Методическая разработка занятия "Традиционная народная сувенирная кукла "Столбик"
методическая разработка

Терещенко Елена Агвановна

Методическая разработка занятия

педагога дополнительного образования

МКОУ ДОД «Центр детского творчества

Первомайского района Республики Крым»

Терещенко Елены Агвановны,

руководителя кружка мягкой игрушки «Пчёлки»

 

п.г.т. Первомайское

 

Тема занятия: «Традиционная народная сувенирная кукла «Столбик».

 

Цели занятия:

а) учебная:

 - совершенствовать знания детей о кукле.

 - расширить кругозор детей в области истории.

б) развивающая:

 -обучить технологии пошива куклы.

в) воспитательная:

 - выработать  эстетические понятия об одежде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-kukla_stolbik.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

педагога дополнительного образования

МКОУ ДОД «Центр детского творчества

Первомайского района Республики Крым»

Терещенко Елены Агвановны,

руководителя кружка мягкой игрушки «Пчёлки»

п.г.т. Первомайское

Тема занятия: «Традиционная народная сувенирная кукла «Столбик».

Цели занятия:

а) учебная:

 - совершенствовать знания детей о кукле.

 - расширить кругозор детей в области истории.

б) развивающая:

 -обучить технологии пошива куклы.

в) воспитательная:

 - выработать  эстетические понятия об одежде.

Тип занятия «Комбинированное (теоретическая и практическая).»

Дидактическое или материально-техническое оснащение занятия. Материалы:

 а) для учителя:

- магнитофон;

- иглы;

- игольницы;

- ножницы;

- ткани;

- набивка;

- нитки;

 б) для учащихся:

- иглы;

- ножницы;

- лоскутки ткани;

- наперстки;

- набивка;

Ход занятия:

№ п/п

Части занятия, их продолжительность и содержание.

Время

1.

Организационная часть

2-3 минуты

2.

Теоретическая часть

20-25 минут

3.

Выполнение тренировочных упражнений

10-15 минут

4.

Перерыв на отдых (перемена)

10-15 минут

5.

Практическая работа

35-40 минут

6.

Итог занятия

5 минут

ПЛАН:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности рабочего места.
  2. Вступительное слово руководителя:

Педагог: Игра и игрушка неотделимы, а где игрушка – там детство, там сказка.

        Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание происходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному. Она служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.

        Мягкая игрушка – это один из видов декоративно – прикладного искусства, в котором сочетается различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Увлечение мягкой игрушкой поможет вам развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями народного художественного творчества.

        Я вам давала задания, и вот план, по которому вы нам расскажите, что вам удалось узнать о таких видах кукол как «Кукла Пандора», «Сувенирная  кукла. Немного истории.

ПЛАН ДОКЛАДОВ ДЕТЕЙ:

КУКЛА «ПАНДОРА»

        В нашем представлении кукла – это игрушка, незаменимый участник детских игр. А между тем были времена, когда кукла являлась почти единственным распространителем моды, обворожительным манекеном, по которому женщины разных стран судили о новых направлениях моды в одежде.

        Самое удивительное, что куклы во всем мире, вплоть до середины XIX века, копировали не с детей, а взрослых, одетых соответственно эпохе, так как детский костюм на протяжении столетий был уменьшенной копией взрослого человека. Поэтому мы говорим: история куклы – это история моды. Известно, что своеобразным глашатаем мод были «Куклы Пандоры». Этим именем в XVI веке звали французские куклы.

        Тела первых игрушечных манекенщиц были сделаны из дерева и представляли сложную конструкцию, которая позволяла куклам принимать различные позы. Их головы делали из резного дерева, позднее из легкого керамического материала с вкусным названием «бисквит». Парижские ремесленники брали для своих поделок дорогие материалы, их игрушки по стоимости приравнивались приличному состоянию. Одежда кукол, выполнявшаяся мастерицами, до малейших подробностей передавала новое в силуэте, кроме отделки, кукольный промысел процветал. И дамы высшего общества того времени считали хорошим тоном иметь Большую и Малую «Пандоры». Определения «Большая» и «Малая» относятся к костюму, а не к размеру кукол. Модницы из разных стран посылали, а Париж заказы на модных кукол, чтобы изучить по их нарядам новые фасоны платьев. Заказывали «Пандор» и богатые семьи из России.

