Технология работы с детьми с ОВЗ.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология работы с детьми с ОВЗ.
(из опыта работы)
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю
В ней выделяются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• частично поисковый (эвристический);
• проблемное изложение;
• исследовательский.
Другая классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена такими группами методов:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Использование элементов собственной методики работы с учащимися с ОВЗ.
Для использования собственной методики обучения учащихся с ОВЗ учитываются следующие факторы:
- степень возможностей учащегося, ограничивающая время, усилия, уровень сложности материала, приёмы обучения;
- условия проведения уроков (школьный кабинет, квартира ученика);
- психологическое состояние учащегося;
- личностные особенности (способности, коммуникабельность, желание-нежелание учиться и т.д.);
- социальный статус семьи обучающегося, её материальные возможности, характер внутрисемейных отношений и пр.
Совокупность указанных факторов диктует выбор оптимальных методов и приёмов обучения.
Скажем, первый фактор следует учитывать при тяжёлых формах ДЦП, когда ребёнок по состоянию здоровья не может долго писать, сидеть в кресле. Эти обстоятельства диктуют выбор оптимальных приёмов и методов обучения, адаптированных к особенностям ограничений по здоровью обучающегося. В данном случае приходится выбирать приоритетные формы работы, исключающие нагрузку на опорно-двигательный аппарат, такие, как:
- устные формы опроса;
- использование компьютера для печатания текста вместо письменных работ;
- презентации при подготовке домашней работы;
- собеседования, фронтальные опросы.
Второй фактор, связанный с условиями проведения занятий, также не может не учитываться преподавателем и определяет даже манеру, характер взаимоотношений с учеником. Приходя в квартиру учащегося, ограниченного в передвижении, учитель невольно попадает в определённые отношения со всеми членами семьи учащегося. Очень важно всегда приходить с позитивным отношением, хорошим настроением, нужен редкий такт, чтобы не ранить лишний раз ребёнка, лишённого нормальной жизни, зачастую лишённого общения со сверстниками, выпавшего в силу заболевания из социума.
Третий фактор, связанный с психологическим состоянием учащегося учитывается и требует от учителя не только применения его компетентности как предметника, но и быть в известной степени психологом, чтобы не причинить психологическую травму ребёнку.
Четвёртый фактор диктует учителю, в зависимости от личностных особенностей обучающегося, выбирать манеру, тон общения. Коммуникабельный, позитивный ребёнок ожидает лёгкого, непринуждённого тона. С ним можно пошутить, привлекая членов семьи, обсудить какие-то посторонние вещи, подготавливая его к восприятию материала. Если ученик замкнут, обижен не только на весь белый свет, но даже и на самых близких людей, педагогу необходимо, учитывая указанные обстоятельства, выбрать другую тактику в общении. Нужно, используя результаты мониторинга, проведённого с привлечением психолога, во-первых, постараться наладить контакт с учащимся, даже если это потребует очень много времени. Во-вторых, выработать тактику взаимодействия с близкими учащегося, чтобы он чувствовал единство требований со стороны учителя и семьи.
Пятый фактор, без сомнения, является также очень важным в получении положительных результатов обучения и успешного прохождения итоговой государственной аттестации учащегося. Приведём в пример семью учащегося П., с которым довелось заниматься с 7 по 11 класс и успешно сдать государственный экзамен в 2014 году. Тяжёлая форма ДЦП с прогрессирующей атрофией мышц, когда ребёнок слабеет на глазах, с каждым годом выдерживает всё меньшую физическую нагрузку, при этом не утрачивает желания учиться, не хандрит, всегда в хорошем настроении, выполняет старательно домашние задания. Семья полная, ребёнок единственный, работают оба родителя, причём, мама выбрала работу, чтобы днём находиться дома, то есть созданы все условия для успешной учёбы. Это также может быть использовано учителем не только для достижения высоких результатов, но и есть прекрасная возможность совместными усилиями сделать всё для того, чтобы учёба для ребёнка стала не обузой, а давала радость открытий человеку, лишённому того, что доступно здоровому человеку. В начале и конце занятия, прощаясь, уместно, видя интерес и старания родителей, которые учатся вместе с ребёнком, коснуться темы урока, произведения, изучаемого в этот период. Заинтересованная семья охотно идёт на такие беседы, которые, конечно, не могут быть продолжительными из-за нехватки времени и педагога, и родителей учащегося. НО, как показала практика, это того стоит. Ребёнок чувствует участие родителей, их неподдельный интерес. Это так необходимо ребёнку, выпавшему, в силу болезни, из коллектива сверстников, для успешной социализации в жизни.
Таким образом, подводя итоги всему выше сказанному, можем утверждать, что ребёнок с ОВЗ может при определённых усилиях со стороны коллектива мудрых преподавателей не просто освоить программу обучения и сдать успешно государственную аттестацию, но и продолжить обучение в дистационной форме и приобрести профессию по душе и возможностям, чувствуя себя при этом полноправным членом общества, приносящим ему пользу и реализующим свой потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...
статья "Эффективные технологии работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития"
В статье представлены разнообразные приемы и стратегии в работе учителя с одаренными детьми: урочная деятельность, внеклассная работа, система дополнительного образования....
Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ...
«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,го...
Технологии работы с детьми ОВЗ на уроках географии
Технологии работы с детьми ОВЗ на уроках географии...