Открытый урок "Благовест"
план-конспект урока

Жданова Ольга Аркадьевна

Цель:
Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Пробудить интерес к народным традициям и промыслам.

Задачи:
1. Приобщить воспитанников к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, формировать в душах детей те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту,  любовь, трудолюбие;
2. Воспитывать художественный вкус, творческую активность и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственного художественного образа;
3. Способствовать формированию умений и навыков воспитанников, при использовании различных видов техники в работе, в соответствии с народными традициями, совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализ своей работы;
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_blagovest.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

КОГ КУСО «Мурыгинский детский дом-интернат»
для умственно отсталых детей

Интегрированное занятие «Благовещение. Традиционная кукла как элемент воспитания».

                                                                            Воспитатель отделения ППП

                                                                            Жданова Ольга Аркадьевна

                                             Апрель 2013 год

Содержательная линия: Традиции. Праздники. Духовно-нравственные ценности.

Цель:
Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Пробудить интерес к народным традициям и промыслам.

Задачи:
1. Приобщить воспитанников к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, формировать в душах детей те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту,  любовь, трудолюбие;
2. Воспитывать художественный вкус, творческую активность и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственного художественного образа;
3. Способствовать формированию умений и навыков воспитанников, при использовании различных видов техники в работе, в соответствии с народными традициями, совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализ своей работы;

Средства деятельности: 
- мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран;
- аудиоряд: колокольный звон, классическая музыка;
- визуальный ряд: выставки рукотворных кукол;
- для детей костюмы русские сарафаны;
- материалы для продуктивной деятельности: лоскутки х\б ткани, нитки-пряжа, нитки х\б, ленточка, поясок, ножницы.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное слово, музыка.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: беседа, практическая работа.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Структура занятия: 
1. Организационно – подготовительная часть.
2. Теоретическая часть.
а) дать детям представление о встречи весны на Руси, повествующих о празднике Благовещение, традициях русского народа.
б) презентация народной тряпичной куклы.
3. Практическая часть.
а) технология изготовления куклы.
б) изготовление куклы.
4. Заключительная часть. Подведение итогов.

Содержание деятельности:

Хозяйка: 
-
Дай бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, желанные. Поприветствуем, дети наших гостей, да по старой доброй традиции в пояс им поклонимся!

Хозяйка:  
Гость хорош – хозяйка рада,
Так ведется испокон.
Старину нам вспомнить надо,
И обряды стариков.

Хозяйка:
-
А расскажем мы вам нынче про наше житьё - бытьё, как на Руси матушке весну встречали. Ну, так слушайте. Вот уж и  март пролетел, первый весенний месяц, а время не стоит.
- Скажите, ребята, какое сегодня число? А, как второй месяц весны называется?  
(
Ответы  детей).
- Вот уже и апрель подошёл, а с ним и великий праздник Благовещение, который приходится на время великого поста. Всё в православной жизни во время великого поста помогает “наступлению весны”.

- Ребята, а какого числа отмечают этот великий праздник Благовещение?

Дети: 7 апреля.

Хозяйка:
- Правильно. Совсем недавно мы и все  православные люди встречали праздник Благовещения!
А Даша может нам и в стихах об этом рассказать.

Даша:
А весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес
Благовещение с небес!

Хозяйка:
- Последние строчки стихотворения подводят нас к разговору об одном из самых главных праздников Православного календаря – Благовещение Пресвятой Богородицы.
Что же это за праздник - Благовещение? И, знаете ли вы, какие события послужили основой Благовещения?
- Сейчас, я хочу напомнить вам трогательную историю, которая и послужила основой праздника.


(В аудиозаписи звучит фоновая музыка «В церкви» Чайковский).

Хозяйка:
- Когда Мария, читала библию, вся её бедная комнатка озарилась каким-то необыкновенным светом, как будто к ней явилось само солнце. Мария взглянула и увидела Архангела Гавриила, который принес ей от Бога радостную весть. Он сказал: «Радуйся Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую милость, скоро ты станешь мамой и у тебя родиться сын, и ты назовёшь его Иисус».
- Послушаем Машу, она нам расскажет стихотворение о явлении Ангела к Марии.

