МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
методическая разработка
Методическое рекомендации : "Музыкальное оформление урока народно-сценического танца и роль концертмейстера в подборе музыкального материала"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации подготовила:
преподаватель хореографических дисциплин
«Детской школы искусств № 2»
города Нижневартовска
Ильина Капитолина Валерьевна.
Музыкальное оформление урока народно-сценического танца и роль концертмейстера в подборе музыкального материала
Хореографическое образование предусматривает гармоническое развитие будущих танцовщиков и хореографов. Большую роль в этом играет музыка. Музыка на уроках хореографии – важнейший фактор эстетического и художественного воспитания учащихся. При овладении танцевальной техникой большую помощь оказывает тщательный, продуманный подбор музыкального сопровождения. Поэтому на уроке очень важен творческий союз педагога и концертмейстера. Урок – это сложная учебная работа, где отрабатываются ранее пройденные примеры исполнительской техники и изучаются новые.
Урок народно-сценического танца в детской школе искусств может сопровождаться игрой на фортепиано или на баяне.
Практика фортепианного сопровождения урока народного танца имеет не столь уж длинную историю. В XIX веке для аккомпанемента народного и классического экзерсиса в балетных школах использовалась скрипка. Часто педагоги сами аккомпанировали классу, предпочитая скрипку, ибо она позволяла вести им урок и показывать движения, не прерывая игры на инструменте. Но сначала XX века для сопровождения урока стал использоваться рояль с его богатыми фактурно-гармоническими возможностями. Педагоги-балетмейстеры этого времени, такие как, Легат Николай Густавович и Фокин Михаил Михайлович, умели импровизировать за роялем, аккомпанируя уроку. Эту традицию старались подхватить и пианисты-аккомпаниаторы.
Работа концертмейстера-баяниста заключается в подборе и освоении музыкального материала, связанного с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями обучающихся.
В учебной практике есть два способа музыкального оформления урока народно-сценического танца. Первый, это музыкальная импровизация, второй – музыкальная литература. Музыкальная импровизация – это один из наиболее распространённых способов озвучивания урока. Импровизация – это, прежде всего, умение мыслить и исполнять музыку одновременно. Импровизаторы очень чутки, точно воспроизводят задание педагога, хорошо знают своё дело и все его тонкости.
Основным материалом заданий на уроке являются построения, которые называются комбинациями. Они, как правило, не велики по размерам и составляют 16-64 такта. Усвоив характер, ритм и хореографические элементы учебного задания, концертмейстер предлагает соответствующую музыку. Существует мнение, что музыкальная импровизация не может отличаться высокими художественными достоинствами, но такая задача и не преследуется в рамках урока. Важно, чтобы ритм музыки был согласован с заданной комбинацией, чтобы характер её соответствовал характеру задания.
По-другому используется на уроке народно-сценического танца музыкальная литература. На основе музыкального произведения педагог создаёт этюд или хореографическую композицию. В таком случае не музыка приспосабливается к учебному заданию, а наоборот, хореография выражает содержание музыки. В таких этюдных композициях отрабатываются исполнительские приёмы техники танца. Для этой работы концертмейстер отбирает высоко-художественные произведения танцевального характера, в которых ясно выражена мелодика, яркая образно-эмоциональная сфера.
Основными принципами музыкального оформления урока народно-сценического танца являются его соответствие характеру движения, его темпу, ритму, стилю, подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, её национальному колориту. Органически связанная с движением, музыка сообщает каждому движению выразительность, законченность, а исполнение его делает особенно красивым. Ещё большее значение приобретает тесная связь музыки и движения при исполнении комбинации.
Музыкальное оформление урока готовиться концертмейстером под руководством педагога заранее. Педагогу необходимо составить к уроку список упражнений с указаниями характера, темпа, музыкального размера и национальной принадлежности музыкального материала к ним. Если концертмейстер опытный и способен к импровизации, то достаточно одного показа упражнения педагогом во время урока, чтобы он определил необходимый характер и ритмический рисунок музыкального сопровождения. Для грамотного отбора музыкального материала концертмейстеру необходимы обширные знания в области музыкальной литературы, стилистики, выразительных средств и характерных особенностей языка того или иного композитора. От качества подобранного материала зависит развитие музыкальных способностей и музыкального вкуса учащихся.
Задача концертмейстера и преподавателя объяснить и научить – отличать характер звучания (legato, staccato) от динамики (forte, piano). Дать объяснение понятиям: темп (allegro, adagio); метр, музыкальный размер. Познакомить со структурой музыкального произведения (двухчастная, трёхчастная, куплетная). Объяснить что такое фраза, мотив, предложение, период, что такое музыкальный «квадрат», что такое длительность, так как хореографические комбинации строятся исходя из выразительных средств музыки. Основными проблемами в настоящее время являются:
- отсутствие грамотного концертмейстера;
- безграмотность преподавателей-хореографов в музыкальном отношении.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – классической хореографии, народного и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.
В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:
- репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе народного танца, его характерных особенностей;
- изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;
- систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танце.
В настоящее время многие преподаватели работают без концертмейстеров, используя музыку, записанную на диск или ауди-кассету. Но урок постоянно меняется в рамках его традиционного вида, и музыкант остаётся главным помощником в этих изменениях. Записанную музыку не очень удобно использовать, так как часто она идёт в более быстром темпе, чем необходимо в учебном процессе.
При работе с концертмейстером над учебными комбинациями можно использовать различные варианты:
1. Преподаватель сочиняет комбинацию, а концертмейстер подбирает к ней музыку.
2. Преподаватель сочиняет комбинацию на музыку, которую предлагает концертмейстер.
3. Импровизационный.
Недостатками музыкального сопровождения урока концертмейстерами являются: небрежное исполнение в подаче материала, громкий звук, ускорение темпа, однообразное звучание. Всё это не только не помогает учащимся, но зачастую даже мешает. Концертмейстеру необходимо уметь, исполняя музыкальный материал, слушать педагога и следить за исполнителями. Концертмейстер, используя широкую палитру музыкальных средств, динамических оттенков и эмоциональных красок, призван создать необходимое творческое состояние у исполнителей.
Музыкальное оформление урока, сделанное концертмейстером с мастерством, со вкусом, наряду с целенаправленной работой педагога, способствует развитию музыкальности учащихся. Этот процесс условно можно разделить на три этапа. На первом этапе воспитывается способность правильно, точно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом, на втором этапе – умение понимать интонации музыкальной темы и передавать их звучание в танце, на третьем этапе – способность творчески и увлечённо, на высоком художественном уровне воплощать характер музыки, её ритмическое, интонационное, национальное своеобразие. К концу обучения темпы постепенно ускоряются, ритмический рисунок комбинаций становиться более сложным, с использованием всевозможных музыкальных размеров.
Подбирая музыку к упражнению и комбинации танцевальных движений, прежде всего, следует стремиться к тому, чтобы она более соответствовала характеру движения. Плавная певучая музыка сообщает особую выразительность плавному, слитному движению. Весёлый, живой, чёткий ритм подчёркивает лёгкость, чёткость, жизнерадостность движений. Большое значение имеет и динамическая сторона музыки: внезапное или постепенное нарастание и ослабление силы звучания, выразительные акценты, незначительные ускорения и замедления – все оттенки музыки будучи правильно использованы, сообщают движению выразительность и эмоциональность, делают особенно приятным для учащихся исполнение упражнений.
Подбор народной музыки для сопровождения характерных упражнений также требует продуманности и тщательности. Музыкальность исполнителя слагается из трёх взаимосвязанных между собой исполнительских компонентов:
1. Способность верно согласовывать свои движения с музыкальным ритмом. Малейшее нарушение музыкального ритма, всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения. Поэтому необходимо обращать точное внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися нее как точный счёт времени, а как выразительный компонент танца.
2. Умение учащихся сознательно и творчески увлечённо воспринимать тему, мелодию, художественно воплощая в танце. Содержание каждого музыкального произведения распознаётся по теме мелодии. Самые различные образы и состояния, обладающие интонационными, ритмическими, динамическими и тембровым способностями. Музыка для исполнителя должна быть не только ритмической опорой движения, а внутренним стимулом эмоциональной увлечённости, технически совершенной и одухотворённой пластике танцевальной позы. Музыкальная тема должна быть не только верно воспринята, но и верно отображена в действиях учеников.
3. Необходимо прививать в своих воспитанниках умение внимательно слушать музыку, вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно и творчески увлечённо воплотить их звучание в пластике танца.
Умение слушать музыку в целом – её ритм, тему и интонации необходимо воспитывать последовательно, своевременно переходя от простого к сложному, на протяжении всего курса обучения танцу, учитывая возраст ученика, его знания, и характер упражнений. Одна из задач на уроках народно-сценического танца – развитие у обучающихся понимание музыки каждого народа, её самобытности, национального колорита. Именно музыка является основой, которая помогает выявить характер движений, оригинальность исполняемого народного танца. Музыка должна быть простой и понятной на первом этапе обучения.
Для учащихся выпускного класса (возраст учащихся 13-15 лет), содержание музыки становиться более серьёзным и сложным по сравнению с начальными и средними классами.
Воспитание музыкальности не нуждается в какой-либо новой или особой системе. Необходимо только ежеурочно и неустанно прививать учащимся умения творчески воспринимать содержание музыки как художественный компонент танца, как образный мир человеческой мечты, как высокую, благородную поэзию чувств, как живое творческое начало.
Темповые особенности
При аккомпанементе уроку музыкальный темп определяется частотой совпадения пульсации с определенными моментами движений. Учащиеся и концертмейстер заранее знают основной темп комбинации, т.к. характер и особенности элементов, предполагают определенный темп исполнения. Темп постоянно корректируется педагогом и концертмейстером. Наиболее важным для концертмейстера показателем темпа являются движения ног, т.к. движения рук и головы чаще всего бывают плавными, опережающими или запаздывающими.
Темп сопровождения определяется следующими факторами:
- многоуровневым характером обучения. На ранней стадии освоения упражнений все движения исполняются медленно. Постепенно темп ускоряется;
- характером и способом исполнения самих движений. Плавные элементы исполняются медленно, активные и резкие – в более подвижном темпе.
Метроритмические особенности
Танцевальное движение при необходимости можно представить в любом музыкальном метре. Важен лишь типовой способ исполнения движения по отношению к сильной доле («из-за такта» или «на раз»).
Двухдольные метры обладают такими свойствами, как четкость, упругость, некоторая элементарность по сравнению с другими метрами. Трехдольные метры воспринимаются как более пластичные, мягкие. Музыкальные размеры 6/8 и 12/8, наряду с качествами, свойственными трехдольным метрам, обладают размеренностью и способностью такта делиться пополам, что очень удобно с точки зрения хореографического счета.
Рассмотрим конкретно, по каким признакам происходит отбор музыкальных фрагментов для основных упражнений у станка.
Demi и grand-plié. Музыкальный размер – 4/4, 3/4, 2/4. Музыка плавная, темп - moderato. Фрагмент должен быть квадратным, наличие четного ритмического рисунка не имеет значения. Желательно наличие затакта.
Battement tendu. Музыкальный размер - 2/4 3/4. Характер музыки - четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Для музыкального фрагмента желательна квадратность. Большое значение имеет ритмический рисунок. Кроме того, имеет значение возможность метроритмического разложения. На начальном этапе движение делается на 2/4 и 4/4 в медленном темпе, затем на 2/4 в быстром темпе. Так же большое значение имеет затакт и его акцентирование для точности исполнения и передачи характера движения.
Battement tendu jeté. Музыкальный размер - 2/4. Темп - allegro, четкий ритмический рисунок (по возможности, синкопированный). На начальном этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и». Наличие затакта необходимо с начального момента изучения. Возможно метроритмическое разложение до четверти. На начальном этапе темп в размере 2/4 медленный, затем быстрый.
Rond de jambe par terre и rond de pied. Музыкальный размер - 2/4, 3/4, 4/4. Характер мелодии - плавный, темп исполнения - умеренный, но по мере освоения движений возрастает, метроритмическое разложение требуется лишь на начальном этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – не обязательно). Одно движение делается в этом случае на 1 такт, таким образом, замедляется темп. Если подобран фрагмент на 2/4, то темп должен быть медленным, а если размер 3/4 - более быстрым.
Упражнение для бедра. Музыкальный размер - 2/4, 4/4 и 3/4 характер мелодии плавный, темп- moderato. На начальном этапе требуется квадратность, определенный ритмический рисунок не имеет значения, возможен затакт. Метроритмическое разложение требуется на начальном этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – нет); в этом случае одно движение делается на 1 такт, таким образом, замедляется темп.
Дробные выстукивания. Музыкальный размер - 2/4, 3/4. Характер мелодии - яркий, жизнерадостный, темп-moderato, необходим четкий ритм. Имеет значение квадратность. Возможен затакт.
Flic-flac. Музыкальный размер 2/4. Темп – moderato, четкий ритм. Квадратность имеет значение лишь на начальном этапе. Ритмический рисунок желателен из мелких длительностей. Возможно наличие затакта. Разложение ритмически требуется больше на начальном этапе, когда темп медленный, чем тогда, когда движение уже «выработано».
Подготовка к «веревочке». Музыкальный размер - 2/4. Темп - allegretto, moderato. Характер музыки - яркий, жизнерадостный Ритмический рисунок - четкий. Следует подбирать квадратные музыкальные фрагменты.
Adagio. Музыкальный размер 4/4, 3/4. Характер музыки - плавный, спокойный, темп moderato, возможно allegro moderato. Для лучшего усвоения следует подбирать квадратные музыкальные фрагменты. Ритмический рисунок не имеет значения. Возможно, начало движения на затакт. Метроритмическое разложение музыкального материала не требуются.
Grand battement jeté. Музыкальный размер 2/4, 3/4. Характер музыкального фрагмента - бодрый, энергичный; темп от allegretto до allegro moderato. На начальном этапе необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок играет немаловажную роль. Необходимы акценты на сильную долю. В размере 3/4 необходимо присутствие затакта. Разложение на более крупные длительности возможны на начальном этапе обучения; темп варьируется в зависимости от технической «продвинутости» учащихся - от медленного до быстрого.
Предварительный просмотр:
Рекомендации подготовила:
преподаватель хореографических дисциплин
«Детской школы искусств № 2»
города Нижневартовска
Ильина Капитолина Валерьевна
Примерные модели учебно-танцевального экзерсиса
и этюдов на середине зала
Модель первая
1. Por de bras в характере испанского сценического танца.
2. Комбинация на развитие «мелкой техники ног» («гасма», «чаквра») в характере грузинского горского женского танца.
3. Упражнение со свободной стопой в характере цыганского танца (flic-fiac).
4. Упражнения для развития подвижности тазобедренного сустава («верёвочка») в стиле венгерского народно-характерного танца.
5. Упражнение на выстукивания (zapateado), в характере испанского танца фламенко.
6. Упражнения на технику вращений на месте и в продвижении в характере венгерского народного танца.
Модель вторая
1. Por de bras в стиле цыганского народно-характерного танца.
2. «Моталочка» в характере русского народного танца.
3. Комбинация на развитие «мелкой техники ног» в характере испанского сценического танца «Арагонская хота».
4. Упражнение со свободной стопой в характере цыганского сценического танца (flic-flac).
