Конспект урока "Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры"
план-конспект урока
Конспект урока "Древнерусский монастырь - центр христианской православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskiy_monastyr.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Древнерусский монастырь - центр
христианской православной культуры
Цель: Дать знания о монастыре как центре православной культуры.
Задачи: познакомить с историей Троице- Сергиевой Лавры;
формировать нравственное воспитание;
способствовать развитию интереса к истории православной
культуры нашего края;
формировать качества патриотизма и гражданственности;
Основные понятия: Христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Талант. Притча. Монах. Монастырь. Духовный смысл. Молитвенный подвиг. Пророк. Красота рукотворная. Красота нерукотворная. Духовная красота. Просвещение.
Ход урока
Учитель: Ребята. Мы живем совсем недалеко от замечательного, исторического места православной культуры. На автомобиле всего 2 часа езды. Кто знает, о каком месте я говорю?
Предположительно, что ребята верно ответят, что имеется ввиду г.Сергиев –Посад и Троице- Сергиева Лавра.
- А кто из вас был в Троице – Сергиевой Лавре? Что вы там запомнили?
Объяснение новой темы.
- Что такое притча?
Ответ: Короткий нравоучительный рассказ в иносказательной форме.
- Кто разговаривал притчами и почему?
Ответ: Притчами разговаривал Иисус Христос. Он учил своих апостолов.
- Назовите, каких апостолов вы знаете?
Ответ: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
- Откройте стр. 62 нашего учебника, посмотрите иллюстрация 70 . Кого вы здесь видите?
Ответ: На этой иконе изображены Иисус Христос и апостолы.
1. Работа с учебником.
Учащиеся читают самостоятельно притчу о талантах.
Беседа:
- Что такое талант? (монеты)
- Чему учит эта притча?
Ответ: Люди получают от бога различные добрые качества, чтобы послужить богу и ближним.
- А какие таланты есть у вас? И что означает выражение «зарыть талант в землю»?
Учащиеся рассказывают о своих талантах. И объясняют смысл данного выражения.
2.Вступительная беседа при переходе к изучению новой темы.
- Из курса Всеобщей истории вы знаете про монахов. Так вспомните, кто такие монахи?
Ответ: монахи, те, кто посвящает свою жизнь служению Богу. Они живут в монастырях. Трудятся. Среди монахов было много святых. Для них служение Богу – главная задача жизни.
3. Рассказ учителя.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с Троице-Сергиевой Лаврой.
Лавра – это несколько церквей, главная из которых называется Собором.
Святыня, Троице-Сергиева Лавра связана именем святого, которого вы хорошо знаете.
- А какой монастырь имеется совсем близко от нашей деревни?
Ответ: Монастырь в д.Маклаково.
- А какой это монастырь? В честь какого святого он построен?
(Учащиеся затрудняются ответить)
Ребята. Это Александровский женский монастырь в честь Александра Невского.
Сначала я расскажу о Троице – Сергиевой Лавре, а потом послушаем сообщение вашего одноклассника, который согласился мне помочь. Он расскажет о преподобном Сергии Радонежском.
Итак. Слушайте!
( Тихо звучит церковная музыка. Ребята слушают заворожено)
Прославленная обитель Живоначальной Троицы была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих веков эта обитель является одной из самых почитаемых русских святынь. Это крупнейший центр духовного просвещения и культуры. В Лавре веками собиралась библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.
За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападению неприятелей. В 1608 – 1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польских и литовских интервентов. В монастыре находилось в осаде около трех тысяч человек. Это была поистине беспримерная оборона . Она ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.
В 1774 году монастырь получил почетное наименование Лавры.
Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита
Московского Платона Левшина. В XVIII – XIX веках в окрестностях Лавры другие монастыри. Это небольшие обители, духовно и административно связанные с лаврой. Они явили миру замечательных старцев – подвижников.
В 1920 году Лавра была закрыта, как и многие другие православные обители. Вы это знаете из уроков истории. И вот в Великую субботу 1946 года ожили колокола и возвестили о первом после закрытия богослужении в Успенском соборе.