Маша: 
Был день как день, совсем обычный:
Кипела суета кругом,
Но вот походкою неслышной,
Вошёл к Марии Ангел в дом.
Воскликнул: «Радуйся, Мария!
Господь Тебя благословил! —
И о рождении Мессии
Посланец Божий возвестил: —
Он Сыном Бога наречётся,
И будет царствовать вовек.
Тот, кто уверует,— спасётся.
Да будет счастлив человек!»

Хозяйка:
- Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и стало праздником Благовещения.

- Скажите, ребята, а что значит Благовещение?

Дети: «Благая весть», добрая, весенняя, солнечная.

Хозяйка:
- Всё правильно. К празднику Благовещенья Софья выучила стихотворение, и сейчас она его прочтет.

Соня:
С крыши льётся светлая капель,
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтоб принести благую весть!
Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.
Вешний воздух над землёй царил,
Зеленели тонко луговины,
Весть принёс архангел Гавриил,
О рождении спасителя и сына.

Хозяйка:
Да, весть о рождении ребёнка всегда на Руси считалась самой радостной, а уж весть о рождении спасителя мира особенно радостной. И люди, и птицы, и звери, и растения радуются этому дню. И даже само солнышко "играет" в этот день.

Лена: 
Благовещенье – весенний праздник,
Ветка вербочки украсит каждый дом.
И наполнит солнцем и весельем
Мир, в котором мы с тобой живём.
В этот день Господь цветок нам первый дарит,
Мать-и-мачеха зовут его везде,
Словно нам напомнить всем желает
Мать Мария о твоей судьбе.

Даша:
В этот день все любят и прощают.
В этот день, обид не помянут.
В этот день все душу очищают,
В храм Господний с покаянием идут.
Там всегда поймут тебя и примут,
Добрым словом в путь благословят.
Коль пришёл ты в храм, то борешься с гордыней,
Чтобы новый путь своей судьбы начать.

Марина:   
Чтоб простить всех тех, кто боль доставил.
Кто тебя по злобе изводил.
Кто своею завистью коварной,
В гнев и ненависть тебя вводил.
Всё пройдет, Господь тебе поможет
Счастье в этой жизни обрести,
Всё хорошее в своей душе умножить,
Свет добра всем людям донести.

Хозяйка:
- С утра в этот день по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный благовест.

(В аудиозаписи звучит звон колоколов).

Хозяйка. 
- А сейчас я узнаю, насколько вы, ребята, внимательно слушали и хорошо запомнили все, о чем сейчас услышали.

  1. Кто предстал перед Марией:
    Дух могучий, смелый, быстрый,
    Это Вестник Горных Сил,
    Сам Архангел                
    (Гавриил).
  2. Всевышний дал Марии дар бесценный,
    Что на земле никто не в силах дать,
    Меж женами она благословенна,
    И обрела у Бога              
    (Благодать).
  3. Что за весть была такая:
    Не простая, а благая,
    То от Бога, неспроста,
    Деве, что родит                
    (Христа).


Хозяйка. 
- По народному поверью, Благовещение один из самых больших праздников, в этот день разрешается не работать. А кто из вас об этом слышал?

Ребенок. Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетет.

Хозяйка. 
- Да, на Благовещение никакого дела не начинай. По народным приметам на Благовещение весна зиму поборола. По этому дню определяют, каким будет лето. Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению природы. В канун Благовещения жгли обрядовые костры, те костры принимали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах этих сжигали все старые вещи, через них прыгали, веря в очистительную силу огня. Кто через него прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год!
- Ребята, а, давайте, и мы последуем этому обряду. Пусть избавит нас от ссор и обид, всяческих – яркий костер. Кто через него прыгнет, тот враз очистится. А, ну-ка, кто желает, выходите, удаль русскую покажите!

(Проводится игра «Прыжок через костер»).

Хозяйка.
 
- Наши прабабушки и прадедушки очень любили старинные обычаи – на праздник Благовещения выпускать на волю птичку, в память той радости, которую принесла всему миру весть о рождении Спасителя. Они специально ездили на птичий базар, где в клетках у торговцев сидело множество простых серых птичек. И, в день праздника, с радостью отпускали птицу на свободу.
- Это событие описано во многих стихотворениях, одно из них вы сейчас услышите, и расскажет нам его Света.

