Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся
материал
Планово - прогностический уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forima10.docx | 66.62 КБ |
vdohnovenie.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица оценочной диагностики танцевальных способностей обучающихся
Критерии оценки по параметрам диагностики
- Координация движений.
Высокий уровень оценки - ребёнок хорошо умеет согласовывать движения различных частей тела, точность движений.
Средний уровень оценки – не всегда присутствует точность движений.
Низкий уровень оценки - ребёнок не может согласовать движения различных частей тела, движения не точные.
- Эмоциональное восприятие.
Высокий уровень оценки - ребенок отзывчив, ярко реагирует на музыки.
Средний уровень оценки - реагирует, но не очень ярко само выражается.
Низкий уровень оценки - не реагирует на музыку, эмоционально не отзывчив.
- Чувство музыкального ритма.
Высокий уровень оценки выполняют ритмические движения соответствуют ритму музыки.
Средний уровень оценки - выполняют ритмические движения периодически соответствуя ритму музыки.
Низкий уровень оценки - движения не соответствуют ритму музыки.
- Гибкость.
Высокий уровень оценки - в полном объеме выполняет все упражнения партерной гимнастики.
Средний уровень оценки - выполняет большинство упражнений партерной гимнастики.
Низкий уровень оценки - слабое выполнение упражнений.
После 1 года обучающиеся получают начальные знания и начальные умения и навыки в осваиваемом предмете. А после 2 и последующих годов обучения те знания, умения, навыки, а также развитие личностных качеств, предусмотренные в задачах программы.
На 3 году обучения – показ всего репертуара коллектива с участием всех групп.
Сроки, проверяемых знаний и умений, форма проверки на 3 году обучения.
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма проведения итогов |
1 | Ноябрь | Знание комбинаций, ритмичность, синхронность. | Открытое занятие. |
2 | Январь | Музыкальность, координация, ориентация (рисунок танца). | Показательное занятие |
3 | Март | Умение просчитать музыкальный размер, разложить движение по тактам. | Контрольное занятие |
4 | Май | Танцевальность, артистичность, координация, внимание, память. | Класс-концерт. |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОВЕСНИК»
г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете приказом МБУДО ЦДО «Ровесник»
МБУДО ЦДО «Ровесник» ___________ Кузнецова Н.В. протокол от 30.08.2017 № 1 от 31.08.2017 № 59
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВДОХНОВЕНИЕ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 7-16 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 5 ЛЕТ
КУЛИКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. Вязьма
2002 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряжённости и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность детей в школе делает дополнительные занятия в спортивных секциях и творческих, объединениях просто необходимыми. Не случайно учреждения дополнительного образования первостепенными целями выдвигают физическое развитие, раскрытие творческого потенциала и формирование потребности в здоровом образе жизни. Срок реализации программы "Вдохновение" – 5 лет. Программа рассчитана на детей и подростков 7-16 лет.
Программа "Вдохновение" разработана на базе авторских программ тренеров по акробатике, художественной гимнастике и ведущих российских хореографов. Понятие спортивные (небальные) танцы соединяет в хореографическом оформлении акробатику, гимнастику и танцевальные элементы.
Ггимнастика позволяет развить основные физические качества и освоить основные акробатические элементы, развивают координацию движений, ритмичность, музыкальность, эмоциональность, способствуют раскрепощённости.
Дополнительная общеразвивающая программа "Вдохновение" – имеет художественную направленность.
При организации деятельности с детьми используются следующие методы обучения.
- Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (объяснение, беседа, рассуждение и др.);
- наглядные (показ упражнений и приёмов, ориентир на образец, использование наглядности);
- практические (самостоятельное выполнение упражнений и приёмов, поэтапное разучивание акробатических и танцевальных движений) -аналитические.
- Методы контроля и самоконтроля.
3. Методы стимулирования и мотивации:
- методы стимулирования интереса к занятиям (игры, эстафеты, викторины, соревнование, диагностика и тестирование);
- методы стимулирования ответственности (убеждение, предъявление требований, поощрение)
Методы воспитания (упражнение в нравственном поведении, пример, этическая беседа).
