Духовно – нравственное воспитание на уроках английского языка.
статья

Мирошниченко Елена Анатольевна
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Иностранный язык, как предмет школьной программы может быть действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание на уроках английского языка.

If we are to teach real peace in this world,

and if we want to be proud of our country,

we shall have to begin with the children.

Mohandas Gandhi

          Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

          Сегодня на новом этапе развития социума возникает необходимость в теоретическом и методологическом переосмыслении духовно-нравственного воспитания. Все это связано с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Проявления высокой нравственности, сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, незаметно потеряли свою важность. Возникает необходимость воспитания такой личности, которая способна не только потреблять, но и созидать.

          Для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания.      Учебный предмет «Английский язык» имеет существенную особенность: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому английский язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

           Говорят, что писатель живет в своих произведениях, художник в картинах, скульптор - в скульптурах, а учитель - в мыслях, делах и поступках своих учеников. Первостепенной задачей учителя английского языка является приобщение учащихся к универсальным глобальным ценностям, формирование умения общаться с представителями других культур.

          На сегодняшний день английский язык - это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения  и общечеловеческого единения. Вступая в общечеловеческое культурное пространство, молодые люди должны владеть различными средствами межнационального общения. Таким образом, мы приходим к выводу, что знание хотя бы одного иностранного языка необходимо для наших учащихся.

          Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения английского языка, звучат многие насущные проблемы, например, проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, национальной культуры, нищеты и борьбы с ней.

          Язык — зеркало культуры. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

          Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык - это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания» - выделила один из признаков языка Н. Б. Мечковская. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык - духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я - человек». Так же и С. В. Гордеева считает одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно-нравственных ценностях человечества использование учебного предмета «иностранный язык».

          Сегодня государственный стандарт общего образования предъявляет достаточно высокие требования к образовательным учреждениям. Все эти требования, объеденные единой целью: выпускник - личность, имеющая не только знания, но и умение их правильно применять, другими словами выпускник школы должен быть компетентным.

          Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение английскому языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме on-line, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур

          Говоря о детях, мы выделяем их готовность к разнообразным экспериментам, самостоятельному мышлению, стремлению стать особенной личностью.

         Таким образом, исходя из всего выше сказанного, мы определили следующие принципы работы на уроках английского языка, которые способствуют, приобщению школьников к духовным ценностям:

  • выработка стиля и манеры поведения педагога с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • естественное, непринужденное погружение ребенка в культурный мир страны изучаемого языка, с использованием ИКТ технологий
  • обучение школьников анализу поступающей информации, по средством ее практического применения.

         Почти во всех УМК по английскому языку материал делится на тематические блоки, поэтому для повышения мотивации и уровня общего кругозора учащихся я использую ИКТ технологии: презентации, видео материалы, онлайн игры и тесты, а также в конце каждого цикла учащиеся составляют проекты, материал для которых они находят сами.

          К примеру, при изучении цикла о традициях и обычаях Великобритании мы изучаем не только культурные традиции и обычаи, но способы общения носителей языка. На вводном уроке в этот цикл можно организовать просмотр фильма на языке о традициях и обычаях страны изучаемого языка, просмотреть новый лексический материал. Следующий урок посвящен закреплению лексики и нового информационного материала. На последующих уроках берутся наиболее известные традиции и обычаи страны. А далее можно рассмотреть традиции и обычаи своей страны в сравнении с английскими, выделить особенности, факты, которые нравятся или не нравятся учащимся. Затем сделать сравнение традиций  своей страны, страны изучаемого языка и своей малой родины. Следующим шагом для учащихся становится написание письма своему кумиру о традициях и обычаях своей малой родины. Такие задания не только повышают интерес к изучаемому предмету, но и позволяют учащимся на практике использовать язык.

          Для учащихся также оказалось намного интереснее выполнять проверочную работу в онлайн режиме, и при этом видеть свой результат сразу. А не ждать следующего урока. Увидев, что результат не очень положительный, они тут же стремятся исправить оценку.

          Метод проектов используемый почти в конце каждого цикла тоже дал свой результат: учащиеся стали более раскрепощенные в своих выступлениях, стали вести дискуссии, с удовольствием осваивают приемы публичного выступления. При этом учащиеся не пассивно воспринимают представленную им информацию, а активно включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как к друг другу, так и к представителям других культур. Так, учащиеся успешно выполняют проекты и создают презентации на темы ценностно-этического характера с самостоятельным выходом в глобальную сеть («We are friends», «My home is my castle», «The roots of my family», «How to resolve conflicts», «Around our country», «The greatest pages of Russian history» и т.д.). При создании и последующей затем защите творческой работы каждый учащийся в той или иной степени демонстрирует такие качества личности как упорство, смелость мышления, креативность, стремление добиться успеха.

          Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме on-line, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.

          Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с использованием ИКТ технологий на уроках иностранного языка, происходит не только повышение мотивации изучения английского языка, но и успешное погружение учащихся в социокультурный мир страны изучаемого языка. Воспитательный потенциал этих приемов и методов обучения позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов. В процессе изучения английского дети не только усваивают материал, но и учатся передавать информацию так, как того требует этикет. Иностранный язык, как предмет школьной программы может быть действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...

Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

В данной статье показана работа учителя по духовно-нравственному воспитанию уч-ся на уроках английского языка...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...

Духовно-нравственное воспитание на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка....