Информатизация социальной реальности через педагогическую деятельность: итоги и перспективы
материал
В последнее время в обществе значительно возрос интерес к новым технологиям, усилилось стремление к информатизации социальной реальности. Поэтому для молодого человека, вступающего в жизнь, даже если он не выберет путь профессионального программиста, требуется широкий уровень знаний и практических навыков работы с компьютером. Такую возможность получают подростки, занимающиеся в детском объединении «Компьютерные технологии», которое является одним из самых популярных, стабильных и востребованных в МБУДО ЦДОД. Деятельность детского объединения строится на основе коллективного творчества и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Информатизация социальной реальности через педагогическую деятельность:
итоги и перспективы
Татьяна Альбертовна Бажилина,
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦДОД города Тамбова,
t_bazhilina@mail.ru
Описание передового педагогического опыта
Общие сведения
Сведения об авторе | |
ФИО а | Бажилина Татьяна Альбертовна |
Место работы | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» |
Должность | Педагог дополнительного образования |
Квалификация | высшая категория |
Образование | Высшее |
Сведения об обобщении опыта | |
Форма обобщения | самоанализ |
Сроки обобщения | 2015-2020гг. |
Форма распространения /трансляции опыта | публикации, выступления |
Актуальность
В последнее время в обществе значительно возрос интерес к новым технологиям, усилилось стремление к информатизации социальной реальности. Поэтому для молодого человека, вступающего в жизнь, даже если он не выберет путь профессионального программиста, требуется широкий уровень знаний и практических навыков работы с компьютером. Такую возможность получают подростки, занимающиеся в детском объединении «Компьютерные технологии», которое является одним из самых популярных, стабильных и востребованных в МБУДО ЦДОД. Деятельность детского объединения строится на основе коллективного творчества и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Цель и задачи
Целью моей педагогической деятельности является организация образовательного процесса, стимулирующего развитие природных склонностей, творческих и интеллектуальных способностей детей, обеспечивающего самопознание, самообразование и самореализацию личности средствами информационно - коммуникационных технологий, что соответствует целям Устава и Программы развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей».
Исходя из поставленной цели, мною решаются следующие задачи:
- создание условий, обеспечивающих формирование информационной культуры обучающихся;
- развитие творческого и умственного потенциала детей, посредством компьютерных технологий;
- воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерным и информационным системам;
- формирование профессиональной ориентации для работы в области информатики и вычислительной техники.
В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими основными нормативно-правовыми документами:
- Законом РФ «Об образовании в РФ».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Конвенцией о правах ребенка.
- Концепцией развития дополнительного образования детей
- Уставом МБУДО ЦДОД.
- Программой развития учреждения (2013-2017гг.)
- Положением о детских объединениях.
Являюсь членом Методического совета МБУДО ЦДОД, участвую в работе методического объединения инновационной деятельности и Лаборатории дистанционного обучения МБУДО ЦДОД. Выполняю функции администратора официального сайта МБУДО ЦДОД.
Активно участвую в проектной и инновационной деятельности Центра.
Участвую в реализации проекта МБУДО ЦДОД «Проектирование индивидуальной образовательной траектории как технологии саморазвития и самореализации учащихся».
Мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты для учащихся.
Участвуя в реализации регионального проекта виртуальной интернет-школы «Умный градЪ», проводила занятия с группами детей с использованием информационных и коммуникационных технологий. Разработала программу «Компьютерный дизайн» и вела занятия в группах переменного состава, 35% учащихся этих групп в дальнейшем стали учащимися детского объединения «Компьютерные технологии».
Анализ динамики охвата детей и подростков позволяет сделать вывод о стабильности количественных показателей по таким параметрам, как численность групп, наполняемость. По количеству занимающихся наблюдается устойчивый рост.
Положительным результатом работы является стабильный рост численности учащихся среднего и старшего школьного возраста, т.к. это наиболее проблемный возраст.
Данные о количестве обучающихся по годам обучения свидетельствуют о желании учащихся более углубленно изучать предмет, что свидетельствует о наличии преемственности в работе детского объединения.
Работа детского объединения осуществляется по авторской образовательной программе «Основы компьютерной грамотности», утверждённой городским экспертным советом комитета образования администрации города Тамбова (2006г.), областной экспертной комиссией (2009 год) и рекомендованной в 2011 году. В программу постоянно вносятся изменения по ходу развития и обновления программного обеспечения и с учетом потребностей учащихся. Программа внесена в региональный банк авторских программ системы дополнительного образования детей, успешно прошла процедуру НОК программ ДОД (2018).
Обеспеченность учебно-методическим комплексом к программе составляет 95%. УМК систематически пополняется и создается на основе широкого применения методов визуализации и интерактивных элементов, облегчающих восприятие учебного материала и представлен: учебно-тематическим планом на учебный год, учебными электронными пособиями, методическими рекомендациями, мультимедийными лекциями, видео- и текстовыми кейсами, пакетом контрольных тестов.
Образовательная программа перекликается со школьным курсом, но не дублирует курс информатики в общеобразовательных организациях, так как акцент делается на формирование практических навыков работы с компьютером. Программа рассчитана на четыре года обучения и включает в себя следующие блоки: «Компьютер – инструмент решения прикладных задач», «Компьютерная графика и анимация», «Компьютер – средство воплощения творческих идей». «Компьютер - инструмент для размещения собственной рекламы в сети Internet».
Для реализации образовательной программы в Центре созданы комфортные условия. Материально-техническая база объединения улучшается и пополняется с каждым годом. Компьютерный класс соответствует санитарным нормам. За последние три года обновлен весь компьютерный парк – это компьютеры нового поколения, объединенные локальной сетью. Все компьютеры имеют высокоскоростной кабельный доступ в Интернет. Для учебных целей используются цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор. Учебный кабинет оснащен современной компьютерной мебелью с регулируемыми стульями.
Для эффективного освоения учебного материала имеется подборка фотоизображений и анимированных изображений, каталог дополнительных информационных ресурсов, музыкальная и звуковая фонотека для использования их в различных программах, создаваемых учащимися.
Создан и постоянно пополняется банк обучающих программ, видеотека занятий и презентаций по различным темам, наглядный материал, раздаточный материал для самостоятельной и творческой работы, которые способствуют:
- мотивации в получении знаний;
- самостоятельному освоению учебного курса или его разделов;
- созданию индивидуальных учебных планов, в соответствии с индивидуальными траекториями обучения.
Использование на занятиях электронных учебников позволяет выбрать удобный темп освоения материала, способ изложения, соответствующий психофизиологическим особенностям и способностям ребенка.
Учащиеся активно включены в подготовку и издание методических материалов по учебным тематикам, что способствует формированию ключевых компетенций.
Образовательный процесс в объединении «Компьютерные технологии» осуществляется на вариативной основе, содержит гибкие формы обучения и воспитания, имеет практический, продуктивный характер. Базируется на основе личностно-ориентированного подхода, что выражается в учете и признании своеобразия, неповторимости, уникальности личности каждого ребенка.
В основу образовательного процесса положена целостно-образовательная модель личностного развития учащегося, которая включает в себя 4 основных образовательных модуля, каждый из которых соответствует определенной ступени обучения, имеет свою специфику, задачи, формы реализации.
По результатам освоения образовательной программы обучающимся вручаются дипломы соответствующего достоинства, а по окончанию обучения выдаются свидетельства.
Образовательная потребность учащихся реализуется посредством разнообразных форм и методов организации занятий, педагогических технологий, авторских методик. Формы проведения занятий разнообразны в зависимости от возраста обучающихся: лекции, викторины, деловые игры, конкурсы, объяснение материала с привлечением обучающихся, самостоятельная тренировочная работа, эвристические беседы, практическое учебное занятие, творческие задания, зачет, защита проектов и др.
В детском объединении традиционно происходит привлечение учащихся-стажеров к проведению занятий в группе обучающихся младшего школьного возраста, где они выступают с лекциями, демонстрацией своих творческих работ, участвуют в объяснении материала, самостоятельно ведут практические занятия, проводят игры-тренинги, физкультминутки.
Одним из приоритетных направлений в деятельности детского объединения является привлечение обучающихся к исследовательской и творческой деятельности, которая позволяет:
- получить практические навыки работы с информацией;
- получить практические навыки по организации своей самостоятельной деятельности;
- активизировать процесс познания и развивать аналитическое мышление;
- развивать творческие способности;
- развивать коммуникативные способности;
- повышать ИКТ-компетентность;
- создавать благоприятный психологический климат.
Результат – победы на Всероссийских и международных конкурсах исследовательских работ, компьютерной графики, мультипликации.
В работе активно применяю метод проектов, учащимися ведется постоянная коллективная работа по созданию сайтов детских объединений Центра. Это дает возможность обучающимся приобретать навыки и анализировать ситуацию (соотносить теорию с практикой), находить нестандартные решения, умение работать в команде.
С целью совершенствования системы, обеспечивающей развитие познавательного интереса обучающихся в коллективе, создана такая развивающая среда, попадая в которую, ребенок, на мой взгляд, учится самостоятельно:
- работать с дидактическим материалом;
- получает практические навыки решения разных задач;
- учится находить собственные ошибки и исправлять их;
- учится легко, не замечая того, что учится.
Каждое задание преследует две цели: прямую и косвенную. Прямую цель ставит перед собой обучающийся (например, сделать открытку), а косвенную – педагог (создавая открытку, учащийся учится масштабировать объекты, работать с цветом и заливкой, редактировать объекты, форматировать текст, развивая художественный вкус, оттачивая навыки быстрого поиска нужной информации в компьютере);
- дисциплине и самоконтролю за поведением.
Учащимся предоставляется свобода выбора: каждый обучающийся, в зависимости от склонностей, интересов и навыков выбирает тему и метод создания мультфильма, web–сайта или тематику печатной продукции (от поздравительной открытки и грамоты, до буклета и иллюстрированного сборника).
Развитию познавательной активности обучающихся способствует и система творческих конкурсов, интеллектуальных игр, познавательно-игровых программ, таких как «Gambler», «Своя игра», «Компьютерные заморочки», сюжетно-ролевые игры «Приглашаем на кастинг» и др. Итоги проведенного мониторинга говорят о заинтересованности учащихся и их активном участии в данном виде деятельности.
Особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих образовательных технологий (разумное сочетание умственное и физической активности, упражнения по снижению утомляемости, профилактика курения, алкоголизма, наркомании, оптимизация учебной нагрузки с учетом возрастных, психофизических и физиологических особенностей обучающихся). Учащиеся детского объединения «Компьютерные технологии» принимают участие в мероприятиях по профилактике вредных привычек с использованием интерактивных стендов по комплексной программе профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 годы, спортивно-развлекательных играх на муниципальном и городском уровнях.
Одним из важных структурных элементов процесса обучения является система оценки и контроля эффективности освоения учащимися образовательной программы. Система отслеживания результатов образовательной деятельности детского объединения включает в себя вводный и промежуточный контроль. Формы проведения итогов освоения образовательной программы зависят как от возраста учащихся, так и от сложности изучаемой темы: тестирование, творческие задания, самостоятельные работы репродуктивного характера, занятия на повторение и обобщение, викторины, зачет, защита работ и др.
В конце каждого учебного года проводится промежуточная аттестация учащихся, согласно утвержденному Положению, в котором определены параметры и критерии результативности на основании содержания образовательной программы и в соответствии с прогнозируемыми результатами. Аттестация учащихся позволяет оценить реальную результативность образовательной деятельности и определить пути дальнейшего роста.
Для характеристики показателей успешности работы каждого учащегося заведена и систематически пополняется Карта личностного развития обучающегося, где отслеживаются не только успехи в освоении программы, но и уровень развития личностных качеств.
Результаты проведенных диагностических исследований говорят о росте когнитивных и креативных способностей учащихся, которые, демонстрируя свои коммуникативные навыки, с удовольствием выступают и защищают свои работы, учатся конструктивно оценивать не только свои результаты, но и достижения сверстников.
Совместно с психологом Центра ежегодно проводиться диагностика по выявлению уровня воспитанности учащихся и комфортного психологического климата на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях.
Показатели уровня удовлетворенности учащихся организацией жизнедеятельности в детском объединении 97%-100% .
Сложившаяся система мониторинга результативности деятельности детского объединения, дает возможность проследить развитие каждого обучающегося, выявить наиболее способных, создать условия для их развития, определить степень освоения образовательных программ и своевременно внести корректировку в образовательный процесс.
Результаты мониторинга за последние 3 года показывают:
- сохранность контингента учащихся;
- положительную динамику результатов промежуточной аттестации учащихся;
- повышение процента учащихся, поступающих в ВУЗЫ, колледжи и другие учебные заведения на специальности, связанные с компьютерными технологиями от 6% до 10%;
- повышение количества учащихся, желающих принимать участие в конкурсах различного уровня.
Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми и детьми группы риска. Первые - творчески способные и талантливые, с удовольствием создают и защищают коллективные проекты, активно участвуют в создании мультфильмов, рекламной продукции, являются тьюторами для своих товарищей. Принимают участие в конкурсах различного уровня. (15 побед на Всероссийских конкурсах, 2 Лауреата международного конкурса) .
В детском объединении занимаются подростки, стоящие на внутри школьном и городском учете в КДН и ПДН. Этим детям уделяется особое внимание. Сотрудники полиции регулярно посещают детское объединение и интересуются успехами этих учащихся.
Трудные подростки постоянные участники всех спортивно-развлекательных мероприятий детского объединения, с ними проводятся занятия по программе «Не оступись!».
Для социализации была введена интеграция с детскими объединениями Центра: театральной студией «Забава» детским объединением «Говорим по-английски», танцевальным коллективом «Эксклюзив». В результате дети получили возможность расширить круг своих интересов, побывали на уроках речевого тренинга, выступили с танцевальным номером и озвучили мультфильм на английском языке.