Актуальность данной программы, в процессе систематических занятий танцами, у учащихся вырабатывается новые качества движений (они становятся плавными, естественными, выразительными, непринужденными). Формируется правильная осанка, грациозная фигура. Работа по программе помогает также эффективно решать проблемы избыточного веса, вызванного недостатком двигательной активности современных детей, у которых часто встречаются заболевания дыхательных путей, нарушения осанки.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что в данном объединении на занятиях танцами разучиваются сложные акробатические элементы, в связке с танцевальными элементами, что придает танцу выразительность сложность выполнения, зрелищность. Акцент ставится на изучение современной хореографии.
Основными формами обучения являются: коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа с детьми. Кроме основных занятий, в работе с детьми используются такие формы организации деятельности, как конкурсы, спортивные и интеллектуальные праздники, соревнования, спортивные игры в помещении и на местности, экскурсии, просмотр выступлений гимнастов и танцевальных коллективов в видеозаписи.
Программа рассчитана на 5 лет обучения, общее количество часов 1008, из них 144ч – первый год обучения, по 216 ч - второй, третий, четвертый и пятый год обучения.
Режим занятий: С группами 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). Наполняемость групп 1-го года обучения 12-15 детей.
С группами детей 2-го, 3-го,4-го и 5-го годов обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 ч. Наполняемость групп составляет 10-12 человек).
Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и предусматривает постепенное усложнение теоретического и практического материала.
Дети 1-го года обучения осваивают простейшие танцевальные шаги и несложные акробатические элементы, учатся выполнять упражнения партерного экзерсиса.
На 2-ом году обучения дети осваивают основы классического экзерсиса, позиции рук и ног, учатся выполнять более сложные акробатические и танцевальные элементы, изучают приёмы страховки и самостраховки, гигиенические основы, выполняют более сложные танцевальные композиции.
На 3-ем году обучения дети учатся выполнять движения пластического танца, движения с предметами, совершенствуют технику выполнения танцевальных элементов и акробатических упражнений, усваивают терминологию партерного и классического экзерсиса, учатся самостоятельно составлять комплексы ритмической разминки, комбинировать танцевальные элементы эстрадного и пластического танца и согласовывать их с музыкой, принимают активное участие в городских и областных конкурсах, смотрах, фестивалях и концертах.
На 4-ом и 5-ом году обучения идет обобщение и закрепление совершенствования пластического танца, освоение актерского мастерства, освоение сценического движения, основное внимание уделяется чувству формы, выражающейся в движениях, их пластической фантазии и воображении. Дети принимают активное участие в городских и областных, всероссийских интернет- конкурсах, фестивалях и концертах.
Для успешного проведения занятий спортивными танцами необходим хорошо освещенный спортивный зал, оборудованный зеркалами, гимнастическими стенками, станком, матами; аудио магнитофон с фонограммами эстрадной музыки и классических произведений; спортивное оборудование: ленты, скакалки, мячи, шарфы (по количеству детей в одной группе); костюмы для исполнения танцевальных спортивных композиций.
Педагогическая целесообразность. Несмотря на то, что и в других учреждениях дополнительного образования есть объединения хореографии, заказ на данный вид услуг не снижается. Это объясняется, прежде всего, доступностью обучения для детей различных социальных слоев населения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ — формирование потребности в культуре движений, здоровом образе жизни, развитие физических качеств и творческих способностей, учащихся посредством занятия акробатикой, художественной гимнастикой и танцами.
Выполнять поставленную цель позволит решение следующих задач:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
1.Учить приемам страховки, самостраховки и правилам оказания помощи при выполнении акробатических элементов.
2.Учить комбинировать акробатические элементы и элементы хореографии в танцевальные композиции.
3.Учить понимать содержание музыки, её основные параметры, создавать образ посредством танцевальных движений, синхронно, технически грамотно и красиво выполнять акробатические и танцевальные элементы, составлять комплексы ритмической разминки.
