Обобщение педагогического опыта
опыты и эксперименты

Яковлева Юлия Вячеславовна

Пример презентации обобщения педагогического опыта учителя истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_vystuplenie_-_doklad.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная презентация методической системы

СЛАЙД 1.

      Меня зовут Яковлева Юлия Вячеславовна. Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.  Я из педагогической семьи. Педагогические традиции были заложены моим пра-пра-дедом Нестеровым Матвеем Георгиевичем. В 1930 гг. он был учителем начальных классов в г. Каменск — Уральский Свердловской области. Тематика преподавания уроков, педагогические проблемы, дидактические и методические вопросы — это темы бесед в кругу семьи за ужином, на отдыхе, семейных торжествах. Сколько я себя помню, и дед, и моя мама — все пытались как-то повлиять на формирование интереса детей к учебе.  Поэтому, формирование внутренней мотивации учащегося к учебе, всегда очень актуальная тема.

        В современной школе вопрос о мотивации учения - центральный, т. к. мотив является источником деятельности. Нет мотива — нет деятельности, какая деятельность — такая и личность, следовательно, нет — деятельности — нет личности.

СЛАЙД 2.

       Моей педагогической деятельности вот уже 23 года. В школе я работаю 20 лет. Формирование внутренней мотивации учащихся всегда было для меня главным направлением педагогической работы. С сентября 2016 года «Формирование внутренней мотивации на уроках истории как средство повышения качества обучения через совокупное внедрение в учебный процесс различных педагогических технологий» стало постоянной темой моей методической работы. Постепенно сформировалась определенная методическая система. Мое публичное выступление посвящено раскрытию собственной методической системы, которая уже апробирована в педагогическом  сообществе и имеет результативность.

СЛАЙД 3.

        В МОУ СШ №9 имени А.С. Пушкина я работаю вот уже 9-ый год. Школа меняется стремительно, пытается идти в ногу со временем, поэтому важно на уроке не только дать ребенку знания, а научить знания добывать. А педагог сталкивается с отсутствием интереса к своему предмету. Это еще раз доказывает актуальность выбранной темы методической системы.  Целью методической деятельности является формирование внутренней  мотивации  учебной деятельности на уроках истории.

СЛАЙД 4.  

       От своей работы жду следующие результаты:

- (я хочу повысить качество знаний на уроках) обеспечение повышения качества знаний учащихся;

- (я жду, чтобы ученики осознали важность учения)  осознание учения   личностно значимым;

- (я хочу снизить тревожность на уроке)  снижение тревожности в учебном процессе.

СЛАЙД 5.        

          Разработка проблемы в науке характеризуется широкой многоаспектностью.  Исходными теоретическими положениями исследования являются психологическая теория личности Л.И. Божович. Психологическая теория деятельности — Л.С. Выготский. Идея освоения деятельности и ее субъекте — А.Я. Гальперин и А.К. Маркова. Теория и концепция оптимизации и активизации обучения — Ю.К. Бабанский и М.И. Махмутов. Требования к деятельности учащихся на уроке — М.В. Левит. Основы современного урока — М.М. Поташник. 55 методов творческого обучения — А.В. Хуторской.  Но готовых и конкретных рекомендаций  конкретно по предмету нет. В этом я вижу новизну выбора методической темы. Существует много классификаций мотивации. Важность для меня представляет внутренняя мотивация.

СЛАЙД 6.

         Каков же алгоритм моих действий для формирования внутренней мотивации? Шаг 1. Провести анкетирование, помогающее быстро собрать массовый материал об отношении учащихся к учению и выявить причины спада внутренней мотивации школьников. Для этого  используется тест М.В. Матюхиной  «Изучение мотивационной сферы учащихся» [Матюхина М.В. Изучение мотивационной сферы учащихся. / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.]  Далее, используя метод наблюдения за поведением учащихся во время своих уроков, я определила причины спада школьной мотивации. После этого я продумываю организацию своей и методической, и педагогической деятельности, которая бы  способствовала достижению выше представленной методической цели. Это второй  шаг.

