3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся
материал (6 класс)
3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_sposobnosti.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.
Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление этого процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и дорабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирования общеучебных умений и навыков особенно актуальной.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредмет- ный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Актуальность программы. В современных условиях расширения масштабов человеческой деятельности и гигантского роста информации значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потенциям подрастающего поколения. В концепции модернизации образования РФ интеллектуализация учащихся названа в качестве одного из приоритетных направлений. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его прогрессивного развития. Способные и одаренные личности преумножат человеческий капитал России и послужат ее дальнейшему процветанию.
Целенаправленное формирование способностей предполагает глубокие знания общих и специфических, возрастных и индивидуальных закономерностей развития интеллектуальных способностей человека в процессе его жизненного и профессионального роста. Психология и педагогика, наука и практика во все времена искала пути и способы выявления таких закономерностей. Однако данная задача является одной из сложнейших. На разных стадиях возрастного развития наблюдается качественное различие познавательных способностей. Причем симптоматика возрастного и индивидуального в конкретной личности может совпадать, а может значительно отличаться. Поэтому для управления процессом формирования познавательных способностей важно раскрыть общее, целостное их функционирование и выявить специфику и своеобразие развития отдельных компонентов познавательных способностей в возрастном и индивидуальном планах.
Научная новизна программы состоит в том, что в ней:
- на концептуально-системном уровне раскрыта проблема изучения и развития познавательных способностей, учащихся в период школьного онтогенеза;
- изучаются особенности и характер возрастной динамики основных компонентов и интегрального показателя познавательных способностей школьников;
- вскрывается факторная структура познавательных способностей учащихся на протяжении длительного периода обучения в школе и будет выявлен определенный вклад нагрузок отдельных компонентов фактора «познавательные способности» в разные возрастные периоды;
- будут экспериментально выявлены закономерности развития основных компонентов познавательных способностей у школьников, которые можно учитывать при планировании интеллектуальных нагрузок на всех этапах непрерывного образования школьников и при осуществлении целенаправленного развития познавательных способностей учащихся.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса являются:
развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
Программа рассчитана на учащихся 5—7 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
развитие интеллектуальных умений (5—7 классы) — 228 ч. В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
правила конструирования определений, формулирования выводов;
правила классификации и сравнения;
методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Содержание программы
Развитие интеллектуальных умений 5-7 классы
1.1. Развиваем логическое мышление
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношение между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное ( в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания, развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственых связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявления сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания, развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнения. Уяснение содержание текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические задания, развивающие игры.
1.2. Развиваем творческое мышление
Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания, развивающие игры.
Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т.д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания, развивающие игры.
Оценка явление и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания, развивающие игры.
Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогия; сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания, развивающие игры.
Методическими особенностями проведения занятий является следующие:
1. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля и познавательной активности, а также другим методам:
2.Репродуктивный: устный опрос, упражнения на запоминание материала, игра.
3. Частично-поисковый: самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана самостоятельной работы.
4. Проблемный: выполнение логических операций, осмысление материала, составление плана, мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика.
5. Исследовательский: осознание учебной проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, проведение эксперимента, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом.
Формы занятий должны быть разнообразными: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя в зависимости от реальных возможностей учащихся.
На каждое занятие отводится 2 ч. в неделю.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Человек и его интеллект | 4 | 3 | 1 |
2 | Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - |
3 | Диагностическое тестирование | 2 | - | 2 |
4 | Обобщение и ограничение понятий | 7 | 5 | 2 |
5 | Выделение существенных признаков | 4 | 3 | 1 |
6 | Обобщение понятий при построении определений | 2 | 1 | 1 |
7 | Отношения между понятиями: рядоположности, часть-целое. | 4 | 2 | 2 |
8 | Сравнение понятий. | 14 | 9 | 5 |
9 | Установление причинно-следственных связей | 4 | 3 | 1 |
10 | Логические задачи | 7 | 5 | 2 |
11 | Классификация понятий | 8 | 6 | 2 |
12 | Поиск закономерностей | 11 | 7 | 4 |
13 | Выделение существенных признаков предметов | 4 | 2 | 2 |
14 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | 4 | 3 | 1 |
ИТОГО | 76 | 50 | 26 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Классификация понятий | 2 | 1 | 1 |
2 | Инструктаж по ТБ | 2 | 1 | 1 |
3 | Диагностическое тестирование | 2 | - | 2 |
4 | Сравнение понятий. | 3 | 2 | 1 |
5 | Выделение существенных признаков | 4 | 2 | 2 |
6 | Устойчивые и смысловые словосочетания | 8 | 5 | 3 |
7 | Синонимы. Антонимы. | 5 | 3 | 2 |
8 | Творчество. | 8 | 5 | 3 |
9 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | 6 | 4 | 2 |
10 | Воображение. | 8 | 3 | 5 |
11 | Конструирование. | 9 | 5 | 4 |
12 | Постановка и разрешение проблемных ситуаций. | 19 | 10 | 9 |
ИТОГО | 76 | 41 | 35 |
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Творчество и фантастика. | 8 | 5 | 3 |
2 | Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - |
3 | Поиск закономерностей. | 4 | 2 | 2 |
4 | Логические цепочки. | 8 | 4 | 4 |
5 | Как решать изобретательские задачи. | 4 | 3 | 1 |
6 | Мы наблюдатели. | 5 | 3 | 2 |
7 | Развитие воображения. | 7 | 4 | 3 |
8 | Диагностическое тестирование | 1 | - | 1 |
9 | Изобретательское творчество | 5 | 3 | 2 |
10 | Методы решения изобретательских задач и противоречий. | 9 | 4 | 5 |
11 | Методы решения творческих задач | 24 | 16 | 8 |
ИТОГО | 76 | 45 | 31 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3.2.Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей обучающихся. Приложение 10.
Результативность деятельности по развитию способностей обучающихся...
Форма 10. 3.2. Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей обучающихся
В развитии творческих способностей учащихся наблюдается положительная динамика...
Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся
Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В."Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся"...
Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся
Планово - прогностический уровень...
Деятельность педагогического работника по развитию способностей обучающихся
Планово- прогностический уровень...
3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся (приложение 9)
Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся...
3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся (приложение 9)
Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся...