«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
учебно-методический материал
Проектирование и управление образовательной моделью сопровождения одаренной личности в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 75.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
Проектирование и управление образовательной моделью сопровождения одаренной личности в образовательном процессе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. Это подчеркивает актуальность данной темы. Одаренные дети – дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). Важно вовремя подобрать путь и индивидуальный подход в развитие.
Данное проектирование индивидуального развития является логическим продолжением основной образовательной программы художественно-эстетической направленности по хореографии. Основанием для разработки программы послужил высокий уровень освоения отдельных воспитанников общей образовательной программы, большое стремление обучающихся к достижению положительного результата, максимальное использование своих физических данных и выраженная мотивация на дальнейший рост в профессиональном мастерстве.
Индивидуальность – (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Каждый человек – индивидуальность, то есть обладает неповторимостью, уникальностью. Черты индивидуальности проявляются во всем: в деятельности, поведении, эмоциях и чувствах. Некоторые черты индивидуальности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями, друзьями.
Осуществлению индивидуального подхода к развитию ребенка, занимающегося хореографией, помогает определение его темперамента, так как при обучении детей танцу необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка.
Представленный проект разработки индивидуальный образовательного маршрута ориентирован на углубленное овладение народно - характерного танца. По подобному проекту возможна разработка ИОМ на овладение других направлений танца, в зависимости от личностных особенностей и интересов ребенка.
Цель: создание более благоприятных условий для самовыражения и самореализации одаренного подростка в художественной деятельности и более полного проявления его таланта.
Задачи:
- освоение сольных номеров;
-развитие творческих возможностей обучающихся;
- воспитание целеустремленной и самостоятельной активной личности.
Категория обучающихся: воспитанники, прошедшие определенный уровень подготовки 1-2 года обучения основной программы по хореографии, которые быстрее и качественнее других осваивают основы хореографии или ярко выделяются на фоне других воспитанников коллектива.
Возраст обучающегося: 8-10 лет В работе используются: - личностно-ориентированные технологии; - игровые технологии; - информационные технологии. – основные методы: словесные (объяснение, рассказ, беседа, обсуждение, словесное сопровождение движения под музыку. При помощи этого метода решаются задачи: раскрываются содержание музыкальных произведений, описывается техника движений в связи с музыкой); наглядные (показ, иллюстрирование, просмотр - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы); практические (упражнения, сравнения - метод основан на активной деятельности самих обучающихся и освоение ими материала при помощи ступенчатого и игрового приема).
Данная методическая разработка является обобщением опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя образцового хореографического ансамбля «Дебют» Роговой Ольги Сергеевны, по развитию индивидуальных способностей детей с использованием воспитательных возможностей хореографического искусства.
Практическая значимость
Хореография – это один из ярких видов искусства, которому обучают в ОУ ДОД. Настоящий танец – это не только ритмичные движения, это в первую очередь, проявление индивидуальности и неповторимости. Хореография направлена на демонстрацию обучающимися красоты и многогранности танцевального искусства, на проявление творческой активности, и в том числе, на развитие индивидуальности каждого обучающегося посредством танца.
В каждом танцевальном коллективе занимаются дети, обладающие природными способностями к танцу, которые быстрее и качественнее других осваивают основы хореографии. Они ярко выделяются на фоне других воспитанников коллектива. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) является составной частью комплексной хореографической подготовки воспитанников. Проектирование ИОМ направлено на творческое развитие и хореографическое воспитание одаренных детей, как дополнение к общеобразовательной программе по хореографии. Представленный проект разработки индивидуального образовательного маршрута ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося и создание условий для самовыражения, самореализации личности через углубленное овладение техникой народно - характерного танца.
