Презентация к уроку ОДНКНР в 8 классе по теме "Северо-Западный федеральный округ. Верования и традиции."
презентация к уроку (8 класс)
Данная презентация содержит материалы по культурному и духовно-нравственному наследию народов СЗФО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severo-zapadnyy_federalnyy_okrug.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Э тнические группы: К арелы , финны , вепсы , эльменцы
Семейные обряды и верования карелов С принятием христианства у карелов не произошло полного отказа от языческих верований предков и бытовых суеверий. Вплоть до начала XX века традиционная обрядность сочетала в себе и обращение к Богу в форме молитв и применение языческих заклинаний, оберегов, причем к последним относились с большей верой в их полезность и необходимость.
В XX веке карельские семьи были большими, под одной крышей жили три-четыре поколения. Численность семьи доходила до 25, а то и до 40 человек. Как правило, главой большой семьи был мужчина: дед, отец, старший брат - который ведал всем хозяйством. Но особыми привилегиями он не пользовался, вес важные дела решал совместно со старшими мужчинами, работал наравне со всеми.
С постройкой дома связано множество обрядов. Например, лес на строительство дома мастера специально выбирала. Существовало мною запретов на деревья, которые нельзя было трогать. Хорошие плотники знали множество секретов. Например, не рубили деревья, выросшие на месте старой церкви или часовни. Считались негодными для строительства сухие деревья, так как жильцы вновь построенного дома будут страдать от «сухоты» (болеть, худеть, умирать).
Под первый венец «красного угла» (угол, где висела икона) закладывали на счастье косточки петуха, глухаря, принесенного в жертву перед началом строительства. Были и бескровные жертвы: деньги - для богатства, шерсть - для тепла, кусок ладана - для святости. Обычно дома перестраивали, венцы перебирали не один раз, и каждый хозяин подкладывал под угол монеты, соответствующие своему времени.
Издревле основными занятиями карелов были охота, рыболовство, животноводство и земледелие, также различные домашние ремесла. И каждое из этих занятий сопровождалось различными приметами и запретами Например, строго соблюдался обычай первою выгона скота в стадо в день Егория - покровителя скота (23 апреля по старому стилю). По этому древнему обычаю хозяйка дома, а часто - дети с колоколом (Боталом) на шее трижды обходили дом, и затем надевали колокол на шею коровы, что должно было уберечь корову от всего дурного. Рано утром в день выгона хозяйка в шерстяных рукавицах выводила скот так, чтобы животные переступали через специально положенную под порог кочергу, давала им по кусочку пресной лепешки, и произносила специальный заговор.
У рыбаков тоже был свой покровитель - святой Петр. Его всегда «приглашали» на свежую уху. Щучью челюсть сохраняли и использовали в качестве оберега. А у святого Пeтpa просили: «Петр святой, кормилец рыбы, Рыбий бог краев карельских, Подплывай с уловом славным, Пригони плечами рыбу Лишь к моим сетям хорошим, Лишь к моим снастям рыбацким. Миновав соседей сети, Обойдя соседей снасти, Скройся черным духом в море. Поднимись виденьем белым».
Охотники задабривали лесовика, которого боялись. Но не только страх перед лесовикам не позволял настоящему охотнику в неурочное время охотиться или убивать самку с малышами. Настоящий охотник заботится не только о сегодняшней добыче, но и о будущей.
Свадебный ритуал Карельский свадебный ритуал насыщен религиозно-магическими обрядами, среди которых преобладают предохранительные, сберегательные действия. И это не случайно - тяжелые условия жизни крестьянства в прошлом способствовали разнообразным заболеваниям и высокой смертности, поэтому считаюсь, что человеку постоянно грозит опасность вредоносного воздействия злых духов и со стороны недоброжелателей, и будто бы эта опасность особенно велика во время заключения брака. Поэтому чтобы обезопасить жениха и невесту, всех участников свадьбы от «порчи» применялось много индивидуальных оберегов и общих магических обрядов.
Обряд «оберегания» совершался во время свадебного ритуала трижды. Первый раз - при отправлении на сватовство, второй перед отправлением за невестой и третий - перед отъездом свадебного поезда от дома невесты. Самым ответственным считался последний ритуал. Он заключался в том, что сват - знахарь трижды обходил вокруг жениха и невесты или даже вокруг всего свадебного поезда. При этом он чертил каким-нибудь «железом» (топором или косой) по земле, делал железом и горящими лучинами крестообразные движения в воздухе и приговаривал соответствующие заговоры и заклинания. Причем огонь для этого полагалось добывать высеканием или трением.
