«Средства индивидуальной защиты»
план-конспект
Методическая разработка учебного занятия«Средства индивидуальной защиты»
Цель: ознакомление учащихся с основными средствами индивидуальной защиты
Задачи:
- Обучить правильному пользованию средствами индивидуальной защиты
- Развивать патриотический потенциал подрастающего поколения
- Воспитывать дисциплинированность, коллективизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_zanyatiya1.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги»
«Средства индивидуальной защиты»
Методическая разработка учебного занятия
РАССМОТРЕНО Методическим советом МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» от _____________ № _______ Утверждено Приказом директора МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» от _____________ № _______ | Автор-составитель: Кириченко Дмитрий Сергеевич, педагог дополнительного образования МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» |
Юрга
2019
Содержание
Введение | 3 |
Конспект занятия | 5 |
Литература | 10 |
Приложение. Анкета | 11 |
Введение
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Так что же такое патриотизм? Существует несколько определений понятия «патриотизм»
1) Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
2) Патриотизм – (от греч. patris - родина, отечество), любовь к Родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами.
Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: "Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную". Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. "В основе патриотизма, - писал И.А. Ильин, - лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа ". Система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. "Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек" (Д.И. Фонвизин).
3) Патриотизм – глубокое чувство любви к Родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее.
Любить Родину, не зная ее истории невозможно, так же как и достойно её защищать, не обладая специальными знаниями и умениями в области оружия и средств индивидуальной защиты.
Учебное занятие по программе «Патриоты России»
План-конспект
Тема: «Средства индивидуальной защиты»
Тип занятия: Комбинированный
Цель: ознакомить учащихся с основными средствами индивидуальной защиты
Задачи:
- Обучить правильному пользованию средствами индивидуальной защиты
- Развивать патриотический потенциал подрастающего поколения
- Воспитывать дисциплинированность, коллективизм.
Форма занятия: очная, групповая
Методы: словесные, наглядные.
Место проведения: МБУДО «Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги».
Продолжительность: 45 минут
Оборудование и инвентарь: плакаты ГО, противогаз ГП-5
Ход занятия
- Организационный момент. (2 минуты)
Построение, приветствие, сообщение цели, задач
- Основная часть (25 мин)
- Обсуждение вопроса: что включает в себя понятие «средства индивидуальной защиты» (СИЗ) и для чего они предназначаются? (5 мин) Педагог обобщает итоги обсуждения:
Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. По способу изготовления средства индивидуальной защиты делятся на средства, изготовленные промышленностью, и простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.
- Рассмотрение средств индивидуальной защиты. (10 мин)
Противогаз ГП-5
Противогаз ГП-5 предназначен для защиты органов дыхания, зрения и лица человека от отравляющих веществ (ОВ), радиоактивной пыли (РП), биологических аэрозолей (БА) и других вредных примесей. Значительно отличается от предыдущих моделей удобством лицевой части, имеет более совершенную переговорную мембрану и более надёжную систему клапанов вдоха и выдоха. Форма их лепестков обеспечивает более быстрое и надёжное запирание камер клапанной коробки, а также не допускает их деформации в процессе старения. Независимый обтюратор позволяет находиться в противогазе значительное время без появления неприятных ощущений, оказывая меньшее давление на лицо, и обеспечивает надёжную герметизацию подмасочного пространства даже в случае повреждения ремней наголовника. Обеспечивает меньшее сопротивление дыханию и более высокую степень защиты. Определить размер шлем-маски ГП-5 можно двумя способами. При первом способе размер определяют по данным двух измерений головы: первое — по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, второе — по линии, соединяющей отверстия ушей и проходящей через надбровные дуги. Результаты обоих измерений складываются, и по таблице определяется размер противогаза. При втором способе для определения размера шлема-маски ГП-5 достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице.
