Моя педагогическая философия
статья
У каждого педагога свой взгляд на профессию. А это моя педагогическая философия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая философия
учителя истории и обществознания НРМОБУ «Салымская СОШ №1» Нефтеюганского района Тюменской области ХМАО - Югра
Михайловой Татьяны Сергеевны
февраль 2011 г.
«Учитель воспитывает своей личностью,
своим знанием,
своим отношением к миру»
Д.С.Лихачев
Вновь и вновь я возвращаюсь к далёкой из детства картине, которую отчетливо сохраняет моя память. Мне лет 5или 6. Зимний день, снег валит огромными хлопьями. Нам с папой очень весело: играем в снежки, лепим снеговика, и вдруг он, подбросив меня, говорит: «А Танюшка у нас будет учительницей!» Эти пророческие слова определили мою дальнейшую судьбу: вот уже более 20 лет я не работаю в школе, а живу школой и постоянно задаю себе вопрос: «Почему так легко и просто определилась моя профессия»?
Я благодарна судьбе, что нашла свое призвание, утвердилась в нем – это огромное счастье. Сколько было звонков и уроков в моей жизни, трудно сосчитать. Я даю уроки ученикам, а они преподносят уроки мне. Так и родилась моя педагогическая философия, собственные соображения и выводы по поводу воспитания и обучения детей в реальной жизни и реальных условиях. Результатом стала своеобразная формула «6 С»:
Итак, С1 - Сопровождение.
Не давать готовых истин, а разбудить мысль ученика и сопровождать его в поиске истины. Ведь эффективным образование может быть лишь при максимальной активности учащихся, когда они могут выразить свои мысли, вступить в дискуссию, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач. Не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться в огромном потоке информации, самостоятельно её добывать.
С2 - Самореализация.
Результатом станет активная личность, стремящаяся к самореализации. Соглашусь со словами Н. Г. Чернышевского «Если наши дети, хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями». Не нужно навязывать ученику верное решение, надо дать возможность пробовать, искать, ошибаться. Ребёнок больше радуется тому и лучше усваивает то, что открывает сам.
С3 - Самосовершенствование.
Развиваться и учиться чему-то новому вместе с детьми. Мастерство учителя не случайная удача, а каждодневный, кропотливый поиск и труд, порой с падениями, минутами отчаяния. Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно расти. Учитель, который остановился в своём росте, становится скучным и неинтересным ученику. Только высоко образованный учитель может повести ученика за собой, только увлеченный учитель может заинтересовать своим делом.
С4 - Саморазвитие.
Задача учителя - создать условия для саморазвития ребёнка. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель должен помочь раскрыться каждому ребёнку. Моё глубокое убеждение: «Нет неспособных учеников, есть слепые и глухие взрослые, которые не дают шанса ребёнку раскрыть свои способности». Необходимо увидеть, разглядеть и помочь воспитаннику найти своё «Я». Руководствуюсь правилом: «Ребёнок – неоткрытая звезда. Открой её. Сделай так, чтобы она ярче сияла». Неуверенные в себе дети есть практически в каждом классе. Помоги обрести веру в себя, в свои силы, возможности. Не забывай, что у каждого должен быть свой, пусть и маленький успех. Помоги достичь такого успеха. А будет успех – появится и вера в свои силы. Успех ученика – это и успех учителя. В фильме «Хозяйка детского дома» героиня Натальи Гундаревой, проработав много лет с детьми, сказала, что когда входит новый ребёнок, то весь опыт можно выбросить в «мусорную корзину». Я задумалась: «А почему»? И ответила: «Не бывает похожих детей – у каждого свой мир, свой характер, свои взгляды, мысли, чувства, радости, тревоги, интересы. Любой ребенок неповторим, и необходимо найти подход к каждому, ибо - это целая Вселенная. которую познаешь заново.
Духовно-нравственное саморазвитие педагога способствует совместному движению к моральным ценностям. Учитель богат не только силой своих знаний, силой своих убеждений, но и силой своей любви к детям, силой своего доверия, силой своего прощения. Есть такое выражение: «Поговорил, что родниковой воды испил». Да, при разговоре с добрым человеком становится радостно на душе, легко, спокойно. Рядом с детьми не должно быть учителя, от разговора с которым ученику не становится легче, спокойнее, увереннее.
С5 - Сотворчество.
Только в процессе сотворчества педагога и воспитанника можно получить нужный современному обществу образовательный результат. За годы моей работы в школе изменилась и страна, и школа: альтернативные образовательные системы и учебники, альтернативные технологии и методики обучения. Изменились и дети: новое поколение с новой системой ценностей, личной философией, планетарным мышлением – все это требует постоянного поиска наиболее эффективных средств, приемов обучения и воспитания. Творчество - немаловажная деталь нашей работы: необходимо быть самому творцом и учить детей неординарному подходу в решении любого вопроса. Такие люди быстрее адаптируются в обществе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Значит, моя задача – не убить, а освободить, раскрыть творческую, мыслящую личность.
С6 - Сотрудничество.
Существенно изменилась и роль педагога. Современный учитель должен быть готов работать с некоторым опережением времени, чтобы духовно вести за собой молодое поколение. Важно быть для ребёнка соратником и помощником, союзником и единомышленником, товарищем и другом. Сотрудничество – естественная и необходимая форма взаимодействия в процессе познания. Не менее важно быть не выше ребёнка, а рядом с ним, уважать личность в своих учениках, тогда и сам учитель станет любим и уважаем.
Формула «6 С» - мой профессиональный Кодекс.
Его верность подтверждает В.А. Сухомлинский: «Хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком».
И я как педагог стремлюсь сохранить в себе душу ребенка и сделать все, чтобы мои воспитанники стали достойными Будущего страны. Хочу видеть в моих учениках настоящих патриотов своей Родины. А будет ли таким чистым «Завтра» России, во многом зависит от меня – Учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...