        Само же имя «Пандора» пришло из греческой мифологии и в переводе означает «всем одаренная»: созданная Гефестом женщина была богато одарена богами. В Париже куклам уделяли особое внимание. Было множество «кукольных» профессий:

- кукольные модистки;

- сапожники;

- мастера по корсетам и перчаткам;

Специальные магазины торговали миниатюрными веерами, украшениями, нижним бельем и другими предметами. Специальные журналы рекламировали последнюю моду для кукол.

        Самым активным партнером Франции в вопросах моды оказалась Англия. Несмотря на вражду и войну /1701-1712г.г./ за испанский престол, обе страны выдали кукле манекену особую визу. Дважды в год от берегов Франции отплывал корабль, груженный куклами, одетыми по последней моде. Когда этот корабль подходил к Британии, английский флот получал приказ о прекращении огня. Для того, чтобы дать представление другим странам о французских модах.

        Роскошно одетые куклы становились предметом коллекционирования. Часто они изготовлялись на заказ, их образ часто был индивидуальным, нередко имел и портретное сходство.

        В начале XVIII века появились первые куклы – бебе (малютки) изображающие маленьких детей. Куклы – дамы с тех пор стали терять свои позиции. В этот же период возникло понятие детской одежды. Такова история куклы – модницы, которая навсегда останется для нас примером времени и моды.

БУМАЖНЫЕ «ПАНДОРЫ»

        В середине XVII века задолго до появления первых журналов мод в Англии появились картонные и бумажные куклы с богатым гардеробом светской дамы, головными уборами и обувью, со специальными бумажными полосками (загибами), позволявшими нарядам держаться на картонной фигурке.

        Пик популярности картонных кукол, называвшихся в Европе английскими куклами пришелся на конец XIX века. Это была игрушка для девочек, которую надо было вырезать ножницами.

        Делались куклы как односторонними, так и двусторонними. Вскоре бумажная кукла – манекен стала изображать различных популярных в ту пору личностей, исторических персонажей, знаменитых актрис. В последние годы возрождается традиция выпуска листов для вырезания, хотя тематика их пока еще не столь богата, по сравнению с листами, выпускавшимися в прошлом веке. Интересны куклы с комплектами народной одежды – это постоянный поиск, перевоплощение, смена образов.

СУВЕНИРНЫЕ ИНТЕРЬЕРНЫЕ КУКЛЫ.

        Особую категорию кукол составляют так называемые сувенирные куклы. По своему происхождению они относятся к куклам – игрушкам. Одеты они в яркие костюмы, которые повторяют во всем колористическом многообразии национальную одежду и являются знаком страны производства.

        Как правило, они воплощают традиционный народный тип, воспроизводят сценки из повседневной жизни.

        Каждая сувенирная кукла – настоящее произведение искусства – это образ сам по себе. Какой бы костюм мы на нее не одели, она в идеале должна сохранять первоначальную суть, индивидуальность.

        История и современность переплелись в этих куклах в единое целое, и замечательно, что не только старинные игрушки, но и их современные потомки – это постоянный поиск, перевоплощение, смена образов.

  Педагог: Спасибо за доклады. Я предлагаю вам изготовить своими руками традиционную народную куклу – закрутку.

Техника безопасности.

   Педагог: На столе у вас лежат принадлежности, необходимые для шитья: это ножницы, иглы, нитки. Назовите из этих принадлежностей те, которые могут поранить, если пользоваться ими неправильно (игла и ножницы).

  А что вы знаете о правилах пользования ножницами? (Хранить ножницы нужно в футляре или шкатулке. На столе они должны лежать с сомкнутыми лезвиями. Передавать ножницы необходимо кольцами вперед).

   Что вы можете сказать об опасности, которую представляет игла?

- Никогда не оставляйте иглу без нитки!

