных рёбер.
Сочленение ребер с позвонками позволяет изменять их положение: приподниматься во время вдоха и опускаться во время выдоха.
Функция грудной клетки:
- защита органов грудной полости: сердца и легких;
- дыхание.
СКЕЛЕТ ПОЯСА ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ (ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА)
В скелет плечевого пояса входят:
- парные ключицы: дополнительная фиксация плечевого сустава.
- парные лопатки: обеспечивает сочленение плечевой кости с ключицей.
Ключица имеет изогнутую S-образную форму. Ключица соединяется с грудиной и лопаткой, может двигаться вверх и вниз, вперед и назад.
Лопатка плоская кость треугольной формы. Суставная впадина лопатки служит для соединения с плечевой костью.
Функция: фиксация верхних конечностей.
Плечевой пояс.
СКЕЛЕТ СВОБОДНЫХ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
В скелет свободных верхних конечностей входит:
- плечевая кость
- кости предплечья: локтевая и лучевая
- кости кисти: кости запястья, пястные кости и фаланги пальцев.
Кости конечностей соединены подвижно с помощью суставов и действуют как сложные системы рычагов.
Скелет верхних конечностей. Скелет кисти.
СКЕЛЕТ ПОЯСА НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
Две массивные плоские тазовые кости состоят из сросшихся лобковой, седалищной и подвздошной костей. Тазовые кости срастаются сзади с крестцом, а спереди соединены между собой. Они составляют пояс нижней конечности.
СКЕЛЕТ СВОБОДНЫХ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
Во впадину каждой из тазовых костей входит шаровидная головка бедренной кости.
В скелет свободной нижней конечности входит:
- бедренная кость
- кости голени: большая и малая берцовая кости
- кости стопы: кости предплюсны (в т. ч. пяточная и таранная кости), плюсневые кости и фаланги пальцев.
Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. В связи с этим имеются особенности строения скелета.
- Позвоночник взрослого человека имеет 4 изгиба: 2 кифоза (вперед) и 2 лордоза (назад).
Функция: амортизация.
- Сводчатая стопа. Функция: амортизация.
3. Мышцы, расположение в организме, функциональное деление мышц
Мышцы играют крайне важную роль в любом живом организме. С их помощью приводится в движение опорно-двигательный аппарат. Благодаря работе мышц человек, как другие живые организмы, может не только ходить, стоять, бегать, совершать любое движение, но и дышать, жевать и перерабатывать пищу, и даже самый главный орган – сердце - тоже состоит из мышечной ткани. Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом. Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.
Изучайте данную лекцию по таблицам о строении опорно-двигательного аппарата. Ссылка на материал ниже.
https://esculappro.ru/oporno-dvigatelnyiy-apparat.html
Контрольные вопросы
1. Назовите части опорно-двигательной системы
2. Какое значение пассивной части опорно- двигательного аппарата?
3. Какое значение имеет активная часть опорно- двигательного аппарата?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание - это очень важное задание!
Совет для родителей...
Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)
Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен). ...
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...
задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)
Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...
Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста
Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста. Предмет русский языкУМК Шмелев А.Д....