Виды пожарной техники
методическая разработка (7 класс)
классификация пожарной техники. занятие с ДЮП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_pozharnoy_tehniki.docx | 297.2 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ
Пожарная Техника в зависимости от способа пожаротушения подразделяется на:
первичные средства пожаротушения:
• внутренние пожарные краны;
• ручные огнетушители;
• ящики с песком;
• асбестовые и войлочные полотна;
• бочки с водой;
передвижные:
• различные пожарные автомобили;
стационарные:
• специальные установки с запасом огнетушащих веществ, приводимые в действие автоматически или вручную, лафетные стволы и др.
ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Пожарные щиты должны оборудоваться первичными средствами пожаротушения, немеханизированным инструментом и пожарным инвентарем:
• в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним или противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения;
• на территории организаций, не имеющих наружного противопожарного водопровода;
• при удалении зданий на расстоянии более 100м от наружных пожарных водоисточников.
Ящики для песка должны иметь объем 0,5; 1,0 или 3,0 куб.м и комплектоваться совковой лопатой.
Ящики с песком, как правило, должны устанавливаться со щитами в помещениях или открытых площадках, где возможен разлив легковоспламеняющихся (ЛВЖ или горючих жидкостей (ГЖ)).
Асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок должны быть размеров не менее 1x1 м и предназначены для тушения очагов пожара веществ и материалов (на площади не более 50% от площади применяемого полотна), горение которых не может происходить без доступа воздуха. В местах применения и хранения ЛВЖ и ГЖ размеры полотен могут быть увеличены до 2х1,5 м или 2х2 м.
Бочки для хранения воды должны иметь объем не менее 0,2 куб.м и комплектоваться ведрами.
Не следует применять воду для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (нефть, бензин, керосин, ацетон, спирт и т.п.).
Воду нельзя применять, когда в очаге пожара находятся электрические провода и электроустановки под напряжением, а также вещества, которые, соприкасаясь с водой, воспламеняются или выделяют горючие газы (алюминий, цезий, карбиды, магний, цинк, калий, рубидий и др.).
Огнетушители – переносное или передвижное устройство для тушения очага пожара за счет выпуска запасенного огнетушащего вещества.
Огнетушители подразделяются:
на переносные (до 20 кг) и передвижные (20-400 кг);
по виду применяемого огнетушащего вещества:
водные (ОВ);
пенные , которые, в свою очередь, делятся на:
воздушно-пенные (ОВП),
химические пенные (ОХП);
порошковые (ОП);
газовые, которые подразделяются на:
углекислотные (ОУ),
хладоновые (ОХ);
комбинированные;
по принципу вытеснения огнетушащего вещества:
закачные;
с баллоном сжатого или сжиженного газа;
с газогенерирующим элементом;
с термическим элементом;
с эжектором;
по назначению рабочего давления;
по возможности и способу восстановления технического ресурса:
перезаряжаемые и ремонтируемые;
неперезаряжаемые;
по назначению.
Огнетушители водные
Предназначены главным образом для тушения загораний твердых материалов органического происхождения: древесины, тканей, бумаги и др.
Запрещается применять водные огнетушители для ликвидации пожаров оборудования, находящегося под электрическим напряжением, для тушения сильно нагретых или расплавленных веществ, а также веществ, вступающих с водой в химическую реакцию, которая сопровождается интенсивным выделением тепла.
Огнетушители пенные
Предназначены главным образом для тушения пожаров огнетушащими пенами.
Химическую пену получают из водных растворов кислот и щелочей; воздушно-механическую пену образуют из водных растворов пенообразователей потоком рабочего газа: воздуха, азота или углекислого газа.
Воздушно-пенные огнетушители не должны применяться для тушения пожаров оборудования, находящегося под напряжением, для тушения сильно нагретых или расплавленных веществ, а также веществ, вступающих с водой в химическую реакцию, которая сопровождается выделением тепла и разбрызгиванием горючего.
Химические пенные огнетушители и огнетушители, приводимые в действие путем их переворачивания, запрещается вводить в эксплуатацию!
Огнетушители углекислотные (ОУ)
Предназначены для тушения загорания различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загорания на электрифицированном железнодорожном и городском транспорте, электроустановок под напряжением не более 10000 В.