РАЗВИВАЮЩИE
1. Формировать правильную осанку, красивую фигуру.
2. Развивать и поддерживать устойчивый интерес к занятиям спортивными шанцами.
3. Развивать основные физические и волевые качества личности, укреплять здоровье учащихся.
Воспитательные
- Воспитывать эстетический вкус, музыкальность, чувство ритма, согласованность движения с музыкой.
- Воспитывать ответственность, целеустремлённость, интерес к танцу.
Содержание программы
Учебный план (1-ый год обучения)
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Стартовая диагностика |
2. | Гигиенические основы | 2 | 2 | - | творческие задания |
3. | История танца | 2 | 2 | - | работа с карточками |
4. | Ритмика. Основы музыкальной грамотности. | 30 | 2 | 28 | зачетные занятия |
5. | Общефизическая подготовка. | 18 | - | 16 | тестирование |
6. | Хореография. | 20 | - | 20 | тестирование |
7. | Танцевальные основы. | 30 | 4 | 26 | проверочные задания |
8. | Акробатическая подготовка. | 20 | - | 20 | опрос |
9. | Постановка танца. | 20 | - | 20 | тестирования |
ИТОГО: | 144 | 12 | 132 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Беседа о своеобразии спортивных танцев. Цели и задачи обучения. Режим занятий. Правила поведения на занятиях, при подготовке к занятиям и после занятия. Инструктаж по ТБ. Причины травматизма. Необходимость соблюдения правильной организации занятий. Виды страховки и помощи при выполнении элементов акробатики.
- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Гигиена тела, одежды, обуви. Требования к обуви и одежде при занятии танцами. Решим. Питание. Самоконтроль. Влияние занятий спортивными танцами на физическое и духовное развитие учащихся.
- ИСТОРИЯ ТАНЦА.
Беседа на тему "Появление и развитие искусства танца". Знакомство с историей танца по иллюстрациям и фотоальбомам.
- РИТМИКА. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Теоретическая часть: Понятие ритма и темпа в музыке, музыкально- двигательного образа. Согласованность движений с музыкой. Слушание музыки. Сравнение музыкальных произведений, выбор музыки, содержание которой больше соответствует средствам музыкально-ритмического воспитания. Музыкальный и двигательный такт, размер такта. Понятие ритмической разминки как комплекса непрерывных движений под музыку в различных темпах. Влияние темпа музыкального произведения на интенсивность выполнения упражнений.
Необходимость проведения ритмической разминки на занятиях спортивными танцами.
Практическая часть: Воспроизведение характера музыки посредством движения. Определение музыкального и двигательного такта. Музыкальные игры (сюжетные или соревновательные). Музыкальные двигательные задания: Выполнение движений ритмической разминки (знакомство с техникой выполнения, повторение, совершенствование выполнения):
-упражнения для мышц шеи;
-упражнения для рук и плечевого пояса;
-упражнения для туловища;
-упражнения для ног;
-упражнения для мышц живота;
-упражнения общего воздействия;
-упражнения на расслабление. В движениях руками встречаются различные положения ладоней, предплечий, хлопки, акцентированные отведения. Ногами выполняют переступания в сочетании с пружинными движениями, приставные шаги вправо-влево, вперёд-назад, махи, полуприседания. Туловищем выполняют небольшие наклоны, повороты, волнообразные движения и т.д.
- ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
К упражнениям ОФП относятся все упражнения, которые способствуют укреплению скелетной мускулатуры связок, координации движений, развитию органов дыхания. Строевые упражнения включают в себя построение и перестроение в шеренги и колонны выполнение строевых команд; передвижение по залу с сохранением интервалов и дистанции: в обход, противоходом, змейкой, спиралью, по диагонали. Бег, прыжки, подскоки, прыжки через скакалку, прыжки через обруч, упражнения на мышцы спины и брюшного пресса, на силу рук, на дыхание, на координацию движений. Подвижные игры:"Ветер и листья","Весёлая бабочка","Мой весёлый звонкий мяч" и др. Эстафеты с элементами акробатики и с предметами.
- ХОРЕОГРАФИЯ.
Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Дети 1-го года обучения осваивают упражнения партерного экзерсиса. Партерный экзерсис, или упражнения на полу, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к выполнению классического экзерсиса у станка, требующего высокого физического напряжения. Упражнения на полу включают:
-упражнения на развитие подвижности локтевого сустава;
-упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
-упражнения на развитие гибкости плечевых и поясных суставов;
-упражнения на укрепление мышц спины и улучшение гибкости позвоночника;
-упражнения на укрепление мышц брюшного пресса;
-упражнения на улучшение гибкости коленных суставов;
-упражнения на развитие эластичности мышц голени и стопы;
-упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;
-упражнения на исправление осанки.
- ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ.
Теоретическая часть: Знакомство со схемой зала. Основные понятия. Правильная осанка: стоять без напряжения, голову держать прямо, ноги слегка отведены назад, живот и таз подтянуты, руки вдоль туловища. Правильная походка-стопа: перекатывается с пятки на пальцы, при этом тяжесть тела распределяется равномерно, если провести мысленно линию в направлении движения, то ногу нужно ставить так, чтобы пятка касалась этой линии, а пальцы были слегка развёрнуты в сторону. При ходьбе плечи слегка опущены и отведены назад, руки без напряжения опущены вдоль туловища, голова смотрит вперёд, живот подтянут. Техника выполнения поклона; танцевальных шагов; пружинных движений; взмахов; поворотов; упражнений с передвижением и равновесий. Название отдельных движений и упражнений на повышенной опоре.
Практическая часть: отработка танцевальных движений.
8. АКРОБА ТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
-Кувырки вперёд и назад;
-кувырок назад с переходом в полу-шпагат;
-стойки на голове и на предплечьях; -"лягушка";
-стойка на лопатках с переворотом в полу-шпагат;
-растяжка на шпагат;
-"берёзка";
-упражнение "мост" из положения лёжа. 9.ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
-Подбор и прослушивание музыкального произведения;
-анализирование музыки, определение характера музыки;
-комбинирование ранее изученных элементов в единую композицию;
-при постановке танца и его изучения необходимо обращать внимание на соответствие музыки, темп, амплитуду, свойственные определённому танцу.
Планируемые результаты
Личностные результаты Формирование интереса к занятиям танцами, художественного вкуса, настойчивости и трудолюбия. Сформировано умение общаться с детьми и педагогом.
Метапредметные результаты Развитие умения анализировать музыку и определять ее характер, самостоятельно выполнять упражнения партерного экзерсиса. Развитие правильной осанки, красивой походки, брюшного пресса. Развитие мышления, внимания, памяти, способности импровизировать. Развитие координации движений, пластичности и гибкости, ловкости и точности движений. Развитие музыкального слуха, творческих способностей, чувства ритма, опорно-двигательного аппарата.
Предметные результаты (первый год обучения)
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ
- Схему зала.
- Правила ТБ, приёмы страховки при выполнении элементов акробатики.
- . Историю появления и развития танцевального искусства.
- Основные термины и понятия в танцах.
- Технику выполнения акробатических упражнений, упражнений партерного экзерсиса и танцевальных движений, изученных за год.
- Танцевальные основы (в соответствии с программой 1 -го года обучения).
- Гигиенические основы.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- Выполнять простой комплекс ритмической разминки.
- Слушать, анализировать прослушанную музыку и определять её характер.
- Правильно выполнять упражнения партерного экзерсиса.
- Перестраиваться в линии, колонны, круг и т.д.
- Правильно выполнять акробатические упражнения.
- Правильно выполнять танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки, несложные элементы равновесия, повороты, упражнения с передвижениями.
Запоминать и выполнять несложные танцевальные движения.
Выполнять танцевальные композиции с элементами акробатики на показательных выступлениях и концертах.
