Конспект урока "Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры"
план-конспект урока

Инна Козичева

Конспект урока "Древнерусский  монастырь - центр христианской православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnerusskiy_monastyr.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

                    Древнерусский  монастырь  -  центр

                 христианской  православной  культуры

Цель: Дать  знания  о  монастыре  как  центре  православной  культуры.

Задачи: познакомить  с  историей  Троице- Сергиевой  Лавры;

               формировать  нравственное  воспитание;

               способствовать  развитию  интереса  к  истории православной

               культуры  нашего  края;

               формировать  качества  патриотизма  и  гражданственности;

Основные  понятия: Христианские  добродетели: вера,  надежда,  любовь. Талант. Притча.  Монах. Монастырь.  Духовный  смысл.  Молитвенный  подвиг.  Пророк.  Красота  рукотворная.  Красота  нерукотворная.  Духовная  красота. Просвещение.

                                                    Ход  урока

Учитель: Ребята. Мы живем совсем недалеко  от  замечательного,  исторического  места  православной  культуры. На  автомобиле  всего  2  часа  езды. Кто  знает,  о  каком  месте я  говорю?

Предположительно, что ребята  верно ответят,  что имеется  ввиду  г.Сергиев –Посад  и  Троице- Сергиева  Лавра.

- А  кто  из  вас  был  в  Троице – Сергиевой  Лавре? Что  вы там  запомнили?

                                   Объяснение  новой  темы.

- Что  такое  притча?

Ответ: Короткий  нравоучительный  рассказ  в  иносказательной  форме.

- Кто  разговаривал  притчами и  почему?

Ответ:  Притчами  разговаривал  Иисус  Христос.  Он  учил  своих  апостолов.

- Назовите, каких  апостолов  вы  знаете?

Ответ: Матфей,  Марк,  Лука,  Иоанн.

- Откройте стр. 62 нашего учебника, посмотрите  иллюстрация 70 . Кого вы здесь видите?

Ответ: На этой иконе изображены Иисус Христос и апостолы.

1. Работа  с  учебником.

Учащиеся  читают  самостоятельно  притчу  о  талантах.

Беседа:

- Что  такое  талант? (монеты)

- Чему  учит  эта  притча?

Ответ: Люди  получают  от  бога  различные  добрые  качества,  чтобы  послужить  богу  и  ближним.

- А  какие  таланты  есть  у  вас? И  что  означает  выражение «зарыть  талант  в  землю»?

Учащиеся  рассказывают  о  своих  талантах.  И  объясняют  смысл  данного  выражения.

2.Вступительная беседа  при  переходе  к  изучению  новой  темы.

- Из  курса Всеобщей  истории вы знаете про  монахов. Так  вспомните, кто  такие  монахи?

Ответ: монахи, те,  кто  посвящает  свою  жизнь  служению  Богу.  Они  живут  в  монастырях.  Трудятся. Среди  монахов  было  много  святых. Для  них  служение  Богу – главная  задача  жизни.

3. Рассказ  учителя.

- Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  Троице-Сергиевой  Лаврой.

Лавра – это  несколько  церквей,  главная  из  которых  называется  Собором.

Святыня,  Троице-Сергиева Лавра  связана  именем  святого,  которого  вы  хорошо  знаете.

 - А какой  монастырь имеется совсем близко от нашей деревни?

Ответ: Монастырь в д.Маклаково.

- А какой это монастырь? В честь какого святого он построен?

                  (Учащиеся затрудняются ответить)

Ребята. Это Александровский женский монастырь в честь Александра Невского.

Сначала  я  расскажу  о  Троице – Сергиевой  Лавре,  а  потом  послушаем  сообщение  вашего  одноклассника,  который  согласился  мне  помочь.  Он  расскажет  о  преподобном  Сергии  Радонежском.

     Итак.  Слушайте!

(  Тихо  звучит  церковная  музыка.  Ребята  слушают  заворожено)

     Прославленная  обитель  Живоначальной  Троицы была  основана  преподобным  Сергием  Радонежским  в  1337  году.  На  протяжении  многих  веков  эта  обитель  является  одной  из  самых  почитаемых  русских  святынь.  Это  крупнейший  центр  духовного  просвещения  и  культуры.  В  Лавре  веками  собиралась  библиотека  рукописных  и  старопечатных  книг.  Постриженниками  Лавры  основаны  и  духовно  обустроены  сотни  русских  монастырей.

     За  свою  долгую  историю  Троицкий  монастырь  неоднократно  подвергался  нападению  неприятелей.  В  1608 – 1610 годах  обитель  выдержала  осаду  тридцатитысячного  войска  польских  и  литовских  интервентов.  В  монастыре  находилось  в  осаде  около  трех  тысяч  человек.  Это  была  поистине беспримерная  оборона  .  Она  ознаменовалась  чудесными  явлениями  преподобного  Сергия  Радонежского  и  других  угодников  Божиих,  укреплявших дух  героических  защитников  православной  твердыни.  

      В  1774  году  монастырь  получил  почетное  наименование  Лавры.

Славный  период  в  истории  Лавры  связан  с  именем  митрополита

Московского  Платона  Левшина. В  XVIII – XIX  веках  в  окрестностях  Лавры  другие  монастыри.  Это  небольшие  обители,  духовно  и  административно  связанные  с  лаврой.  Они  явили  миру  замечательных  старцев – подвижников.

     В  1920  году  Лавра  была  закрыта,  как и многие  другие  православные  обители.  Вы  это  знаете  из  уроков  истории.  И  вот  в  Великую  субботу 1946  года  ожили  колокола  и  возвестили  о  первом  после  закрытия  богослужении  в  Успенском  соборе.

     Этот  монастырь  и  ныне  занимает  выдающееся  место  в  жизни  православной  Русской  Церкви.  В  Троице – Сергиеву  Лавру  стекаются  тысячи  паломников  со  всех  концов  нашей  страны  и  даже  из  стран  ближнего  и  дальнего  зарубежья.

     С  1814 года  на  территории  Троице – Сергиевой  Лавры  находится  Московская  Духовная  академия – старейшее  высшее  учебное  заведение  России,  основанное  в  1685  году,  но  после  пожара  1812 года  была  переведена  в  Лавру  и  размещена  в  бывших  Царских  чертогах.  В  1919  году  она  была  закрыта  и  возродилась  в  1946 году.

На доске записан проблемный вопрос, на который нужно будет ответить после выступления ученика: -Почему преподобного Сергия Радонежского называют « Игуменом земли русской»?

4. Сообщение  учащегося.

     Основатель  Троице –Сергиевой  Лавры преподобный   Сергий ( в  быту

Варфоломей )  был  сыном  Ростовских  бояр  Кирилла  и  Марии. Они  переселились  к  Москве  поближе.  В  7 лет  его  отдали  учиться,  но  грамота  давалась  мальчику  тяжело,  хотя  он  очень  хотел  учиться.  Он  молился  и  днем  и  ночью.  Просил  у  Бога  открыть  ему  дверь  книжного  разумения.  Однажды  в  поле  он  увидел  под  дубом  старца,  который  молился. Мальчик  сообщил  старцу  о  своей беде.  Старец,  выслушав  мальчика , стал  молиться  о его  просвещении.  Затем  достал  часть  просфоры  и  благословил  мальчика.  И господь дал ему память и разумение.

Варфоломей стал легко усваивать книжную мудрость. У мальчика возникло сильное желание еще больше служить Богу. Он был скромен. Вкушал обычно только хлеб и воду, а в постные дни вообще воздерживался от пищи.

После смерти родителей он оставил наследство младшему брату Петру, а со старшим братом Стефаном поселился в лесу. Они рубили лес, строили церковь. Эту церковь освятил митрополит Феогност в честь Святой  Троицы.

    Стефан оставил брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве. Варфоломей был пострижен под именем Сергий и остался жить в лесу. Много искушений перенес юный монах, но молитва и терпение преодолели все трудности и напасти. Мимо его кельи пробегали волки, проходили медведи, но ни один хищник не тронул Сергия. Однажды Сергий

разделил с медведем  хлеб, и тот стал приходить к келье. Сергий всегда кормил медведя, даже последним куском хлеба.

    Слава о нем быстро распространилась. К нему стали приходить иноки, желающие спастись под его  руководством. Сергия стали просить принять сан священника, но он долго не соглашался. Но однажды он сказал: « Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю господню.»  Было это в 1354 году.

     Жизнь и труды преподобного Сергия имеют  в истории русского монашества особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием.

      Вокруг обители стали  селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве. Средства обители стали возрастать.

      Слух о святом Сергии достиг Константинополя. Патриарх  Филофей прислал ему благословение и грамоту. Митрополит Алексей любил Сергия как друга. Великий князь Дмитрий Иванович (Донской) чтил преподобного Сергия, как отца своего. Просил у него благословения на битву с ненавистными монголо-татарами.

     Еще при жизни Сергий Радонежский совершал чудеса. Один раз ему явилась в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашающих воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители.

Учитель. Ребята на стр. 116 нашего учебника  размещена иллюстрация иконы, рассказывающая об этом событии. Давайте рассмотрим ее.

Ученик продолжает рассказ. Когда Сергий молился о братии, он услышал голос: « Сергий!» Открыл окно и увидел, что небо ярко озарилось дивным светом.  И он снова услышал голос: «Ты молишься за учеников своих – Господь принял твою молитву. Посмотри, как много иноков собралось

во имя Святой Троицы»! И тут Сергий увидел великое множество прекрасных райских птиц.

Через 30 лет после его кончины ( 25 сентября 1392 года) открылись его святые мощи.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос. Выслушивается несколько мнений и делается вывод.

5. Беседа.

- Что же такое монашеский подвиг?

-Как вы это можете объяснить на примере жизни Сергия Радонежского?

-Какие вы знаете монашеские обеты?  (целомудрие, послушание, нестяжательство)

6.Работа с учебником.

- Сейчас мы прочитаем на стр.47 -48 как воспринимались православные монастыри верующими.

 Учащиеся читают текст ( можно самостоятельно, можно вслух) Я всегда прошу читать вслух.

Вопрос: - как же воспринимают монастыри верующие? Давайте прочитаем .

Какие строчки нам говорят об этом?

- «Православные монастыри воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле…»

- А теперь скажите. Монастыри – это какая красота: рукотворная или нерукотворная?

( учащиеся конечно говорят. Что монастыри – это творение рук человека.

Творение великих мастеров-зодчих.)

- А какая же красота нерукотворная?

Ответ: Этот красота природы.

Ученица читает наизусть стихотворение из учебника стр. 51-52 «Ферапонтово»

Вопрос:

- Почему в стихотворении говорится, что красоту узрела душа, а не глаза?

Ответ: такую красоту может видеть человек только по- настоящему верующий в Бога, понимающий Божию красоту.

Рассказ 7. учителя

 -  Произведения православной культуры всегда являют людям не только внешнюю красоту. Это сами здания, краски, используемы на фресках или иконах, но это внутренняя красота. Красота души мастера . Ребята. Ведь в свои работы мастер вкладывает душу, только тогда он настоящий мастер.

В памятнике мировой культуры – священной книге Библии рассказано, как

был сотворен человек: « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему

и по подобию Нашему».

« И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

      Вот этот библейский текст определяет внутреннюю красоту человека как красоту образа Божиего в нем. Христиане называют эту красоту духовной красотой человека.

     Очень важный момент, ребята, создание произведения религиозного искусства православными мастерами  всегда начиналось с совместной (соборной ) молитвы к Богу. А ведь некоторые православные мастера были монахами. И вот перед началом работы они просили у Бога помощи.

     Внешняя красота христианской православной культуры отражает духовную красоту молитвенного  устроения души его создателей.

          Мы сегодня говорим с вами о Троице – Сергиевой лавре.

- Скажите. А где изображают Святую Троицу?

Ответ: на иконах.

- Ребята. Это не случайно. Икона – символ единства. Любимой иконой Сергия Радонежского была икона  Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца.

8. Итог урока

        Учитель. Ребята наступил XX век. Его  20-е годы, это ужасное время по отношению к православной культуре  со стороны власти. Многие монастыри закрывались. Советская власть вела борьбу с религией. Все проявления религиозных чувств запрещались, а люди, свято верившие в Бога, подвергались гонению.

    Рассказы о святынях – русских монастырях нужно было вести как рассказы о памятниках архитектуры такого-то века.

                 В начале урока я вас спрашивала о том, кто из вас был в Троице-Сергиенвой лавре.  Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева .

                           Ученик читает стихотворение наизусть.

Сумерки, тени, лампады мерцание,

Запах горящих свечей,

Лики святые ласкает сияние

Их быстрокрылых лучей.

Слово молитвы, церковное пение,

Дым в алтаре голубой.

В сердце смущение, в сердце волнение,

Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную;

Крепнет здесь вера моя.

Жизни осмысленной цель благородную

Здесь обретаю вновь я.

- Ребята. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

                         Выслушивается мнение почти всех учеников.

9. Закрепление.

Вопросы:

- Что такое талант?

-Какие основные христианские добродетели отражает  христианская православная культура?

-В чем проявился монашеский подвиг Сергия Радонежского?

Домашнее задание: Прочитать стр. 44-45. Ответить на вопрос 5 стр.52.

 

                                                           

        

                   

                            МОУ   ЕРМОЛИНСКАЯ   ООШ

  ТАЛДОМСКИЙ  РАЙОН     МОСКОВСКАЯ   ОБЛАСТЬ

        

                                       ТЕМА

          «Древнерусский  монастырь – центр

         христианской  православной  культуры»

                                                                                   

Урок:  Духовное краеведение

                                                                                            Подмосковья в 8 классе

Учитель:  Куцеволова Ольга Борисовна

        

                           

                         2001 – 2012  учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Конспект мероприятия по Основам Православной культуры "За всё тебя, Господь, благодарю".

Тема: «За всё тебя, Господь, благодарю»Ключевые понятия: Спасибо, Господь.  Любовь. Добро.Цель: Осмысление понятий, на которых основана православная культура....

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССАЦели урока:1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.2. Познакомить с христианским пониманием выражения...

Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Христианская семья".

Открытый урок по ОПК в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по «Основам православной культуры»

Конспект  урока по «Основам православной культуры»     ...

Контрольная работа по ДКП по теме "Христианская православная культура"

Контрольная работа позволит проверить усвоение учащимися материала по теме "Христианская православная культура"...