Педагогическое эссе
материал
Педагогическое эссе "Подарок судьбы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_esse_podarok_sudby.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе.
Подарок судьбы.
Откуда берется
Звук флейты?
- Из воздуха.
- Но ведь я все время в нем – и ничего.
- А ты найди свое место,
И воздух удивится, что ты есть.
Ю. Кононенко.
…Удивительные строчки…
Эти слова очень походят к моей жизни. Случилось так, что я, подобно флейте, угадала свое предназначение. Я считаю это подарком судьбы. Я готова тысячу раз благодарить судьбу за этот подарок, который называется очень просто – ШКОЛА.
Любой человек, неважно, кто он: рабочий, врач, продавец или бизнесмен в своей жизни не один раз переступал порог школы, которая всегда его ждала и верила в его силы. Ведь именно школе мы говорим спасибо за знания, доброту, понимание, заботу, которые помогали нам раньше и будут помогать всегда. Именно благодаря своей школе, любимым учителям я нашла свое призвание – быть учителем.
А как же это произошло? Еще учась в школе, я несколько лет подряд была вожатой в младших классах. Мне нравилось все:
Сценарии писать, петь и танцевать,
В КВН играть, шить и вышивать,
Газеты рисовать, стихи сочинять,
Детей занимать, слеты собирать.
Весь запас любви, что в душе у меня,
Детям каждый час отдавать.
И я подумала, а что если мне стать учителем!..
Говорила мне родня:
Нет призванья у меня.
Что не быть мне инженером,
Ни швеей, ни модельером.
И, конечно, нипочем
Не сумею стать врачом.
Не смогу я быть юристом,
Значит, стану протезистом…
Но я по ночам все о школе мечтала,
И так я на филфак педуниверситета попала…
Четвертый курс… Первая практика. Страх перед неизвестностью… Множество вопросов… И один из них: каким же должен быть Учитель? В наше время трудно найти идеального учителя. У каждого из нас есть свои недостатки и достоинства. Но каждый учитель, по моему мнению, должен обладать определенными качествами. Он должен быть честным, справедливым, внимательным, добрым, тактичным, любознательным и строгим.
Учитель – это еще и тонкий психолог. Он должен уметь подобрать ключик к каждой детской душе. Учитель, школа – это второй дом, вторая семья ребенка. Именно он – учитель – объяснит маленькому человеку, что хорошо, а что плохо. Он будет радоваться вместе с ним и печалиться.
Я думаю, быть педагогом – замечательно! Но это отнюдь не просто. Поработаешь с детьми и чувствуешь себя универсалом. Ведь современный учитель – это и музыкант, и художник, и артист, и психолог, и поэт. Мы обязаны научить детей доброте, любви. Именно учитель открывает перед ребенком в звуках, цвете, слове красоту и мудрость мира, потому что талант и начинается с детской впечатлительности и способности открывать в обыденном прекрасное.
В учителе должна быть и какая-то загадка, тайна.
Несомненно, учитель должен любить и понимать детей:
Все начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово»,
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви»
Все начинается с любви:
И озаренье, и забота,
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви.
Человек, хорошо знающий предмет, высокопрофессиональный специалист, но не любящий и не понимающий детей, не может работать в школе.
Немногим удается унести с собой из детства умения видеть красоту и сохранить свежесть чувств. Но только тот человек духовно молод, кто умеет, как в детстве, радоваться и удивляться таинственности закатного неба и сумеречных городских улиц, кто замечает, как кружатся в светящихся облаках птицы, кто чувствует запах земляники и разогретой хвои в лесу. Именно таким человеком должен быть учитель.
Душа ребенка – чистый лист бумаги, это и «табула раса», как называли ее в древности. И именно от работы учителя зависит, что же будет написано на ней.
Мечта каждого учителя – подобрать заветный золотой ключик к душе и сердцу ученика, понять его, поддержать, научить.
Ты – маленький ребенок,
Я – большой,
Вот моя, представьте,
Педагогика.
Тебе – со мной,
А мне с тобою хорошо! –
У моей Педагогики
Простая логика.
С этими словами Ш. Амонашвили я полностью согласна.
Человек начинается с детства. Именно тогда делается великий посев добра и зла. Взойдет он лишь через годы, и только тогда будет видно, какой человек вошел в жизнь. И не надо забывать о том, что и от учителя зависит то, каким вырастет его ученик.
Я думаю, нужно быть очень ответственным, чтобы стать учителем, нужно иметь сильную волю, но при этом доброе и открытое сердце. Тот, кто всей душой на протяжении всей своей жизни «отдавал свое сердце детям», воспитал настоящих людей, настоящих патриотов, именно такой учитель имеет право стать Учителем с большой буквы. И я уверена, что нет большего счастья, чем искренняя, неподкупная любовь ребенка. Ведь даже когда заходишь в класс, где сидят двадцать, а может быть, и тридцать учеников, чувствуешь, как они всем своим существом стремятся к тебе, надеются на такую же отдачу, улыбаются не только своими искренними улыбками, но и всем своим сердцем, всей душой. Какое счастье может затмить лучи подобного счастья? Что может быть прекраснее и возвышеннее профессии учителя? Не каждый может стать верным мостиком времен, не каждый может стать учителем. Прав Сухомлинский: «Чтобы стать учителем, нужно увидеть в своем ученике живого человека, ведь учение – это не перекладывание знаний из головы учителя в голову школьника, а прежде всего, живые человеческие отношения педагога с детьми»
…Но вот я вошла в класс. И первое, что увидела, - это десятки глаз, любопытных, искренних, ждущих от меня чего-то необыкновенного. Начался урок… Наверное, первый в своей жизни уроки помнят все учителя. Страх постепенно проходит… Душа переполняется радостью и нежностью. Ты чувствуешь: да, ты нужна им, своим ученикам! Они верят в тебя и доверяют тебе. И я поняла: это мое призвание! Я не ошиблась в своем выборе. Я хочу, и я буду учителем!..
С тех пор я провела уже немало уроков, но это ощущение волшебной связи между учениками и учителем осталось со мной навсегда.
Любимая школа, первая смена…
Куча детишек на перемене.
Уроки, конкурсы, олимпиады…
Вот оно счастье! Что еще надо!
Это здорово, когда просыпаешься утром и знаешь, что тебя ожидает любимая работа! Для меня школа – это кислород, это свет. Я благодарна самой себе за то, что выбрала этот путь, я счастлива, что меня окружают великие, талантливые, интересные и самые лучшие.
Учитель… Это человек, который знает ответы на все вопросы. Это человек, который всегда рядом… Быть учителем непросто, поэтому педагогами становятся лишь по призванию, по зову сердца. Я верю, что мое будущее – это ШКОЛА! Я понимаю, какая огромная ответственность ложится на меня. Каждый человек должен делать свое дело мастерски. Именно в труде велик человек, и чем горячее любовь к труду, тем величественнее сам он.
В настоящее время люди как будто забыли, что без хороших педагогов общество не сможет развиваться: не появятся новые города и современные технологии. И мне очень хочется, чтобы ценность нашей профессии возросла!
Моя философия воспитания.
Сущность процесса воспитания – это совместный с учеником поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретной деятельности и общении; совместное с ребенком. Определение его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. Любая школа существует исключительно для помощи ребенку в реализации своих способностей и возможностей. Она не должна готовить к жизни – она сама должна быть той особой жизнью, в которую погружена растущая личность.
Гуманистические максимы воспитания:
- Причастность
- Событийность
- Ситуативность
Моя воспитательная миссия.
Я считаю, что главное предназначение учителя – в реализации прав и свобод личности в образовании. Основная функция – педагогическая поддержка ученика как такая деятельность профессионала-воспитателя, которая направлена на оказание оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с:
- Физическим и психическим здоровьем,
- Успешным продвижением в обучении,
- Эффективной деловой и межличностной коммуникацией,
- Жизненным самоопределением – духовным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.
Мое педагогическое кредо: «Кто учит – тот учится». Каждый ребенок – это личность. Главное для учителя – воспитать личность, найти в ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее.
Мой педагогический замысел – организация уклада жизни класса, действующего как модель демократического общества с соответствующими атрибутами и законами (Конвенция о правах ребенка, Конституция, устав класса, Совет класса и т.д.)
Моя концепция воспитания (пять ключевых идей)
Идея первая. Нельзя воспитать школьника – можно создать условия для его самовоспитания и саморазвития и помочь ему в этом.
Идея вторая. Воспитательное пространство должно быть организовано как площадка для деятельностной самореализации (пространство «личных проб» и испытаний). Каждый может и должен найти свою сферу самореализации (в труде, творчестве, общении, самодеятельности, самообразовании и т.д.) Саморазвитие и самореализация – процесс совместного бытия школьника, при котором происходящие события гармонизируют и гуманизируют отношения.
Идея третья. Воспитание как процесс открытия себя, собственных средств взаимодействия с миром и с другими людьми не может быть стандартизирован. Только личностно-ориентированное воспитание способно «разбудить» личность.
Идея четвертая. Воспитание должно быть единством двух процессов: социализации (приобщение к общему и должному) и индивидуализации (осознание своего отличия от других).
Идея пятая. От родного порога в мир общечеловеческой культуры! Новый тип индивидуальности отличается стремлением к самоопределению, ориентацией на свободный интеллектуальный поиск, внутренним плюрализмом, т.е. открытостью, интересом и толерантностью к многообразию идей, знаний, культурных ценностей, которыми располагает современное общество.
Мои воспитательные принципы.
- Ученик – самоценное, саморазвивающееся, сложное явление, обладающее своей собственной логикой развития, которую нельзя игнорировать или видоизменять, а можно лишь «вписаться» в нее, приняв личность ребенка такой, какая она есть.
- Сотрудничество в воспитании.
- Воспитывать диалогично!
- Воспитывать диагностично!
- Воспитание – это простраивание личностных перспектив, специфическая творческая деятельность по созданию зоны ближайшего и перспективного культурного развития и саморазвития личности.
Мой воспитательный «репертуар».
- Построение воспитательного пространства класса как пространства развития ученика, интегрирующего все типы содержания индивидуальной и групповой деятельности:
- Творческая
- Трудовая
- Учебная
- Социально-правовая
- Досуговая
- Игровая и др.
- Воспитательная технология развития личностных перспектив включает в себя:
- Соотнесение жизненных целей учащихся с возможными
- Исследование своего прошлого, настоящего и будущего
- Анализ событий собственной жизни
- Разработка стратегий жизненного пути
- Система «личностных планов»
- Система «Планирования карьеры»
- Воспитательная технология создания «свободного пространства» для самоопределения личности на основе предоставления вариативности в выборе вида сферы самореализации (познавательная, исследовательская, эстетическая, коммуникативная и др.), форм самореализации, собственной личностной «траектории» развития.
- Использование эстетической доминанты в воспитании такого типа деятельности, который ответственен за строительство человеческой души по законам красоты и гармонии.
- Использование творческой доминанты в воспитании (игровые формы, театрализации, праздники класса, творческие практикумы и другие творческие формы)
- Использование эмоциональной доминанты жизнедеятельности класса (если нет совместных эмоционально-окрашенных переживаний в классе, то нет и коллектива!)
Мои педагогические ценности.
- Самореализация учителя – в творческой самореализации ученика
- Все трудности неприятия школьника преодолевает нравственными средствами
- Не унижай достоинство своей личности и личности ребенка
- Дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур
- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий
- Признавай право на ошибку и не суди за нее
- Умей признавать свою ошибку
- Доверяя – не проверяй
- Защищая ребенка, учи его защищаться.
Мои педагогические надежды.
В переломные моменты истории у общества обостряется чувство ценности человеческой личности. Эти новые педагогические ценности уже проникли в нашу систему образования. Мы пока не знаем точно, как выглядит школа будущего, но теперь нам известно, чем она должна быть – школой послушания!
Тем больше причин начать работу прямо сейчас!
Вечно учись! Это обогащает, осмысляет жизнь. Познавая, ты стремишься передать новое другим – это динамика жизни. Совершенствуй в себе профессиональное мастерство. Находки, новые решения приходят, когда ищешь, думаешь, стараешься.
Путь к мастерству всегда долог и тернист. Он имеет свои взлеты и разочарования, свои вершины и рифы. Счастлив тот, кто достиг хоть одну из вершин, кто нашел свою, кто помог взойти на нее другим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое эссе
Педагогическое эссе. Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе...
Мое педагогическое Эссе
Эссе на тему: Мой предмет -Мое призвание...
Педагогическое эссе
Речь идет о моем родном башкирском языке, о том, что нужно обзятально знать родной язык....
Педагогическое эссе
Материал-размышление на тему "Я - учитель. Это значит"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...