Огнетушащим средствам огнетушителей ОУ является сжиженный диоксид углерода (углекислота).
Температурный режим хранения и применения ОУ – от -40oС до +50oС.
Для приведения ОУ в действие необходимо:
сорвать пломбу, выдернуть чеку;
направить раструб на пламя;
нажать рычаг.
Запрещается применять углекислотные огнетушители для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением выше 10кВ.
Огнетушители аэрозольные (хладовые)
Предназначены для тушения загорания горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ за исключением щелочных, щелочноземельных металлов, горение которых может происходить без доступа воздуха, а также для тушения электроустановок, находящихся под напряжением до 380 В.
Огнетушащий состав хладон в процессе пожаротушения не оказывает воздействие на защищаемые материалы и оборудование, что позволяет использовать данные огнетушители при тушении пожаров электронного оборудования, картин и музейных экспонатов, архивов.
Диапазон рабочих температур – от -60oС до +60oС.
Огнетушители порошковые (ОП)
Предназначены для ликвидации очагов пожаров всех классов (твердых, жидких и газообразных веществ, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000В)
В качестве огнетушащего вещества используют порошки общего и специального назначения.
Порошки общего назначения используют при тушении пожаров и загорания легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ), газов, древесины и других материалов на основе углерода.
Порошки специального назначения применяют при ликвидации пожаров и загорания щелочных металлов, алюминий- и кремнийорганических соединений и других, способных к самовозгоранию, веществ.
Необходимо строго соблюдать рекомендованный режим хранения и периодически проверять эксплуатационные параметры порошкового заряда.
Запрещается тушить порошковыми огнетушителями электрооборудование, находящееся под напряжением выше 1000В.
Огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП)
ОСП – это новое поколение средств пожаротушения. Он позволяет с высокой эффективностью тушить очаги загорания без участия человека.
Представляет собой герметичный стеклянный сосуд диаметром 50 мм и длиной 440 мм, заполненный огнетушащим порошком массой 1 кг. Устанавливается над местом возможного загорания с помощью металлического держателя. Срабатывает при нагреве до 100oС (ОСП-1) и до 200oС (ОСП-2). Защищаемый объем – до 9 куб.м.
Предназначены для тушения очагов пожаров твердых материалов органического происхождения, горючих жидкостей (ГЖ) или плавящихся тел; электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В.
Достоинства ОСП: тушение пожара без участия человека, простота монтажа, отсутствие затрат при эксплуатации, экологически чист, нетоксичен, при срабатывании не портит защищаемое оборудование, может устанавливаться в закрытых объемах с температурным режимом от -50oС до +50oС.
Область применения ОСП: электрические, складские, бытовые помещения, кабельные тоннели, небольшие хранилища ЛВЖ и ГЖ, отдельные технологические установки, квартиры, дачи, гаражи, торговые палатки.
Не допускается использовать на защищаемом объекте огнетушители и заряды к ним, не имеющим сертификат пожарной безопасности.
На каждый огнетушитель, установленный на объекте, заводится паспорт. Огнетушителю присваивается порядковый номер, который наносится краской на огнетушитель, записывается в паспорт и в журнал учета.
Огнетушитель вводится в эксплуатацию в полностью заряженном и работоспособном состоянии, с опечатанным узлом управления запорно-пускового устройства.
ПЕРЕДВИЖНАЯ ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА
Пожарные автомобили (ПА) предназначены для:
• доставки в требуемый район боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования;
• подачи в необходимом количестве огнетушительных средств в очаги горения;
• выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожара
В зависимости от назначения комплектующего оборудования пожарные автомобили, подразделяют:
основные: служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушительных средств, а также для подачи их в очаг пожара:
автомобили пенного пожаротушения;
автомобили порошкового тушения;
пожарные автомобили газоводяного тушения;
пожарные автомобили газового тушения;
пожарные автомобили комбинированного тушения;
пожарные аэродромные автомобили;
пожарные насосные станции;
пожарные самолеты и вертолеты, пожарные суда, пожарные поезда;
специальные: предназначенные для выполнения специальных работ при тушении пожаров;
вспомогательные: обеспечивают заправку топливом, подвоз грузов, ремонт пожарной техники и т.д.
СТАЦИОНАРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
К стационарным системам пожаротушения относятся установки, в которых все элементы смонтированы и находятся постоянно в готовности к действию.
Стационарными установками оснащаются здания, сооружения, технологические линии, отдельное технологическое оборудование.
В основном все стационарные установки имеют автоматическое местное или дистанционное включение и одновременно выполняют функции автоматической пожарной сигнализации.
Стационарные установки можно классифицировать по назначению, принципу действия, режиму работы, виду используемого огнетушащего вещества, способу питания, способу его подачи и др.
В качестве огнетушащего вещества в стационарных установках могут использоваться вода, пена, газ, порошок или их различные комбинации.
Установки водяного тушения – самое распространенное и дешевое средство противопожарной защиты предприятий. наиболее широко применяются спринклерные и дренчерные установки.
Спринклерные установки: включаются автоматически при повышении температуры среды внутри помещения до заданного предела. датчиком этих систем является спринклер, легкоплавкий замок которого открывается при повышении температуры, причем первым открывается спринклер над очагом пожара.
Дренчерные установки: используют для одновременного орошения расчетной площади отдельных частей строения, водяных завес в проемах дверей, окон и др. Эти установки предназначены в основном для борьбы с пожарами в помещениях высокой пожарной опасности, в которых возможно быстрое распространение огня.
Для быстрой и точной передачи сообщения о пожаре и месте его возникновения применяется пожарная сигнализация.
Системы электрической пожарной сигнализации могут быть автоматического и неавтоматического (ручного или комбинированного) действия в зависимости от их схемы и применяемых датчиков – пожарных извещателей.
Автоматические извещатели в зависимости от чувствительного элемента и пожарной опасности, определяющей их срабатывание, подразделяются на следующие группы:
тепловые: реагируют на повышение температуры воздуха окружающей среды;
дымовые: реагируют на появление дыма;
световые: реагируют на появление и излучение ультрафиолетовых лучей в открытом пламени;
комбинированные: реагируют на тепловой и дымовой факторы.
Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили
Основные пожарные машины
Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения.
Пожарные автомобили общего применения.
К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.
Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.
Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:
- лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
- средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
- тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.
Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).
Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.
Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.
Пожарные автомобили целевого применения.
К данной подкатегории пожарных машин относятся следующие виды транспортных средств:
Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:
- стационарный лафетный ствол (комбинированный);
- две дозирующие вставки;
- генераторы пены (шесть штук).
Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.
Установки порошкового тушения. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.
Установки газового тушения. Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.
Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.
Автомобили газо-водяного тушения. Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.
Установки комбинированного тушения. Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.
Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.
Аэродромные автомобили. Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:
- стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
- основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.
Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.
Насосные станции. Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.
Специальные пожарные автомобили
В эту группу машин входят следующие транспортные средства:
Рукавный автомобиль. Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.
Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.
Машины для организации освещения и связи. Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.
Пожарные автолестницы. Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:
- лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
- лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
- лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.
Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.
Вспомогательные пожарные автомобили
В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса в рамках реализации программы «Психология жизненного успеха». В ходе урока используются различные формы работы: беседа, тест, психологическая игра, кото...
Виды и техники живописи
Виды и техники живописи...
Виды и техники живописи
Виды и техники живописи...
"ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ"
Методическая разработка, предназначена для преподавателей дополнительного образования...
Презентация "Виды и техники декоративно-прикладного творчества"
Выступление на МО центра "Семья" для педагогических работников: презентация разных техник декоративно-прикладного творчества, разгадывание кроссворда....
Виды фортепианной техники.
Традиционно техника подразделяется на мелкую (пальцевую) и крупную. Мелкая – это гаммы, гаммаобразные пассажи, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции. К крупной технике относитс...
Занятие по безопасности с демонстрацией пожарной техники в Нижнем Новгород для детей из ГБУ СРЦН Улыбка
Занятие по безопасности с демонстрацией пожарной техники в Нижнем Новгород для детей из ГБУ СРЦН Улыбка Цель: Формировать у детей основы культуры безопасности. Задачи:Воспитательные - о...