«Класс Земноводные»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Бушевцева Елена Юрьевна

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 Цель урока: сформировать представления о характерных особенностях строения земноводных, в связи с приспособленностью к среде обитания.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Предметные: 

- познакомиться с особенностями внешнего строения и развития земноводных.

- научиться  отличать по внешнему строению и развитию земноводных  от других представителей Типа Хордовых.

Метапредметные:

регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

познавательные:умение критически анализировать информацию, способность  её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

Методы и приёмы:

•          составление списка “известной” информации: рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки

•          методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

•          заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации,  дисскусия, написание творческих работ, исследование. 

Используемая технология: технология критического мышления, ИКТ,технология проблемного обучения с элементами смыслового чтения текста

Информационно-технологические ресурсы:  учебник «Биология. 7 класс»В.В. Пасечник, карточки с тестами и текстами,компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._meropriyatie.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Тема урока «Класс Земноводные».

Класс: 7

Учитель биологии:  

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 Цель урока: сформировать представления о характерных особенностях строения земноводных, в связи с приспособленностью к среде обитания.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Предметные:  

- познакомиться с особенностями внешнего строения и развития земноводных.

- научиться  отличать по внешнему строению и развитию земноводных  от других представителей Типа Хордовых.

Метапредметные:

регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

познавательные: умение критически анализировать информацию, способность  её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

Методы и приёмы:

•        составление списка “известной” информации: рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки

•        методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

•        заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации,  дисскусия, написание творческих работ, исследование.  

Используемая технология: технология критического мышления, ИКТ, технология проблемного обучения с элементами смыслового чтения текста

Информационно-технологические ресурсы:  учебник «Биология. 7 класс» В.В. Пасечник, карточки с тестами и текстами, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

 

Конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

I.Организационно-мотивационный.

Задача: подготовка учащихся к работе.

Приветствие, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

2.

II.Подготовительный.

Задача: ознакомление с темой, обсуждение и планирование работы, целеполагание.

Мне хочется начать наш урок с прослушивания звуковой записи.

Включает аудиозапись.

Ребята, чьи голоса мы слышим?

Формулировка темы и цели урока.

Звучат наводящие вопросы:

Определите тему нашего урока.

Какую цель ты ставишь на уроке? А ты… ты…

Какая цель нашего урока?

Откройте тетради, запишите число и тему урока.  Начертите маркировочную таблицу.

- Типичным представителем фауны Свердловской области является травяная лягушка. Этот урок мы посвящаем ей. Это животное знакомо нам с детства. Казалось бы: “Чем может удивить обычная лягушка”?  “Какие у неё могут быть тайны”? Обратите слайд. На нем я написала эпиграф урока:

 “Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”.                                 Французский зоолог Жан Ростан.

Сегодня мы постараемся разгадать некоторые секреты этих амфибий.

Слушают звуковую запись, представляют этого животного.

Формулируют тему и цель урока.

Чертят маркировочную таблицу.

Знаю - V

Хочу узнать - ?

Узнал  новое - +

3.

III.  Актуализация знаний.

«Вызов»  

1.Попытайтесь, используя трафарет,  нарисовать лягушку. Изображая лягушку, ребята обычно испытывают ряд затруднений, не знают, как нарисовать конечности, голову глаза, сколько пальцев на ногах. Все, возникающие в ходе работы вопросы, предлагаю записывать в тетрадь.

(Хочу узнать).

Производится представление групповых рисунков. Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о лягушке.

2.  Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест.

- Предлагает записать в первой колонке всё, что вы знаете о лягушках.

- Предлагает заполнить  2-ую колонку.  Запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но  ваших знаний сейчас ещё не хватает.

 Обсудите в парах, в группах.

- Записывает высказывания в таблицу на доске или слайде.

- Сделайте предположение, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту тему. Составьте кластер. 

-  Давайте обсудим, что у вас получилось.

–        Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.

Используя трафарет изображают лягушку.

Выясняют, что не знают о лягушке.

2. Обучающиеся работают с тестом. Определяют правильные суждения (если согласны, ставят - (+), если нет - (-) )

                Суждения (вопросы)

      Знак

1.

      Лягушки не могут жить без воды  

2.

      Лягушки никогда не пьют воду

3.

      Лягушки меняют кожу

4.

      Лягушки дышат жабрами и лёгкими

5.

      Питаются лягушки только водорослями

6.

      Весной лягушки возвращаются в пруд,

      где они родились

7.

       Из оплодотворённой икринки сразу

       развивается лягушонок

8.

В Красную книгу Мурманской области       включены: остромордая лягушка и жаба обыкновенная

9.

Лягушек надо уничтожать, так как они приносят        вред

  10.

 Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса

Заполняют первую и вторую колонки маркировочной

таблицы работая в парах или группах.

Учащиеся вспоминают план изучения и  составляют предварительные кластеры.  

Обсуждают, что у них получилось.

4.

IV.  Открытие новых знаний

Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по данной теме, Вам предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:

“ v” – знакомая информация,

“ + ” – новая информация,  

“ ? ” – непонятная информация

- Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте  3-ю колонку “Узнал новое”.

- Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими.  

- Каждая группа высказывает свои суждения.

Работают с текстами в группах или парах.

Заполняют третий столбик маркировочной таблицы.

Выступление групп, высказывание суждений «Что новое узнал».

5.

V.Первичное закрепление.

- Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.

- Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить  ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения? Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос? Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)

- Попробуйте сгруппировать эти новые знания и составить структурно-логическую схему. (Окончательные кластеры). Проверяем схему у доски.

 Обсуждают.

Работают с маркировочной таблицей.

Дополняют кластеры.

6.

 VI. Рефлексия

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...
  • “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)
  • Для меня этот учебный материал важен потому что...
  • Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)

Высказывают мнение.


.

Текст для учащихся

    1 группа. Класс Земноводные. “Лягушачьи тайны”

 Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Мурманской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная. Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная  кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды.

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки  нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.  Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности.

2 группа. Дыхание. 

Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки  так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает и животное может погибнуть. Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.

.

3 группа. Питание. Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные  яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку. Взрослые лягушки нередко становятся добычей хищных птиц, во время зимнего сна в водоёме их могут поймать норки и выдры. Лягушками не прочь  полакомиться аисты, цапли, журавли, филины, вороны, чайки.

4 группа. Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы. Головастик появляется  через 7-9 дней. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик наружными  жабрами, питается водорослями. Сначала у него появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие. Развитие головастика и превращение (метаморфоз) его в лягушонка длится 2 месяца.  Лягушата появляются в конце июля. Хвост у них постепенно исчезает. Они могут размножаться с третьего года жизни.

5 группа. Охрана. В Красную книгу Мурманской области  включены остромордая лягушка и жаба обыкновенная. Загрязнение водоёмов мазутом у населённых пунктов и  дорог, приводит к сокращению численности лягушек. Наибольший вред популяциям травяных лягушек приносит разрушение лесных экосистем (вырубка леса, пожары, кислотные дожди) и осушение водоёмов и болот. Много лягушек гибнет весной на дорогах под колёсами автомобилей, когда они направляются к местам икрометания. Тысячи травяных лягушек ежегодно вылавливают для использования в научных целях.

6 группа. Значение. Лягушки и жабы приносят колоссальную пользу, истребляя вредителей растений. Добывают эти земноводные и медведок, перекусывающих корни огурцов и  помидоров. А ещё жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука.

Некоторые особенности лягушек давно заинтересовали ученых – биоников. На основе этих особенностей была сконструирована электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами. А особенность строения задней конечности лягушки подсказала конструкцию ласт для подводного плавания. У лягушки есть ещё одно качество, которое может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Существует довольно распространённое мнение, что “славу” лягушке создал учёный Луиджи Гальвани. Он показал, по остроумному выражению французского зоолога  Жана Ростана, что “лягушка – это гораздо больше, чем лягушка”. Именно на ней были впервые проведены исследования мышц и нервов, потом выяснилось, что сердце лягушки – прекрасный объект для исследования, и успехами в области изучения физиологии сердца медицина во многом обязана лягушке. Амфибии обладают удивительной способностью восстанавливать утраченные органы – регенерацией. Учёные отрезали тритонам ноги и хвосты, удаляли глаза, и даже спинной мозг – они восстанавливались. Люди рано или поздно откроют тайны амфибий, ведь искусственная регенерация -–это тысячи спасённых жизней.

Медицина и биология, физиология и генетика обязаны лягушкам своим развитием. И если бы составить список открытий, сделанных благодаря опытам над лягушками, он занял бы не одну страницу. Благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в Париже и в Токио. Но лучшей наградой лягушкам за всё, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение

МАРКЕРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА

Знаю - V

Хочу узнать - ?

Узнал  новое - +

ТЕСТ

                Суждения (вопросы)

      Знак

1.

      Лягушки не могут жить без воды  

2.

      Лягушки никогда не пьют воду

3.

      Лягушки меняют кожу

4.

      Лягушки дышат жабрами и лёгкими

5.

      Питаются лягушки только водорослями

6.

      Весной лягушки возвращаются в пруд,

      где они родились

7.

       Из оплодотворённой икринки сразу

       развивается лягушонок

8.

В Красную книгу Мурманской области       включены: остромордая лягушка и жаба обыкновенная

9.

Лягушек надо уничтожать, так как они приносят        вред

  10.

 Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Урок-викторина    «Обобщение и повторение  материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»Цель урока:повторение и обобщение знаний по темам:«Над...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....

«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс

Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие  в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС...