Открытый урок "Рождество"
план-конспект урока

Жданова Ольга Аркадьевна

Цель:

Познакомить детей с библейской легендой о Рождении Христа.

Основные задачи:

  1. Вселить в детей веру в рождественское чудо – веру в победу добра, дать почувствовать радость от совместного труда;
  2. Показать красоту и величие рождественской музыки;
  3. Развивать творческие способности через участие в постановке, выполнение творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_rozhdestvo.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОГ КУСО «Мурыгинский детский дом-интернат»
для умственно отсталых детей

Открытое занятие
по духовно-нравственному воспитанию

«Рождественское чудо»

                                                                            Воспитатель отделения ППП

                                                                            Жданова Ольга Аркадьевна

                                            Декабрь 2015 год

Содержательная линия: Традиции. Праздники. Духовно-нравственные ценности.

Цель:

Познакомить детей с библейской легендой о Рождении Христа.

Основные задачи:

  1. Вселить в детей веру в рождественское чудо – веру в победу добра, дать почувствовать радость от совместного труда;
  2. Показать красоту и величие рождественской музыки;
  3. Развивать творческие способности через участие в постановке, выполнение творческих заданий.

Средства деятельности: 

-мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран;

-аудиоряд: рождественская музыка;

-визуальный ряд: презентация «Есть страна…», макет вертепа, рукотворные куклы Марии, Иосифа, Младенца Иисуса Христа, Ангела;

- литературные произведения: стихотворения;

- материалы для продуктивной деятельности: лоскутки х\б ткани, пуговицы, нитки х\б, иглы, шаблоны для изготовления  звезд, ножницы, клей;

-для детей костюмы Девы Марии, Иосифа, Ангела, сказительницы, пастухов, волхвов, угощения.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: беседа, практическая работа.

Принцип: наглядности, доступности.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное слово, художественное творчество, музыка.

Структура занятия: 
1. Организационно – подготовительная часть.
2. Теоретическая часть.
а) презентация «Есть страна…»;
б) рассказать о Рождении Христа с помощью различных видов искусства: музыки, литературы, живописи.
3. Практическая часть.
а) закрепление навыков в пришивании пуговиц, уборке помещения;
б) технология изготовления рождественской звезды.
4. Заключительная часть. Подведение итогов.

( 01. Звучит аудиозапись песни «Как в Иерусалиме»).

Ведущая:  
Наступает рождественский вечер,

С ним – веселье, надежды и встречи.

То не снег, не метель рассыпается –

Рождество к нам идет, приближается.

Снежной скатертью покрыта,

Крепко спит земля,

И алмазами сверкают нивы и поля,

Пусть зима холодна,

Пусть зима сурова,

Близок праздник Рождества,

Рождества Христова!

Ведущая:

Доброе утро. Щедрое утро. Людям добрым на здоровье!

Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости!

Ведущая:
А вы верите в чудо?

Дети: Да.

Ведущая:
   
Я не поняла, вы верите или нет?

Дети:
Да!

Ведущая:
Вот теперь я вам верю. Ну, раз вы верите в чудеса, то тогда я хочу рассказать вам о самом главном чуде на земле, которое произошло более двух тысяч лет назад и предлагаю вам отправиться вместе со мной в путешествие. Мы с вами не только попадем в дальние страны, но и будем путешествовать во времени – на много-много веков назад.

(02. Читаю стихи, на экране – презентация «Есть страны»).


Ведущая:

Есть страны, где люди от века не знают

Ни вьюг, ни сыпучих снегов.

Там только не тающим снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов.

Цветы там душистее, звезды крупнее,

Светлей и нарядней весна.

И ярче там перья у птиц, и теплее

Там дышит морская волна…

В такой-то стране ароматною ночью,

При шёпоте лавров и роз,

Свершилось великое чудо воочию:

Родился Младенец – Христос!      С. Надсон

Ведущая:

И так, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие. Вы готовы?

Все: Да!

Ведущая:

Тогда вперед!

(Дети встают и подходят к надписи  «Назарет». В одном углу сидит Мария, в другом – Иосиф. Первой представляю Марию).

Ведущая:
Вот мы с вами попали в маленький город, который называется, прочитайте, как…

Это – Мария. Она живет в городе Назарете. Она очень бедная девушка, и ей приходится много работать. (Мария в это время пришивает пуговицы). Давайте ей поможем. 

Ведущая:

А кто хочет помочь Марии, нужно пришить пуговицы.

(Мария  благодарит. В этот момент в комнате появляется ангел).

Ангел: 

Мария, меня к тебе послал сам Бог. Он увидел, что ты очень хорошая девушка, поэтому Он выбрал тебя, чтобы ты стала мамой Сына Божья – Иисуса Христа.         

Мария (сначала испугалась):
Хорошо, пусть будет по слову Божьему. 

Ведущая:

Вот мы с вами и стали свидетелями начала этого великого чуда – рождения нашего Господа. И я предлагаю продолжить наше с вами путешествие.

(Ведущая и дети идут в другую часть комнаты. Там находится Иосиф, он тоже что-то делает).

Ведущая: 

Это Иосиф, жених Марии. Он тоже очень бедный, поэтому вынужден много работать.

Ведущая:

А давайте и Иосифу поможем. Посмотрите, сколько здесь мусора!
Надо собрать мусор    
(Например, какие-то определенные предметы, разбросанные по комнате. Иосиф благодарит за помощь, появляется ангел).

Ангел:

Иосиф, не бойся. Твоя невеста Мария нашла благоволение в глазах Божьих, поэтому она станет мамой Спасителя. А ты помогай ей и этому Ребенку во всем.

Иосиф:
Хорошо, я сделаю все, как ты сказал.

(Мария подходит к Иосифу, они берутся за руки. В это момент в комнату заходит сказительница).


Сказительница:
Наш император Август издал указ, чтобы все люди пошли на свою родину и там участвовали в переписи населения, поэтому вам, Иосиф и Мария, придется идти в ваш город. 

Иосиф: 

А какой это город? Я забыл его название…

Сказительница:

Вот тебе карта, сам решай, куда вам идти.

Иосиф (берет карту): 
Я ничего в ней не понимаю. Помогите мне расшифровать карту.
(Собирают слово -  Вифлеем).

Ведущая:

Но на этом наша история не закончилась и мы с вами еще кое-что увидим.

(Дети садятся на стулья).

Сказительница:

По дорогам, словно стаи беспокойные,

Люди тянутся из дома в отчий дом.

По дороге в Вифлеем, если позволите,

Вместе с ними мы невидимо пройдём.

Иосиф:

Мария, потерпи ещё немного.

Смотри, ты видишь, там, вдали, горят огни?

А это значит, что конец дороге,

Что в Вифлеем мы, наконец, с тобой пришли.

Ты отдохнёшь и наберёшься сил, Мария,

У очага согреешься опять.

Ведущая:

Тем временем в городе Вифлееме происходили чудесные события. Туда пришли праведный Иосиф с Девой Марией.

Сказительница:

Но в Вифлееме, переполненном другими,

Им не смогли приют достойный дать,

Убогий хлев в пещере стал им домом…

Ведущая:

Святая торжественная ночь спустилась на землю, обещая принести с собой великую радость людям.  Именно в эту ночь у Девы Марии (достаю из корзины куклу, изображающую Марию, и ставлю ее к вертепу) должен был родиться Божественный Младенец. 

Но случилось так, что Мария и ее муж Иосиф (достаю из корзины куклу, изображающую Иосифа, и ставлю ее рядом с куклой Марией) были в пути, и великая ночь застала их в дороге... Переночевать они решили в небольшой пастушьей пещере на окраине города Вифлеема, (достаю из корзины куклу-Младенца). Здесь и случилось великое таинство — родился Божественный Младенец Иисус Христос (укладываю куклу - Младенца в ясли, которые находятся в вертепе). 

(03. Звучит аудиозапись «Христос Спаситель»).

Ведущий: (продолжает)
Ночь была тихая и ясная. А на небе среди обычных звезд сияла совсем новая, по-особому яркая звезда. (Загорается звезда на макете Вертепа). Никто в городе не знал о Рождении Христа, все спали. Только пастухи пасли свои стада в поле.

 
(Появляются дети-пастухи). 

Сказительница:

Посмотрите-ка,
Вот они, пастухи овечьи,
Меж собою ведут речи.
А вот звезда!
Пастухам она является,
Пастухи звезде удивляются.

1-й пастух:
Ой, глядите-ка! Звезда!

2-й пастух:
Где звезда?

3-й пастух:
Поглядите вон туда.

Вместе:
Вот это да!

1-й пастух:

И какая же большая,
Пребольшая, золотая,
Золотая да пресветлая!

2-й пастух:
То звезда непростая.

1-й пастух:
То звезда святая.

3-й пастух:
Поглядите-ка,

Кто там над нами!
1-й пастух:
Да ведь это, похоже, Ангелы Божьи!

2-й пастух:
Кажется, на землю спустились.

3-й пастух:
Глядите, Ангел идет по земле,
Как по небесам, - к нам!

(04. Звучит аудиозапись «Ангел прилетел»).

Ангел:
Я Божий Ангел, пастырей кликаю,
Возвестить им хочу радость великую:
Народился наш Спаситель, Господь,
Воплотился в человеческую плоть.
На земле и в небесах торжество,
Христа Бога Рождество!
И вы, пастыри, пойдите к Нему,

Поклонитесь Ему!

1-й пастух:
Мы пойдем сегодня,
В рождество Господне,
Мы пойдем к Нему, поклониться Ему.

2-й пастух:

Мы пойти-то пойдем
Хоть сейчас,
Только нет у нас
Для Младенца подарочка.

3-й пастух:
Нет ни шерсти клочка.

2-й пастух:
Ни зимой молочка.

1-й пастух:
Нет и сыру овечьего.

2-й пастух:
Подарить-то нечего!

Ангел:
Нет у вас ни молока,
Ни шерсти, ни сыра.
Зато есть у вас радость и вера!

Пастухи:
Мы пойдем к Нему,
Поклониться Ему
С нашей верой и радостью.

Ангел: 

Я же, Ангел, покажу вам дорогу
Ко Христу Богу…
Вот он, город  Вифлеем,
Что известен будет всем.
А вон там - вертеп-пещера.
Крепка ли ваша вера?

Пастухи:

Крепка! 

Ангел:
Ну, тогда в вертеп войдите,
На Младенца поглядите,
Чуду подивитесь,
Богу поклонитесь!

Пастухи:
Мы пойдем, пастухи,
Чуду подивиться,
Богу поклониться.

Ангел:
Я же, Ангел Божий,
Встану здесь на страже.

(Пастухи подходят к вертепу, кланяются и тихонько уходят). 

Сказительница:

А вот идут три волхва-царя,
Меж собою говоря.

1-й волхв:
Мы - мудрецы.

2-й волхв:
Мы пришли издалека.
С севера
И с востока.

3-й волхв:
 
Добрались до юга -
Встретили друг друга.

1-й волхв:
Нас вела звезда -
Привела сюда.
2-й волхв:
Оказал Господь нам честь -
Ниспослал нам весть.

3-й волхв:

Ныне должен народиться,
Должен появиться
Божий Сын, Царь царей!

Сказительница:

Он родится в Вифлееме?

Вместе:  Да.

Сказительница:

Будет царствовать над всеми?

Вместе:  Да.

Сказительница:

Вас к Нему ведет звезда?

Вместе: Да!

1-й волхв:
Мы идем к Нему
И несем Ему
Наши царские дары.
Я несу Богу в дар - смирну.

2-й волхв:
Я несу Богу в дар - ладан.
3-й волхв:
А я несу Богу дар - злато.

2-й волхв:

Мы идем поклониться рожденному Спасителю,

Но сейчас мы потерялись.


3-й волхв:

Весь путь мы шли за звездой,

И сейчас мы ее не видим.

Волхвы вместе:

Помогите найти нам звезду.

(Дети делают для волхвов звезды). 

Сказительница:
Что же вы стоите?

Вы теперь к Нему поспешите,
Дары поднесите.
Пойдите поклониться
Тому, Кто народился!

Вместе:

Мы пойдем, цари, поторопимся,
Христу Богу поклонимся.

Сказительница:

Волхвы к пещере подошли

И тут Младенца обрели.

Мудрецы чужой земли

Пред Ним, к земле склонясь, легли.

И смирну, золото и ладан

Ему в подарок принесли. (Кладут подарки).

(05. Звучит аудиозапись «Торжествуйте, веселитесь»).

И мудрецы пошли своей дорогой,

О чём пусть каждый в Библии прочтет,

А мы побудем здесь ещё немного,

Посмотрим, что ещё произойдёт.

Ведущая:

Много стихотворений про Христово Рождество сложено и сейчас мы их послушаем.

(Дети читают стихи).

Под свечами трепещут иголки,

Будто пылью светясь, золотой,

И увенчана славная ёлка

Голубой Вифлеемской звездой.

О, звезда Иисуса! Не гасни!

К нам иди за верстою верста:

Православное сердце, как ясли,

Ждёт рожденья Младенца Христа!

Веселиться за окнами вьюга,

И, подняв кружевные крыла,

Возвещают снежинки друг другу,

Что Мария Христа родила!

Богоматерь сидит над яслями
Средь российских ветров, меж дорог,

И мы знаем, что в ночь эту с нами

Свет звезды, Рождество – с нами Бог!

Много было в небе звёзд

Тёплой ночью ясной.

Тихо спал Иисус Христос

На соломе, в яслях.

Дева-мать, склонясь над Ним,

Нежно напевала.

Ночь мерцала золотым

Звёздным покрывалом.

Пели Ангелы Христу,

Славили рожденье,

В мир принёс Он красоту,

Веру во спасенье.      Т. Шорыгина

Небеса подарили Христу

Рождественскую звезду.

Земля с любовью и верой

Подарила Младенцу пещеру.

Ангелы славили пеньем,

Сохранив чистоту, красоту,

Целомудрие и смиренье,

Люди Мать подарили Христу!    Т. Шорыгина

Принесли Младенцу мудрецы

С дивными подарками ларцы.

Слиток золота в одном ларце лежал,

И сиял он ярче, чем заря.

Этот дар волшебный означал,

Что Христа встречают, как царя.

Ладан ароматный был в другом,

Этот дар всем возвещал о том,

Что Всевышний указал волхвам дорогу,

И они в Младенце видят Бога.

В третьем же ларце лежала смирна.

Было ведь предсказано от века,

Что господь придёт на землю с миром

В образе земного человека.      Т. Шорыгина

В вышине бездонной

Звёздочка горит,

Люд смиренный, скромный

Богом не забыт.

Первыми в пещеру

Пастухи пришли.

Искренняя вера –

Это соль земли.

Кротость и смиренье,

Жизнь совсем простая.

Бедным утешенье –

Эта ночь святая.      Т. Шорыгина

(Для закрепления  темы, в финале детям предлагаю стихи - загадки).

Ведущая:

Путники долго на перепись шли,

В городе места они не нашли:

Под Вифлеемом – голая степь,

Стал им приютом убогий…   (Вертеп)

Пещера, ясли, сена стог,

Родился в ней…   (Иисус Христос)

В темном небе сияла тогда,

Путь освещая, святая …   (Звезда)

Простые люди весть узнали.

В ночи, когда еще не пели петухи,

Они к яслям Младенца поспешили

И Бога прославляли …   (Пастухи)

За звездою, появляясь

Из дорожной синевы,

В Вифлеем путь долгий держат

На верблюдах трех …    (Волхвы)

Из далеких стран восточных

мудрецы пришли,

Смирну … и ладан –

Дар свой принесли.   (Золото)

Над Вифлеемом ангелы летали,

Их пенье сердцу доставляло сладость.

И «Слава в вышних Богу!» воспевали,

А людям возвещали они …     (Радость).

(06. На фоне музыки «Волшебный свет Рождества»,  ведущая  читает).

Давно погасла в зимней мгле

Восточная звезда,

Но не забыли на земле

Рождение Христа.

Как пастухи к Нему пришли

До утренней поры,

Как мудрецы преподнесли

Ему свои дары.

Как, проповедуя любовь

И правду Божества,

Он каждый год рождался вновь

На праздник Рождества.

Давно погасла в зимней мгле

Восточная звезда,

Но не забыто на земле

Рождение Христа.


Ведущая:

Не все еще поняли, что произошло почти 2000 лет назад. Не все еще знают, кто такой Иисус. Не все еще слезы высохли. Не все еще горести исчезли.

Не все войны закончились. Но есть хорошая новость. Родился Иисус. Родился Сын Бога. И он готов стать Спасителем каждого из вас.

(Мария и Иосиф благодарят и предлагают детям угощения).

Литература:

  1. Н.В. Демидова, И.В. Репина «Духовно-нравственное воспитание» (методическое пособие для проведения занятий кружка «Дорогою добра»), Киров 2013;
  2. Журнал – сборник «Читаем, учимся, играем»,№ 7/2001, № 10/2005,№ 1/2008;
  3. С.Э. Наперстникова, Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М. Меньшиков «Основы православной культуры» (методические рекомендации), Курск 2007;
  4. Журнал «Книжки, нотки и игрушки», № 11/2009;
  5. Д.В. Пушкина, В.В. Файер «Православные праздники», Москва 2011;
  6. Журнал «Дошкольное воспитание», № 12/2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....