Исследовательская работа «Я исследую мир: Осторожно! Грипп!»
творческая работа учащихся (7 класс)
Этим летом в нашей семье произошло большое событие. Родилась моя двоюродная сестра. Я обратила внимание, что она почти всё время спит. Я заинтересовалась, сколько же должен спать ребёнок и взрослый человек.
А также каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задала себе вопрос «Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?». Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования.
Я решила разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_son_i_zdorove.docx | 159.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование органа управления образования | Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Управление образования |
Наименование образовательного учреждения (полностью); | Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя школа №3». |
Наименование Конференции | «Золотое перо» |
Вид работы | исследовательская работа |
Наименование направления (секции) | Социально-гуманитарное |
Наименование темы работы | «Я исследую мир: Осторожно! Грипп!»
|
Фамилия имя отчество | Салмина Анастасия Сергеевна |
Домашний адрес автора | Ул.Островского,д.5, кв.59 |
Место учебы: | Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя школа №3». |
Класс | 7 «А» |
Научный руководитель | Елизарьева Елена Степановна ТМК ОУ «Дудинская школа №3» учитель химии т. 89135050231 |
e-mail | Taimyr1.3@mail,ru т. 89135050231, ф. 8(39191)5-21-04 |
Содержание.
Введение. | 3 |
Глава 1. | |
| 4 |
| 5 |
Глава 2. | |
Сон и возраст человека | 6-7 |
Глава 3. | |
Биоритмы и «биологические часы» | 8-9 |
Глава 4. | |
Практическая часть. | 10-11 |
Заключение. | 12 |
Литература. | 13 |
Приложения. | 14-19 |
Введение.
Этим летом в нашей семье произошло большое событие. Родилась моя двоюродная сестра. Я обратила внимание, что она почти всё время спит. Я заинтересовалась, сколько же должен спать ребёнок и взрослый человек.
А также каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задала себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?». Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования.
Актуальность темы – в необходимости сохранения самого большого достояния каждого человека – его здоровья. Я решила разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? мы определили:
Цель работы: исследовать, потребность во сне людей разных возрастных категорий, как отражается нарушение сна на общем самочувствии и успеваемость школьника.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Исследовать информационные источники в рамках выбранной темы;
2. Осуществить тематическое тестирование разных возрастных групп в школьном коллективе.
3. Изучить особенности организации сна учащихся 7 а класса школы № 3г. Дудинка;
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о роли сна
5. Разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон;
Методы исследования:
- сбор и анализ информации из различных источников;
- обработка и статистический анализ;
Объект исследования: сон человека.
Предмет исследования: условия полноценного сна школьника и потребность во сне людей разных возрастных категорий.
Гипотеза исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.
С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнал много нового и интересного. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.
Глава 1
- Сон- естественный физиологический процесс.
Сон в жизни человека играет важную роль. Исследования последних лет показали, что сон – это не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, которая необходима для приведения в порядок информации, полученной, в период бодрствования. Биологические ритмы сна и бодрствования связаны со сменой дня и ночи. Он является естественным состоянием человека. Выспаться впрок невозможно, точно так же как утолить жажду или голод. Жизнь человека и всего живого на Земле подчиняется основному циклу – околосуточному, т. е. циклу, за который Земля делает один оборот вокруг своей оси – 24 часа.[6]
Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.
Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.
Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.
Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.
Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.[2]
- Что происходит в организме, когда мы спим.[4]
Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.
Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.
Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.
Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.
Глава 2
Сон и возраст человека.[6]
Необходимо отметить , что люди разных возрастных категорий нуждаются в разном количестве сна. Например, сомнологи утверждают, что взрослому человеку спать больше 8 часов также вредно, как и меньше 7 часов. К этому выводу пришли японские учёные, которые проанализировали привычки 100 тысяч человек за 10 лет. Учёными в университете в Нагойе было установлено, что самая высокая продолжительность жизни у тех, кто спит ночью 7 часов.
У меня тоже возник вопрос «Сколько должен спать ребенок?» - так как моя сестричка первые месяца много спит. Продолжительность детского сна днем и ночью – очень больной вопрос для многих родителей, имеющих детей. Сколько времени должен спать ребенок, влияет большое количество факторов, например, эмоциональное состояние, состояние здоровья, активность, темперамент.
До одного года - от 20 до 5 часов дети спят днём, от 8 до 11 часов – ночью
От 2 до 7 лет - от 2 до 1,5 часов, от 11 до 10 часов - ночью
С 7 лет дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной длится 9-11 часов. Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.
Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.
Премьер-министр Великобритании известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.
Сон в жизни человека играет важную роль. Исследования последних лет показали, что сон – это не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, которая необходима для приведения в порядок информации, полученной, в период бодрствования. Биологические ритмы сна и бодрствования связаны со сменой дня и ночи. Он является естественным состоянием человека. Выспаться впрок невозможно, точно так же как утолить жажду или голод. Жизнь человека и всего живого на Земле подчиняется основному циклу – околосуточному, т. е. циклу, за который Земля делает один оборот вокруг своей оси – 24 часа.
В последнее время в обществе на разных уровнях поднимается вопрос о переводе стрелок часов на летнее или зимнее время. В дискуссию по этому вопросу вовлекаются и ученые, и врачи, и политики, и экономисты, и конечно же обычные люди. Всегда перевод часов связан с нарушением устоявшегося ритма жизни. И даже мы, жители Крайнего севера, практически с ноября и включая февраль, просыпаемся, глядя на темень за окном. Но споры продолжаются, а единого мнения по- прежнему, нет.
Занятия в школе у нас в Дудинке осенью и зимой, проходят при искусственном освещении. Наша семья только третий год живет в Дудинке.
Четыре класса училась на материке в центральной части России. Поэтому уверенно могу сказать, в полярную ночь хочется спать и трудно работать на уроке продуктивно. Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.
Не так давно на метеорологической станции за Полярным кругом был проведён эксперимент: семь человек жили без часов, при постоянном солнечном дне. Учёные выясняли, какой режим изберёт для себя организм, который не будет скован жёстким расписанием. Оказалось, что естественная потребность во сне у человека оказалась 10 часов. Именно такое же количество времени спят и человекообразные обезьяны.[5]
Если данную цифру принять за эталон , то современный человек спит в среднем 7- 7,5 часов, то есть на 2,5- 3 часа меньше нормы. Можно подсчитать примерный дефицит сна. Если мы будем спать 10 часов в сутки, то это составит 3650 сна в год, а при средней продолжительности жизни 70 лет – 255 500 часов. Если мы спим 7,5 часов, то проведя вычисления – видим цифру - 191 625 часов. Получаем разницу в 63 875 часов!
Конечно, мы можем сомневаться в чистоте эксперимента, ведь опыт учёные провели в условиях за Полярным кругом. А факторы только на территории нашей необъятной Родины так различны!
Недооценивая целебную силу сна, человек может расплачиваться за неутомимое бодрствование.[1]
Сегодня выявлены десятки ритмов, в которых участвует человеческий организм. Существуют циклы – 24, 28, 33- дневные, годовые, 3-,5-,7- и 11-летние. Каждый орган проходит цикл наибольшей восприимчивости: сердце – с 11 до 13 час., желудок – с 7 до 9 час., мочевой пузырь – с 15 до 17час. 24 часа – усреднённый цикл, у разных людей он варьирует от 23 до 27 часов, а у 60% людей он составляет 25 часов. Вот поэтому и возникает желание поспать ещё часок!
Глава 3
Биоритмы и «биологические часы» [2]
Развивающаяся наука биоритмология сегодня делит людей на большие группы в зависимости от того, кто когда встаёт и ложится спать. Традиционно эти группы называют по аналогии с птицами, ведущими сходный с людьми образ жизни: « жаворонки», «совы» и «голуби».
Характерными признаками «жаворонков» являются: максимальная работоспособность утром, следование общепринятым нормам, не конфликтность, любовь к спокойствию, неуверенность в себе. «Жаворонок» – интроверт, замкнут на себе, крайне консервативен, если приходится менять режим работы или занятий, то это протекает у него мучительно.
«Совы» имеют пики работоспособности вечером или ночью, легко приспосабливаются к изменению режимов, запретные зоны сна сдвинуты на более позднее время. Они легко относятся к удачам и неудачам, не страшатся трудностей, эмоциональных переживаний, их можно отнести к экстравертам. «Совы» более стрессостойки.
«Голуби» - люди с биоритмами, показатели которых находятся на среднем уровне между двумя указанными выше группами.
Современная жизнь бросает людей через несколько часовых поясов в командировки, на новое место жительства, заставляет работать по сменному графику, вахтовым методом, сталкивает с сезонным переводом времени. Всё это связано с адаптацией и изменением биоритмов. Знать и понимать эти человеческие особенности важно и медикам, и руководителям , и рядовым гражданам.
Чем грозит борьба с природой?
…Депрессией:
Даже небольшая нехватка сна в 7-8 часов в неделю может стать причиной:
- чувства тревожности,
- быстрой утомляемости.
- потери чувства юмора,
- раздражительности,
- нежелания общаться.