Этот монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни православной Русской Церкви. В Троице – Сергиеву Лавру стекаются тысячи паломников со всех концов нашей страны и даже из стран ближнего и дальнего зарубежья.
С 1814 года на территории Троице – Сергиевой Лавры находится Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году, но после пожара 1812 года была переведена в Лавру и размещена в бывших Царских чертогах. В 1919 году она была закрыта и возродилась в 1946 году.
На доске записан проблемный вопрос, на который нужно будет ответить после выступления ученика: -Почему преподобного Сергия Радонежского называют « Игуменом земли русской»?
4. Сообщение учащегося.
Основатель Троице –Сергиевой Лавры преподобный Сергий ( в быту
Варфоломей ) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии. Они переселились к Москве поближе. В 7 лет его отдали учиться, но грамота давалась мальчику тяжело, хотя он очень хотел учиться. Он молился и днем и ночью. Просил у Бога открыть ему дверь книжного разумения. Однажды в поле он увидел под дубом старца, который молился. Мальчик сообщил старцу о своей беде. Старец, выслушав мальчика , стал молиться о его просвещении. Затем достал часть просфоры и благословил мальчика. И господь дал ему память и разумение.
Варфоломей стал легко усваивать книжную мудрость. У мальчика возникло сильное желание еще больше служить Богу. Он был скромен. Вкушал обычно только хлеб и воду, а в постные дни вообще воздерживался от пищи.
После смерти родителей он оставил наследство младшему брату Петру, а со старшим братом Стефаном поселился в лесу. Они рубили лес, строили церковь. Эту церковь освятил митрополит Феогност в честь Святой Троицы.
Стефан оставил брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве. Варфоломей был пострижен под именем Сергий и остался жить в лесу. Много искушений перенес юный монах, но молитва и терпение преодолели все трудности и напасти. Мимо его кельи пробегали волки, проходили медведи, но ни один хищник не тронул Сергия. Однажды Сергий
разделил с медведем хлеб, и тот стал приходить к келье. Сергий всегда кормил медведя, даже последним куском хлеба.
Слава о нем быстро распространилась. К нему стали приходить иноки, желающие спастись под его руководством. Сергия стали просить принять сан священника, но он долго не соглашался. Но однажды он сказал: « Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю господню.» Было это в 1354 году.
Жизнь и труды преподобного Сергия имеют в истории русского монашества особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием.
Вокруг обители стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве. Средства обители стали возрастать.
Слух о святом Сергии достиг Константинополя. Патриарх Филофей прислал ему благословение и грамоту. Митрополит Алексей любил Сергия как друга. Великий князь Дмитрий Иванович (Донской) чтил преподобного Сергия, как отца своего. Просил у него благословения на битву с ненавистными монголо-татарами.
Еще при жизни Сергий Радонежский совершал чудеса. Один раз ему явилась в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашающих воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители.
Учитель. Ребята на стр. 116 нашего учебника размещена иллюстрация иконы, рассказывающая об этом событии. Давайте рассмотрим ее.
Ученик продолжает рассказ. Когда Сергий молился о братии, он услышал голос: « Сергий!» Открыл окно и увидел, что небо ярко озарилось дивным светом. И он снова услышал голос: «Ты молишься за учеников своих – Господь принял твою молитву. Посмотри, как много иноков собралось
во имя Святой Троицы»! И тут Сергий увидел великое множество прекрасных райских птиц.
Через 30 лет после его кончины ( 25 сентября 1392 года) открылись его святые мощи.
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос. Выслушивается несколько мнений и делается вывод.
5. Беседа.
- Что же такое монашеский подвиг?
-Как вы это можете объяснить на примере жизни Сергия Радонежского?
-Какие вы знаете монашеские обеты? (целомудрие, послушание, нестяжательство)
6.Работа с учебником.
- Сейчас мы прочитаем на стр.47 -48 как воспринимались православные монастыри верующими.
Учащиеся читают текст ( можно самостоятельно, можно вслух) Я всегда прошу читать вслух.
Вопрос: - как же воспринимают монастыри верующие? Давайте прочитаем .
Какие строчки нам говорят об этом?