5. Упражнение для развития подвижности тазобедренного сустава («верёвочка») в характере русского танца.
6. Дробная комбинация, состоящая из «ключей», «дробной дорожки», дроби с подскоком, дроби с подскоком и переступаниями в характере русского народного танца.
7. Комбинации на вращения в характере цыганского сценического танца.
Модель третья
1. Por de bras в характере грузинского женского танца.
2. Упражнение на координацию с веером в стиле испанского народно-характерного танца.
3. Комбинация на развитие «мелкой техники ног» в характере венгерского народного танца (скольжения, маленькие броски).
4. Упражнения для развития подвижности тазобедренного сустава («верёвочка») в стиле венгерского народно-характерного танца.
5. Упражнение на выстукивания (zapateado), в характере испанского танца фламенко.
6. Комбинация на развитие техники вращений на месте и в продвижении в характере русского сценического танца.
Все упражнения на середине зала воспитывают главные, необходимые навыки и умения танцевальной технологии в характере, эстетике народных традиций танцевальной культуры, изучаемых национальных танцев, заложенной в далёком прошлом. Вторая часть урока подготавливает обучающих к заключительной части урока народно-сценический танец.
В зависимости от программы обучения изучаемых народностей, урок будет принимать ту или иную форму. Народный танец настолько богат хореографической лексикой, что невозможно изучить все его тонкости и особенности. В школах искусств народно-сценический танец только начинает знакомить учащихся со стилем, манерой, характером, темпераментом и особенностями танцевальной лексики некоторых народностей. От того как будет выстроен экзерсис на середине зала, будет зависеть работа над этюдами и танцами. Вторая часть урока для учащихся должна быть подготавливающей частью к самой сложной части урока.
Третья часть урока – это работа над этюдами и танцами. Эта часть урока показывает, на сколько исполнители пластичны, музыкальны, танцевальны и методически грамоты при исполнении этюдов и танцев.
В третьей части урока, в работе над этюдами и танцами, ярко выражено сценическое назначение танцевальных элементов народных танцев. Танцевальный этюд организуется в рамках типичных композиционных рисунков, движений и переходов, свойственных изучаемой народности. Развитие техники танца, в этюдной работе уступает место образно-художественной отделки. Авторы книги « Основы характерного танца» Лопухов Андрей Васильевич, Ширяев Александр Викторович и Бочаров Александр Ильич говорят о том, что необходимо создавать сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие и технику танца, и его стиль, и актёрскую танцевальную выразительность. В работе над этюдами и танцами на первый план выступает манера, стиль, характер и темперамент изучаемой народности. Модели уроков народно-сценического танца должны иметь вариативный характер. Это, прежде всего, зависит от профессиональных знаний и опыта педагога-хореографа, целей и задач курса и конкретного урока. Первоначально в третьей части урока изучаются и исполняются этюды, затем танцы – развёрнутые хореографические миниатюры[1].
Примерные модели третей части урока – этюды и танцы
Модель первая
1. Этюд в характере венгерского народного танца.
2. Этюд в характере испанского танца фламенко.
3. Этюд в характере чувашского лирического танца (по желанию педагога).
4. «Девичий перепляс» на основе русского народного танца Владимирской области.
5. «Грузинский лирический танец».
6. «Белорусская деревенская мазурка» (по желанию педагога).
Модель вторая
1. Девичий этюд в характере грузинского горского танца.
2. Этюд в характере венгерского хороводного танца.
3. Этюд в характере цыганского сценического танца.
4. Этюд с кастаньетами в характере испанского танца фламенко.
5. Этюд в характере армянского лирического танца.
6. Русский девичий перепляс.
7. Грузинский женский танец «Самаиа».
8. Испанский сценический танец «Арагонская хота».
Модель третья
1. Этюд в характере цыганского танца с шалями.
2. Женский этюд в характере белорусского народного танца «Бульба».
3. Женский этюд с веерами в характере испанского танца фламенко.
4. Женский этюд в характере аварского народного танца.
5. Молдавский лирический танец «Хора» (по желанию педагога).
6. Армянский женский танец.
7. Венгерский женский танец с бутылочками.
Хореографическая лексика (некоторых) вышеперечисленных танцев дана для 7 класса детской школы искусств в рабочей программе «Народно-сценический танец и методика его преподавания» (приложение 1).
Одна из главенствующих задач этой части урока состоит не только в том, чтобы показать танцевальную лексику того или иного народа, но и в том, чтобы каждый исполнитель понимал язык танца, выражал свои чувства через танец, пропускал через себя каждое движение, говорил на языке танца.
Третья часть урока является самой сложной, так как требует от исполнителей всех знаний, умений и навыков полученных и приобретённых в процессе занятий у станка и не середине зала. В этих этюдах и танцах учащиеся работают не только над техникой исполнения, но и манерой и характером.
На уроке народно-сценического танца все три части урока должны дополнять друг друга. Все части урока народно-сценического танца должны быть построены по принципу «от простого к сложному» и соответствовать программе обучения и возможностям учащихся.
[1] Бриске И.В. Народно-сценический танец и методика его преподавания. Учебное пособие. – Челябинск. 2007. – С. 45-46.
Предварительный просмотр:
Статью подготовила:
преподаватель хореографических дисциплин
«Детской школы искусств № 2»
города Нижневартовска, ХМАО-Югры
Ильина Капитолина Валерьевна.
Психофизиологические особенности развития
девочек подросткового возраста
Для повышения эффективности преподавания народно-сценического танца в учебных заведениях дополнительного образования детей, необходимо изучать и знать влияние физиологических и психологических особенностей учениц женского пола на выбор методики работы. Учитывая особенности возраста педагог сможет выбрать те танцы, которые будут больше всего соответствовать индивидуальности каждой из учениц.
Физиологические особенности девушек 13-14 лет
Строение женского тела во многом отличается от мужского. Многие различия можно заметить уже в раннем детстве, но наиболее отчётливо выявляется в подростковом возрасте, по достижению половой зрелости.
Высшая нервная деятельность
Подростковый возраст совпадает с пубертатным скачком роста и физического развития. Начало этого процесса у девочек приходится на 12-13 лет. Различают три фазы, связанного с процессом полового созревания:
- первая фаза - препубертатная, частично представленная теми изменениями, которые характерны для предшествующего возраста;
- вторая фаза - пубертатная, которая выражается в усиленном половом развитии и внешнем проявлении его признаков;
- третья фаза - постубертатная, связанная с завершением полового созревания и продолжающаяся в старшем школьном возрасте.
Подростковый возраст характеризуется рядом отличительных особенностей. У подростков преобладает процесс возбуждения, заметно ухудшается дифференцированное торможение, условно рефлекторные реакции становятся менее адекватные раздражению и носят более выраженный "бурный" характер. Отчасти этим объясняется тот факт, что двигательные действия подростков нередко отличаются большим числом дополнительных движений, сокращением ненужных мышц, излишней закрепощенностью.
Подростка отличает резко повышенная эмоциональность поведения, сопровождающаяся подчас психической неустойчивостью быстрым переходом от угнетения к радости и наоборот. Подобные изменения носят временный характер и являются следствием нейрогормональных сдвигов, присущих данному возрастному периоду.[1]
Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой
системы на физическую нагрузку
На динамическую физическую нагрузку подростка реагирует повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления. Подростки, систематически занимающиеся физической культурой или хореографией при строгом нормировании физических нагрузок, тренируют сердце, повышают его функциональные способности. Наступающая тренированность обуславливает предельную экономичность работу сердца, увеличение его резервных возможностей, повышение работоспособности и выносливости. Это чётко проявляется в реакциях тренированных подростков по сравнению с нетренированными сверстниками. Минутный объём сердца тренированные подростки по сравнению со своими нетренированными сверстниками обеспечивают за счёт увеличения ударного объёма и в меньшей степени за счёт частоты сердечных сокращений. Время восстановления гемодинамических показателей у тренированных подростков короче, чем у нетренированных. В ответ на большие нагрузки (2 минуты бег, 180 шагов в минуту) у тренированных девушек 14-ти лет количество крови, выбрасываемое за 1 минуту, достигает такого объёма, который позволяет обеспечить кислородом работающие органы.
