проект на Республиканский конкурс "Педагог года Удмуртии - 2020"
материал

Юлия Михайловна Шулятьева

Педагогический проект "Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС ООО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_pedagog_goda.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Красногорская гимназия»

Педагогический проект: «Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС ООО»

Автор: Шулятьева Юлия Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе

с. Красногорское

Паспорт проекта

Наименование организации

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Красногорская гимназия

Адрес

427650, Удмуртская Республика, Красногорский район, село Красногорское, ул. Советская, 2

Наименование проекта

«Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС ООО»

Автор проекта

Шулятьева Ю.М. – заместитель директора по воспитательной работе

Проблема, решаемая при условии реализации проекта

Наличие в Красногорском районе  памятника землякам, павшим в годы ВОВ, нуждающегося в благоустройстве.

Цель

показать эффективность оптимизационной модели внеурочной деятельности.

Задачи

  1. Представить теоретическую базу по использованию различных моделей внеурочной деятельности.
  2. Проанализировать проблемы реализации внеурочной деятельности.
  3. Разработать систему воспитательных и общешкольных мероприятий и  конкурсов,  реализующих внеурочную деятельность в рамках ФГОС.

Проектируемые результаты проекта

Снижение нагрузки на обучающихся. Воспитание разносторонне развитой личности

Сроки реализации проекта (по этапам)

1. Подготовительный этап (сентябрь 2014 – апрель 2015 г.

2. Проектировочный этап (май – август 2015 г.)

3. Основной этап (сентябрь 2015 – май  2019 г.)

4. Заключительный (июнь 2019 г.)

Руководитель проекта

Шулятьева Ю.М – зам.директора по ВР

Исполнители проекта

Обучающиеся 5 – 8 классов, классные руководители, работники МАОУ «Красногорская гимназия»

Участники проекта

Обучающиеся, педагоги

Введение.

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011 - 2012 учебного года все ОУ перешли на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной деятельности младших школьников.

Необходимость осуществления  внеурочной деятельности школьников для  реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  особо подчёркивается создателями ФГОС.

 Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности перед школой стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.

В ходе реализации внеурочной деятельности, мы столкнулись с рядом трудностей. Одна из проблем – это посещаемость внеурочных занятий. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Дети, отзанимавшись 6 - 7 уроков, стремятся быстрее уйти домой, и лишь единицы остаются на внеурочные занятия. Отсюда вытекает и еще одна проблеме – это «перегруженность детей» часами внеурочной деятельности.

Еще одной проблемой является отсутствие достаточного количества педагогических кадров. Мы не всегда можем удовлетворить в реализации внеурочной деятельности потребности и желания родителей и детей.

Еще одна достаточно веская проблема - низкая мотивация педагогов к реализации внеурочной деятельности. Это объясняется высокими требованиями (разработка рабочих программ, большая затрата времени на подготовку и проведение внеурочного занятия,  организация и осуществление мониторинга  формирования универсальных учебных действий и др.).

Для того, чтобы решить эти проблемы и сделать внеурочную деятельность интересной, а не тягостной я решила  найти такую модель реализации внеурочной деятельности, которая бы минимизировала эти «подводные камни». Я  поставила цель: показать эффективность оптимизационной модели внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Представить теоретическую базу по использованию различных моделей внеурочной деятельности.
  2. Проанализировать проблемы реализации внеурочной деятельности.
  3. Разработать систему воспитательных и общешкольных мероприятий и  конкурсов,  реализующих внеурочную деятельность в рамках ФГОС.
  4. Разработать карту достижений обучающихся

Участники проекта

Обучающиеся основной школы (5 – 8 кл.), классные руководители, педагоги.

Основная часть

В рамках реализации внеурочной деятельности представлено несколько моделей.

Базовая модель внеурочной деятельности, которую мы использовали в течении 5 лет. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются в основном собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования,  учитель физической культуры, библиотекарь,  вожатая, классные руководители).

За счет часов на внеурочные занятия школа реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся.

В реализации данной модели есть определенные недостатки. Во – первых, отсутствие кадров, которые могут реализовывать все направления внеурочной деятельности, согласно потребностям и желаниям родителей и обучающихся по всем направлениям внеурочной деятельности. Кроме того, реализация направлений внеурочной деятельности проходи, в основном во второй половине дня. Это приводит к переутомлению детей. И еще одним недостатком данной модели является увеличение финансовых вложений в реализацию внеурочной деятельности.

Модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей), которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Теоретически преимущество данной модели заключаются в предоставлении широкого  выбора для ребенка на основе  спектра направлений детских объединений по интересам,  возможности  свободного самоопределения и самореализации  ребенка,  привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов,  а также  практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.  Но в условиях сельской местности это преимущество переходит скорее в недостаток, так как у нас в районе учреждения дополнительного образования представлены только Центром детского творчества, школой искусств и Детской юношеской спортивной школой. Данные учреждения не могут полностью удовлетворить потребности детей, так как мало специалистов и мала наполняемость групп. Поэтому  работа по данной модели не позволит всестороннему развитию личности

Модель школы полного дня. Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями группы продленного дня и другими педагогическими работниками образовательного учреждения, обеспечивающими функционирование групп продлённого дня.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Однако у данной модели есть достаточно много недостатков. Во – первых, группу продленного дня посещаю не все обучающиеся, кроме того ГПД организовано только для обучающихся начального звена. Значит, реализация данной модели для среднего дня уже нереальна. Кроме того, материально – техническое обеспечение групп продленного дня не настолько хорошее и не позволяет в полном объеме реализовывать некоторые направления внеурочной деятельности

Оптимизационная модель внеурочной деятельности. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Кроме того, в рамках данной модели все мероприятия спланированы в течение всего года через нерегулируемую внеурочную деятельность, что не приводит к переутомлению детей, а наоборот, позволяет организовать всестороннее развитие личности как в начальном, так и в среднем звене.

Механизм реализации проекта по этапам

Название этапа

Содержание работы

Формы  работы

1.Подготовительный этап (сентябрь 2014 – апрель 2015 г.)

                     

1. Исследование и постановка проблемы

2.Формулировка цели и задач

-  анкетирование среди обучающихся и родителей (законных представителей)  

2.Проектировочный этап (май – август 2015 г.)

Разработка плана внеурочной деятельности согласно оптимизационной модели

- проведение семинара и педагогического совета с педагогами по вопросу переход на новую модель внеурочной деятельности

- составление плана внеурочной деятельности для основной ступени обучения

- составление карты достижений

3.Основной этап

(сентябрь 2015 – май  2019 г.)

Переход на оптимизационную модель внеурочной деятельности

 - организация работы по составленному плану внеурочной деятельности

- ведение  классными руководителями карты достижений по каждому обучающемуся

4.Заключительный этап (июнь 2019 г.)

Диагностика результатов использования оптимизационной модели внеурочной деятельности

- анализ работы по плану внеурочной деятельности

- подсчет часов внеурочной деятельности по каждому обучающемуся за 4 года.

На первом этапе:

  • мы провели анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся 5 – 8 классов (приложение 1)

По результатам анкетирования были выявлены проблемы, которые стоят перед школой при использовании базовой модели внеурочной деятельности.

На втором этапе проекта мы: 

  • был проведен методический семинар и педсовет, на котором педагогов познакомили с моделями внеурочной деятельности, их достоинствами и недостатками. По итогам семинара и педагогического совета были решено перейти на новую, оптимизационную модель внеурочной деятельности.
  • Был разработан план внеурочной деятельности для 5 - 8 классов, в который были включены все конкурсы, акции классные часы мероприятия школьного и районного уровня, альтернативные конкурсы и олимпиады, система дополнительного образования (приложение 2)
  • Была разработана карта достижений,  в которой был учет всех мероприятий, конкурсов и соревнований, в которых участвовал каждый обучающийся в течение учебного года   (приложение 3)

На третьем этапе мы:

Организовали реализацию внеурочной деятельности по оптимизационной модели, согласно плана внеурочной деятельности.

