статья на тему патриотического воспитания
проект
Богатейшая история и культура Республики Татарстан является уникальным источником духовного воспитания учащихся. Задача учителя помочь им увидеть красоту родного края, узнать о жизни современников и представителей предыдущих поколений. Она может быть решена при реализации таких принципов как взаимосвязь с мировой культурой и историей, литературой, самобытность и творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_galimovae.g._nizhnekamsk.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся на уроках иностранного языка.
Галимова Эльмира Гаптелшакуровна, учитель иностранного языка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек». — Алексий II.
Богатейшая история и культура Республики Татарстан является уникальным источником духовного воспитания учащихся. Задача учителя помочь им увидеть красоту родного края, узнать о жизни современников и представителей предыдущих поколений. Она может быть решена при реализации таких принципов как взаимосвязь с мировой культурой и историей, литературой, самобытность и творчество.
Интеграция учебно-воспитательного процесса и национального компонента в образование, как и прежде, актуально.
«Обеспечение условий для формирования нравственно физически здоровой личности» является одним из ключевых принципов стратегии образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы.
Формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Преподавание иностранного языка дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма.
Патриотизм включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к родному языку, заботу об интересах Родины, проявление гражданских чувств и хранение верности Родине, гордость за социальные и культурные достижения, отстаивание ее свободы и независимости, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, традициям, стремление посвящать свой труд и способности расцвету Родины.
Использование материала лингвострановедческого характера на уроках иностранного языка позволяет обеспечить реализацию социокультурного компонента. Культурологический материал обеспечивает развитие компетентности учащихся, развивая умения представить свою страну, сравнить ее с другими странами. Учащиеся учатся строить речевое поведение с учетом особенностей культуры изучаемого языка при понимании единой системы этических ценностей народов.
Роль учителя сформировать у учащихся картину мира, основанную на уважении к культуре страны изучаемого языка без принижения собственной культуры. Сопоставительное изучение иноязычной и своей культуры, в ходе изучения иностранного языка позволяет раскрывать творческие способности учащихся, на основе их субъектного опыта, овладевать рефлексивным мышлением, что способствует активной социализации личности, формированию ее гражданских позиций. Тесная связь обучения с окружающей жизнью, с реально происходящими событиями придает общению коммуникативно-мотивационный характер. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.
На уроках немецкого и английского языков мы изучаем Малую родину. Работаем с картой, глобусом. Создаем индивидуальные или групповые проекты, коллажи. Любую тему на любом этапе обучения связываю с национально-региональным компонентом: языки и страны, еда, одежда, история, литература, сказки, известные люди, животный мир, моделируя ситуации повседневного применения языка.
Важнейшие аспекты реализации цели овладения навыками общения: коммуникативный, развивающий и воспитательный.
Приведу несколько примеров их реализации из собственной практики.
- Мы участвовали в проекте по созданию интерактивной карты России. Отправляли материал на конкурс о нашем городе.
- В этом учебном году одна из моих учениц участвовала во всероссийском конкурсе эссе “Words up” и стала победителем в номинации «за патриотизм». Ее эссе было посвящено нашим землякам, защищавшим Отчизну в Великую Отечественную войну.
- Моим учащимся нравятся художественные переводы стихов. Они делают переводы стихов русских и татарских поэтов на немецкий и английский языки.
- Учащимися написаны исследовательские работы на темы: «Английский язык в жизни русского человека», «Россияне глазами британцев».
- К неделе иностранного языка делаем театрализованные постановки на языке, в том числе и к татарским сказкам.
- Мы с коллегами (учителями иностранного языка) и учащимися нашей школы любим путешествовать. Неоднократно бывали в Петербурге, где каждый раз узнаем что-то новое о наших земляках и представителях нашего народа (Г. Державин, Юсуповы, И. Кронштадтский).
- В нашей школе стало традицией выезжать с учащимися в учебно-страноведческие поездки по странам Европы, где мы посетили памятные места, воинские захоронения. Так учащиеся пополняют знания не только о культуре и истории посещаемых стран, но и о наших соотечественниках, что ведет, несомненно, к формированию уважения к своей стране.
Как известно, владение языком свидетельствует об общей культуре личности. В образовательных страноведческих поездках с учащимися за границу призываю их говорить на языке, не прибегая к помощи преподавателя (Wherever little you know, use it).
Преодолеть языковой барьер нелегко, но необходимо. Тогда начнешь себя уважать, и представители других народов будут относиться иначе к тебе и твоей стране.
В заключении хотелось бы добавить, что нам действительно есть чем гордиться. Наша страна и народ не устают удивлять и восхищать. И молодое поколение должно понимать это и стремиться сделать нашу Родину привлекательным и лучшим местом на земле.
Использованная литература:
Периодические издания:
- Алексий II. Интервью газете «Труд» / 3 ноября 2005 г.
Печатные издания:
- Пассов Е.И. Концепция высшего профессионального педагогического образования на примере иноязычного образования. – Липецк: 1998. – С. 40.
- Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. С. 214
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему:"Патриотическое воспитание при обучении физики"
В статье "Патриотическое воспитание при обучении физики" раскрыты основные методы и приемы воспитания учащихся на уроках физики,воспитание патриотов через урок с использованием дополнительных ма...
Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"
. Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"...
Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»...
Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"
В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....
Статья на тему "Патриотическое воспитание школьников"
Патриотическое воспитание одна из важных задач учителя истории и обществознании...
Статья на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории "
Использование ИКТ ресурсов очень важно особенно на уроках истории и общестовзнании....
Статья на тему «Патриотическое воспитание на уроках истории»
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных орга...