Одним из непременных атрибутов знахаря на свадьбе считался ольховый посох, который позже утратил свое магическое значение и сохранился как символ знахаря. Очень много было индивидуальных оберегов от «порчи», которые полагалось иметь при себе не только молодым, но и всем свадебникам : иголки с обломанными ушками, острые металлические предметы, кости и зубы медведя, различные камешки. Кстати, иголки - безушки до сих пор вкалываются иногда в одежду участников свадьбы. Но были и специальные обереги для жениха и невесты, которые вручал сам колдун и сам же потом снимал. К таким оберегам относились, например, специальные пояса с ладанками, медвежьими и щучьими зубами. Подобные обереги новобрачные должны были носить при себе от 3 до 9 дней
Много обрядовых действий должны были способствовать тому, чтобы новая семья не знала нужды и голода. При встрече молодых мать жениха выходила в вывернутой наизнанку шубе на крыльцо дома и осыпала их зерном ячменя. При этом приговаривала: «Не жито сею, счастье сею». Вы, наверное, слышали, что и до сих пор на свадьбах молодых осыпают зерном, хотя многие и не знают даже, что в прошлом считалось, что этот обряд способствует плодородию, благополучию, всеобщему счастью и богатству новобрачных.
Погребальный обряд Хоронить следовало непременно в первой половине дня, так как захороненный после полудня будет находиться в вечной тьме. При выносе гроба из дома принимались меры как коллективного, так и индивидуального оберегания. Чтобы покойник не мог вернуться в дом и забрать с собой родственников, сразу же на место гроба клали какой-нибудь железный предмет (кочерга, ухват). Этот предмет преграждал дорогу в дом. Чтобы изгнать из дома калму , помещение, где находился покойник мыли с помощью воды и веника. Окуривали можжевеловым дымом.
Выносили покойника ногами вперед, чтобы не нашел дорогу домой. При выносе несколько раз гроб опускали, чтобы покойник мог проститься с домом, со двором. На улице также останавливались перед домами друзей и родственников. Похоронную процессию провожали почти все жители деревни. В домах, мимо которых проносили гроб, клали на подоконники железные предметы. Оставшиеся в домах не должны были смотреть на процессию из окна.
полотенцу узнавали издалека похоронную процессию и все, кто ехал навстречу, сворачивали в сторону. Это полотенце обвязывали вокруг креста. Иногда его привязывали к стволу ближайшего дерева (подношение покойному родичу или как «утиральники покойников». Прежде, чем опускать гроб в могилу, полагалось выкупить место для покойника. В могилу бросали только медные монеты. До сих пор широко бытует обычай опускать гроб в могилу с помощью полотенец, так как полотенце поможет покойнику перебраться на том свете через реку мертвых. Эти полотенца и куски ткани обычно дарили тем, кто опускал гроб или отдавали беднякам.
У каждой деревни было свое кладбище. Кладбище было своеобразным местом общения с умершими родственниками. Считалось, что мертвые слышат, как с ними разговаривают и помогают живым. После похорон, уходя с кладбища тщательно счищали землю с ног, чтобы не пристала калма . Считалось, что очиститься от калмы помогает очаг, поэтому каждый из участников похорон, возвратившись с кладбища в дом умершего, троекратно (ладонями и тыльной стороной кисти) прикладывали руки к печи
После похорон устраивались поминальные трапезы: сразу по приходу с кладбища, на 9 и сороковой дни, а также в день первой годовщины со дня смерти. Говорили, что после сорока дней умерший окончательно переходит в загробный мир.
Плетение кружев и вышивки жителей северо-западного района. В Северо-Западном регионе народные промыслы сложились в первую очередь на базе местного льна. Наибольшей известностью пользуются Крестецкий строчевышивальный промысел (Новгородская область), где делают так называемую гипюрную вышивку на белом льняном полотне, и кружевоплетение в некоторых районах Вологодской области (Вологодский, Сокольский , Грязовецкий и другие районы), которая занимает первое место в стране по производству кружев.
Вологодское кружево Вологда – центр кружевной промышленности в России
Огромная территория от Карелии до республики Коми начиная с XI — XII вв. заселялась сперва новгородцами, затем выходцами из ростово-суздальских земель. До этого на северных просторах Европейской России обитали племена: весь, водь , ижора , меря, называемые в летописях чудью; на востоке жили племена Прикамья , Приуралья и Поволжья. Все они обладали своеобразной культурой, оставившей определенный след в искусстве русского Севера. Различия орнамента и узоров вышивки и тканей в отдельных частях северо-западного района (на севере − геометрические формы, а на юге − более причудливые, схожие с растительными).
Традиционные женские ремесла. Республика Карелия − художественные изделия с вышивкой ( крестецкая «белая строчка»: постельное и столовое белье, женская одежда и декоративные изделия для интерьера), прядение, народные куклы. Республика Коми − валяная игрушка, художественные изделия из кожи и меха. Архангельская область – художественная роспись платков, прядение, валяная игрушка, куклы-скрутки. Вологодская область – кружевоплетение, художественных изделий с вышивкой, набойка, народное узорное ткачество (Череповец). Ленинградская область – кружевоплетение. Мурманская область − валяная игрушка, куклы-скрутки. Новгородская область − художественные изделия с вышивкой. Ненецкий АО – прядение, художественные изделия из кожи и меха.
Традиционные мужские ремесла Республика Карелия – художественная обработка камня (Медвежьегорск), художественные изделия из бересты (Олонец). Республика Коми – художественные изделия из глины и керамики ( Выльгорт ), художественные изделия из кожи и меха (Инта), художественные изделия из бересты ( Пажга ), художественная обработка дерева, бересты и капа, камня, кожи и меха (Сыктывкар), художественная обработка дерева резьбой, инкрустацией, декоративной росписью и выжиганием (Ухта). Архангельская область - художественная резьба по кости и дереву; художественная обработка камня, глиняная игрушка; художественные изделия из глины (Каргополь, Вельск), художественная обработка металла ( Кижма ), художественная резьба по кости ( Ломоносово ), Мезень (поморские козули ). Псковская область − гончары ваяют изделия из местных красных глин и творят сувениры из дерева. Великий Устюг − великоустюжское чернение по серебру (портсигары, подстаканники украшенные рисунками, тщательно выполненными чернью).
Искусство русских поморов Искусство резьбы и росписи по дереву (расписные иконы, литые иконы и кресты, церковная утварь). Птица счастья («Поморский голубок») − символ семейного счастья и благополучия. Сакральное назначение голубя, связанное с образом Святого духа.
Вепсская кукла ( Кормилка ) Кукла − материальный защитник от любых напастей. Образ женского плодородия и зрелости Особенность образа – большая грудь, как символ плодородия. Её клали в люльку ещё до рождения малыша, затем она оберегала ребенка. Такой кукле дарили подарочки и загадывали желания, чаше на суженого.
Календарные обряды Масленица-Комоедица - один из четырёх важнейших славянских праздников, приуроченный к весеннему Равноденствию . С этого времени Природа начинает пробуждаться, медведи выбираются из своих берлог. Души Предков прилетают на птичьих крылах из Небесного Ирия навестить нас, своих потомков. По одному из поверий, название празднику дали комы - обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Комы пекли женщины, старшие в семье, приносили их в лес, укладывали на пни для пробудивщихся духов деревьев. По другим поверьмя - потчевали ими пробудившегося медведя – лесного хозяина.
Почитание Велеса Велес — Бог трёх миров ( Прави , Яви, Нави), свободно перемещающийся между ними. Один из переводов имени Велеса, знаменитого Бога славян — «великий властитель». Бог Велес почитается на севере как Бог Мудрости и Магии , покровительствующий Ведающим людям. Также славянский Бог Велес — покровитель путешественников и считается Богом, дарующим богатство и благополучие. Ещё один дар Бога Велеса людям — именно Он переводит души усопших через реку Березину (реку Забвения) и приводит души младенцев в Явный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"...
Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Речевой этикет" 5 класс
В презентации предложены упражнения-задания для выполнения на уроке и домашнее задание...
Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Мои права и обязанности" 5 класс
Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Мои права и обязанности" 5 класс...
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс "Семья это главное в жизни"
Презентация "Семья это главное в жизни"...
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс на тему "Милосердие и сострадание"
Данный материал создан для урока ОДНКНР в 5 классе на тему "Милосердие и сострадание"....
Презентация к уроку ОДНКНР "Христианская семья" 5 класс
Презентация к уроку ОДНКНР "Христианская семья" 5 класс...