Света:
Птицы, маленькие птицы!
Грустно жить вам в тесной клетке,
Словно узникам в темнице.

В это утро золотое
Радость льётся с небосвода,
Дверцу клетки я открою -
Отпущу вас на свободу!

Улетайте в лес и в поле,
Вейтесь в синем поднебесье,
Прославляйте Божью волю
Радостною звонкой песней.

Оля: 
- Надо полагать, после такого веселого обряда весна наступала незамедлительно.

Соня: 
- Конечно. Представьте себе, сколько птиц взмывало в небо! И снегири, и воробьи, и синицы, и щеглы…

Лена:
- Хорошо бы и нам отдать дань красивому русскому обычаю.

Хозяйка:
- Хорошо! Только птиц выпускать мы будем на свой манер, для начала разгадаем загадки.  

(Загадки о птицах).

Хозяйка:
- Сейчас и мы будем птиц на волю отпускать, чтоб летели они ввысь поднебесную и рассказали всем о доброте своих освободителей. Чтобы долетели они к Весне – Красне, да, чтобы разбудила она землю нашу от зимнего сна.

(Под музыку дети сажают птичек на ветку дерева, как бы выпуская их на волю).

(Под музыку «Небылицы - жалейка» -  презентация народной куклы).

Хозяйка:
Солнце яркое встаёт,
Спешите к нам, честной народ,
Здесь обереги симпатичные,
Куколки отличные!

Дети:
Куклы наши национальностей разных,
В народных костюмах разнообразных.
Татарка, украинка и казашка,
Вы посмотрите какие, милашки!

А эти куклы с губернии Вятской,
Пришли к нам целой семьёй крестьянской.
Вот мать с дитём, как она Величава,
Отец заботливый и в семье самый главный.

Оберег для малышей -
Куколка «Куватка».
От злого глаза ворожей,
Повесьте у кроватки!

Кукла Пеленашка,
Тоже оберег.
Положи её в кроватку,
Для тепла и отведения бед!

А «Рванку» кормилицу,
В колыбельку клали.
Чтобы дети были сыты,
Молока хватало.

Вот кукла  здравница «Кубышка»,
Чтобы  сон пришёл к малышкам.
И спали целую бы ночь,
Ещё болезни гонит прочь.

«Ведучка» куколка одна,
Как путеводная звезда.
По жизни правильно ведёт,
И детушкам ума даёт.

А куколка «Десятиручка» совсем не белоручка,
Маме в доме помогает, всю работу выполняет.
И готовит, и стирает, и детишек пеленает.

Эти куколки когда-то,
Приносили в дом достаток,
«Богач» и «Зерновушка»
Хлеба полная избушка.

Но, а если в доме был «Солнечный конь»,
Там водилось счастье, в очаге огонь!
Символ силы и добра,
Света, радости, тепла.

Кукла «Мурашинская»,
Она нам очень близкая.
Все на праздник большой,
Идут дружно семьёй.

Хозяйка:
Ой, вы, куколки-игрушки,
Сувенирчики мои!
Мы их делали, старались,
Что б вы довольными остались!

Праздник наш душе отрада,
И стесняться здесь не надо!
К нам поближе вы садитесь,
Старинному ремеслу учитесь!

Хозяйка: 
Заглянули в старину мы,
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны,
Наши песни до конца.

- В старину много было обычаев и о следующем из них, нам расскажет Марина.

Марина:
Свернута из тряпки
Кукла у Наташи.
Маленькая, ладная
Не отыщешь краше.
Руки – словно лапки,
Яркий сарафан,
На голове – платочек,
На фартушке – карман.
Как Наташа любит
Маленькую дочку,
Нежит и голубит,
И целует в щечку.

Хозяйка: 
- Как называется кукла, с которой, как с дочкой играет Наташа?

Дети: Тряпичная кукла.

Хозяйка: 
- А, вы любите играть в куклы?
- Знаете ли вы, как появились куклы?
- Давайте, мы с вами снова отправимся в прошлое. Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила. И люди верили, что если задобрить солнце, ветер, мороз, грозу, дождь, то погода будет благоприятной.
- Как можно задобрить природу?

