Описание инновационного педагогического опыта учителя математики Донгак М.А.
материал
Предварительный просмотр:
Описание инновационного педагогического опыта учителя математики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна» Донгак Марии Аржай-ооловны.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет внедрения новых информационных технологий и компьютерных средств обучения различного уровня и назначения. Особую значимость при этом я уделяю методу проектов, который применяю в практике своей работы по следующим направлениям педагогической деятельности:
Для реализации технологии проектного обучения, независимо от направления, выработала единые педагогические условия создания проекта:
1. Определение темы и цели проекта.
2. Актуализация ключевых вопросов необходимых для успешного выполнения проекта.
3. Создание групп для работы над проектом, распределение заданий и обязанностей в группе.
4. Выполнение исследования, решение промежуточных задач. Обобщение результатов.
5. Представление проекта. Коллективное обсуждение и самооценка.
В зависимости от типологии и классификации учебных проектов эти условия иногда незначительно корректирую. Рассмотрим применение метода проектов в различных направлениях.
На уроках математики в основном использую краткосрочные проекты, которые рассчитаны на один – два урока. Например. Урок алгебры. 7 класс. Тема «Взаимное расположение прямых на плоскости». В ходе урока учащиеся должны создать проект по теме. Класс разбит на три группы, которые проводят исследование, выполняя построение заданных прямых. Проводят анализ, обобщение полученных результатов. В конце урока группы защищают созданные проекты. Использую на уроках и такое сочетание: установочное занятие (запуск проекта) происходит на уроке, затем учащиеся в течение некоторого времени работают вне учебных занятий, защита проектов вновь организуется на уроке. Например, при изучении темы «Измерительные работы» в 9 классе на первом уроке создаю проблемную ситуацию, которая позволяет сформулировать интересную учащимся тему для изучения и исследования. Предлагаю учащимся темы проекта «Нахождение расстояния до недоступной точки», «Нахождение высоты предмета», «Нахождение угла между объектами», а также организую распределение подтем по группам, ролей и функций в группе. Предлагаю следующие роли: организатор, теоретик, сценарист, оформитель, докладчик. Наличие ролей подразумевает сотрудничество в проектной группе, а также с другими группами. Учащиеся некоторое время вне урока работают над проектами. Защиту в виде слайдовой презентации вновь организовываю на уроке. Такие проекты применяю в основном, когда необходимо систематизировать и обобщить знания большой темы, а также практическое применение изученной темы в различных областях деятельности человека.
Во внеурочной деятельности применяю продолжительные проекты. Например, при изучении на факультативе темы «Симметрия вокруг нас» учащиеся разбиваются на группы.
1. Теоретики подбирают исторический и теоретический материал;
2. Практики строят фигуры симметричные относительно прямой, точки, плоскости;
3. Технические редакторы работают на компьютере, выбирают макет, шаблон оформления.
В конце занятия группы защищают созданный проект – компьютерную презентацию.
Далее на дом даю задание каждой группе провести исследование по темам: «Симметрия в строительстве», «Симметрия в технике», «Симметрия в живой природе», «Симметрия в быту», «Симметрия в архитектуре». На очередном занятии дополняем проект исследованиями, которые провели учащиеся. При проведении недели математики учащиеся приняли участие в создании информационных проектов: «Математики – строители», «Математики в Великой отечественной войне». Представили данные проекты в виде реферата и компьютерной презентации.
В воспитательной работе с классом использую информационные проекты, а также прикладные, направленные на создание конкретных видов деятельности, правила поведения в экстремальных ситуациях. Например, предлагаю ученикам принять участие в школьной ярмарке. Класс делится на три группы, участвующие в конкурсе на лучший проект. Эти группы в свою очередь делятся еще на три подгруппы. 1 группа – «Оформители». Должны продумать место расположения торговой точки, его оформление, для того чтобы привлечь покупателей.
2 группа – «Менеджеры». Эта группа изучает спрос «населения» на реализуемые товары. Определяет, кто будет кассиром, продавцом, «зазывалой». 3 группа – «Исполнители». Эта группа непосредственно должна изучить правила поведения в общении с покупателями. На подготовку уходит две-три недели. Все проекты оформляются в виде бумажных или слайдовых презентаций. Основные требования: освещение всех пунктов проекта, наглядность, доступность информации для членов других групп. Лучший проект реализуется при согласи участников.
Невозможно заставить человека творить. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить, способен на настоящее творчество, а моя задача заключается в том, чтобы мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие открытия. И обеспечить в настоящее время может одна из педагогических технологий – метод проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)
Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск Мокшиной Елизаветы Валериановны
Методическая проблема, над которой работаю «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики». Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под...

Описание инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Хову-Аксынская СОШ" Очур-оол С.С.
Обобщение и систематизация педагогического опыта. Материал по технологии проектного обучения....

Описание инновационного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Жуковская СОШ» Снадиной Натальи Анатольевны
Описание инновационного педагогического опыта учителя истории...
Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания
Описание инновационного педагогического опыта учителя обществознания...

Описание инновационного педагогического опыта учителя математики
Невозможно заставить человека творить. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить, способен на настоящее творчество, а моя задача заключается в ...

Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны
Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство формирования...