- «Православные монастыри воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле…»
- А теперь скажите. Монастыри – это какая красота: рукотворная или нерукотворная?
( учащиеся конечно говорят. Что монастыри – это творение рук человека.
Творение великих мастеров-зодчих.)
- А какая же красота нерукотворная?
Ответ: Этот красота природы.
Ученица читает наизусть стихотворение из учебника стр. 51-52 «Ферапонтово»
Вопрос:
- Почему в стихотворении говорится, что красоту узрела душа, а не глаза?
Ответ: такую красоту может видеть человек только по- настоящему верующий в Бога, понимающий Божию красоту.
Рассказ 7. учителя
- Произведения православной культуры всегда являют людям не только внешнюю красоту. Это сами здания, краски, используемы на фресках или иконах, но это внутренняя красота. Красота души мастера . Ребята. Ведь в свои работы мастер вкладывает душу, только тогда он настоящий мастер.
В памятнике мировой культуры – священной книге Библии рассказано, как
был сотворен человек: « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему
и по подобию Нашему».
« И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
Вот этот библейский текст определяет внутреннюю красоту человека как красоту образа Божиего в нем. Христиане называют эту красоту духовной красотой человека.
Очень важный момент, ребята, создание произведения религиозного искусства православными мастерами всегда начиналось с совместной (соборной ) молитвы к Богу. А ведь некоторые православные мастера были монахами. И вот перед началом работы они просили у Бога помощи.
Внешняя красота христианской православной культуры отражает духовную красоту молитвенного устроения души его создателей.
Мы сегодня говорим с вами о Троице – Сергиевой лавре.
- Скажите. А где изображают Святую Троицу?
Ответ: на иконах.
- Ребята. Это не случайно. Икона – символ единства. Любимой иконой Сергия Радонежского была икона Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца.
8. Итог урока
Учитель. Ребята наступил XX век. Его 20-е годы, это ужасное время по отношению к православной культуре со стороны власти. Многие монастыри закрывались. Советская власть вела борьбу с религией. Все проявления религиозных чувств запрещались, а люди, свято верившие в Бога, подвергались гонению.
Рассказы о святынях – русских монастырях нужно было вести как рассказы о памятниках архитектуры такого-то века.
В начале урока я вас спрашивала о том, кто из вас был в Троице-Сергиенвой лавре. Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева .
Ученик читает стихотворение наизусть.
Сумерки, тени, лампады мерцание,
Запах горящих свечей,
Лики святые ласкает сияние
Их быстрокрылых лучей.
Слово молитвы, церковное пение,
Дым в алтаре голубой.
В сердце смущение, в сердце волнение,
Очи покрыты слезой.
В храме я вижу молитву народную;
Крепнет здесь вера моя.
Жизни осмысленной цель благородную
Здесь обретаю вновь я.
- Ребята. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Выслушивается мнение почти всех учеников.
9. Закрепление.
Вопросы:
- Что такое талант?
-Какие основные христианские добродетели отражает христианская православная культура?
-В чем проявился монашеский подвиг Сергия Радонежского?
Домашнее задание: Прочитать стр. 44-45. Ответить на вопрос 5 стр.52.
МОУ ЕРМОЛИНСКАЯ ООШ
ТАЛДОМСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ТЕМА
«Древнерусский монастырь – центр
христианской православной культуры»
Урок: Духовное краеведение
Подмосковья в 8 классе
Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна
2001 – 2012 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"
урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...
Конспект мероприятия по Основам Православной культуры "За всё тебя, Господь, благодарю".
Тема: «За всё тебя, Господь, благодарю»Ключевые понятия: Спасибо, Господь. Любовь. Добро.Цель: Осмысление понятий, на которых основана православная культура....
«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА
«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССАЦели урока:1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.2. Познакомить с христианским пониманием выражения...
Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Христианская семья".
Открытый урок по ОПК в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по «Основам православной культуры»
Конспект урока по «Основам православной культуры» ...
Презентация по теме Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры
Презентация для урока ДКП 8 класс...
Контрольная работа по ДКП по теме "Христианская православная культура"
Контрольная работа позволит проверить усвоение учащимися материала по теме "Христианская православная культура"...