Час общения: «Где стыд, там и совесть»
материал
Цель:
1.Воспитать критическое отношение к человеческим порокам таким, как бесстыдство и нахальство.
2.Закрепить поведенческие умения и навыки.
3.Обогащать лексикон воспитанников новыми словами и понятиями «совесть» и «стыд».
Задачи:
1.Способствовать накоплению опыта в приобретении качеств, свойственных добру.
2.Выработать умения пользоваться определенными качествами в любой жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovest_i_styd.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения: «Где стыд, там и совесть»
Цель:
1.Воспитать критическое отношение к человеческим порокам таким, как бесстыдство и нахальство.
2.Закрепить поведенческие умения и навыки.
3.Обогащать лексикон воспитанников новыми словами и понятиями «совесть» и «стыд».
Задачи:
1.Способствовать накоплению опыта в приобретении качеств, свойственных добру.
2.Выработать умения пользоваться определенными качествами в любой жизненной ситуации.
Воспитатель: Добрый вечер! Я рада приветствовать вас на нашем очередном этическом занятии.
У нас в гостях…
- Сегодня мы продолжим разговор о простых, но очень важных нравственных истинах. А начать этот разговор мне бы хотелось с небольшого рассказа. Послушайте, о чем в нем говорится (читает):
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел дальше.
Прошло 20 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети и внуки, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было.
Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет тому назад тебе кто-то кинул в кружку битое стекло – это был я – прости меня, - сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 20 лет – ответил слепой.»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему герой рассказа, человек уже взрослый, не мог забыть того, что произошло много лет назад?
Дети: Его мучала совесть, она грызла, не давала спать.
Воспитатель: Именно о совести и пойдет речь на нашем занятии.
- И что же, по – вашему совесть? (дети высказываются) Я предоставляю слово ребятам, которые поработали со словарями и выяснили значение этого слова.
1 воспитанник: Вот как объясняется в словаре С.И.Ожегова значение слова «совесть»: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом»
2 воспитанник: А вот в словаре В.Н.Даля дается такое определение «совести»: «Совесть – это внутреннее сознание добра и зла, тайник души»
3 воспитанник: С этим словом употребляются очень сильные выражения. Люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «угрызение совести», «совесть заговорила».
Воспитатель: Ребята, очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», «чистой совестью». Людей которые поступают по совести, называют совестливыми.
Совесть – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.
Совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь в жизни.
Можно сказать, что совесть – это внутренний регулятор, который регулирует что?
Дети: Наши поступки, слова, мысли, отношение к людям, окружающим, самому себе…
Воспитатель: А что же такое стыд? (ответы детей)
Воспитатель: Да, стыд-это чувство сильного смущения, вины.
4 воспитанник: Стыд-это очень сильное чувство. Люди говорят «можно сгореть со стыда»; «можно провалиться сквозь землю от стыда», «покраснеть от стыда».
Воспитатель: То есть человек, в котором заговорила совесть испытывает чувство стыда. Верно?
Стыд и совесть – почти синонимы. И не зря в народе говорят: «Есть стыд-есть и совесть».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чувство совести врожденное? (ответы детей)
Попросим нашего духовного наставника помочь нам разобраться в этом.
Духовный наставник: «Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто Божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется совестью»
(Св. Дорофей)
Воспитатель: А я бы хотела добавить высказывание Схиигумена Саввы: «Берегите великий дар Божий – совесть. Она соединяет нас с небом, она покоряет нашу слабую греховную волю святой всесильной воле Божией. Совесть – это голос ангела – хранителя. Будем тщательно оберегать свою совесть от влияния всего дурного, иначе можно заглушить её, потерять, сжечь её. Когда люди не слышат голоса Божьего в своем сердце, совесть их молчит, тогда им становится не страшно грешить. Про такого человека говорят «бессовестный», то есть потерявший совесть»
Воспитатель: Да, ребята, стыду и совести противостоят противоположные понятия. Это бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной своя собственная судьба. Наглость, подлость и предательство-каждый из этих пороков – дитя бесстыдства и пустоты души.
Воспитатель: А теперь предоставим слово нашему психологу.
Психолог: Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. Давайте рассмотрим ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести.
Ситуация выбора «Голос совести»
I ситуация. Вы покупаете в киоске канцтовары, а продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние 10 рублей. Как вы поступите?
II ситуация. Вы совершили проступок, а воспитатель по ошибке наказал другого. Ваши действия?
Воспитатель: Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, надо постоянно слышать голос своей совести, ставить себя на место другого, видеть последствия своего поступка. А чтобы совесть не молчала, её нужно тренировать, выполнять упражнения. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои поступки на прошлой неделе, в чем мы раскаиваемся, о чем сожалеем. Назовем это упражнение «Минута раскаяния» (дети обдумывают)
- Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке? (дети рассказывают)
Воспитатель: Чувство раскаяния – великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние.
- Второе полезное упражнение совести – просить прощение. Вы знаете, что есть особенный день, который называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить прощение у всех. Может быть есть смельчаки, которые захотят попросить прощение у тех, кого обидели? (Советую попросить прощение у всех в Прощенное воскресение).
Воспитатель: Слово нашему духовному наставнику.
Духовный наставник: Прощенный день, какой это великий небесный день Божий. Евангелие учит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». В этот день люди говорят друг другу: «прости меня пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог простит».
Воспитатель: А если у человека нет совести? Хорошо ли жить на свете? (интерактивная беседа)
- Хорошо жить, можно жить спокойно.
- Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.
- Конечно, хорошо, нахальство-второе счастье.
- Ему хорошо будет до поры и до времени, пока с ним не поступят бессовестно.
- Он может чего-то и добьется, но его уважать не будут и т.д.
Воспитатель: Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?
- Нужно прямо говорить, критиковать.
- Нужно объявить байкот.
- Не подавать руки, не здороваться.
Воспитатель: я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Воспитатель: А легко ли живется совестливому человеку? (ответы детей)
Послушайте стихотворение «Совесть» Рыленкова, которое может стать ответом на это вопрос:
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам ,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам .
Она скромна .Не говорит ни слова ,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты и забыть хотел.
Ей все равно – шумит ли в поле вьюга,
Поют ли в перелеске соловьи –
Держи ответ и ни жены . ни друга
В свидетели напрасно не зови.
Чего скрывать – с ней не легко живется,
Но мы гордимся , в новый путь спеша,
Что совестливой издавна зовётся
В народе русская душа.
Подведение итогов (рефлексия):
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Как вы считаете к каким размышлениям подтолкнул вас этот разговор.
- Заставил задуматься о своих поступках.
- Одними словами совесть не пробудить.
- Многие не обращают внимание на совесть.
- Прощение нужно просить постоянно, а не только в день прощенного воскресенья.
- Разговор был полезным. Я считаю моя совесть не спит. Мне бывает стыдно иногда за мои поступки.
Литература:
1.Детская Библия.
2. «Начальная школа» (журнал) №6 – 2002 г. Статья «О духовно-нравственном воспитании».
3.Введение в христианскую этику. Часть 1. Становление нравственной личности. – М.: Триада. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Стыд и совесть"
«Стыд и совесть» - классный час.Цели:Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную ...
Классный час "Стыд и совесть"
Подростки 12-13 лет знакомы с нравственными понятиями "стыд" и "совесть", но в число приоритетных их не включают. Цель: уточнить значение данных понятий, развивать критическое мышление....
Классный час на тему «Стыд и совесть»
Классный час на тему «Стыд и совесть»Учитель: Танделова З. А....
Разработка классного часа на тему: "Стыд и совесть"
Методическая разработка классного часа на тему "Стыд и совесть"....
Беседа «Стыд и совесть»
Беседа проводится для воспитанников учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Составлена программма по нравственному воспитанию. Запланированы беседы и практические занятия, которые проводятся...
Разработка воспитательного мероприятия " Стыд и совесть»
Разговор на заданную тему способствует формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков. А также побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к...
Стыд и совесть
Презентация к классному часу "Стыд и совесть"...