Дети и родители проявили при этом высокую активность и было принято решение расширить интеграцию с другими детскими объединениями Центра.
Главными помощниками и союзниками в работе детского объединения являются родители. Взаимодействие с родителями в коллективе строится по следующим направлениям:
- диагностическая работа по изучению семьи;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей (работа проводиться совместно с психологом);
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- совместная организация и проведение воспитательных, досуговых, социально значимых мероприятий.
Сложившаяся система работы с родителями включает в себя следующие формы совместной деятельности: проведение занятий с партнерским участием родителей; дни открытых дверей; творческие конкурсы; выпуск газет; оформление кабинета; совместные праздники, конкурсно - игровые и интеллектуальные программы; соревнования, конкурсы, экскурсии и многое другое.
С целью вовлечения родителей в образовательный процесс, они приглашаются на зачетные и итоговые занятия, где имеют возможность проследить за успехами своих детей и попробовать свои силы в общении с компьютером.
Средний возраст учащихся детского объединения 12-16 лет и 95% из них мальчики, поэтому большинство воспитательных, досуговых мероприятий и родительских собраний направлено на пропаганду и формирование здорового образа жизни.
Большой популярностью пользуются праздники, посвященные Дню защитника Отечества, Дню защиты детей, Дню семьи, в ходе которых гармонично переплетаются культура и спорт, духовное и физическое начало, наполняя жизнь детей и взрослых радостью, азартом спортивной борьбы.
Ежегодно в конце учебного года проводится анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса.
В объединении накоплен положительный опыт совместной деятельности с различными учебными заведениями города. Крепнут творческие связи с Тамбовским Бизнес-колледжем и ТГТУ (факультет Информационные технологии). Это посещение учащимися дней открытых дверей, прохождение студентами практики на базе детского объединения.
Достижениями в своей педагогической деятельности считаю:
- стабильность (количественных показателей) численности учащихся;
- применение здоровьесберегающих технологий;
- положительную динамику результатов промежуточной аттестации учащихся;
- повышение количества числа учащихся, желающих принимать участие в конкурсах и занимающих призовые места;
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
- приоритетность применения метода проектов;
- интеграцию с театральной студией «Забава», детским объединениями «Говорим по-английски» и танцевальным коллективом «Эксклюзив»;
- систематическое повышение квалификации на курсах ТОГОАУ ДПО ИПКРО и самообразование;
- участие и победа в конкурсе профессионального мастерства;
- участие в подготовке и выпуске методической продукции;
- активное участие в проектной и инновационной деятельности Центра;
- участие в реализации проекта МБУДО ЦДОД «Проектирование индивидуальной образовательной траектории как технологии саморазвития и самореализации учащихся»;
- являюсь членом рабочих групп Методического совета, Методического объединения инновационной деятельности, лаборатории дистанционного обучения, лаборатории экспериментальной и проектной деятельности.
- являюсь администратором официального сайта МБУДО ЦДОД.
На будущее планирую:
- активно заниматься самообразованием и повышать квалификацию;
- продолжать и расширять интеграцию объединения с детскими объединениями Центра;
- расширить участие в конкурсах профессионального мастерства;
- активно заниматься и совершенствовать методические разработки уроков дистанционного обучения на сайте Центра;
- ввести в программу новый блок по созданию компьютерных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-48109-1602502538.jpg)
Одаренность - дар или социальная реальность
Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаре...
Педагогические чтения.Опыт и перспективы развития системы начального профессионального образования.
Современные концепции воспитания: формирование образа жизни достойной Человека....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749376-1454575436.jpg)
«Инклюзивное образование: организационно – педагогические условия, проблемы внедрения, перспективы развития».
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую сист...
"Информатизация образования как инновационная педагогическая технология"
Статья посвящена использованию инновационных технологий и интернет-ресурсов в преподавании татарского языка. Инновационные технологии позволяют не только усовершенствовать традиционные формы и методы,...
"Информатизация образования как инновационная педагогическая технология"
В статье рассмотрены основные подходы к разработке концепция инструментария инновационного инвестирования в воспризводство инновационной сфере. Сформулированные положительные стоороны применения копьм...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-613375-1581143741.jpg)
Социальный проект "Через года, через века, помните!"
Летят дни, минуют десятилетия, разные события происходят на нашей земле, но мы не должны забывать о самом страшном - о той войне, которая унесла миллионы жизней. Она оставила за собой горький след пот...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/28/picture-1122383-1551338553.jpg)
Практика создания проекта новой педагогической реальности "Основы педагогического проектирования"
Актуальность изучения основных этапов проектирования образовательных систем обусловлена, прежде всего, наличием требований к эффективной организации...