Конспект обучающего занятия "Проектный конструктор"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Проектный конструктор»
Дата и место проведения: ДОООЦ «Водопрь», 10 – 11 сентября 2019 года
Участники: участники смены «Старт – АП моего успеха»
Цель: Познакомить подростков с технологией социального проектирования.
Проектирование – это процесс разработки, составления проекта. Проект есть способ выражения идеи языком целей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи.
Если представить проектирование в виде блок-схемы, то будет выглядеть следующим образом:
- Озарение.
- Оформление идеи.
- Экспертиза.
- Реализация.
- Реальный проект.
Проект – это буквальный «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Структура проекта:
1. Анализ ситуации
2. Проблема, которую должен решить проект.
3. Цель и задачи проекта.
4. Этапы реализации проекта.
5. Программные мероприятия.
6. Ожидаемые результаты.
7. Критерии оценки.
8. Ресурсная база проекта.
9. Необходимая поддержка (деловые партнеры проекта)
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которых лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном учреждении, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем решения насущных социальных задач.
Как правило, под социальным проектированием понимают деятельность:
- Социально – значимую, имеющую социальный эффект;
- Результат которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для детей практическое значение.
- Задуманную, продуманную и осуществленную подростком;
- В ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
- Через которую формируются социальные навыки подростка.
Проекты также бываю заказные и инициативные.
Шаг1 – Изучение общественного мнения. (Где, что сделать?).
Основные задачи: изучить социальную ситуацию в местном сообществе; составить подробный отчет о проведенном исследовании; сформулировать выводы на основе изучения полученного материала.
Шаг2 – Формулировка актуальной социальной проблемы.
Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого- либо объекта (процесса) и реально сложившимися состоянием данного объекта (процесса).
При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:
- Посильность задачи для группы;
- Ее соответствие возрасту и возможностям подросткам;
В ходе активного выбора проблемы вы дискутируют, оценивает предложения:
-Почему данная проблема приобрела особую значимость?;
- Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?;
- Что можно узнать об этой проблеме в СМИ?
- Можно ли ее решить посредством своих сил?
Шаг3: Определение целей и задач проекта.
Цель -это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку.
Формулировка цели должна быть связана с выявленной социальной проблемой.
Основные требования к формулировке цели:
- Достижимость в рамках данного проекта.
- Безусловность (цель формулируется как безусловная, используются глаголы совершенного вида). Не должно быть фраз, типа «если бы нам дали, то мы..).
- Умение предусмотреть итоговый результат. (Например, построить детский городок, результат –строительство детского городка). Нельзя формулировать цели следующим образом: «Возрождение народных традиций».
Из всех предоставленных проектов есть только одна четкая цель – Создать альбом –летопись лицея.
Как нельзя формулировать цели:
№17 – Благоустройство школьных коридоров(это уже результат)
№2 –декоративное оформление школы путем фитодизайна…
№14 – Познание и осознания молодежного необходимости поддержания и укрепления собственного здоровья (ошибки!!!)
№12 – Праздничное оформление зала, Н.Елки, организация и проведение зимних забав.
№16 – Формировать у учащихся навыки ЗОЖ (Цель программы, а не проекта)
№5 – Вовлечение детей в социально-значимую деятельность, через взаимоотношения с людьми старшего поколения.
Задачи – это частная цель. Это шаг на пути к достижению общей цели. Это часть общей цели, которую предстоит реализовать. Это действие, которое вы предпринимаете, реализовываете, чтобы достичь общей цели.
Не рекомендуется использовать глаголы несовершенного вида –поддерживать, улучшать, способствовать, координировать и т.д. Рекомендуется использовать глаголы совершенного вида –подготовить, распределить, уменьшить, организовать, изготовить, установить.
Шаг4:
Изучение возможностей инициативной группы. Необходимо изучить возможности инициативной группы, изучить возможности своей команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта.
Шаг5:
Составление плана работы.
Планирование (план действий) является большим базовым понятий в технологии разработки и механизма реализации проекта.
При планировании желательно ориентироваться на следующие принципы:
- Формы работы должны соответствовать содержанию, цели и задачам проекта
- Рациональное и логичное, последовательное распределение мероприятий. Если проект выходит за рамки среднесрочного проекта, то его целесообразно разделить на несколько отдельных проектов.
- Достижение максимального результата при минимальных затратах
- Лучше вовремя вносить поправки и изменения, чем получить отрицательный результат.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Это можно отразить в таблице
№ | Действия | Сроки | Ответственный | Ресурсы |
Шаг:6 Определение обязанностей и их распределение в группе.
Основные задачи на этом этапе:
-продумать обязанности, необходимые для реализации плана;
- описать основное содержание каждой обязанности
- распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта.
Шаг 7 –Определение ресурсов и источников их получения
Задачи: составить список необходимых ресурсов, определить объем необходимых ресурсов, составить список источников получения ресурсов.
Шаг № 8. Поиск делового партнера
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта. | Список организаций и лиц. |
2 | Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах. | Информация о деловых партнерах. |
3 | Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров. | Подробная информация. |
Шаг № 9 Анализ результатов работы по проекту
Результат – это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. При описании результатов следует руководствоваться сл. Требованиям: конкретность, реальность, достижимость.
Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».
Цель и результат должны быть сопоставимы.
Типичные при проектировании ошибки:
- Провозглашение идеи без дальнейших усилий по ее реализации;
- Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования проекта.
- Переоценка своих сил и возможностей организации;
- Отсутствие информации о реализованных социальных проектах.
Материал подготовила : Грачева Е.А.,
педагог- организатор МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А.Гайдара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся
Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...
Конспект обучающего семинара для методистов, учителей, ПДО на тему «Методическая продукция в образовательной организации: типы, виды, алгоритм разработки, требования к оформлению»
Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик. Расширение спектра образовательных услуг в сфере общего и дополнительного образования детей, разработка новых общеразвивающих про...
Конспекты принципиальных схем для работы с конструктором в объединении "Юный конструктор"
Направленность программыПрограмма считается программой раннего творческого и технического развития детей. Программа «Юный конструктор» предназначена для детей, интересующихся современной э...
«Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Конструкторы» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)
laquo;Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Конструкторы»Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «...
Конспект обучающего мероприятия "Россия, устремленная в будущее"
Конспект внеклассного мероприятия...
План-конспект обучающего занятия "Я и дорога"
Правила дорожного движения должен знать каждый ребенок....