- Втыкайте иглу в игольницу!

- Не берите иглу в рот!

- Никогда не втыкайте иглу в одежду, в мягкую мебель!

- Если игла сломалась, обе ее половинки отдайте взрослым.

Мы повторили правила техники безопасности и теперь можем перейти к практической части нашего занятия.

Педагог: Сегодняшнее наше занятие мы посвятим сувенирной кукле, выполненной  из ткани в виде столбика. Такие простые куклы были у всех народов мира. Были  они и нас в Украине. Шили их из домотканого полотна, набивая зерном нового урожая. Считалось, что эти куклы охраняют семейный очаг. В качестве набивки таких кукол можно использовать гречку, пшено. Но если вам не нравятся тяжелые куклы, набейте их ватой или синтепоном. Подобные куклы можно дарить как сувениры, они вполне подойдут и для домашнего кукольного театра. По традиции у таких кукол не обозначают глаза и рот, но если хотите, можете вышить глазки и рот.

        Основа всех кукол – туловище с головой – шьется по одной выкройке, при этом вертикальный шов располагается сзади. Одежду можно сделать из небольших ярких лоскутков ткани, а волосы – из распущенной пряжи. Вся одежда пришивается к кукле. Старайтесь выбирать те ткани, края которых при раскрое не осыпаются. Высота куклы около 15 см. для изготовления куклы необходимо:

- плотная хлопчатобумажная ткань размером 16х28 см.

- картон 6х6 см.;

- материал для набивки;

- цветная ткань с мелким рисунком 12х24 см.;

- любого цвета ленточки 28 см.;

- пряжа для волос;

- белое шитье 6х6 см.;

- нитки, игла, ножницы;

Изготовление куклы:

   Из ткани выкройте прямоугольник на 16х20,5 см. и круг диаметром 6,5 см.. сложите ткань короткими срезами и прошейте, не выворачивайте! Круг из ткани вложите лицевой стороной внутрь заготовки. Совместите края круга и заготовки и прошейте. Выверните изделие на лицо.

   Вырежьте из картона круг диаметром 5,5 см. и положите на дно заготовки для устойчивости. Набейте заготовку: у основания – плотно, верхнюю часть – мягко. Верхнюю открытую часть соберите на нитку и стянув ее закрепите. На расстоянии 8 см. от основания вверх перетяните заготовку, обмотав несколько раз крепкой ниткой. Получится голова.

   Нижняя рубашка: ткань белое шитье 6х6 см., верхний край шитья соберите на нитку слегка стяните, присбаривая и пришейте по линии шеи спереди.

   Платье: цветная ткань с мелким рисунком 12х24 см. один длинный срез прямоугольника из ткани подверните на изнанку на 2 см. и по линии подвернутого края соберите наметочным швом на нитку. Приложите ткань к кукле и запахните короткие срезы спереди. Нитку подтяните по линии шеи и закрепите. Поверх оборки повяжите узкую ленту.

  Волосы: изготовьте волосы из пряжи и закрепите их заплетите косы. Подрежьте концы и челку.

Педагог: Соблюдая правила техники безопасности, сложите аккуратно все швейные принадлежности. Давайте подведем итоги на лучшую сувенирную куклу «Столбик». Спасибо за участие и старание! Гостям спасибо за присутствие на занятии. Наше занятие окончено. До свидания!

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...

Методическая разработка "Русский народный танец"

В разработке представлены разные виды русских народных танцев и их историческое происхождение....

Методическая разработка "Обучение народной манере пения в детской школе искусств"

Исследования известных ученых, педагогов доказывают, что большое внимание необходимо уделять изучению динамики развития музыкальных способностей; музыкального слуха и певческого голоса, ритмического ч...

Методическая разработка "История народного танца"

Разработка предназначена в помощь педагогам дополнительного образования, как теоретический материал....

Методическая разработка сценария народного праздника "Кузьминки"

Готовый сценарий для проведения костюмированного народного праздника с учащимися....

Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Дымковская игрушка»

Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Дымковская игрушка»...

Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»

Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»...