Классные руководители согласно должностным обязанностям заполняли карту достижений на каждого обучающегося в течение учебного года. В конце каждого года подводится итог по часам внеурочной деятельности реализованной за учебный год. В дальнейшем данные часы суммировались за 4 года

На четвертом  этапе мы:

Подвели итоги реализации оптимизационной модели внеурочной деятельности. Проанализировав реализацию плана внеурочной деятельности и подсчитав часы внеурочной деятельности по карте достижений за 4 года, мы пришли к выводу, что каждый обучающийся принял участие в мероприятиях, конкурсах и соревнованиях по всем пяти направлениям внеурочной деятельности (общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно –нравственное, физкультурно – спортивное, социальное). Кроме того, за 4 года каждый обучающийся получил не менее 1750 часов внеурочной деятельности.

Приложение 1

Анкета «Организация внеурочной деятельности в школе»

Уважаемые родители, просим ответить вас на вопросы, связанные с реализацией внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС.

1.В каком классе учится ваш ребенок?

А) 5 класс    б) 6 класс   в) 7 класс г) 8 класс

2. Насколько образовательное учреждение смогло удовлетворить Ваши запросы во внеурочной деятельности?

А) удовлетворены   б) частично удовлетворены      в) не удовлетворены

3.Знаете ли вы, как организована в гимназии внеурочная деятельность?

А) используются внутренние возможности школы (кружки, секции)

Б) используются возможности ее проведения вне школьных стен (экскурсии в музеи, посещение выставок, организация походов на природу.

В) через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования

Г) через сотрудничество с учреждениями культуры и спорта

Д) не знаю

4. Какие трудности, с вашей точки зрения, возникли  при организации внеурочной деятельности в гимназии?

А) загруженность детей     б) слабая материально – техническая база    в) совпадение в расписании школьных кружков и занятий в учреждениях дополнительного образования г) нет разнообразия в кружках, которые реализуют внеурочную деятельность д) мало разнообразных форм реализации внеурочной деятельности.

5. Довольны ли вы режимом, по которому ваш ребенок занимается в школе?

А) вполне доволен   б) в основном доволен     в) не совсем доволен     г) недоволен

6.  Какие  формы реализации внеурочной деятельности, которые будут интересны и эффективны для детей вы бы могли предложить? (написать свой ответ)_________________________________________________________________________________

Приложение 2

План  реализации внеурочной деятельности  в 5-8 классах

НАПРАВЛЕНИЕ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

Регулярные внеурочные занятия

Форма

Класс

Кол-во часов в неделю

Ответственные

«Спортлэнд»

5 - 8

1

Учителя физк - ры

Классные часы по ЗОЖ

5 – 8

По плану воспитательной работы классных руководителей

Классные руководители

Спортивные секции ДЮСШ

Разновозрастной состав

-

Классные руководители

Нерегулярные внеурочные занятия

Форма

Класс

Ориентировочное время проведения

Ответственные

Соревнования по пионерболу

5 – 6

Декабрь

Учителя физической культуры

Туристический слет

8

Сентябрь

Классные руководители

День здоровья

5 – 8

Апрель

Учителя физич. к- ры, ст. вожатая, кл. руководители

Районные спортивно – массовые мероприятия по видам спорта

5 - 8

В течение года

Учителя физической культуры

Мероприятия в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

5 - 8

В течение года

Классные руководители

Спортивные мероприятия совместно с родителями

5 – 8

В течение года

Классные руководители

Спортивные мероприятия в рамках внутришкольной спартакиады школьников

5 – 8

В течение года

Учителя физической культуры

НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ

Регулярные внеурочные занятия

Форма

Класс

Кол-во часов в неделю

Ответственные

Детская школа искусств

5 - 8

-

Классные руководители

Центр детского творчества

5 - 8

-

Классные руководители

Кружки при Районном доме культуры

5 - 8

-

Классные руководители

Нерегулярные внеурочные занятия

Форма

класс

Ориентировочное время проведения

ответственные

День пожилого человека

5 – 8

Октябрь

Классные руководители

День Учителя

5 – 8

Октябрь

Старший вожатый

Битва хоров по теме: «Всего родней моя семья»

5 – 8

Ноябрь

Ст. вожатый, кл. рук.

Внутриклассные мероприятия ко Дню Матери

5 – 8

Ноябрь

Классные руководители

КТД «Новогодний серпантин»

5 – 8  

декабрь

Ст. вожатый, кл. рук.

Конкурс на оформление классных комнат

5 – 8

Декабрь

Ст. вожатый, кл. рук.

Конкурс песни и строя

5 – 8

Февраль

Преподаватель-организатор ОБЖ, ст. вожатый, кл. рук.

Внутриклассные мероприятия к 8 марта

5 – 8

Март

Классные руководители

Мероприятия в рамках двумесячника «Дни защиты»

5 - 8

Апрель - май

Ст. вожатый, кл. рук.

Организация экскурсий и поездок

5 - 8

В течение года

Классные руководители

НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Регулярные внеурочные занятия

Форма

Класс

Кол-во часов в неделю

Ответственные

«Занимательные шахматы»

5

1

Клабукова Т.Н.

«Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

6

1

Жуйкова Л.Б.

«Занимательная математика»

7,8

1

Сухих Е.И., Чернышова Т.В., Бабинцева О.Г., Брылякова Е.А.

Классные часы

7 – 8

По плану ВР кл. рук.

Классные руководители

ДЮСШ (шахматы)

5 - 8

-

Классные руководители

Нерегулярные внеурочные занятия

Форма

Класс

Ориентировочное время проведения

Ответственные

Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний

5 – 8

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Всероссийская олимпиада школьников

5 – 8

2 четверть

Заместитель директора по УВР, учителя- предметники

Мероприятия в рамках двумесячника «Дни защиты»

5 – 8

Апрель – май

Ст. вожатый, кл. рук.

Конкурс «Ученик года»

5 – 8

В течение года

Ст. вожатый, кл. рук.

Конкурс «Класс года»

5 – 8

В течение года

Ст. вожатый, кл. рук.

Декада искусства и творчества

5 - 8

В течение года

МО учителей технологии, музыки и ИЗО

Декада иностранного языка

5 – 8

В течение года

МО учителей иностр. языка

Декада математики и информатики

5 – 8

В течение года

МО учителей мат-ки и  инф-ки

Декада русского языка  литературы

5 – 8

В течение года

МО учителей рус. Яз. и лит-ры

Декада правовых знаний

5 – 8

В течение года

МО учителей общественно-научных дисциплин

Районные соревнования по шашкам и шахматам

5 – 8

В течение года

Учителя физ-ры, кл.рук.

Школьная научно-практическая конференция

5 – 8

3 четверть

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

Альтернативный конкурс «Русский медвежонок»

5 – 8

Ноябрь

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Альтернативный конкурс «Леонардо»

5 - 8

Ноябрь

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Альтернативный конкурс «Британский бульдог»

5 – 8

Декабрь

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Альтернативный конкурс «Золотое руно»

5 - 8

Январь – февраль

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Альтернативный конкурс «КИТ»

5 – 8  

2 четверть

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Альтернативный конкурс «Зимние интеллектуальные игры»

5 – 8  

2 четверть

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Альтернативный конкурс «Политоринг - мониторинг»

5 – 8

2 четверть

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Альтернативный конкурс «Пегас»

5 – 8

3 четверть

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Альтернативный конкурс «Кенгуру выпускникам»

5 – 8

4 четверть

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Альтернативный конкурс «Человек и природа»

5 - 8

4 четверть

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

Участие в олимпиадах на образовательной платформе «Учи.ру»

5 – 8

В течение года

Зам. директора по УВР,  МО учителей начальных классов

НАПРАВЛЕНИЕ: ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ

Регулярные внеурочные занятия

Форма

Класс

Кол-во часов в неделю

Ответственные

Классные часы по программе

5 - 8

По плану ВР кл.рук.

Классные руководители

Объединения дополнительного образования в МАОУ «Красногорская гимназия»

5 - 8

-

Педагоги дополнительного образования

Нерегулярные внеурочные занятия

Форма

Класс

Ориентировочное время проведения

Ответственные

Мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом

5 – 8

Сентябрь

Классные руководители

Мероприятия в рамках празднования Дня государственности УР

5 – 8

ноябрь

Классные руководители

Классный час, посвященный международному Дню инвалида

5 – 8

Декабрь

Классные руководители

Мероприятия в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания

5 – 8

Февраль

Старший вожатый, классные руководители

Школьная научно-практическая конференция

5 – 8

3 четверть

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

Мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в ВОВ

5 – 8

Май

Старший вожатый, классные руководители

«Вахта памяти»

8

Май

Преподаватель-организатор ОБЖ

Конкурс песни и строя

8

Май

Зам.директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ

Организация экскурсий и поездок

5 – 8

В течение года

Классные руководители

НАПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНОЕ

Регулярные внеурочные занятия

Форма

Класс

Кол-во часов в неделю

Ответственные

Центр детского творчества

5 – 8

-

Классные руководители

Молодежный центр «Встреча»

5 - 8

-

Классные руководители

Нерегулярные внеурочные занятия

Форма

Класс

Ориентировочное время проведения

Ответственные

Акция «День знаний» (поздравление ветеранов педагогического труда, ветеранов трудового фронта)

5 – 8

Сентябрь

Классные руководители

Мероприятия в рамках месячника безопасности

5 - 8

Сентябрь

Старший вожатый, классные руководители

Акция «Милосердие» (ко Дню пожилого человека)

5 – 8

Октябрь

Классные руководители

Неделя психологии

5 -8

Ноябрь

Соц.пед., педагог-психолог, кл.рук.

Акция «Ветеран живет рядом» (к 23 февраля, 8 марта и Дню Победы)

5 – 8  

Февраль, март, май

Классные руководители

Акция «Пятерка для мамы»

5 – 8

Март

Соц. Пед, педагог- психолог, кл.рук.

Акция «Счастье»

5 – 8  

Март

Соц..пед., педагог-психолог, кл.рук.

Акции в рамках двумесячника «Дни защиты – 2019»

5 – 8

Апрель, май

Старший вожатый, классные руководители

Акция «Телефон доверия»

5 – 8  

Май

Соц.пед., педагог-психолог, кл.рук.

Приложение 3

Карта достижений

Социальное направление

ЧАСЫ

Духовно – нравственное

ЧАСЫ

Физкультурно – спортивное

ЧАСЫ

Общеинтеллектуальное направление

ЧАСЫ

Общекультурное направление

ЧАСЫ

ЧАСЫ

Доп.образование

Классный час

Урок Победы (02.09)

1

Внутриклассные мероприятия

Мероприятия школьного уровня

День Знаний (02.09)

1

Мероприятия районного уровня

Акция «Капля жизни» (03.09)

1

Мероприятия зонального и республиканского уровня

Мероприятия российского и междунар. уровня

Трудовая практика

Трудоустройство

Пришкольный оздоровительный лагерь

Загородный лагерь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на республиканский конкурс "Педагог года Удмуртии - 2020"

Эссе на тему "Руководитель современной образоательной организации: формула успеха"...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова

Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...

Диплом обучающейся ТКК "Компас" Говоровой И. за 2 место в республиканском конкурсе "Бичкн Торскм". 2020 год

Диплом обучающейся туристско-краеведческого клуба "Компас" БУ ДО РК "РЦДЮТ и К" Говоровой Ирине за 2 местов в секции "Военная история" республиканского конкурса "Бич...

Выставка итоговых творческих проектов выпускников МБОУ ДО «ДХШ» – 2019, 2020, 2021 года по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения - 8 лет).

Выставка итоговых творческих проектоввыпускников МБОУ ДО «ДХШ» – 2019, 2020, 2021 годапо дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Жив...