Методические материалы
№ п/п | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Беседа «История мирового балета». «Богатство русской хореографии» | групповая | беседа, диалог | методическая разработка | рассказ показ |
2. | Спортивное мероприятия «Вместе весело шагать» | групповая | упражнения | методическая разработка, карточки с заданиями | выполнения упражнений |
3. | Викторина «Звездный дождь» | групповая | развлекательная программа | сценарий мероприятия, атрибуты | наблюдение или контроль |
4. | Конкурсная программа «Душа в заветном мире» | групповая | занятие | методическое пособие | опрос |
Учебный план (2-oй год обучения)
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | промежуточная аттестация |
2. | Гигиенические основы | 2 | 2 | - | творческие задания |
3. | История танца | 2 | 2 | - | работа с карточками |
4. | Ритмика. Основы музыкальной грамотности. | 36 | 2 | 34 | зачетные занятия |
5. | Общефизическая подготовка. | 20 | - | 20 | тестирование |
6. | Хореография. | 40 | 4 | 36 | тестирование |
7. | Танцевальные основы. | 36 | - | 36 | проверочные задания |
8. | Акробатическая подготовка. | 30 | - | 30 | опрос |
9. | Постановка танца. | 38 | - | 38 | тестирования |
10. | Показательные выступления, концерты. | 10 | - | 10 | отчетный концерт, итоговая диагностика |
ИТОГО: | 216 | 12 | 204 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Беседа о целях и задачах занятий спортивными танцами детей 2-го года обучения. Инструктаж по ТВ. Необходимость соблюдения правильной организации занятий. Режим занятий. Причины травматизма. Виды страховки и помощи при выполнении элементов акробатики.
Страховка- готовность педагога или другого учащегося своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой-то ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению. Виды страховки: физическая помощь, подталкивание в отдельных видах движения, фазах; поддержка (чаще всего в статических положениях исходных, промежуточных, конечных).
П р о в о д к а-(по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе с тем предохраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.
Самостраховка - умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации, избежать падения или травмы.
2.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Гигиена тела, одежды, обуви. Режим. Питание. Самоконтроль. Влияние занятий спортивными танцами на физическое и духовное развитие учащихся. Вредные привычки. Их отрицательное воздействие на растущий организм ребёнка и подростка.
3.ИСТОРИЯ ТАНЦА.
Беседы на темы: - "История мирового балета"
- "Богатство русской хореографии".
4. РИТМИКА. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Теоретическая часть: Основные музыкально-двигательные выразительные средства. Ритм движения. Динамичность движений. Их отличие от темпа движений. Музыкальный и двигательный такт. Влияние изменения ритма, темпа и динамики музыкального произведения на характер движения. Методика построения комплекса ритмической разминки.
Практическая часть: Упражнения на согласование движений с музыкой. Музыкальные игры:
- игра "Пустое место" - на соответствие выполнения упражнений построению музыкального произведения;
- игра "Мяч в кругу" - на соответствие выполнения упражнений темпу музыки, др.
Музыкально-ритмические игры и задания. Совершенствование выполнения упражнений ритмической разминки: для рук и плечевого пояса, шеи и туловища, ног и мышц всего тела. Упражнения для рук и плечевого пояса включают в себя следующие движения:
-сгибание и разгибание пальцев в кулаки;
-сгибание и разгибание рук;
- поднимание и опускание напряжённых кистей, рук, плеч
-повороты кистей, рук;
-круговые движения кистями, предплечьями, руками.
В упражнения для мышц шеи входят:
- наклоны головы вперёд, назад, вправо, влево;
-повороты головы направо, налево;
- круговые движения головой, полукруги.
Упражнения для туловища: наклоны туловища вперёд, назад, в стороны;
-повороты туловища;
- вращение туловища.
Упражнения для мышц всего тела образуются из сочетания движений различными частями тела. Согласование движений частей тела во времени и пространстве осуществляется под музыку с более сложным ритмическим рисунком.
- ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Общефизическая подготовка включает в себя строевые упражнения и перестроения; бег, прыжки через скакалку, обруч; подскоки, упражнения на силу рук, на силу мышц спины и брюшного пресса; приседания, упражнения на координацию движения и на расслабление; подвижные игры и эстафеты.
- ХОРЕОГРАФИЯ.
Теоретическая часть: Понятие классического экзерсиса. Последовательность выполнения движений классического экзерсиса: сначала у станка, затем на середине зала. 4 положения у станка. Знакомство и изучение пяти позиций ног в следующем порядке: I, II, III, V, IV. Изучение трёх различных рук. Знакомство с терминологией, принятой в классическом экзерсисе.
Практическая часть: Совершенствование выполнения упражнений партерного экзерсиса упражнения на напряжение и расслабление мышц тела упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов упражнения на укрепление мышц брюшного пресса; упражнения на улучшение гибкости позвоночника упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава, эластичности мышц бедра упражнения на улучшение гибкости коленных суставов; упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага упражнения на исправление осанки.
Расстановка детей установка. Объяснение и разучивание правильного положения тела и его частей при сомкнутых ногах, с разворотом на 90- 120°. Выполнение движений у станка в четырёх положениях: стоя лицом к станку и придерживаясь двумя руками за палку станка; стоя спиной к станку, открыв руки в стороны и поломив их на палку; стоя за станком, лицом в зал; придерживаясь двумя руками за станок, стоя боком (левым, правым), придерживаясь за палку станка одной рукой. Знакомство и изучение пяти позиций рог.
Первая позиция: ступни ног, соприкасаясь пятками, развёрнуты носками наружу, образуя прямую линию на полу.
Вторая позиция: Сохраняется прямая линия I позиции, но пятки выворотных ног отстоят одна от другой примерно на одну длину стопы.
Третья позиция: в том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину.
Пятая позиция: ступни закрывают друг друга - пятка одной ноги соприкасается с носком другой.
Четвёртая позиция: стопы параллельны друг другу на расстоянии стопы.
Позиции ног являются точной пропорцией, которая определяет расположение выворотных ног, их удаление или сближение, когда тело находится в состоянии покоя или в движении. Закрепить понятие опорной, работающей ноги. Вытягивание пальцев ноги.
Изучение позиций рук. В постановке рук большое значение имеет правильная постановка отдельных частей: кисти; пальцев, локтя, плеча. Существуют три основные позиции рук, подготовительное положение и исходное положение.
Подготовительное положение: руки внизу, слегка округлены (венцом), ладони развёрнуты к телу и вверх, концы пальцев смотрят друг на друга на расстоянии 10-15 см, плечи слегка развёрнуты.
- П о з и ц и я рук: руки направлены вперёд (на уровне диафрагмы), локти скруглены, ладони обращены к туловищу.
- II о з и ц и я: руки направлены в стороны, несколько ниже линии плеч, округлены, ладони вперёд - внутрь.
- Позиция: руки вперёд-вверх так, чтобы видеть кисти рук, не поднимая головы, ладони обращены вниз, концы пальцев сближены.
Исходное положение: руки опущены вниз по линии бёдер и находятся на небольшом расстоянии от корпуса (не прижаты к корпусу).
Изучение техники выполнения движений классического экзерсиса:
-батман тандю;
-дэми плие;
-батман тандю с дэми плие;
-рондз жамб пар тэрр;
-дэми-рон дэ жамб пар тэрр;
-ку-дэ-пъе (см. методическую разработку "Движения классического
экзерсиса"
- ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ.
Повторение танцевальных шагов, изученных ранее. Изучение переменного шага; разучивание подскока; соединение подскока с переменным шагом. Шаг с переступанием; Переменный шаг с поворотом. Бег с отбрасыванием согнутой ноги назад. Бег с поднятием согнутой ноги вперёд. Изучение техники выполнения дробей (в основе лежат сильные и резкие удары об пол - полной стопой, полу пальцами, каблуком). Упражнение на выстукивание (в основе лежат быстрые удары всей стопой и её частями то каблуком, то полу пальцами). Круговращение ног: круговращение стопы на полу, в воздухе. Изучение танцевальных движений: " Качалка","Двойная верёвочка","Ковырялочка". Присяды; волнообразные движения; пружинные движения; прыжки упражнения на равновесие; повороты, взмахи упражнения с передвижением.
- АКРОБА ТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Совершенствование техники выполнения изученных ранее акробатических упражнений.
Изучение новых акробатических упражнений:
-кувырок с прыжка;
-переворот назад махом одной ноги;
-Упражнение "мост" из положения стоя;
-стойки на руках, на предплечьях;
-упражнение "арабеска"
-стоя на одной ноге, вторую поднять вверх до положения "шпагат".
- ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
1. Подбор и прослушивание музыкального произведения с более сложным ритмическим рисунком.
2. Анализирование музыки, подбор танцевальных и акробатических движений.
3. Комбинирование изученных движений в единую композицию.
4. Постановка эстрадного танца. При постановке танца и его изучении движения должны соответствовать характеру танца и музыки.
- ПОКАЗА ТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.
Выступления с отработанными эстрадными танцами на концертах и праздничных мероприятиях города и района. Участие в городских и районных конкурсах, смотрах творческих коллективов.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
Формирование интереса к истории мирового балета, художественного вкуса, настойчивости и трудолюбия. Сформировано чувство ритма, эстетический вкус.
Метапредметные результаты.
Развитие координации движений, танцевальности, творческой активности и инициативы. формирование правильной осанки, красивой походки, брюшного пресса. Развитие познавательных интересов, Развитие координации движений, пластичности и гибкости, ловкости и точности движений. Развитие музыкального слуха, творческих способностей, памяти.
Предметные результаты (2 год обучения)
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- Историю мирового балета, своеобразие русской хореографии.
- Краткую терминологию классического экзерсиса.
- Методику построения комплекса ритмической разминки.
- Технику выполнения упражнений партерного и классического экзерсиса.
- Технику выполнения акробатических упражнений.
- Позиции рук и ног.
- Инструктаж по ТБ виды и приёмы страховки.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- Правильно выполнять упражнения классического и партерного экзерсиса.
- Технически правильно выполнять упражнения акробатической подготовки.
- Уметь комбинировать танцевальные элементы с элементами акробатики в эстрадном танце.
- Провести разминку в виде ритмической гимнастики.
- Самостоятельно составлять комплекс ритмической разминки.
- Пользоваться терминологией классического экзерсиса в общении с педагогом.
- Анализировать современную музыку и определять её характер.
Методические материалы (2-ой год обучения)
№ п/п | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Спортивное мероприятие Спорт – это здоровье! | групповая | упражнения | методическая разработка | выполнение упражнений |
2. | Конкурсная программа по противопожарной безопасности | групповая | викторина | методическая разработка, карточки с заданиями | опрос |
3. | Игра конкурс «Что мы знаем о космосе» | групповая | развлекательная программа | сценарий мероприятия, атрибуты | наблюдение или контроль |
4. | Беседа «Богатство русской хореографии». «История мирового балета» | групповая | беседа диалог | методическое пособие | опрос |
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- Расширить знания обучающихся о танцовщицах, балетмейстерах и хореографах прошлого и современности. Раскрыть содержание деятельности хореографа.
- Научить выполнять новые акробатические упражнения на поддержку и равновесие.
- Учить выполнять движения пластического танца.
- Научить выполнять движения с предметами (мячом, лентой, обручем).
- Разучить новые упражнения классического экзерсиса, научить пользоваться терминологией классического экзерсиса.
- Совершенствовать технику выполнения упражнений ОФП, партерного экзерсиса и изученных ранее акробатических упражнений.
- Научить выполнять сложные танцевальные композиции с элементами акробатики.
- Научить самостоятельно, комбинировать танцевальные элементы эстрадного и пластического танца и согласовывать их с музыкой.
- Совершенствовать опыт участия в конкурсах, концертах, фестивалях и выступлениях.
- Научить вести дневник самонаблюдения.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- Развивать умение легко и свободно двигаться в соответствии с ритмическим рисунком музыки.
- Укреплять здоровье обучающихся, способствовать развитию физических и волевых качеств.
