Внеурочка
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Администрация Локтевского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: На заседании ШМО Протокол № ____ от ___________ год | Принято: На заседании педагогического совета Протокол № _____ от __________ год | Утверждаю: Директор школы _______ Л.А.Герцовская Приказ № _____ от ____________ год. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
курса «Мой мир»
(социальное направление)
для 1- 4 классов
на 2016-2017 учебный год
Разработана: Герцовской Л.А.
учителем физики
высшей квалификационной категории
с.Золотуха-2016г
Если человек хочет прийти к самому себе,
его путь лежит через мир.
Виктор Франкл
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной работы психологического развития младших школьников «Мой мир» для младших школьников, составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения;
- Закона РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
Конкретно классы не указаны, не указано количество часов, отводимое на реализацию программы.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и
стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок
испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств
массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном
взаимодействии педагога и воспитанника. В последнее десятилетие в России
произошли экономические и политические изменения, которые привели к
значительной социальной дифференциации населения и потере духовных
ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие Российской
культуры и образования как важнейших факторов формирования личности
творческой, обладающей высокой культурой, с широкими и глубокими
познаниями, имеющей чувство патриотизма. Как построить воспитательный
процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
Цель программы: формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
- Развитие познавательных способностей.
- Развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.
- Формирование умения решать творческие задачи
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Актуальность программы
Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно поэтому во внеурочной деятельности «Мой мир» последовательно и планомерно сформируется у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего социального развития.
В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
- Целеполагать (ставить и удерживать цели).
- Планировать (составлять план своей деятельности).
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное).
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами занятий «Мой мир» являются следующие умения:
- Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
- Знания моральных норм;
- Развивать познавательные интересы;
- Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями
Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания.
Метапредметными результатами занятий.
Регулятивные УУД:
- Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на занятиях;
- Учиться высказывать свое предположение (версию);
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
- Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
- Умение находить ответы на вопросы;
- Делать выводы в результате совместной работы класса с учителем.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Занятия проводятся в следующих формах:
- Групповые формы работы.
- Индивидуальные формы работы.
- Познавательно – развлекательные.
Тематика занятий разнообразна. Программа рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для младших школьников, занятия комбинированного типа, используются теоретические и практические ситуации.
Планируемые результаты
После окончания курса «Мой мир» учащиеся должны уметь: самостоятельно выполнять данное учителем задание; проявлять собственную активность в получение знаний; уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
Коммуникативные:
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение слушать собеседника;
- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные: целеполагание; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция
Познавательные:
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей.
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МОЙ МИР»
№п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Раздел «Я+Я» | 12 |
2 | Раздел «Я и мое окружение» | 10 |
3 | Раздел «Я и мои эмоции» | 12 |
Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п\п | Название раздела, темы | Дата |
| ||
1.1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Мое любимое имя. | |
1.2 | Автопортрет | |
1.3 | Мой внутренний мир | |
1.4 | Мой любимый сказочный герой | |
1.5 | Мой ласковый и нежный зверь | |
1.6 | Дом, в котором я живу | |
1.7 | Я знаю, я умею, я могу | |
1.8 | Тест «Несуществующее животное». | |
1.9 | Учитесь быть скромными. Это просто хвастунишки. | |
1.10 | Что я хочу узнать и чему я хочу научиться. | |
1.11 | Мои мысли. Я в будущем. | |
1.12 | Немного о том, как устроен человек | |
| ||
2.13 | Мой класс. Мы так похожи и мы такие разные. | |
2.14 | Язык мимики и жестов. | |
2.15 | Мальчики и девочки. Давайте жить дружно. | |
2.16 | Моя семья. Почему люди ссорятся. | |
2.17 | Рассказы, сказки, стихи о семье. | |
2.18 | Соседи жильцы. Игры нашего двора. | |
2.19 | У меня зазвонил телефон. | |
2.20 | Терпенье и труд, все перетрут | |
2.21 | Деревья нашего двора и птицы нашего двора. | |
2.22 | Как и какие дарить подарки. | |
3.Раздел «Я и мои эмоции» | ||
3.23 | Радость. Удивление. | |
3.24 | Мое настроение. | |
3.25 | Мое поведение. | |
3.26 | Страх. Гнев. | |
3.27 | Мои умные помощники. | |
3.28 | Отгадай эмоцию | |
3.29 | Игры. Этюды. Упражнения. | |
3.30 | Этические сказки | |
3.31 | Вежливость – основа воспитанности. | |
3.32 | Ярмарка достоинств | |
3.33 | Развитие психологических процессов | |
3.34 | Цвет моего настроения. Итоговая диагностика |
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Библиотечный фонд
- Барто, А. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград: Детская литература 1984 . – 5 с.
- Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва: Детская литература 1998 г. – 23 с.
- Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М.: Детская литература 1987 г.
- Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Сост.Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.- 352с.: ил.
- Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.- 221 с. с ил.
- Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с.
- Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб : Речь, 2007. 296 с.
- Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М.: Худож. лит, 2000.
- Родари Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/ П. Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З.
Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. – 431 с
- Толстой Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М.: Детская литература. 1988. – 143 с
- Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред.З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987. – 239с.: ил.
Интернет-ресурсы
- Дистанционный образовательный портал .http://www.prodlenka.org/
- Программа «Школа 2100» http://school2100.com/
- Интернет-портал Про школу http://www.proshkolu.ru/
- Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
- Методически портал учителя «Методсовет» http://metodsovet.su/
- Сообщество взаимопомощи учителей «Педсовет» http://pedsovet.su/
- «Началка» http://www.nachalka.com/
- Клуб учителей начальной школы «4 ступени» http://www.nachalka.com/
- «web 2.0 Образование» http://web2edu.ru/shared/default.aspx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижения учащихся (внеурочка)
Аттестация...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-500348-1413567981.jpg)
Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)
Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...
Рабочая программа по внеурочке
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565698-1421378269.jpg)
Внеурочка "Мин уонна Тенулу Эбэм"
Аан дойду алааскыттан саҕаланарноруот муудараһа Төрөөбүт төрүт буор, төрөөбүт Ийэ дойду киһиэхэ күндү, кэрэ. Т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-320653-1422044032.jpg)
планирование внеурочка "Гандбол"
Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-320653-1422044032.jpg)
планирование внеурочка "Гандбол"
Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....
внеурочка по математике
внеурочка по математике 5 класс...