Практический курс "Готовим вкусно"
рабочая программа
Во время практических занятий воспитанники учатся пользоваться бытовыми приборами, готовить обед, ужин по несложным рецептам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovim_vkusno_programma.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Назаровский детский дом»
Практико-кулинарный курс
«Готовим вкусно»
Составители:
Абрамова Т.Л., Держак Е.В.,
Мацнева Т.А., воспитатели
г.Назарово, 2019-2020 уч.год
Пояснительная записка
«Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица
В свободное от учёбы время воспитанники с удовольствием посещают различные секции, кружки и другие дополнительные занятия как на базе детского дома, так и в городском пространстве. Особенной популярностью пользуются занятия по кулинарии, на которых дети с удовольствием учатся готовить.
Актуальность курса «Готовим вкусно» в том, что воспитанники не умеют самостоятельно готовить разнообразные блюда. На данном курсе они учатся готовить завтраки, варить супы, пользоваться бытовыми приборами (миксер, блендер, духовка…), формируют необходимые навыки работы ножом.
Обучение навыкам кулинарии является одним из приоритетных направлений в работе с воспитанниками. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда, организации работы при приготовлении пищи, экономическим расчётам. Большое внимание на занятиях уделяется знакомству с профессией повара, экономному ведению домашнего хозяйства, бережному отношению к продуктам питания. У воспитанников появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им могут быть полезны после выпуска из детского дома: выбор профессии повара, создание ИП (индивидуального предприятия), в организации домашнего хозяйства.
Цель:
формирование навыков самостоятельного приготовления пищи.
Задачи:
- ознакомление с организацией труда при приготовлении пищи, экономическими расчётами;
- расширение знаний, умений и навыков по технологии приготовления различных блюд, их подаче и сервировке стола;
- развитие коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе.
Курс рассчитан на 72 часа учебного времени, предполагает сочетание теоретических и практических знаний. Практическим занятиям отводится 70 % учебного времени, в рамках которого воспитанники учатся готовить различные блюда. Практическая деятельность носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. В качестве итоговой работы по результатам изучения данного курса будет проведено кулинарное шоу: презентация профессии повар, мастер-класс приготовления блюд, выпуск буклета «Рецепты на каждый день». Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Длительность занятий определяется спецификой работы — приготовлением пищи.
Срок реализации курса «» 1 год.
Практическая часть курса:
- Приготовление закусочных блюд и бутербродов.
- Приготовление салатов.
- Приготовление блюд из картофеля.
- Приготовление бульонов и супов.
- Приготовление мучных блюд.
- работа на участке (посадка и сбор урожая).
Основные формы работы по курсу «Готовим вкусно»:
- творческие мастерские,
- экскурсии на предприятия общественного питания,
- ярмарки,
- выставки,
- организация семейных обедов,
- защита проектов,
- круглые столы.
Основные виды деятельности:
- Беседа.
- Практическая деятельность: приготовление различных блюд, сервировка стола, экономические расчёты.
- Тестирование.
-Презентации.
- Экскурсии.
- Мастер-классы.
- Организация «Семейных обедов».
Планируемый результат:
Познакомятся с профессией повара, профессиональными учебными заведениями по данной профессии. Воспитанники изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; будут иметь представления об организации современных предприятий общественного питания; усвоят правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, а также будут способны выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе.
Для мониторинга по усвоению изученного материала будут использоваться - тесты, практические работы, творческие задания, защита проектов.
Система мониторинга будет осуществляться 2 раза в год: в сентябре и в мае.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы | |||||||||
сентябрь | |||||||||||
| Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда. Знакомство с профессией повар, кухонным инвентарём. Анкетирование. (мониторинг) | 1 1 | |||||||||
2 неделя | Практическая работа: консервирование (огурцы, томаты, ассорти) | 2 | |||||||||
3 неделя | Презентация «Блюда из овощей». Салаты из свежих овощей. «Встреча с поваром» - беседа, как разнообразить салаты. Практическая работа под рук-вом повара. | 1 1 | |||||||||
4 неделя | Практическая часть: приготовление блюд из овощей (запеканка из кабачков, овощное рагу) | 2 | |||||||||
октябрь | |||||||||||
1 неделя | Завтрак: выбор продуктов, приготовление блюд из яиц (омлет, яичница, лазанья) | 2 | |||||||||
2 неделя | Завтрак: молочные блюда (суп рисовый, каша манная) | 2 | |||||||||
3 неделя | Сервировка стола к обеду, ужину. Суп с клецками Правила поведения за столом. | 2 | |||||||||
4 неделя | Приготовление заготовок из овощей и фруктов (лечо, тёщин язык, компот) | 2 | |||||||||
ноябрь | |||||||||||
1 неделя | Экскурсия на «Назаровский хлебозавод». Знакомство с технологией изготовления хлеба. | 1 | |||||||||
2 неделя | Виды теста. Рецептура и технология приготовления дрожжевого теста для пирожков. Виды начинок. Приготовление пирожков с картофелем, капустой, повидлом. | 3 | |||||||||
3 неделя | Рецептура и технология приготовления бисквитного теста. Приготовление тортов. | 2 | |||||||||
4 неделя | Первые блюда. Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления. Приготовление супа из свежих овощей, супа – пюре. | 2 | |||||||||
декабрь | |||||||||||
1 неделя | Овощные гарниры. Значение гарниров из овощей, их вкусовые, питательные качества. Приготовление картофельного пюре, картофеля жареного и моркови в молочном соусе. | 2 | |||||||||
2 неделя | Мясные блюда. Виды мяса, питательная ценность, хранение и обработка мяса. Оформление вторых блюд из мяса. Приготовление отбивных. | 2 | |||||||||
3 неделя | Изделия из рубленного мяса. Приготовление котлетной массы и изделий из нее (котлет, биточков, голубцов) | 2 | |||||||||
4 неделя | Торт, пирог с начинкой. Праздничный стол. «Приходите в гости к нам» | 2 | |||||||||
январь | |||||||||||
1 неделя | Рецептура и технология приготовления песочного и слоеного теста. Приготовление слоек, печенья, пирожные. | 3 | |||||||||
2 неделя | Холодные блюда и закуски. Оформление блюд. Виды бутербродов. Разделка и украшение сельди. Украшения из овощей и яиц. Приготовление разнообразных бутербродов, забавно оформленных. | 2 | |||||||||
3 неделя | Холодные блюда и закуски. Салаты и заправки к ним. Приготовление салатов. | 2 | |||||||||
4 неделя | Виды горячих напитков. Способы заваривания какао, кофе, чая, трав. Приготовление напитков. | 2 | |||||||||
февраль | |||||||||||
1 неделя | Пресное тесто. Правила и способы замешивания пресного теста, приготовление из него вареников с начинкой. Виды начинок для вареников. Приготовление вареников с картофелем, творогом. | 2 | |||||||||
2 неделя | Изделия из круп. Питательная ценность круп, обработка, способы приготовления различных каш. Приготовление каши пшеничной, гречневой. | 2 | |||||||||
3 неделя | Блюда из птицы. Виды домашней птицы, обработка, разделка. Приготовление мяса птицы в духовом шкафу. Приготовление из мяса птицы супа – лапши. | 2 | |||||||||
4 неделя | Изделия из яиц. Пищевая ценность яиц. Блюда из яиц. Приготовление натурального омлета, яйцо в мешочек, яичница. | 2 | |||||||||
март | |||||||||||
1 неделя | Рыбные блюда. Рыба, рекомендуемая для детского питания. Питательная ценность рыбы. Признаки ее доброкачественности. Обработка, разделка мороженой рыбы. Приготовление рыбы жареной и рыбных котлет. Готовим на пару. | 2 | |||||||||
2 неделя | Блюда из макаронных изделий. Виды макаронных изделий. Способы варки макаронных изделий. Технология приготовления макарон и соусов. Приготовление макарон в сливочном соусе, запеканки. | 2 | |||||||||
3 неделя | Русские блины. Рецептура и технология приготовления теста для блинов. Приготовление теста для блинов. Выпечка блинов из разных видов теста. | 2 | |||||||||
4 неделя | Блюда из молока и круп. Виды молока и молочных продуктов, их питательная ценность. Условия и сроки хранения. Приготовление молочного супа, молочной каши. | 2 | |||||||||
апрель | |||||||||||
1 неделя | Сладкие блюда и десерт. Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Желирующие вещества, крахмал. Приготовление фруктового желе, суфле, киселя. | 2 | |||||||||
2 неделя | Первые блюда. Мясной бульон, технология приготовления. Приготовление борща, щей. | 2 | |||||||||
3 неделя | Итальянская пицца. История появления пиццы в России. Рецептура и технология приготовления пицц с разными начинками. Приготовление пиццы с ветчиной и овощами, с грибами и сыром. | 2 | |||||||||
4 неделя | Экскурсия на хлебокомбинат, элеватор. | 1 | |||||||||
май | |||||||||||
1 неделя | Напитки: чай, компот, морс, кисель. Рулет или шарлотка. | 1 | |||||||||
2 неделя | Виды летних супов: окрошка, со щавлем, ботвинья. | 1 | |||||||||
3 неделя | Пельмени, вареники, манты. Сами лепим и готовим (на пару и отвариваем) | 2 | |||||||||
4 неделя | Организация чаепития «Приходите в гости к нам» | 1 |
По окончании прохождения курса воспитанники будут знать:
- первичные знания о профессии повар, о профессиональных учебных заведениях, где можно получить эту специальность;
- рецепты несложных блюд;
- правила санитарии, гигиены, безопасной работы при кулинарных работах;
- о способах консервирования, приготовления пищи и оформления блюд;
- о пищевой ценности продуктов;
- виды и кулинарные свойства продуктов;
- технологию приготовления теста (дрожжевого, песочного, слоённого);
- о культуре застолья, правил приёма гостей, сервировке стола.
Должны уметь:
- осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии;
- производить кулинарные расчёты;
- работать с кухонным оборудованием;
- выполнять сервировку стола; украшать готовое блюдо;
- составлять меню;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни;
- готовить обед (бутерброды, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов);
- организовать праздничный стол, соответственный данному празднику;
- правильно вести себя за столом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ рекомендуемой для педагога
1.Анфимова Н.Н., Татарская Л.Л. Кулинария - М.: Экономика, 1978 г.
2. Баглирп СИ. Интерьер предприятий общественного питания. М.: Экономика, 1976 г.
3. Бутейкис Н.Г. Домашнему кондитеру. - М.: 1992 г.
4. Бруннек Н.И. Рачительному хозяину. - М.: 1992 г.
5.Гумницкий Т.Н., Кононова О.М. Эстетика в общественном питании. М.: Экономика, 1976 г.
6. Ивашкевич Н.П. За чашкой чая, за чашкой кофе. - С-П.: 1992 г.
7. Ковалёва В.М., Могильный Н.П., 500 рецептов славянской трапезы. М.:, 1992г.
8. Петров. В.И., Приглашение к столу. Иркутск, «Символ», 1992г.
9.Деревянко Т. Украшение из фруктов и овощей. Москва. «АТС – ПРЕСС»
10.Кульнова Т.В. Салаты на любой вкус. Москва, АЛМА – ПРЕСС, Инвест, 2006г.
11. Куликова В.Н. Блюда из микроволновой печи. Издательство Мир книги, 2007г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ рекомендуемой для воспитанников
1.Александрова Л.Ю. Блюда из картофеля. Иркутск, 1990 г.
2.Бородина М.Б.., Иофоре Л.В. Вы ждёте гостей. Иркутск, 1990 г.
3.Бондарева Н. Ланч с Сосискиным. Москва, 1995 г.
4.Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М. Просвещение, 1993 г.
5.Сахарова С.Ю.. Академия домашних волшебников. Калининград, 1993 г.
6.Степанова И.В. Вкусные украшения из овощей. Москва, 2011г.
7.Степанова И.В. Праздничные бутерброды. Москва, 2011г
8.Степанова И.В. Аппетитные гарниры. Москва, 2011г
9.Братушева А. Оригинальные украшения для закусок. Москва, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование "Вкусная отрава"
Очень часто приходится наблюдать как малыши хрустят чипсами, кириешками, мусолят «Чупа- чупсы» и «Хуба- бубы». Причем порой делают это не только малыши. Подобные наблюдения я сделала, общаясь со своим...
Игра "Вкусные истории"
игра для 2-3 классов...
Вкусная география
Занимательная, интеллектуальная игра для использования на внеклассных мероприятиях по географии...
Урок-обобщение в 7 классе по теме «О вкусной и здоровой пище»
Цели урока• Практические: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "HealthyLivingGuide" (конкретно по разделу "О вкусной и здоровой пище"AboutTastya...
Вкусная викторина 5-6 класс
Викторину можно использовать для проведения конкурса предметной недели в школе для 5-6 классов...
Вкусные истории
Конкурсно-познавательная программа....
презентация "Красиво! Вкусно! Полезно?"
Презентация содержит рейтинг вредных продуктов питания....