СЛАЙД 7.

         Свою деятельность я разделила на  следующие направления. Они представлены на слайде.  Внимание заслуживает направление по организации высокого качества  образовательного процесса через использование педагогических приемов, обеспечивающих развитие внутренней мотивации

СЛАЙД 8.

         Самое важное, на мой взгляд, для развития познавательного интереса, что я ученика вовлекаю в процесс самостоятельного поиска. Этому способствуют задачи проблемного характера.  Для проявления интереса к предмету, для учащегося целесообразно понимать необходимость изучения его в целом. Поэтому я уделяю должное внимание актуализации темы. Придерживаюсь схемы: хочу (актуализация) — надо (мотивация) — могу (результат учебной деятельности). И не слишком легкий, и не слишком трудный материал не вызывает интереса. Материал должен быть посильным и чем чаще оценивание, тем школьнику интереснее работать. Я использую проверку в парах, хоровые ответы. При оценивании ответов, отмечаю сначала достоинства, а потом недостатки. В этом состоит психосберегающий прием оценивания. Конечно же, важную роль играет позитивная психологическая атмосфера на уроке, кому то кивну, подойду поближе, просто так улыбнусь. Никогда не провожу урок без наглядности. Г. Песталоцци назвал принцип наглядности «золотым правилом»

Использую групповые и индивидуальные формы обучения. В основе деления на группы придерживаюсь согласно мнению ученых педагогов: К.Д. Ушинского, Ю.К. Бабанского, М.В. Левит, М.М. Поташника,   психолого — педагогической диагностики. Использую дифференцированный подход. Создаю на уроке ситуации успеха. Например, самый простой способ — это определенность домашнего задания.

         Шаг 3 - Выбор мотивационного механизма. Одним из эффективных мотивационных механизмов является использование совокупности педагогических технологий, которые вместе  бы обеспечивали развитие универсальных учебных действий учащихся. Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направляет учителя именно на это. Именно поэтому, так звучит и  тема методической системы.        

         Чтобы проследить эффективность моей методической системы,   проводится диагностика. Это уже шаг 4 -  проведение мониторинга эффективности.

СЛАЙД 9

         Любой учитель будет удовлетворен своей методической работой, если учащиеся показывают достаточно высокие показатели качества обучения. Мониторинг показывает общую положительную динамику за период 2015-2018 учебных лет.

СЛАЙД 10

          Одним из направлений методической деятельности является проектно-исследовательская деятельность.  С 2011 по 2014 учебные годы  данная работа  велась в рамках краеведения.  Главным мотивом  выступала реставрация школьного краеведческого музея (о нас писали в газете «Волжская Правда», ребята защищали свои проекты и исследовательские работы в рамках краеведческих конференциях, я обобщала свой опыт на страницах сборников материалов краеведческих конференциях, моя деятельность была отмечена Почетной грамотой Министра образования и науки Республики Марий Эл).

СЛАЙД 11

      Интерес детей к истории и обществознанию значительно повысился и

вышел за рамки краеведения. Поэтому, я решила продолжить проектно исследовательскую деятельность в рамках других  направлений. Она легла в основу организации внеурочной деятельности обучающихся  и в работу с одаренными детьми. Результаты представлены на слайде.

СЛАЙД 12          

         Любую деятельность целесообразно начинать с диагностики. Использую тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся» [Матюхина М.В. Изучение мотивационной сферы учащихся. / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.]  Цель: определить тип мотивации смысл учения для учащихся. Методика позволяет выявить доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. На слайде видно, что уже на протяжении 1- го триместра 2016-2017 учебного года, учебно - познавательная мотивация в «пилотном» 7 «а» классе увеличилась на 4 процента. А учащихся, которые не хотели учиться стало меньше на 2%. Сократилось количество учащихся, которые учатся ради узколичных мотивов на 3%. Конечно, всегда остаются учащиеся, которые учатся ради каких-то социальных целей, не касающихся познавательных потребностей.  

СЛАЙД 13

        Одним из главных направлений в моей методической системе  является формирование универсальных учебных действий.  На протяжении 2013-2018 гг. мною проводились вводные, текущие и контрольные диагностики.  В диагностической работе я использовала опросные листы разработанные Марией  Ступницкой, психологом АНО «Школа «Премьер», московского центра психологического сопровождения  образования «Точка Пси». Ознакомиться с опросными материалами можно на сайте http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712

       НА слайде приведен фрагмент диагностических результатов за 2015-2016, 2016-2017 учебные годы по формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных умений у учащихся пилотного 5 «в» класса в рамках преподаваемого предмета – история. Входящая диагностика проводилась с целью выявления УУД, которые учащийся усвоил в ходе обучения, и с целью обнаружения слабых мест в подготовке всего класса и отдельного ученика в частности. На основе входящей диагностики я разработала   методические приемы, которые   бы мне помогли ликвидировать пробелы в УУД учащихся, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло. Входящая диагностика важна и в плане воспитательных функций. Результаты показывают и отношение учащегося к предмету история, который, как гуманитарный предмет, влияет формирование взглядов, убеждений ученика. Частичное или даже полное отсутствие у школьника отдельных умений, низкий уровень социального развития указывают на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ним.

     Текущая диагностика проводится с целями систематизации учебного процесса, анализом процесса формирования УУД, стимулирования учебного труда обучающегося. На этом этапе я оценивала надежность сформированности способов действий, выявляла динамику развития учащихся, намечала пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Текущая диагностика позволила мне оценить эффективность применяемых технологий и методик обучения, и при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса.  Уже на окончании 2015-2016 учебного года некоторые учащиеся повысили уровень сформированности отдельных УУД. Но реальная картина усовершенствования УУД показана при контрольной диагностике в мае 2016-2017 учебного года, к тому времени пилотный класс из 5 –ого перешел в 6-ой «в». Таким образом, мониторинг показывает общую положительную результативность моей работы по формированию УУД деятельности за 2015-2017 учебные годы. Также усовершенствование УУД положительно повлияло и на результаты успеваемости этого класса.

СЛАЙД 14

       Работа в школе, я большое внимание уделяю развитию личности ребенка во  внеурочной деятельности. На сладе представлена эффективность  этой работы.

СЛАЙД 15

       Но, главное, от внеурочной деятельности ждешь результативность. Они представлены на следующем слайде.

СЛАЙДЫ 16, 17

         С 2014-2015 учебного года я стала работать с одаренными детьми. Для выявления одаренности я использую методы тестирования, наблюдение. Анализ психолого-педагогических исследований позволил мне разработать авторскую программу индивидуального развития  одаренного ученика.

СЛАЙД 18

          На слайде показана результативность работы с одаренной ученицей.

СЛАЙД 19

            Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса достигается эффективным использованием различных образовательных технологий. Я использую следующие образовательные технологии:

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Технология проектного обучения

Технология проведения дискуссии

Технология лекционно-семинарской зачётной системы

Технология использования в обучении игровых методов

Технология обучение в сотрудничестве

Информационно - коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технология дифференцированного обучения

Применение данных образовательных технологий направлено на достижение цели: формирование внутренней мотивации к учебной деятельности на уроках истории и обществознания.

СЛАЙДЫ 20, 21

       В заключении, мне хочется сказать, что желание быть грамотным, компетентным педагогом заставляет меня регулярно повышать свою квалификацию,  постоянно обобщать и распространять свой опыт через публичные выступления, работать в экзаменационных комиссиях. Мой опыт оценен двумя Почетными грамотами Министерства образования и науки Республики Марий Эл и,  совсем недавно, на сайт школы пришло уведомление о награждении Почетной грамотой от Министерства образования и науки Российской Федерации.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...