…Поломкой « Биологических часов»:
Человек, недоспавший за неделю в общей сложности 8 часов, может хорошо чувствовать себя утром, но уже к двум часам дня будет испытывать слабость и плохое настроение, а к четырём часам дня – непреодолимое желание поспать. Это происходит потому, что внутренние биологические часы не обманешь. При недосыпании мы ведём себя подобно самолёту на автопилоте: замечаем несложные перемены и выполняем несложные задания, но обязательно делаем ошибки, когда что-то выходит за рамки привычного.
…Болезнями:
Статистические данные показывают, что студенты – первокурсники чаще поражаются гриппом и простудными заболеваниями.
Много болеют те, кто ухаживает за больными и вынужден проводить бессонные ночи у постели подопечного.
Трудоголики , сами того не замечая, провоцируют неправильным режимом обострение и развитие многих заболеваний, особенно нервной и сердечно-сосудистой системы.
Исследования японских учёных, комментируют специалисты сомнологи, ведь логично, что крепкому и сильному организму хватает нескольких часов полноценного ночного сна, чтобы восстановить силы, а слабому и болезненному телу для восстановления работоспособности понадобится больше 7 часов сна. И необходимо заметить, что люди существуют разные- многоспящие и малоспящие. Этому есть примеры в истории:
- Карл Великий, император Римской империи, спал плохо, просыпаясь за ночь по 4 раза. Поэтому у него была привычка дремать после обеда в течение 3 часов.
- Леонардо да Винчи спал по 15 минут каждые 4 часа, что в общем составляло 1,5 часа в сутки. Чистый результат такого сна – 6 дополнительных рабочих часов ежедневно. Если Леонардо да Винчи так работал всю жизнь, то это добавило 20 продуктивных лет к его жизни, длившейся 67 лет.
- Наполеон спал по четыре часа в сутки. Но современники утверждали, что император часто бывал уставшим и жаловался на недостаток сил. Историки полагают, что порой он принимал неправильные решения по той же причине.
- Эдисон, хотя и спал всего четыре часа за ночь, в течение дня укладывался досыпать дважды по три часа.
Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.
Глава 4
Практическая часть.
Цель практической работы – опросить респондентов и сделать выводы по результатам тестов для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу по теме работы.
Объектом исследования: участники образовательного процесса нашей школы разного возраста и занимающихся одним видом деятельности большее время суток: умственной.
Предмет исследования: сон- как естественный физиологический процесс.
В исследование по данной теме приняли участие следующие группы респондентов: педагоги школы; учащиеся пятых, седьмых, десятых и одиннадцатых классов. Вопросы для педагогов и тесты для учащихся составлены с учетом климатических условий Крайнего севера (полярный день и полярная ночь) (приложение 1).
Анализ результатов тестирования педагогов школы.
В тестировании участвовали преподаватели начальных классов, среднего звена и старших классов (15 респондентов).
В процентном соотношении лидирует группа учителей, 47%,
(7 респондентов) испытывающая сильную нехватку сна. (приложение 2)
Вывод: такое состояние может привести к существенному снижению работоспособности, опасности допустить серьёзные ошибки. Терпение, с которым обычно выполняется повседневная работа, начинает исчезать. Возможно, такое состояние дел является причиной раздражительности, нервных срывов.
Продолжительность ночного сна у 73%( 11 респондентов) педагогов не превышает шести часов. (приложение 2)
93% (14 респондентов) педагогов к четырём часам дня вы испытываете непреодолимое желание поспать.
Вывод: возможность дневного отдыха также проблематична, особенно для тех работников, которые ведут преподавание в старших классах
Вывод: причины дефицита отдыха у преподавателей являются: это высокая ответственность за результаты своего труда, большая учебная нагрузка, шумовая нагрузка.
У 80% (12 респондентов) педагогов часто бывают головные боли и перепады давления, что также может быть причиной нарушения режима труда и отдыха. (приложение 2)
Нужно отметить, что преподаватели, у которых сон соответствует норме или незначительно снижен данный показатель, имеют учебную нагрузку в пределах 20-24 часа в неделю. Возможно, они, поэтому могут организовать режим работы и отдыха.
Анализ тестирования учащихся школы.
Количество респондентов:
Младшая группа: 5-е классы – 42 ученика (42);
Средняя группа: 7-е классы- 38 учеников (38);
Старшая группа: 9-е классы – 20 учеников; 10-е классы – 15 учеников(35).
Участники тестирования с интересом участвовали в предложенной работе и интересовались результатами исследования.
Данные показывают, что для младшей группы респондентов продолжительность сна в основном соответствует норме, но вызывает тревогу, что у 12% учащихся наблюдается нехватка сна.
Средняя группа респондентов показывает результат, который убеждает в том , что у детей наблюдается тенденция к снижению продолжительности сна. У 25% исследуемых наблюдается нехватка сна , а у 3% - сильная нехватка сна, что для данного возраста может послужить существенным снижением работоспособности.
Учащиеся старшей группы респондентов, также показали тенденцию к сокращению времени ночного отдыха. При опросе ребята указывают, что часто ложатся спать после 24 часов, до 58% исследуемых.
В данном возрасте у ребят имеется собственный взгляд на режим своей деятельности, и они его не всегда согласовывают с родителями.
Отдельная категория - 74%, предпочитают ночной дефицит сна компенсировать дневным сном.
Но цифра почти в 58% учащихся, регулярно нарушающих режим сна, говорит о том, что дети просто не могут организовать свой режим учёбы, отдыха и зачастую компенсируют это за счёт ночного времени.
Вывод: вызывает тревогу группа ребят, нехватка сна которых, настолько существенна, что может сказаться не только на работоспособности, но и может привести к появлению различных психических расстройств.
Сравнивая результаты тестов старшей, средней и младшей группы респондентов можно сделать вывод, что контроль за режимом сна у детей снижается в обратном порядке: от старшей к младшей. Ученики нашей школы чем старше, тем всё позже ложатся спать. Это связно не только с увеличением учебной нагрузки, а основном с играми за компьютером - у средней группы респондентов и ночной перепиской по сотовому телефону – у старшей группы. Но это проблема тема будущего моего исследования.
Заключение.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.
Школьник должен спать не менее 9-8 часов в сутки, взрослый человек не менее 7-8 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на работоспособности взрослых и успеваемости учащихся.
Результат исследований показал, что можно сделать окончательные выводы:
1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна.
4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.
В результате работы по данной теме я поняла, важность полноценного, здорового сна и лично для себя сделала вывод, что при выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон.
Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся моего класса, которые представлены в приложение. Мы считаем, что работа имеет практическое значение.
Литература.
1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.
2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.
3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 592 с.
4. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. − М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. −432 с.
5. http://sonan.ru/news/normy_sna_dlja_detej/2012-05-21-125
6. http://www.medinfo.ru/sovety/gig/01.phtml
Приложение 1
Тест для педагогов школы .
- Утром тяжело встаете и испытываете сонливость ?
А –да Б – нет В –затрудняюсь ответить
- Продолжительность вашего сна в сутки составляет (исключая выходные и отпуск)?
А – 8 часов Б - 6 часов В – менее 6 часов
3.К четырём часам дня вы испытываете непреодолимое желание поспать?
А –да Б – нет В –затрудняюсь ответить
4. Часто ли у вас болит голова или «прыгает» давление ?
А –да Б – нет В –затрудняюсь ответить
Тест для учащихся школы.
- Продолжительность вашего сна в сутки в учебное время составляет?
А – 8-9 часов Б - 6-5 часов В – менее 5 часов
- Вы часто спите после школы днем?
А –да Б – нет В –затрудняюсь ответить
- Вы часто ложитесь спать после 24.00 часов?
А –да Б – нет В –затрудняюсь ответить
- В ночное время предпочитаете?
А – играть в компьютере
Б- переписываться в соц.сетях
В- спать
Приложение 2
Результаты тестирования педагогов в процентном соотношении:
Результаты тестирования школьников младшей группы в процентном соотношении:
Результаты тестирования школьников средней группы в процентном соотношении:
Результаты тестирования школьников старшей группы в процентном соотношении:
Сравнительный анализ результатов между возрастными группами школьников выбравших ответ «А» :
Сравнительный анализ результатов между возрастными группами школьников выбравших ответ «Б» :
Сравнительный анализ результатов между возрастными группами школьников выбравших ответ «В» на 4 вопрос теста :
Приложение 3
Рекомендации для взрослых и детей.
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас. Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов. Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем. Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете. Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного. Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.
Перед сном: | |
1. Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна. | 2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы. |
3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора. | 4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока. |
5. Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну. | |
Как спать: | |
6. Спи в тишине и полной темноте. | 7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло. |
8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом. | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по английскому языку "Осторожно говорящяя одежда"
Тема работы «Осторожно, говорящая одежда». Выбор данной темы обоснован ее актуальностью, поскольку незаменимым атрибутом молодежного гардероба в настоящ...
Классный час "Осторожно грипп!"
7 класс...
Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.
Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....
Исследовательская работа "Наблюдаем, исследуем, экспериментируем"
Работа учащихся по исследованию мощности электродвигателя...
Осторожно, ГРИПП!!!
Осторожно ГРИПП!!!!Грипп – это острое инфекционное заболевание, поражающее дыхательную, нервную, сердечно-сосудистую и другие системы организма. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное ...
Памятка для родителей "Осторожно грипп"
Памятка предназначена для родителей...
Методическая разработка занятия “ОСТОРОЖНО! ГРИПП!”
ldquo;Осторожно! Грипп!&rdquo...