Дистанционное задание «Мой родной край»
материал
Дистанционное задание «Мой родной край»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetosochetanie_v_ornamente.pdf | 1.17 МБ |
ornamentalnoe_iskusstvo_narodov_yugry.pdf | 1.11 МБ |
traditsionnye_prazdniki_narodov_yugry.pptx | 801.56 КБ |
traditsii_narodov_hanty_i_mansi.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обрядовая деятельность - важнейший компонент духовной культуры любого народа. Особое место среди обрядов, занимают ежегодные традиционные праздники, которые приурочены календарным датам. В календаре обских угров , год состоит из четырех сезонов: лета (лун), осени ( сус ), зимы (таль) и весны ( тови ). Однако календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название. Например, ноябрь носит название Месяца застывания Оби, а февраль называется Месяцем ленивого орла. Это название основывается на поговорке «Ленивый орел - один день летает, другой день - нет», что значит то тепло, то холодно, один день длинный - другой короткий. Праздники народов Севера – это простые торжества, посвященные каким-то событиям, как-то: день оленевода, или поклонению богам: хозяину тайги. Суровый образ жизни, строгие правила, крепкие запреты — все это не располагало ханты и манси к бурному веселью. Северные народы вели оседлый образ жизни, занимались охотой, рыболовством, разводили оленей, некоторые передвигались с летнего пастбища на зимнее, и наоборот. Образ жизни в суровых северных районах отразился в праздниках и обрядах коренного населения. Обрядовая деятельность
Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день . Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни. Вороний день
Праздник Водяного царя - Виткуля В календаре ханты и манси май - месяц нереста рыбы, месяц икры. После вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя - Виткуля , почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове. Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.
Праздник обласа С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом . Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Важным моментом дня Праздника Обласа являются гонки на обласах , управлять которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку.
Проводы лебедя Мало кто знает, что кроме известного Вороньего дня существует у ханты и манси еще один праздник, посвященный птице - Проводы Лебедя . В день праздника подъезжают к священному месту и мужчины-охотники три раза палят из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают по монетке в костер и нашептывают песни птице.
Медвежий праздник В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища, которые длятся 4-5 дней. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивается всеобщим праздником и весельем - приездом желанного «гостя» в дом охотника. Медведя вносят в дом и обряжают - глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение - хлеб, рыба, ягоды, вино. Съезжаются все родственники и соседи. На медвежьих игрищах исполняется до 300 номеров: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.
День оленевода В феврале-марте проводится - День оленевода . Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище праздника, разнообразные гонки на оленях - рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность. Для оленеводов, это прежде всего, встреча, общение с родственниками, друзьями, возможность поделиться своими мыслями, проблемами, эмоциями.
Праздник Трясогузки « Вурщих Хатл » Праздник Трясогузки или Вурщих Хатл – это весенний праздник народа манси. Для северных народов небольшие и быстрые птички трясогузки являются вестниками Красной весны и Большого света. Когда прилетают первые трясогузки, начинается праздник. В качестве торжественного мероприятия на площади селения устраивается своеобразный пир. На большом длинном столе расставляются угощения, среди которых в обязательно присутствуют фигурки трясогузок из теста и каша саламат с кедровыми орешками. На праздник собираются все жители селения. Когда все собрались, самая старшая женщина произносит обрядовую фразу. После этих слов девочки исполняют танец Трясогузки, имитируя характерные для этой птички движения.
Задание
Тест Обучающийся: Инструкция для обучающихся Ребята! Вам предлагается выполнить 10 заданий. К каждому заданию дано 3 варианта ответов. Нужно выбрать правильный ответ и выделить жирным шрифтом. В каждом задании один правильный ответ. Желаю вам успеха в работе! Вопрос №1 Как звучит название близкородственных народов Западной Сибири, издревле живущих на Югорской Земле? Ответ 1. венгры и ханты Ответ 2. ханты и манси Ответ 3. ненцы и селькупы Вопрос №2 Как называется универсальное жилище северных народов, которое представляет собой переносную конусообразную палатку? Ответ 1. лабаз Ответ 2. изба Ответ 3. чум Вопрос №3 Нарты – это? Ответ 1. приспособление для сна в виде настила из досок Ответ 2. длинный шест для управления оленями Ответ 3. узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой человека. Вопрос №4 Кто помогал ханты и манси проводить праздники и жертвоприношение, связываться с духами и просить их о помощи, кого считали лекарем? Неотъемлемым атрибутом для него был бубен с колотушкой. Ответ 1. жрец Ответ 2. волхв Ответ 3. шаман Вопрос №5 Подумайте, как называется такой орнамент? Ответ 1. «след соболя» Ответ 2. «заячьи ушки» Ответ 3. «щучьи зубы» Вопрос №6 Какой праздник связан с почитанием священного животного и младшего «братца» человека? Ответ 1. День оленевода Ответ 2. Медвежий праздник Ответ 3. Праздник « Вурщих Хатл » Вопрос №7 Как называют первый весенний праздник народы ханты и манси? Ответ 1. Вороний день Ответ 2. Воробьиный день Ответ 3 Ласточкин день Вопрос №8 Как в мансийской мифологии называют "водяного царя"? Ответ 1. Аут-отыр Ответ 2. Ахвтас-ойка Ответ 3. Виткуль Вопрос №9 Что такое Пимы? Ответ 1. сумки Ответ 2. головной убор Ответ 3. сапоги Вопрос №10 Одновременно с гонками на празднике Оленевода какие проходят соревнования по традиционным северным видам спорта? Ответ 1. Лыжная гонка со стрельбой Ответ 2. Бег на охотничьих лыжах Ответ 3. Горные лыжи
Теоретическая работа: Изучить материал об обычаях и праздниках народов ханты и манси. Практическая работа: Самостоятельная работа Выполните творческую работу: рисунок.
Литература Сайт smore : Обрядовые праздники народов Югры
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Югра - уникальная территория коренных малочисленных народов Севера ( ханты, манси), для которых Югра является исконным местом проживания. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является уникальным местом, здесь расположены памятники древней истории, городища, могильники, целые археологические комплексы, а также необозримые таёжные просторы . На Югорской земле обязательно нужно побывать, чтобы испытать радость встречи с этими чудесными местами. Они помогут познакомиться с древней культурой ханты и манси при непосредственном общении с ее носителями в национальных посёлках и стойбищах, пожить в чуме, прокатиться на оленьей упряжке, узнать секреты национальной кухни, поверить в мифы, сказки, чудеса. Ведь не зря уникальная природа, самобытная культура и быт коренных народов издавна влекли сюда путешественников и исследователей.
Музей под открытым небом « Торум Маа »
История музея Этнографический музей под открытым небом « Торум Маа » основан в 1987 году, основоположниками считаются представители национальной интеллигенции из числа ханты и манси, которым необходимо было представить культуру обских угров в окружной столице на одном из семи священных холмов, недалеко от слияния могучих рек Оби и Иртыша . Основатели : хранители истории родного края, представители национальностей ханты и манси – знаменитые угорские писатели и поэты Е. Айпин и Ю. Шесталов . 9 сентября 1987 года началось строительство музея. 30 октября 1987 года состоялось открытие музея. Место нахождения: город Ханты-Мансийск. Музей под открытым небом - чудо, с разнообразными постройками ханты и манси. На данный момент фонды музея насчитывают более 5000 единиц. Интересный музей под открытым небом знакомит с жизнью и бытом коренных народов, причем предметы обихода, украшения и другие экспонаты – самые что ни на есть настоящие! По жилым, хозяйственным и культовым строениям, которые расположены в музее мы может получить представление о жизни обско - угорских народов(ханты, манси) с суровым климатом и дикой природой.
Название « Торум Маа » с мансийского языка переводится как «Священная земля». Музей « Торум Маа » представляет достоверную реконструкцию быта обских угров : • «Летнее стойбище ханты реки Аган » (летний дом, хозяйственный и охотничьи лабазы, навес-коптильня, хлебная печь, кострище); • «Зимнее поселение северных манси» (зимний дом, хозяйственный и охотничий лабазы, хозяйственные постройки для содержания скота); • действующее «Святилище обских угров »; • охотничья тропа, которая представляет собой ловушки давящего типа на крупного и мелкого зверя, боровую дичь, ветровые заслоны. Атмосферу пребывания на настоящем стойбище создают подлинные предметы материальной и духовной культуры народов ханты и манси. Сегодня фонд музея составляет более трёх тысяч единиц хранения. Музей координирует научную и экспедиционную работу в области этнографии коренных малочисленных народов автономного округа, организует передвижные и стационарные выставки, ведет просветительскую деятельность, направленную на консолидацию коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры , возрождение народных праздников и традиций. Ежегодно музей предлагает вниманию посетителей традиционные праздники и обряды обских угров : семинары, мастер-классы, детские занятия, лекции, экскурсии для различных категорий посетителей.
Уникальность музея М ожно получить представление о том, как жили и живут коренные народы Севера, тем более работники музея почти все из числа коренного населения Югры ; Г лубокое изучение культуры ханты и манси, их традиций и истории; П ропаганда народных технологий: работа с берестой, корнем кедра, плетение циновок, традиционная кухня; Е сть возможность у каждого посетителя стать участником национальных праздников («Вороний глаз», медвежьи игры, состязания умельцев и силачей, свадебные обряды). П ервое впечатление заглядывающих сюда путников – «Все по-настоящему»!
Традиционные игрушки народов Югры
В традиционной семье обских угров к игрушкам относились очень серьезно. С самых ранних лет ханты приучали детей самостоятельно делать игрушки. Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться сделанной вещью. В изготовлении их используется природный материал. Это глина, береста, дерево, кожа, мех. Игрушками детей могли быть косточки рыб, птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья. Шкуры, хвосты, уши, клювы. Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства. Для маленьких детей делали погремушки из бересты, птичьих пузырей боровой дичи. Погремушки подвязывали к люльке ребёнка. Считалось, что колокольчики, бубенчики и погремушки отпугивают злых духов. Кроме этого, по звону колокольчика или погремушки родители определяли, где находится ребёнок, чем занимается. Игрушки мальчиков можно условно разделить на три группы. К первой можно отнести игрушки мальчика-охотника: лук и стрелы, капканы, ловушки . Игрушками мальчика-оленевода были тынзян (веревка, плетенная из оленьей кожи), черёмуховые кольца, нарты. Игрушки мальчика-рыболова – это мордушка , сеть, лодка-обласок , весло. Такое разделение игрушек давало возможность детям с раннего детства узнать, каким промыслом занимаются отец и старшие братья. Головоломка Детская игрушка для мальчика
Основной игрушкой для девочек народа ханты и манси была кукла – акань . Традиционная национальная кукла обских угров – Акань была безликая, то есть без лица. Черты лица у кукол не изображались. Считалось, что они могут оживить куклу и сделать её для человека опасной. Игрушкой считалась только безликая кукла, которая не могла навредить ребёнку. Кукла традиционная хантыйская из ткани. Национальное наименование: Акань . Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань .
Национальные игры народов ханты и манси
Народные игры народа ханты были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства). Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Игры северных детей связаны с окружающей природой, обычаями, традициями и обрядами. Они учатся необходимым для жизни умениям и навыкам. Традиционные спортивные игры детей и взрослых не только развивают ум, но и закаляют физически, укрепляют здоровье .
Национальные спортивные состязания Из национальных видов соревнований наиболее распространены гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Традиционные спортивные игры сохраняются и в настоящее время. Устраиваются состязания в масштабах районов и округов.
Гонки на оленях Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги , разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску .
Метание аркана на снег и метание аркана на дальность Играют зимой на стойбище. Каждый имеет аркан. В игре принимают участие мальчики в возрасте 9-13 лет, взрослые мужчины и даже старики. Все участники встают в линию и по очереди с небольшим интервалом кидают аркан ( тынзей ), чтобы он, пролетев по воздуху, приземлился на снег. Петля должна лечь на снег в форме круга, а остальная часть аркана – в виде точной прямой линии. Побеждает тот, кому удастся лучше всех.
Прыжки через нарты Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Перетягивание палки Палку перетягивают сидя, упершись, друг в друга ступнями ног (или доску, или бревно). Для палки часто используют кусочек хорея. Побеждает тот, кому удается перетянуть соперника. Лучше всего, если один из участников перебрасывает другого через себя.
Задание Теоретическая работа: Изучить материал традициях народов ханты и манси. Практическая работа: 1.Зарисовка предметов, находившихся в музее под открытым небом « ТорумМаа »; 2.Изготовление куклы – закрутки « Акань »; 3. Разучить национальные виды эстафет и игр, устраиваемых на праздниках народов ханты и манси.
Литература Сайт torummaa.ru Сайт etnic.ru
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
ВПР 6 класс Задание 10. Родной край
ВПР 6 класс Задание 10. Родной край...
Методическая разработка занятия " Создание декоративной композиции пейзажа родного края"для дистанционного обучения.
Методическая разработка для индивидуальной работы над декоративной композицией пейзажа....
Методическая разработка занятия "Создание декоративной композиции пейзажа родного края. Завершение работы в материале "для индивидуального дистанционного обучения.
Разработка предполагает педагогическое руководство к действиям ребенка по завершению работы над декоративным пейзажем....
Задание для дистанционного обучения обучающихся с 25.01.2022 по 07.02.2022_Объединение "Мой родной край"
Задание для дистанционного обучения обучающихся с 25.01.2022 по 07.02.2022...