Беседа «Участие детей в трудовой жизни семьи»
материал
формирование устойчивых ориентаций на трудовом образе жизни воспитанников детского дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_uchastie_detey_v_trudovoy_zhizni_semi.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа
«Участие детей в трудовой жизни семьи»
Цель: формирование устойчивых ориентаций на трудовом образе жизни воспитанников детского дома.
Труд является источником материальной и духовной жизни общества и фактором, воздействующим на самого человека. С самого раннего детства ребенок познает основы труда, сначала в игре, а позже в некоторых обязанностях домашнего уклада. В труде развиваются и проявляются способности, природные задатки человека, формируется творческая активность, умение и мастерство. Труд выступает как важнейшее средство формирования личности и одновременно является критерием оценки уровня воспитанности человека.
Для решения проблемы трудового воспитания в нашем детском доме, педагоги делают все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время». Наша задача — передача воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких - то результатов, необходимо вырабатывать и закреплять выполнение приобретенных навыков и умений. А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам подход к трудовому воспитанию, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.
Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием — убрать постель, накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет. Именно воспитание в детях потребности в труде, умения получать от труда удовольствие и является одной из приоритетных целей социализации воспитанников и подготовке к профессиональной деятельности. Все компоненты трудового воспитания у нас в детском доме осуществляются поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности.
Первый этап является ознакомительным: происходит у каждого ребенка по мере поступления в детский коллектив, а именно в нашу группу. Этап начинается с момента, когда к нам в группу приходят дети, мы учим их бережному отношению к детскому дому с самого первого дня. Показываем множество поделок, рисунков.. Стараемся заинтересовать вновь прибывших в ручном труде, предлагаем им кружки по интересам.
Второй этап – деятельный
Почти все дети поступают в детский дом из неблагоприятных семей, не имея навыков по уходу за собой. Наша работа на этом этапе заключается в организации «собственного» труда.
Прежде всего мы приучаем детей к аккуратному исполнению санитарно-гигиенических норм (учим выполнять личную гигиену, умываться, причесываться), ухода за одеждой, обувью. Правильно красиво и аккуратно заправлять кровать, гладить свои вещи, делать мелкий ремонт (пришить пуговицу, петельку), стирать личные вещи.
Мелкие вещи, даже младшие учатся стирать самостоятельно. И если нужно пришить пуговицу — для этого не нужно бежать к швее, а следует попробовать самому.
В этих делах хорошо оправдывает себя система шефства старших воспитанников над младшими. Эти, кажущиеся мелочи, имеют воспитательное значение, вырабатывают собранность, чувство собственного достоинства, а так же ответственности за другого человека.
Постоянные напоминания о том, что это твой дом, и от каждого зависит то, каким он будет – дисциплинирует детские представления о труде. Труд по обслуживанию коллектива является одним из важнейших на этом этапе. Это элементы бытового труда, главным образом во время дежурства. Здесь проявляются и организаторские и контрольные функции, соблюдение порядка и режима. Выключить свет, закрыть кран, сложить вещи, т.д. Все эти простые поручения учат делать работу осознанно.
Третий этап - поисковый или пробный.
На этом этапе мы спрашиваем у воспитанника, что ты мог бы сделать полезного для нашего дома, чем ты хотел бы заниматься. Давая время привыкнуть, осмотреться, побывать на занятиях кружков, секций, познакомиться с работой в компьютерном классе, попробовать спеть в микрофон, под музыкальное сопровождение, выделяем склонность и интерес ребенка к чему-либо. В то же время закрепляем за ним обязанности в группе - полив цветов, часть территории и т.д. за которыми, так необходим уход. Мы создаем множество возможностей проявить себя, предлагаем альтернативу противоправным делам, ребенку остается лишь сделать выбор.
Масса конкурсов, фестивалей, концертов. Дети на сцене чувствуют свою значимость, верят в свои силы, чувствуют себя уверенно и в жизни, общительны, культурны.
Четвертый этап – диалогово – регулятивный.
Он заключается в совместном контроле педагога и ребенка за деятельностью воспитанника и открывает результативность труда: награды в спорте, дипломы в конкурсах творчества, даже небольшие победы, такие как правильно пришитая пуговица – становятся наглядным достижением. Уголок достижений, поздравления, поощрения как детьми друг друга, так и воспитателями – неотъемлемые компоненты этого этапа.
И последний пятый этап – контролирующий заключается в комплексе мероприятий по стимуляции потребности у детей к труду, увлечению трудовой деятельностью, направленных на осознание детьми необходимости иметь профессию и необходимые знания, а также направленных на воспитание духовных ориентиров в жизни и стремлению к разумному распределению денежных средств.
Старшие ребята хотят иметь свои деньги. Научить распоряжаться ими правильно еще одна не менее важная задача каждого воспитателя. Они учатся зарабатывать деньги и ценить труд, который нужно вложить, чтобы получить материальные блага.
Некоторые «спускают» сразу заработанное на безделушки, сладости. Некоторые покупают хорошие вещи, некоторые копят на дорогую покупку. Многие дети покупают и хранят вещи, которые будут нужны после выхода из детского дома.
Еще хотелось бы поделиться принципами формирования трудового сознания и трудовой активности нашего детского дома:
- Воспитанник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу детского дома(работа на участке, оформление детского дома , ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение территории).
- Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда и если дети не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они будут работать по принуждению, неохотно.
- Труд должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива и дает возможность детям приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.
- Труд воспитанника должен быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял детям возможность проявить инициативу.
- Необходимо требовать от воспитанников не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
Если все указанные условия будут соблюдаться, то труд для детей станет весьма привлекательной деятельностью, будет вызывать у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также формируются такие качества личности, составляющие трудовую активность, как трудовая направленность, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.
Процесс социализации и процесс воспитания, в том числе трудового, в детском доме — это единая педагогическая система, взаимосвязанная и взаимообусловленная.
Главное, как мне кажется – это приучать ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Дать понять, что приобретение профессии это один из важнейших шагов к успешной, взрослой жизни, к становлению человека как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни "
Родительское собрание...
Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...
Разработка родительского собрания "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики....
Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».
Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...
Внеклассное мероприятие о здоровом образе жизни "Семь правил о здоровом образе жизни"
Игра с презентацией о здоровом образе жизни....
Конспект родительского собрания на тему: "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Конспект родительского собрания...
Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.
Данная статья основана на опыте использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями....