Памятка для воспитателей «Развитие речевого дыхания».
консультация
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей
«Развитие речевого дыхания».
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Различие между физиологическим дыханием и речевым дыханием.
| Физиологическое (жизненное) дыхание | Речевое дыхание |
Последовательность фаз дыхания | Фазы: вдох – выдох - пауза | Фазы: вдох – пауза - выдох |
Произвольность | Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания | Происходит сознательно, произвольно, контролируемое, управляемо |
Назначение | Назначение: осуществление газового обмена | Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики |
Полости, через которые осуществляются вдох и выдох | Вдох и выдох через нос | Вдох и выдох через рот |
Соотношение времени, затраченного на вдох и выдох. | Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5) | Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох |
Смена фаз дыхания | Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая | В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет. |
Несовершенства речевого дыхания, которые наблюдаются у дошкольников, и приводят к задержке речевого развития.
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.параметры правильного ротового выдоха:
Техника выполнения упражнений:
-глубокий вдох через нос — продолжительный и плавный выдох через рот плечи не поднимать;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
- упражнения проводятся ежедневно в хорошо проветриваемом помещении.
Но при проведении игр на развитие дыхания важно помнить,что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому игры должны ограничиваться по времени - 3-5 минут в день с перерывами на отдых.
Так, например: - дети 2-3 лет играют 1-2 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3).
- дети 3-4 лет могут заниматься по 2-3 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).
- дети 4-6лет - длительность игры составляет – 3-5 минут (количество слов 4-6).
- дети 6-7 лет – могут играть по 4-6 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).
Очень осторожно нужно проводить дыхательные упражнения детям с органическим поражением мозга, эпилепсией, астмой и др. заболеваниями согласно рекомендаций врача.
Примерные упражнения на развитие речевого дыхания.
Упражнения для развития ротового выдоха.
«Забей мяч в ворота»
Оборудование:ворота шириной 10 и 15 см(их можно заменить кубиками);табло с
вставляющимися в него цифрами или красними кружками; мячик – ватный шарик.На противоположный от ребенка край стола ставятся ворота, рядом с ними – табло. Ребенокприседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор , пока он не попадет в ворота.Если это удается, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра.Дляусложнения игры ставятся более узкие ворота.
«Листопад» , «Снегопад»
Оборудование: на каждого ребенка пластмассовая бутылка, наполненная мелкими разноцветными листьями и снежинками из бумаги; пластмассовые трубочки для коктейля.
Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить ее в бутылку, вдохнуть носом и медленно выдохнуть в трубочку.
«Сдуй снежинку», «Сдуй кляксу», «Лети стрекоза»
Оборудование: варежка из картона; к ней прикрепленная на ниточке снежинка из бумаги. Свинка из картона; к ней прикрепленная на ниточке клякла из бумаги.
Ребенок берет варежку или свинку, подносит к орту и дует, Повторить 4-5 раз.При этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох и щеки ненадуваются.
«Гарячий чай»
Оборудование: плоскотное изображение чашки из картона; к ней прикреплены узкие полоскииз бумаги (пар).Ребенок берет чашку, подносит ко рту и дует на пар, остужая чай.При этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох и щеки не надуваються.
Упражнения для развития речевого дыхания
«Катание с горки»
И.п. : о.с. 1 – сед, руки вытянуть вперед (вдох); 2 – на выдохепроизносить: «У-у-у-у-х!!. Повторить 3-4 раза.
«Дождик»
И.п.: о.с. 1- попеременновыставлять пряме руки вперед – «ловить капли» (вдох);
2 – на выдохепроизносить : «Кап- кап-кап!»; 3 –попеременновыставлять пряме руки – «ловяткапли» (вдох); 4 – на выдохепроизносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.
«Улетают птицы»
И.п.: ноги слегкарасставлены, руки опущены. 1 – глибокий вдох; 2 – медленный выдох,
произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза
«Самовар кипит»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- вдох носом; 2 – на выдохепроизносить: «Пыхчу!Пыхчу!». Повторить 3-4 раза
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речового дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР – органов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития речевого дыхания
Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...
Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"
Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-169018-1356277821.jpg)
Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия
Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-221905-1363849101.jpg)
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Формирование правильного речевого дыхания является подготовительным этапом при постановке звуков. Игровые упражнения помогут малышу выработать целенаправленную воздушную струю.....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-225634-1364121312.jpg)
Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
Для выработки сильной, направленной воздушной струи, необходимой для постановки звуков, рекомендую выполнять следующие упражнения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707629-1447347547.jpg)
«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/14/picture-1449548-1673655159.jpg)
Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...