Презентация "Трудные вопросы принятия христианства"
презентация к уроку
Презентация "Трудные вопросы принятия христианства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnyy_vopros_prinyatie_hristianstva.ppt | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Петрович Владимир Глебович Кандидат исторических наук, Доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО» Проблемная лекция: Новый взгляд на историю России: принятие христианства Саратов, 2015.
Принятие христианства на Руси Принятие Владимиром I восточной ветви христианства – начало возведения «железного занавеса» вокруг нашего государства? Возможные последствия принятия ислама Владимиром I .
Принятие христианства на Руси Дмитрий Ефимович Фурман (1943-2011) – советский и российский историк, политолог, доктор исторических наук: «Выбор Владимира был, очевидно, выбором “нормальным” и вероятным, но все же это отнюдь не делает его из вероятного единственно возможным… История говорит нам, что ситуация выбора новой религии народом, выросшим из стадии языческих верований, - ситуация громадной степени свободы, когда очень многое зависит от случайных обстоятельств, от сложившейся в данный момент ситуации… «Вообще постфактум все представляется более “закономерным”, чем это было на самом деле - сознание “обслуживает” уже принятое решение... Это надо учитывать, когда мы читаем летопись. Прими Владимир иное решение, летопись была бы иной, а позднейшие историки писали бы, что Владимир “естественно” не мог принять христианство у Византии, с которой Русь находилась в постоянной вражде, ...и пришел, например, к “единственно возможному” решению - принять христианство у далеких соседей, с которыми войн не было, и т.д. и т.п., а кто-нибудь наверняка утверждал бы, что есть таинственная связь между русской душой и католицизмом». Источник: Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1988. № 6. С. 92.
Принятие христианства на Руси Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) – советский и русский филолог, искусствовед, академик АН СССР и РАН: «Попытки обосновать ту мысль, что Ольга и Владимир приняли христианство по латинскому обычаю, лишены сколько-нибудь научной документальности и носят явно тенденциозный характер. Неясно только одно: какое это могло иметь значение, если вся христианская культура была принята нами из Византии и в результате сношений Руси именно с Византией. Из самого факта, что крещение было принято на Руси до формального разделения христианских церквей на византийско-восточную и католическо-западную в 1054 году, вывести ничего нельзя. Как нельзя вывести ничего решительно и из того факта, что Владимир до этого разделения принимал в Киеве латинских миссионеров «с любовью и честью» (какие были у него основания принимать иначе?). Ничего нельзя вывести и из того факта, что Владимир и Ярослав выдавали дочерей за королей, примыкавших к западному христианскому миру. Разве русские цари в XIX в. не женились на немецких и датских принцессах, не выдавали своих дочерей за западных владетельных особ?» Источник: Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир, 1988, № 6.
Принятие христианства на Руси Александр Николаевич Боханов , советский и российский историк, доктор исторических наук, автор и соавтор школьных учебников по истории; Горинов Михаил Михайлович , кандидат исторических наук, первый заместитель Главного архивного управления г. Москвы : «Как это ни странно, такое важное событие, как принятие христианства, в русских источниках освещено крайне смутно. Как ни странно, неизвестна даже точная дата крещения Руси. Летопись дает 988 г., и именно с ней был связан тысячелетний юбилей принятия христианства Русью, отмеченный в 1988 г . Однако один ранний древнерусский памятник («Похвала князю Владимиру» Иакова Мниха) утверждает, что Владимир крестился на десятом году после гибели Ярополка, что приходится уже на 990 г . Христианские же восточные писатели XI—XII вв. позволяют отнести крещение Руси даже на время между 987 и 989 гг. Очевидно, трудно свести дело к одной точной дате, и сам процесс христианизации Владимира и его подданных растянулся по крайней мере на два-три года (987—989)». Источник : Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. Раздел I. Древняя Русь. Глава 2. Восточные славяне и образование Древнерусского государства. § 9. Принятие христианства и его последствия.
Принятие христианства на Руси Юрий Владимирович Кривошеев , современный российский историк, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой исторического регионоведения истфака СП(б)ГУ: “ Язычество ко времени крещения не только не исчерпало себя, но и обладало еще достаточно мощным потенциалом для дальнейшего движения”. Источник: Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988. С. 22.
Принятие христианства на Руси Михаил Александрович Васильев , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН: «Поэтому, на наш взгляд, нет веских препятствий для утверждения, согласно которому в случае воплощения обозначенных выше реально вероятностных путей развития событий … представима сравнительно долговременная реализация на Руси пятой, языческой (“Перуновой”) религиозной альтернативы. И личное крещение Владимира (причем бесспорно находившееся в прямой связи с заключенным с империей соглашением) существенно ранее принятия новой веры в качестве официальной государственной религии… не имело всеподавляющего значения - его бабка, христианка княгиня Ольга, не один год вполне благополучно управляла языческой страной. Да и сам Владимир уничтожил общегосударственный культ Перуна далеко не сразу после того, как лично принял веру Христову, а в его сознании ко времени начала массовой христианизации населения страны “языческая составляющая” продолжала играть существенную роль (83). Источник: Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне введения христианства. С. 242–245.
Принятие христианства на Руси Борис Александрович Рыбаков (1908-2001) – советский и русский историк, академик АН СССР, затем РАН: «Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, на которых сгорали убитые рабыни, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, тайно (“отай”) молились Перуну и огню-варожичу, справляли старинные праздники. Язычество слилось с христианством». Источник : Рыбаков Б.А. Христианство и язычество. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/rub_jaz/Hr_Jaz.php
Принятие христианства: за и против ? Историческое эссе на тему: Обоснован ли выбор Владимиром Первым восточной ветви христианства? Как развивалась бы Русь и всё прогрессивное человечество, если Владимир Первый выбрал бы ислам или иудаизм?
Авторы презентации (С)Петрович В.Г. – содержание; (С)Петрович В.Г. – электронная версия. Все права защищены
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принятие христианства на Руси
Презентационные материалы о Владимире Ярославиче...
Урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»
Крещение Руси - это одно из важнейших событий в истории нашей страны. Данный урок в 6 классе позволяет раскрыть основные этапы принятия христианства на Руси....
урок истории в 6 классе по теме: "Принятие христианства на Руси"
Целью данного урока было: 1. Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославовича. Объяснить причины и значение принятия христианства на Руси. 2. Воспитывать уважение к истории и прош...
Презентация и конспект урока на тему:"Владимир Святославич. Принятие христианства" (6 класс. История России)
Конспект открытого урока и презентация по итории России, 6 класс....
Князь Владимир Святославович. Принятие христианства
Урок формирования у учащихся устойчивого представления о причинах принятия князем Владимиром православия в качестве государственной религии.....
Презентация "Языченство на Руси и принятие христианства"
Что означает термин язычество, языческие божества....
Разработка урока "Князь Владимир и принятие христианства"
Методическая разработка урока включает в себя конспект урока, презентацию и приложения для распечатки...