статья
материал
моя статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanizatsiya_kak_tendentsiya_razvitiya_sovremennogo_obrazovaniya.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУМАНИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ТОЧКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Ахметов С.И.,
выпускник ФГБОУ ВО
«СГУ имени Н.Г. Чернышевского»,
410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83,
e-mail: akhmetov.stepan@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается гуманизация современного образования, выявляются проблемы и обозначаются основные пути их решения.
Ключевые слова: демократизация, глобализация, информатизация, гуманизация, гуманистический подход, образовательное пространство.
Образование всегда было и остаётся важной частью человеческой жизни. Во все времена ценились грамотные и сведущие люди. Сегодня вопросы организации образования также занимают передовые позиции, они волнуют прогрессивную общественность.
Современное образование должно обеспечить доступность получения необходимых и прочных знаний. Обществу, в котором мы живём, нужны компетентные и инициативные личности, способные не только получать, но и отдавать знания, делиться новым и оригинальным.
Такой социальный заказ можно осуществить благодаря правильным подходам. В настоящее время реализуются следующие: демократизация, глобализация, информатизация, гуманизация и другие.
Наиболее приоритетным из них является гуманизация. Она становится тенденцией и позволяет переориентировать образование с интересов общества на интересы личности. Главными её особенностями являются:
- главенство развития над обучением;
- использование активных методов обучения;
- вплетение в процесс обучения самооценки и самоанализа (рефлексии).
Проблемой гуманизации образовательного пространства занимались многие исследователи. Среди них такие, как учредитель Международной академии гуманизации образования Михаил Николаевич Бурелава, Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко.
Гуманистический подход направлен на воспитание интеллектуальной и нравственной личности. Он способствует интенсификации и дифференциации образования согласно с возможностями и склонностями обучающихся.
Одним из социально-психологических факторов гуманизации современного образования является признание безусловной ценности личности обучающихся на уровне общегосударственных документов.
«Мы должны только понять положение нового человека в новом обществе», - считал А.С. Макаренко [1].
Что же конкретно предполагает гуманизация образования?
Она предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным.
Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности.
Гуманизация необходима и рациональна. Однако, педагогическая практика дает нам основание говорить о серьезных отклонениях в школьной жизни от принципов гуманизма и гуманизации. Ввиду этого необходимо рассмотреть проблемные точки.
Главной проблемой на сегодняшний день является нарушение баланса ответственности учителя и ученика за результат учебно-воспитательного процесса. Это проявляется в следующем:
- Учащиеся из-за низкого контроля со стороны родителей забрасывают продолжение обучения дома и как следствие приходят в школу не готовыми. Это, безусловно, накладывает свой отпечаток на развитие ребёнка.
- Школьники нового поколения часто и открыто грубят учителям, что нечасто вызывает ответную реакцию со стороны учителя.
- Учителя, забывая про подходы и новые веяния педагогической науки, продолжают вести свою деятельность «по-старинке»,что проявляется в традиционных уроках, избитых заданиях и упражнениях, боязни отойти от намеченной схемы.
- Перегрузка в количестве предметов, в наборе программного материала и др.
Немаловажной проблемой остаётся рост количества преступлений, волна жестокости, агрессии, насилия в среде детей, подростков, юношей и девушек. Мы, учителя, часто стали говорить об этом, потому что сами стали страдать от этого. С точки зрения многих психологов, психиатров и социальных работников, первопричина вышеуказанного явления российской действительности – это насилие над детьми со стороны взрослых и общества в целом. Семья как институт социальной защиты ребенка не выполняет своих функций.
Равнодушие, нелюбовь к детям, публичное моральное унижение ребенка, ученика, игнорирование его интересов и склонностей – далеко не полный перечень проблемных точек.
Отметим, в последних стандартах, введенных на разных уровнях образования, заявлена реализация качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели образовательной организации. В частности, ставятся задачи развития личности обучающегося, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Фактически, на уровне законодательных и регламентирующих документов декларируются человекоцентрированные установки и субъект-субъектные типы взаимодействия, лежащие в основе гуманизации образовательной среды.
На практике реализация этих установок пока затруднена, в силу различных причин:
- Трудность сочетания объективных и субъективно-личностных критериев и показателей оценки качества образования.
- Большая внутренняя (эмоциональная, интеллектуальная, энергетическая) затратность педагогов в субъект-субъектных типах взаимодействий с учащимися.
- Затрудненная формализация способов педагогического и психологического воздействия и отсутствие готовых образцов и конкретных целей развития личности человека, получающего образование [2].
Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического процесса, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности. Основным смыслом педагогического процесса в этом случае становится развитие личности, качества, мера которого является показателем работы учебных заведений, учителей, всей системы образования.
Таким образом, гуманизация образования - это педагогика сотрудничества, гуманные отношения. Это значимая сторона гуманизации образования, но сведение этой проблемы только к установлению «особых» отношений между учащимся и учителем - это лишь частичное решение.
Какие проблемы требуют незамедлительного решения? Каковы же возможности их устранения? Какими способами выстроить процесс обучения на гуманистических основаниях?
Во-первых, проблема личности, её значимости и первостепенности. Для учителей нового поколения должно быть характерно безусловное принятие личности учащегося, забота о свободном развитии его индивидуальных способностей (духовных и физических, творческих и репродуктивных, общекультурных и специальных), забота о его здоровье. В связи с этим в области высшего педагогического образования сегодня очень важно выйти в теории и практике на новый уровень синтеза инноваций и лучшего в различных педагогических концепциях прошлого и настоящего.
Во-вторых, взаимодействие учителя и ученика должно строиться на этических началах и принципах. Здесь требуется огромная работа семьи, школы, других социальных институтов.
В-третьих, необходимо, чтобы баланс ответственности учителя и ученика за результат учебно-воспитательного процесса пришёл в уравновешенное состояние. Для этого нужно чётко и ясно определить права и обязанности каждой стороны, которые бы контролировались руководством школы и родителями учащихся. Семья должна участвовать в жизни ребёнка и школы.
В-четвёртых, главной отличительной чертой гуманизации должен стать дифференцированный подход. Исходить следует из потребностей и возможностей детей.
И конечно, никто не исключает подход к образованию творческий и инновационный. Именно творчество лучше всего помогает справиться со многими насущными проблемами.
Перечисленные пути решения данных проблем не решают их в полной мере, поскольку нельзя подойти к человеческому фактору – гуманизации – со строго проработанной программой или планом. Человек – это сложный организм, который требует постоянного анализа и проработок.
Гуманизация образовательной среды – важная и сложная проблема современного образования, решение которой связано с парадигмальными установками. От того, принимаем или отвергаем мы установки, связанные с гуманизацией, и как мы понимаем образовательную среду, зависит, какие исследовательские и методические процедуры будут выбраны в образовании, на что или на кого будет направлено педагогическое и психологическое воздействие, каковы будут средства и мера этого воздействия.
Библиографический список
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1988. – 304с.
- Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2018) . / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. – М.: Издательство «Перо», 2018. – с. 206-212 [Электронное издание].
HUMANIZATION AS A TENDENCY OF DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION: PROBLEM POINTS AND OPPORTUNITIES FOR THEIR ELIMINATION
Akhmetov S.I.,
"SGU named N.G. Chernyshevsky ",
410012, Saratov, ul. Astrakhanskaya, 83,
e-mail: akhmetov.stepan@mail.ru
Annotation. The article discusses the humanization of modern education, identifies problems and identifies the main ways to solve them.
Keywords: democratization, globalization, informatization, humanization, humanistic approach, educational space.
Bibliographic list
1. Makarenko A.S. Citizen Education / Comp. R.M. Beskina, MD Vinogradov. - M.: Enlightenment, 1988. - 304s.
2. Humanization of the educational space: Sat. scientific articles on the materials of the International Forum "Humanization of the educational space" (Saratov, March 15-16, 2018). / Scientific. ed. E.A. Alexandrova; Ed.-status. N.N. Sayapin. - M .: Publishing house "Pero", 2018. - p. 206-212 [Electronic Edition].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....