(Устроить праздник, спеть песню, сделать подарок).

- Да, вы правы. Люди готовы были отдать природе в дар самое дорогое. А, что для человека самое дорогое?

(Мама, дети, семья, жизнь).

 - И тогда люди стали делать кукол, которые были похожи на человека.

(Демонстрация куклы, сделанной из ткани).

- Сегодня, мы с вами продолжим изучение народной традиции – изготовление куклы. Куклы бывают разные. У каждой куклы свое название, предназначение. Большинство кукол на Руси были оберегами. Оберег спасает человека от различных опасностей. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Показ слайдов из презентации «Русская традиционная кукла»).

Хозяйка: 
- Посмотрите, пожалуйста, на эту куклу, куклу – Веснянку. Таких кукол делали с приходом первых весенних дней. Делали веселыми, разноцветными, яркими, как отражение солнечных лучей. Дарили с пожеланием скорейшего наступления Весны, счастья, радости и здоровья.

Сколько радости и красок,
Скоро к нам весна придёт.
Куколка «Веснянка»,
Её к нам приведёт.

- Эта удивительная кукла в изготовлении очень проста. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии. Главное – приступая к работе, думать только о хорошем. Каждый из вас в изготовление своей куклы вложит всю душу! У каждого из вас она получится своя, особенная.

- Куклу мы будем делать поэтапно: я буду объяснять и показывать каждый этап отдельно, вы будете внимательно слушать и смотреть, а потом выполнять увиденное самостоятельно. Удачи!
1. По размеру куклу делали с ладонь. Основа куколки - туловище и голова.  Основу делаем из белой ткани, складываем ткань по длинной стороне, к середине, скручивая в трубочку, шириной ~ 3 см. Шарик, синтепона,  для головы, вкладываем ближе к центру, прячем, перегибаем пополам и перевязываем по месту шеи красными нитками. Нитку не обрезаем, а оставляем для дальнейшей работы.
2. Делаем руки. Берем маленький квадрат цветной ткани, складываем его пополам, а затем скручиваем в скатку – трубочку. Концы нашей трубочки обвязываем красной ниткой, обозначая у куклы кисти рук. Нитки обрезаем.
3. Соединяем тельце и руки. Вставляем руки поглубже к голове.  Делаем «обережный» крест, отделяя «голову» от туловища, образуем талию, обмотав несколько раз.
4. Приступаем к волосам. Приготовленные моточки пряжи продеваем под сгибом головы, и расправим так, чтобы концы были одинаковые. Заплетаем косу, закрепляем белыми ниткам и завязываем бантик ленточкой, подравниваем волосы.
5. Одеваем куколку. Берем цветной квадрат и складываем косынкой, делаем один разрез посередине 1,5см для головы и ещё 2 разреза справа и слева, для рук 1см. Надеваем кукле сарафан, в центральный разрез вденем голову, в боковые прорези вставим ручки. Драпируем сарафан по фигуре, перевязываем по талии белыми нитками. Далее привяжем фартук, этой же ниткой, обрезаем её и подпоясываем  красивым пояском.

(По ходу выполнения практической работы, помогать тем, у кого возникли вопросы).

- Вот и готовы наши куклы. Какие замечательные они  у нас получились. Давайте посмотрим на них и покажем остальным. Всем спасибо! Мне было приятно с вами заниматься!

-  Маша нам, сейчас, расскажет стихотворение "Рождение куклы".        

Тряпье, да иголка, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Влагает в нее непонятною властью,
Частицу души своей кукольный мастер.
Наверное, так же ночными часами,
Трудился, когда-то, Создатель над нами.
Рождение куклы из разного хлама
Подобно явлению миру Адама.
Бывает довольно кусочка рогожки,
Чтоб вылепит тело, и ручки, и ножки.
Вот труд завершен, старых ножниц щелчок -
И мир изучает пытливый зрачок.
Живет человечек! И сквозь бесконечность,
Глядит на него седовласая Вечность.

Хозяйка:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставания,
До свидания! До свидания!

Литература:

  1. Т.А. Шарыгина «Православные праздники для детей», 2008;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....