Духовно-нравственное воспитание на уроке английского языка
статья по теме
В данной статье рассматриваются главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_uroke_angliyskogo_yazyka.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сальникова Кристина Викторовна
Учитель английского языка
МБОУ Лицей «Эврика»
Духовно-нравственное воспитание на уроке английского языка
Воспитательный компонент является одним из важнейших направлений реализации ФГОС. Сюда относится интеллектуальное воспитание, гражданско-патриотическое, а также духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни [1, с. 55].
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка [2, с. 33].
Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.
На сегодняшний день английский язык - это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения и общечеловеческого единения. В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся экологические проблемы, проблемы семьи, национальная культура, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации, толерантность, выдающиеся люди и т.д.
Работа в парах или в группах является одним из главных методов, который направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке иностранного языка. В ходе такой работы происходит обсуждение проблемы со всех сторон, взаимодействие с одноклассниками, складываются определенные точки зрения. Участники группы выбирают лучшее решение проблемы, обосновывают свой выбор, приводят аргументы.
Эффективным приемом также является ролевая игра. В отличие от групповой работы в ролевой игре: каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение, возможность анализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения, нравственная направленность оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения.
Тематические уроки играют важную роль реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка. На таких уроках дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка. Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. И только тогда учащиеся будут испытывать гордость за «свое» и уважительно относиться к «чужому». По такому принципу устроен учебно-методический комплект «Spotlight» (В. Эванс, Дж. Дули). В данном УМК есть раздел «Spotlight оn Russia» («Россия в фокусе»). Происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения со своей страной. В результате сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Одно из наиболее эффективных направлений в реализации духовно-нравственного воспитания является использование информационно-коммуникативных технологий на уроке иностранного языка. Б.Ю.Щербаков рассматривают ИКТ как «наиболее перспективное направление, интегративным составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение». [4, с. 55]
На сегодняшний день практически все учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к ИКТ можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся, а также повысить мотивацию изучения иностранного языка. С помощью интернета с воспитанниками совершаем виртуальные экскурсии по знаменитым городам, музеям Англии, просматриваем фильмы или театральные постановки на иностранном языке. В это время в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Учащиеся не только пассивно воспринимают представленную им информацию, но и с удовольствием включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала. Успешно выполняют проекты и создают презентации на различные такие темы, как «Моя родословная», «Школа моей мечты», «Помощь животным» и т.д. Такая работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как друг другу, так и к представителям других культур.
Использование интерактивной доски в учебном процессе дает возможность учащимся быть «соучастниками» урока. Ученики не только выполняют различные упражнения на доске, но и создают задания самостоятельно, контролируют качество выполнения. Подобные уроки способствуют проявлению инициативы и творческого самовыражения учителя и учащихся, делает процесс обучения и воспитания одновременно увлекательным, интересным и эффективным.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.
Литература
1. Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. C. 55-60.
2. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.
3. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т.
4. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. - М.: Логос, 2001.
5. http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...
Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
В данной статье показана работа учителя по духовно-нравственному воспитанию уч-ся на уроках английского языка...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
доклад по теме "Духовно нравственное воспитание на уроках английского языка"...
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...
«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.
Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка. В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...