На занятиях танцами можно наблюдать быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения. Двигательные качества являются составляющим компонентом темперамента. От темперамента ребенка зависит успешность танцевального номера. Если флегматика поставить в быстрый подвижный номер, то ребенок может не справиться с темпом, эмоциями и номер будет выполнен не в полную силу и, наоборот, если холерика поставить в медленный танец, возможно, не будет плавности движений, эмоции могут не соответствовать задумке педагога. Легче всего и в быстрый и в медленный танец вживаются сангвиники. Они быстро адаптируются в различных ситуация. Каждый ребенок должен танцевать ту роль, которая ему близка по темпераменту, тогда танец получиться легким и красивым.
Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с носителем того или иного типа темперамента должны направляться не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ характера с одновременной нейтрализацией отрицательных сторон и совершенствованием технических навыков исполнителя.
Совместная работа педагога-психолога, педагога-хореографа и родителей позволяет выявить преобладающий темперамент каждого обучающегося. (Приложение 1 «Методика определения темперамента»).
Но для индивидуального развития обучающегося имеют место и другие подходы:
- поддержка высокой учебной мотивации обучающегося; - поощрение его активности и самостоятельности; - расширение возможности обучения и самообучения; - предложение дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) программы предоставляет возможность дополнительных занятий с усложненной координацией, более быстрым музыкальным темпом и усложненным набором танцевальных движений. В процессе занятий у ребенка развиваются волевые качества, закрепляются умения и навыки, как основы для более сложных заданий, которые с интересом поглощает обучающийся, - это позволяет ему свободно и гармонично двигаться, чувствовать себя красивым, сильным, уверенным в себе, избавляет его от различных комплексов, создает чувство внутренней гармонии. Весь багаж знаний, умений, навыков, полученный в процессе обучения, будет способствовать творческой самореализации личности ребенка и адаптации его в обществе, поможет в профессиональной ориентации обучающегося.
Внимание! Представленный проект разработки индивидуальный образовательного маршрута основан на углубленном овладение народно - характерного танца, который был апробирован на базе Дома детского творчества «Гармония» в объединении «Хореографическая школа». По подобному проекту возможна разработка ИОМ на овладение других направлений танца, в зависимости от личностных особенностей и интересов ребенка.
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Вид деятельности: хореография
Ф.И. обучающегося:…………
Ф.И.О. педагога: Рогова О.С.
Направление: художественно-эстетическое
Одаренность: творческая
Срок реализации: 1 год
Детское объединение: «Хореографическая школа»
Цель: создание более благоприятных условий для самовыражения и самореализации одаренного подростка в художественной деятельности и более полного проявления его таланта.
Задачи обучения:
Обучающие:
- продолжить индивидуальное изучение народно-характерного танца, добавляя более сложные элементы, требующие соответствующей координации;
- разучивание трюковых элементов танца (вращения), - освоение сольных номеров.
Развивающие:
-развить творческие возможности учащихся (способность к импровизации);
-ознакомление с другими направлениями танцевального творчества (удовлетворение нравственных потребности);
- дальнейшее развитие специальных хореографических данных.
Воспитательные:
- воспитывать целеустремленную и самостоятельную активную личность;
-воспитывать чувство национальной принадлежности и любви к Родине;
-воспитать чувство толерантности, уважения к другим культурам и личностям.
Сроки реализации индивидуального маршрута: сентябрь - май учебного периода.
Категория обучающихся: воспитанники, прошедшие определенный уровень подготовки 1-2 года обучения основной программы «Хореографическая школа» которые быстрее и качественнее других осваивают основы хореографии. Дети, которые ярко выделяются на фоне других воспитанников коллектива.
Возраст обучающегося: 8-10 лет
Прогнозируемые результаты
В результате освоения ИОМ воспитанник
будет знать:
-терминологию и методику выполнения проученных элементов;
-общие сведения по истории хореографии и выдающихся личностях;
-формы народной хореографии;
будет уметь:
-осознанно контролировать выполнение движений и видеть ошибки;
- выполнять задания на основе импровизации и сочинительства;
- владеть навыками как сольного, так и ансамблевого исполнения;
станет:
- физически сильнее и выносливее;
- воплощать идеи в творческой деятельности при выполнении задач.
Особенности ИОМ: для индивидуального развития обучающегося необходимы следующие подходы:
- Определение направлений диагностики (физическое развитие, творческое развитие, уровень освоения программы); - Определение уровня индивидуального развития (оптимальный, хороший, допустимый); - Этапы диагностирования (мониторинг на начало работы, итоговая диагностика); - Фиксация результатов индивидуального развития ребенка. (Тетрадь достижений. Портфолио). - Формы диагностики (заполнение карты и публичны выступления, концерты).
Определение направлений диагностики
Для достижения высокого уровня освоения ИОМ необходима четкая организация образовательно-воспитательного процесса, одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения индивидуаль-ного развития ребенка – карта оценивания достижений. (Приложение №2)
Целью диагностики является определение уровня усвоения учебного материала, физического, творческого и личностного развития обучающихся, ведение мониторинга образовательного процесса и индивидуального развития.
Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в учебном процессе, определение форм коррекционной работы.
В ходе диагностики отслеживаются показатели:
- физического развития: выворотность ног, подъем стопы, балетный шаг, гибкость тела, прыжок, координация движений. - творческого развития: музыкальный слух, эмоциональность, воображение, креативность мышления. - личностного развития: культура поведения в коллективе, нравственность, гуманность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, активность, организаторские способности, коммуникативные навыки. - уровня освоения ИОМ: теоретические знания по разделам программы, владение терминологией, практические умения и навыки по ИОМ.
Определение уровня индивидуального развития
Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням:
- оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение ИОМ, имеет творческие достижения на уровне города, области, России); - хороший (полное освоение ИОМ, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки); - допустимый (освоил ИОМ, но допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).
Этапы диагностирования
Диагностика проводится в два этапа:
- Вводная диагностика (проводится в начале учебного года) – система тестовых заданий вводной диагностики позволяют выявить их природные данные (выворотность ног, подъем стопы, балетный шаг, прыжок, гибкость), музыкальность, память на движения, творческую активность. - Мониторинг по методикам: Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?" (тест, Приложение №1); «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа), Личностные особенности. Опросник Айзенка.
Проведение диагностики необходимо для выявления исходного уровня развития музыкальных и двигательных способностей, состояния его эмоциональной сферы. - Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года, май) – это определение уровня освоения обучающемися программы и отслеживание динамики индивидуального развития. Карта оценивания достижений. (Приложение №2)
Основным методом оценки успехов по программе являются:
- метод педагогического наблюдения;
- участие в фестивалях и конкурсах хореографического искусства;
- концертные выступления обучающихся;
- портфолио обучающегося
Фиксация результатов индивидуального развития ребенка
Обучающейся проходят индивидуальное тестирование физического и творческого развития для выявления уровня подготовленности к работе по ИОМ. Это и есть отправная точка для построения педагогического процесса. Для прослеживания индивидуального развития каждого обучающегося педагог ведет «Тетрадь достижений» (Приложение № 3), а воспитанник совместно с родителями начинает заполнять «Портфолио», где фиксирует свои успехи.
- Тетрадь достижений - предназначена для педагога, в ней отражаются успехи обучающегося, динамика его индивидуального развития.
- Портфолио – предназначено для обучающегося и его родителей. В набор портфолио входят:
- титульный лист, на котором располагается основная информация (фамилия, имя, фото ребенка, школа, класс);
- раздел «Мой мир», где можно разместить все самое важное для ребенка (фото, рассказ о семье, о своем доме, городе, стране);
- раздел «Моя общественная работа» посвящен всем мероприятиям, например участию в концерте, в благотворительных акциях, подготовке к празднику и т.д.; полезным делам, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих;
- раздел «Мои впечатления» - это рассказы о том, что удивило и поразило ребенка (экскурсии, музеи, поездки в кино и на концерты);
- раздел «Мое творчество» - предназначен для работ, созданных ребенком (стихи, рисунки, и т.п. ;
- раздел «Мои достижения» - это своеобразная «страничка славы». Здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарности.
Главное, выработать у обучающегося привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех, когда они замечают свой прогресс и отмечают свои новые достижения. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения, любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.
Этапы реализации индивидуального маршрута по хореографии обучающегося хореографического ансамбля
Ф.И обучающегося_________________________________________
Таблица №1
Этапы реализации: | Формы и способы деятельности | Сроки | Практический выход | |
Диагностический | Проведение мониторинга:
Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?" (тест) Приложение №1 Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Опросник Айзенка. Личностные особенности. Оценочный лист «Уровень физического, творческого развития и освоения основной программы деятельности» (вводные данные обучающегося) Приложение№2 | 1-я неделя сентября 1-2 неделя сентября 1-2 неделя сентября 1-2 неделя сентября | Материал для исследования Материал для исследования Материал для исследования Материал для исследования | |
Аналитико –исследовательский | Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения | 2-3 неделя сентября | Информация об индивидуальных особенностях учащихся, сопоставление с реальными учебными возможностями | |
Организационно – проектировочный | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.
| 4 неделя сентября-октябрь 4 неделя сентября 4 неделя сентября 4 неделя сентября 1 неделя октября 1-2 неделя октября | ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут обучающегося) | |
Деятельностный | Работа по ИОМ учащегося с целью развития и поддержки | октябрь – май | Развитие и поддержка творческой одаренности | |
Итоговый | -Анализ работы по ИОМ -Выявление нереализованного (причины) -Определение перспектив для дальнейшей работы | Конец мая |
Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю танцы России»
Таблица №2
Народно-сценический танец | Причина выбора | Форма организации образовательного процесса | ожидаемые результаты |
Татарский танец «Попрыгунья» | Танцевальная культура народов родного края. Танцевальных элементы: усложненный комбинации на координацию | Индивидуальные занятия. Постановочная и репетиционная работа. Конкурсная и концертная деятельность | Выступление на тематических праздничных мероприятиях района и области. Результативное участие на конкурсах и фестивалях хореографического творчества. Расширение интеллектуального и профессионального кругозора воспит-ка. |
Русская плясовая «Калинка» | Символы и национальные традиции России. Трюковые элементы: различные виды вращений и их комбинации. | Индивидуальные занятия. Постановочная и репетиционная работа. Конкурсная и концертная деятельность | Выступление на тематических праздничных мероприятиях района и области. Результативное участие на конкурсах и фестивалях хореографического творчества. Расширение интеллектуального и профессионального кругозора воспит-ка. |
Казачий танец «Казаченька» | Исторические корни становления малой родины. Удовлетворение интереса к казачьей культуре: костюма, характерного манерного и музыкального исполнения. | Индивидуальные занятия. Постановочная и репетиционная работа. Конкурсная и концертная деятельность | Выступление на тематических праздничных мероприятиях района и области. Результативное участие на конкурсах и фестивалях хореографического творчества. Расширение интеллектуального и профессионального кругозора воспит-ка. |
Танцевальная композиция «Дети войны» (сольное участие) | Коллективное участие в общественно значимых мероприятиях Приобщение к коллективизму. Формирование чувства памяти и уважения к ветеранам ВОВ, истории страны. | Коллективные занятия. Постановочная и репетиционная работа. Конкурсная и концертная деятельность | Выступление на мероприятиях района и области. Результативное участие на конкурсах и фестивалях хореографического творчества. Расширение интеллектуального и профессионального кругозора воспит-ка. |
Фестиваль детского танца «Светлана» - просмотр видео | Развитие творческого кругозора: ознакомление с ведущими детскими коллективами хореографического творчества | Коллективное занятие: урок - беседа | Стимулировать творческий рост. Удовлетворение духовно- нравственных потребностей и мотивации к результативности. |
Посещение концертов творческих коллективов и интересующих артистов | Развитие творческого кругозора: ознакомление с ведущими коллективами страны | Урок -экскурсия | Стимулировать творческий рост. Удовлетворение духовно- нравственных потребностей и мотивации к результативности. |
Подготовка концертного номера по собственному желанию «Кукла» | Развитие творческого кругозора. | Просмотр видео по усмотрению воспитанницы; - консультация педагога руководителя; - самост. работа: разбор видео, подбор музыки, костюма, движений, сочинение комбинаций, постановочная работа; -репетицион ная работа совместно с руководителем | Расширить возможности обучения и самообучения-ознакомление с другими направлениями танцевального творчества; удовлетворение нравственных потребностей, мотивации к результативности. |
Работа с куратором: преподаватель кафедры хореографии Самарского института культуры | Консультация высококвалифицированного специалиста узкого профиля (преподаватель по народному танцу) . | Индивидуальные занятия. Постановочная работа | Повышение мотивации обучающихся к самосовершенствованию, обогащения знаний, художественного вкуса. Расширение интеллектуального и профессионального кругозора и мастерства воспитанника. |
Интеграция занятий с другими специалистами
Большим плюсом в индивидуальной работе является выход на специалистов по профилю деятельности. Участие хореографа с других образовательных учреждений (куратор, консультант) помогает выявить и нацелить на результативность. На момент разработки данного ИОМ у коллектива имелся выход на доцента кафедры хореографии института культуры.
Таблица №3
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом и педагогом дополнительного образования | сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагогом дополнительного образования. | октябрь | Индивидуальный образовательный маршрут |
Наблюдение: текущий контроль успеваемости обучающихся (участие в постановках, концертах, конкурсах) | ежемесячно | Посещаемость занятий; пополнение портфолио наградами, а также фото и пресс информацией о творческой деятельности. |
Диагностирование, рефлексия психологом. | По четвертям | Карта наблюдений, рекомендации психолога и педагога доп.образ. |
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Педагог дополнительного образования | ежемесячно | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. |
Беседа с куратором: преподаватель кафедры хореографии Самарского института культуры | По четвертям | Рекомендации куратора и педагога доп.об. |
Проектирование – индивидуальная образовательная программа - «Программа образовательной деятельности»
Таблица №4
Планирование | Мероприятия | Результат |
Портфолио достижений (Приложение №3) | Оформление папки достижений обучающегося: дипломы конкурсных мероприятий, газетные вырезки, информация с интернет ресурсов, фото и т.д. | Пополнение портфолио новыми достижениями на протяжении года |
Учебно-тренировочная работа: середина по народному танцу | Индивидуальные занятия: - разминка, - комплекс дробных выстукиваний, - техника вращений; - консультации с куратором | Владение терминологией и методикой выполнения проученных элементов; развитая сложная координация и техничность исполнения |
Подготовка к участию в областном мероприятии «Поволжская Агро-промышленная выставка» - 2017 в составе делегации Борского района: концертный номер русская плясовая «Калинка»
| Индивидуальные занятия: - анализ музыки, -изучение костюма, -подбор движений, - рисунок танца; -постановочная работа; -репетиционная работа; -консультации с куратором; - запись танца на видео, просмотр и анализ | Выступление на концертной площадке; пресс-информация об участии в значимом мероприятии |
Календарно-тематические мероприятия Концертные выступления (по готовности воспитанницы и усмотрению педагога) – «День знаний» -«День Матери» - «День защитника отечества» - Тематические мероприятия района по запросу отдела культуры . - и т.д.
| Репетиционная работа по мере подготовки к определенному мероприятию. | Выступление на концертной площадке; пресс-информация об участии в значимом мероприятии |
Подготовка к областным конкурсным мероприятиям (по мере поступления положений): татарский танец «Попрыгунья», танцевальный номер «Казаченька» | Индивидуальные занятия: - анализ музыки, -изучение костюма, -подбор движений, - рисунок танца; -постановочная работа; -репетиционная работа (отработка техники исполнения и эмоциональной окраски танца); -консультации с куратором; - запись танца на видео, просмотр и анализ | Лауреат областных конкурсов хореографического творчества 2017-2018г.г.: -«Символы великой России», - «Зимняя сказка», - Радуга Поволжья», -«Звезды будущего» |
Подготовка к всероссийским и международным конкурсным мероприятиям (по мере поступления положений): танцевальный номер «Казаченька», татарский танец «Попрыгунья» | Индивидуальные занятия: - анализ музыки, -изучение костюма, -подбор движений, - рисунок танца; -постановочная работа; -репетиционная работа (техники исполнения и эмоциональной окраски танца); -консультации с куратором; - видео танца, анализ | Лауреат всероссийских и международных конкурсов хореографического творчества 2017-2018г.г.: - «Крылья над волгой», - «Твое направление», - «Триумф», - «Радуга талантов» |
Подготовка к участию в проекте «Детская выездная филармония» в рамках воспитательной работы по программе «Хореографическая школа» | Репертуарный план более 7 концертных номеров в сольном и коллективном исполнении: репетиционная работа (отработка техники исполнения и эмоциональной окраски танцевальных номеров) | Участие в проекте «Детская филармония»: - формирование дисципл-ых норм и ответ-ти к общественно значимым мероприятиям; - приобщение к наци-ой культуре и патриот-го интереса; |
Подготовка творческого проекта: концертный номер по собственному желанию «Кукла» | Разработка танцевального номера «Кукла». Поэтапная работа: - просмотр видеоматериала по усмотрению воспитанницы; - консультация педагога руководителя; - самостоятельная работа: разбор видеоматериала, подбор музыки, костюма, движений, сочинение танцевальных комбинаций, постановочная работа; -репетиционная работа совместно с руководителем; - видео танца, анализ | Представление творческого проекта: концертные выступления в рамках проекта «Детская выездная филармония» и тематических мероприятиях (по мере поступления социального запроса) |
Посещение концерта творческой коллектива «Волжские казаки» | Просмотр концертной программы, обсуждение и анализ | Приобщение к национальным ценностям. Создание условий для духовно-нравственного общения. |
Танцевальная композиция «Дети войны» (сольное участие) | Коллективные занятия: - анализ музыки, -изучение костюма, -подбор движений, - рисунок танца; -постановочная работа; -репетиционная работа (отработка техники исполнения и эмоциональной окраски танца); - видео танца, анализ | Выступление на концертных площадках села к празднованию дня Победы (приобщение и восприятие национальной культуры и патриотического интереса). |
Анализ работы за год | Мониторинг: - Тест-карта «Уровень физических данных» (текущие данные обучающегося) (Приложение №2) - Тест -карта «Уровень творческого развития» (текущие данные обучающегося) Приложение №2) | Оценочный материал по результативности обучения |
План работы на летний период | Рекомендации педагога руководителя по поддержанию физической подготовки обучающейся; участие в лагерной профильной смене. | Активный отдых ребенка, как возможность приблизиться к высоким уровням самореализации: индивидуальных, физических, социальных потребностей. |
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»
Таблица №5
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» Заполняется обучающимся | «Чему научился?» Заполняет педагог | «Что получилось?» |
Смотри Прогнозирование индивидуальный учебный план – «Я выбираю танцы России» | Карта оценивания достижений обучающегося Заполняется самим обучающимся (Приложение №2) | Карта оценивания достижений обучающегося Заполняется педагогом дополнительного образования (руководителем) Приложение №2) | Сопоставление с исходным тестированием (на начало учебного года) и итоговым тестированием (конец учебного года –средний бал с карты оценивания обуча-ся и педагога) выявить динамику изменений образов-го уровня. |
Портфолио достижений | Заполнение папки подтверждающими документами о творческой деятел-ти (Приложение №3) | Заполнение папки подтверждающими документами о творческой деятел-ти (Приложение №3) | Оформленное портфолио достижений |
Итоговый этап
-Анализ работы по индивидуальному образовательному маршруту
-Выявление нереализованного (причины)
-Определение перспектив для дальнейшей работы
Список используемых источников:
- Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
- Богаткова, И.Н. Танцы для детей [Текст]/ И.Н. Богаткова. - М.: «Искусство», 1959.
- Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст]/ Т. Барышникова. - М.: «Рольф», 1999. – 272 с.
- Киселев, М. Современный ребенок и эстетическое воспитание [Текст]/ М. Киселев// Педагогика. - 1994. - №8. – С. 7-14.
- Мирошниченко, С. Хрестоматия по психологии [Текст]/ С. Мирошниченко. - М.: Просвещение, 1987.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2004.
Интернет – ресурсы:
- Факторы, которые учитываются при отборе детей для занятий хореографией. - http://balletpro.narod.ru/school.html
- Тест на определение темперамента ребенка - http://www.cad98.okis.ru/test_temperament.html
- Тест на определение одаренности ребенка – карта Хаана и Каффа- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/19/metodika-karta-odarennosti-khaana-i-kaffa-5-10-let
- Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.
- Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. http://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043
Приложение 1
"Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?"
(ТЕСТ)
Тестирование и обработку результатов
проводит педагог – психолог
Уважаемые родители! Мы проводим исследовательскую работу по теме «Проявление темперамента ребенка в танце», целью, которой является облегчить усвоение танцевальных комбинаций с помощью индивидуального подхода.
Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.
1. Какие черты характера преобладают у ребенка?
а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.
б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.
в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.
г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.
2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?
а) Положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.
в) Бурные эмоции, гнев.
г) Страх.
3. Реакция на наказания:
а) спокойная;
б) без эмоций;
в) на словесные- спокойная, на остальные - с бурными реакциями протеста;
г) обида, негативные эмоции.
4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?
а) Любопытен (преобладает положительное отношение).
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).
г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).
5. Какие игры предпочитает ребенок?
а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.
б) Спокойные, тихие, уединенные.
в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.
г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные – только с близкими.
6. Общителен ли Ваш ребенок?
а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.
7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?
а) Душа компании, лидер по выбору детей.
б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.
в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.
г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.
8. Как усваивает новое?
а) Легко и быстро.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.
г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.
9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?
а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).
б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).
в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).
г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе – долговременной).
10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:
а) средняя (устает соответственно деятельности);
б) низкая (практически не устает);
в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);
г) высокая (устает от малейшей деятельности).
11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?
а) Легко и без труда.
б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).
в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).
12. Какие движения преобладают у ребенка?
а) Уверенные, точные, ритмичные.
б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.
в) Порывистые, резкие.
г) Неуверенные, неточные, суетливые.
13. Особенности речи.
а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.
г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.
14. Особенности сна.
а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.
в) Засыпает долго и с трудом , спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.
г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.
15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?
а) Адаптировался легко, быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.
в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.
г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.
Если чаще встречаются варианты а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник.
Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика.
Если чаще встречаются варианты в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный – холерик.
Если чаще встречаются варианты г), то преобладает темперамент меланхолика.
Приложение №2
Карта оценивания достижений обучающегося
Ф.И.О.____________________________________________________________
Дата ______________________________________________________________
Уровень | примечание | ||||
Оптимальный 3 балла | Хороший 2 балла | Допустимый 1 балл | |||
Физическое развитие | |||||
Выворотность ног | |||||
Подъем стопы | |||||
Балетный шаг | |||||
Гибкость тела | |||||
Прыжок | |||||
Координация движений | |||||
Творческое развитие | |||||
Духовно-нравственное общение(посещение и анализ концертов творч-х коллективов) | |||||
Личностные качества (сценическая культура) | |||||
Творческая активность (эмоциональность, артистизм) | |||||
Уровень освоения программы | |||||
Программный репертуар | |||||
Теоретические и практические знания по народному танцу. | |||||
Концертная деятельность | |||||
Участие в хореографических конкурсах | |||||
Выполнение прогнозируемого индивидуального учебного плана |
Всего баллов_____________________________________________________
Оценка уровня знаний, умений обучающейся
Высокий уровень: более 32 баллов (70-100% знаний и навыков)
Достаточный уровень: 22 -32 балла (60-70% знаний и навыков)
Недостаточный уровень: 17 - 21 балла (50-60% знаний и навыков)
Критерии оценки
Высокий:
- максимально использует свои физические данные;
- чувствует характер музыки и в соответствии с этим передает настроение;
- эмоционален, легко вживается в образ, «работает» на зрителя;
- легко ориентируется в пространстве;
- слаженное исполнение в коллективе;
- отличное знание танцевальных комбинаций;
- соблюдает технику исполнения движений;
- в сочинении этюда проявляет оригинальность, воображение.
- Проявляет коммуникативные, нравственные и гуманные качества.
- Прогнозируемый индивидуальный учебный план выполнен полностью.
Достаточный:
- не всегда использует свои физические данные в полную силу;
- движения музыкальны;
- эмоционален, легко вживается в образ, но не обращает внимание на зрителя;
- быстро подстраивается к коллективу в исполнении танцевальных номеров;
- хорошо знает танцевальные комбинации;
- допускает помарки в технике выполнения движений (кратковременное неверное положение рук, ног).
- В сочинении этюдов действует активно, но стандартно;
- Проявляет коммуникативные и нравственные качества.
- Прогнозируемый индивидуальный учебный план выполнен частично.
Недостаточный:
- Не использует свои физические данные в полную силу;
- Движения не всегда музыкальны;
- Малоэмоционален;
- плохо ориентируется в сценическом пространстве;
- Теряется в исполнительской деятельности, не сразу подстраивается к коллективу;
- допускает ошибки в танцевальных комбинациях;
- Часто нарушает технику исполнения движений;
- В сочинении этюдов пассивен.
- Проявляет нравственные качества.
- Прогнозируемый индивидуальный учебный план выполнен менее половины.
(Приложение № 3)
Для прослеживания индивидуального развития каждого обучающегося педагог ведет «Тетрадь достижений» ,а ребенок совместно с родителями начинает заполнять «Портфолио», где фиксирует свои успехи.
- Тетрадь достижений - предназначена для педагога, в ней отражаются успехи обучающегося, динамика его индивидуального развития.
- Портфолио – предназначено для обучающегося и его родителей. В набор портфолио входят:
- титульный лист, на котором располагается основная информация (фамилия, имя, фото ребенка, школа, класс);
- раздел «Мой мир», где можно разместить все самое важное для ребенка (фото, рассказ о семье, о своем доме, городе, стране);
- раздел «Моя общественная работа» посвящен всем мероприятиям, например участию в концерте, в благотворительных акциях, подготовке к празднику и т.д.; полезным делам, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих;
- раздел «Мои впечатления» - это рассказы о том, что удивило и поразило ребенка (экскурсии, музеи, поездки в кино и на концерты);
- раздел «Мое творчество» - предназначен для работ, созданных ребенком (стихи, рисунки, и т.п.);
- раздел «Мои достижения» - это своеобразная «страничка славы». Здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарности.
Главное, выработать у обучающихся привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех, когда они замечают свой прогресс и отмечают свои новые достижения, даже самые небольшие - успех имеет значение.
Тетрадь достижений
Титульный лист
Фамилия______________________________________________________
Имя __________________________________________________________
Отчество ______________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________
Домашний адрес________________________________________________
Класс _________________________________________________________
Школа ________________________________________________________
Объединение ___________________________________________________
Дата вступления в объединение ___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...