Статистическая нагрузка сопровождается иными реакциями сердечнососудистой системы. Сидение - активное состояние, при котором сильное напряжение испытывает около 250 мышц. Статическая нагрузка в отличии от динамической повышает как максимальное, так и минимальное артериальное давление.
Длительное напряжение сопровождается у подростков спазмом артериол, что приводит к общему повышению артериального давления. Важная роль, которую выполняет сердце в организме, диктует необходимость применения профилактических мер, способствующих его нормальной функции, укрепляющих его. Занятия хореографией, гимнастикой, физической культурой и спортом в пределах возрастных границ, допустимых физических нагрузок наиважнейшая мера укрепления сердца.
Дыхательная система
С ростом и развитием организма увеличивается объём легких. Особенно интенсивный рост легких отмечаются между 12 и 16 годами. С возрастом изменяются общая емкость легких, которую составляют остаточный объем. У танцоров, художественных гимнасток и спортсменок 15-16 лет общая емкость легких такая же, как и у взрослых нетренированных людей.
Юные танцовщицы, художественные гимнастки и спортсменки отличаются от своих нетренированных сверстниц лучшим соотношением легочных объемов. У тренированных подростков-девушек снижается доля остаточного объема, в функциональной остаточной емкости увеличивается запас кислорода в альвеолах легких. По мере развития организма изменяется режим дыхания: длительность дыхательного цикла, временное соотношение между вдохом и выдохом, глубина и частота дыхания, минутный объем дыхания у 14-летних подростков на 1 кг массы тела и на 1м² поверхности тела составляет соответственно 125-3700 мл.
Дыхательную функцию характеризует также максимальная вентиляция легких. У юных танцовщиц резерв дыхания больше, чем у девушек не занимающихся хореографией или спортом.
Режим дыхания у подростков менее эффективен, чем у взрослых. У подростков 1 л кислорода извлекается из 32-34 л. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый человек 21 мл.
Таким образом, подростки потребляют относительно больше кислорода за счет более напряженной деятельности дыхательного аппарата. Подростки уступают взрослым в способности преодолевать недостаток кислорода. Это связывают с тем, что они обладают меньшей, чем взрослые, способностью затормаживать дыхательные движения, а также преодолевать гипоксические и гиперкапсические сдвиги в крови. Юные танцовщицы и художественные гимнастки характеризуются более совершенной адаптацией к этим сдвигам, чем их сверстницы - не хореографы и не спортсменки. Так у девушек занимающихся хореографией или спортом в 15- 16 лет при задержке дыхания насыщение крови кислородом снижается на 8,9%, у не спортсменов лишь на 6,8%, т.е. юные спортсмены и танцовщицы могут преодолевать более значительные гипоксические сдвиги.
Опорно-двигательный аппарат
К опорно-двигательному аппарату относятся скелет и мышцы, объединенные в единую костно-мышечную систему. С помощью опорно-двигательного аппарата осуществляется одна из важнейших функций организма - движение. Движение-основное важнейшие проявление деятельности организма и вместе с тем необходимый фактор его развития. В условиях ограничения движений резко замедляются как физическое, так и психическое развитие.
Основными частями скелета является скелет туловища, состоящий из позвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы - череп.
В период полового созревания у позвоночного столба появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвоночника после 20-ти лет. Грудная клетка у девушек приобретает ту же форму, что и у взрослого человека.
Активной частью опорно-двигательного аппарата являются скелетные мышцы. В период полового созревания наряду с удлинением, трубчатых костей, удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...