Размер шлем-маски\результаты измерений | А (см) | Б (см) |
0 | до 63.5 | до 92 |
1 | от 63.5 до 65.5 | от 92 до 95.5 |
2 | от 66.0 до 68.0 | От 95.5 до 99 |
3 | от 68.5 до 70.5 | от 99 до 102.5 |
4 | Более 71 | Более 102.5 |
- Сдача норматива «Надевание противогаза» (10 мин)
Наименование норматива | Надевание противогаза или респиратора |
Условия выполнения норматива | Обучаемые в составе подразделения находятся на позиции, в боевой или специальной технике, ведут боевые действия, отдыхают на привале и т. п. Противогазы и респираторы в «походном» положении. |
Порядок выполнения норматива | Руководитель занятия неожиданно подает команда «ГАЗЫ» или «Респиратор - НАДЕТЬ». Обучаемые, затаив дыхание и закрыв глаза, надевают противогазы или респираторы, делают глубокий выдох и возобновляют дыхание. Время выполнения норматива отсчитывается от подачи команды «ГАЗЫ» или «Респиратор - НАДЕТЬ» до возобновления дыхания обучаемым после надевания противогаза (респиратора). |
Методические указания по отработке норматива | Правила надевания противогаза в различных положениях определяются Наставлением по пользованию ИСЗ. Однако надевать противогаз можно и другими приемами, но их применение должно обеспечивать быстрое и правильное надевание и сохранность лицевой части противогаза. Если в процессе использования противогаза дышать стало труднее, необходимо легким постукиванием рукой по коробке стряхнуть пыль или снег с чехла. Если и после этого дышать трудно, то, не снимая противогаза, снять чехол, стряхнуть с него пыль или снег и быстро надеть на коробку. По окончании использования противогаза в «боевом» положении снять с коробки чехол и стряхнуть с него пыль. Противогаз снимать по команде «Противогаз - СНЯТЬ» или «Средства защиты - СНЯТЬ», а складывать в противогазовую сумку по команде «СЛОЖИТЬ». После каждого использования респиратора произвести его дезактивацию удалением пыли с наружной части полумаски (выколачиванием, вытряхиванием или легким постукиванием о какой-либо предмет). Внутреннюю поверхность полумаски протереть влажным тампоном, при этом полумаску не выворачивать. Затем респиратор уложить в пакет, который загерметизировать кольцом и поместить в сумку для противогаза. Респиратор снимать по команде «Респиратор - СНЯТЬ» или «Средства защиты - СНЯТЬ», а складывать в противогазовую сумку по команде - «СЛОЖИТЬ». |
Порядок выполнения норматива № 1
Действия руководителя | Действия обучаемого | Порядок выполнения приема |
1. Подает команду, например: «Напра - ВО» («ВСПЫШКА СПРАВА», «К БОЮ»). | Выполняет строевой прием или другую, поданную руководителем занятия, команду. |
|
2. Подает команду, например:«ГАЗЫ» или«Респиратор - НАДЕТЬ».Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку. | 1. При надевании противогаза по команде «ГАЗЫ»: | |
надевает противогаз | Обучаемый задерживает дыхание, закрывает глаза, при необходимости кладет оружие на землю (берет «на ремень», ставит его у опоры или зажимает между ног). Снимает стальной шлем и головной убор, а при опущенном подбородочном ремне откидывает головной убор назад. Вынимает противогаз из сумки. Берет шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее. Прикладывает нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натягивает ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз. Устраняет перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, делает полный выдох, открывает глаза и возобновляет дыхание. | |
2. При надевании респиратора по команде «Респиратор – НАДЕТЬ»: | ||
надевает респиратор | Обучаемый, при необходимости кладет оружие на землю (берет «на ремень», ставит его у опоры или зажимает между ног). Снимает стальной шлем и головной убор, а при опущенном подбородочном ремне откидывает головной убор назад. Вынимает респиратор из сумки и пакета, надевает респиратор, расправляет его на лице, прижимает концы носового зажима к носу и делает 2-3 глубоких выдоха. | |
3. После возобновления дыхания останавливает секундомер, возвращает обучаемого в исходное положение и подает команду «ЗАПРАВИТЬСЯ». | Выполняет строевой прием или другую, поданную руководителем занятия команду. | После надевания противогаза обучаемый надевает головной убор и стальной шлем, берет оружие на ремень, заправляет обмундирование и закрепляет противогаз на туловище. После надевания респиратора обучаемый надевает головной убор и стальной шлем, заправляет обмундирование, укладывает пакет с кольцом для герметизации в сумку и застегивает клапан сумки для противогаза. |
Временные показатели и оценка за выполнение норматива № 1
Категория обучаемых | Оценка по времени (секунд) | ||
«отлично» | «хорошо» | «удовлетворительно» | |
Военнослужащий | 7/11 | 8/12 | 10/14 |
Расчет (отделение) | 8/12 | 9/13 | 11/15 |
Взвод | 9/13 | 10/14 | 12/17 |
Рота (группа, батарея) | 10/14 | 11/15 | 13/18 |
Примечание. В числителе указано время надевания противогаза, в знаменателе – респиратора.
Ошибки, снижающие оценку
На один балл | До «неудовлетворительно» |
1. при надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не затаил дыхание или после надевания не сделал полный выдох; 2. шлем-маска противогаза (фильтрующая полумаска респиратора) надета с перекосом; 3. концы носового зажима респиратора не прижаты к носу; 4. не отрегулирована нерастягивающаяся тесьма респиратора. | 1. допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникать под шлем-маску противогаза (фильтрующую полумаску респиратора); 2. не герметично присоединена противогазовая коробка. |
- Заключительная часть (8 мин)
Анкетирование (6 мин) (см.приложение). Построение, подведение итогов занятия (2 мин)
Литература
1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28 - ФЗ «О гражданской обороне».
2. Федеральный закон РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
3. Федеральный закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № 3-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о ГО в РФ».
5. Приказ МЧС РФ № 993 от 21 декабря 2005 г. «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».
6. Приказ МЧС РФ №140 от 10.03.2006г. «О внесении изменений в Правила использования и содержания СИЗ, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные приказом МЧС России от 27.05.2003г. №285.
7. Безопасность и защита населения в ЧС [Текст]: Учебник для населения/ Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-264с.: ил.
Приложение
Анкета
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Считаете ли вы себя патриотом?
- Да
- Нет
- Частично
- Не знаю
- Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
- Центр технического творчества
- Школа
- Родители
- Окружающие люди, друзья
- СМИ
- Органы власти
- Другое _____________________________________________________________
- Как вы для себя определяете понятие «патриот»? __________________________________________________________________________________________________________________________
- По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
- Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу
- Непримиримость к представителям других наций и народов
- Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России
- Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения
- Любовь к родному дому, посёлку Тисуль, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни
- Стремление трудиться для процветания Родины, для того чтобы государство, в котором ты живёшь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире
- Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодёжи
- Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка
- Закончите предложения
- Каждый из нас верит …
- Каждый из нас имеет …
- Каждый из нас готов …
- Подвиги героев заставили нас задуматься …
- Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и …
- Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то …
- Быть достойным гражданином своей страны – значит быть …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ(СИЗ), ПРАВИЛА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ....
Презентация_Средства индивидуальной защиты
Презентация "Средства индивидуальной защиты" для 10 класса...
Средства индивидуальной защиты
Реферат на тему: Средства индивидуальной защиты....
Средства индивидуальной защиты органов дыхания
Урок-презентация...
План-конспект урока Средства индивидуальной защиты населения (СИЗ), правила их использования
Готовый урок для педагогов 10 класса....
Средства индивидуальной защиты населения
На уроке актуализируются и расширяются знания обучающихся о средствах защиты кожи (СЗК) либо и медицинских средствах индивидуальной защиты (МСИЗ)....
Средства индивидуальной защиты, урок 10КЛ, презентация
10 класс, урок с презентацией "Средства индивидуальной защиты" и рабочей картой...