- Развивать творческую активность и воображение.
- Развивать образное и пространственное мышление, зрительную память.
- Развивать умение применять полученные знания и умения на практике.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Воспитывать интерес к занятиям танцами, желание радовать своими выступлениями других людей.
- Воспитывать способность к самооценке своих действий.
- Воспитывать ответственность и коллективизм, гражданственность и патриотизм.
Учебный план (3-ий год обучения)
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | промежуточная аттестация |
2. | Гигиенические основы | 2 | 2 | - | творческие задания |
3. | История танца | 2 | 2 | - | работа с карточками |
4. | Ритмика. Основы музыкальной грамотности. | 30 | 2 | 28 | зачетные занятия |
5. | Общефизическая подготовка. | 18 | - | 18 | тестирование |
6. | Хореография. | 36 | 2 | 34 | тестирование |
7. | Танцевальные основы. | 30 | - | 30 | проверочные задания |
8. | Акробатическая подготовка. | 36 | - | 36 | опрос |
9. | Постановка танца. | 42 | - | 42 | тестирования |
10. | Показательные выступления, концерты. | 18 | - | 18 | отчетный концерт, итоговая диагностика |
ИТОГО: | 216 | 9 | 207 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ).
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теоретическая часть: беседа о целях и задачах занятий спортивными танцами детей 3-го года обучения. Необходимость соблюдения правильной организации занятий. План работы объединения на год. Инструктаж по ТБ. Тестирование учащихся "Определите свои возможности"
-оценка подвижности шейного отдела позвоночника;
-определение эластичности мышц плечевого пояса; и подвижности плечевых суставов;
-оцени подвижности локтевого сустава;
-определение подвижности голеностопного сустава;
-опенка гибкости позвоночника;
-оценка подвижности тазобедренных и коленных суставов.
Практическая часть: Проведение разминки в виде ритмической гимнастики. Повторение танцевально-акробатических композиций, изученных ранее.
2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Гигиена тела, одежды, обуви. Самоконтроль и самомассаж. Ведение дневника самоконтроля. Беседа на тему "Искусство быть здоровым". Влияние закаливающих и водных процедур на организм обучающихся.
3. ИСТОРИЯ ТАНЦА.
Беседа о танцовщицах, балетмейстерах и хореографах прошлого и современности. Содержание деятельности хореографа.
4. РИТМИКА. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
Теоретическая часть: Самостоятельный подбор музыкальных произведений для постановки танцев. Прослушивание и анализирование музыки, определение её характера. Изучение краткого словаря терминов, используемых в музыкальном воспитании.
Практическая часть: Музыкально-ритмические игры. Разработка, составление и проведение комплексов разминки педагогом и учащимися. Комплекс ритмической разминки базируется на знакомых учащимся упражнениях, но в более сложной форме проведения. Одно упражнение сочетает в себе несколько элементов. Комплекс ритмической гимнастики составляется с учётом уровня подготовки учащихся.
5.ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Строевые упражнения и перестроения. Бег, прыжки, упражнения на развитие силы мышц живота, силы мышц рук, силы мышц ног и гибкости в тазобедренных суставах, вращательные движения с отягощением и без, с увеличением количества повторений. Подвижные игры. Эстафеты. Упражнения на расслабление.
6.ХОРЕОГРАФИЯ.
Теоретическая часть: Изучение терминов и техники выполнения
упражнений классического экзерсиса. Б а т м а и- в танцевальной терминологии означает отведение и приведение ноги, он характеризуется скользящим отведением и приведением выворотной ноги из 1,11 и IV позиции.
-Батман тандю жетэ - бросок натянутой, напряженной работающей ноги на высоту 45° и возвращение её в исходное положение;
-Батман фраппэ - ударное, равномерное движение работающей ногой.
-Батман девлоппэ -раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90° в нужное направление.
-Гранд банман жетэ - выбрасывание толчком ноги на высоту 90°;
-Батман батри - барабанный бой.
Арабеск - одна из основных поз классического танца. Изучение 4-х видов позы "арабеск":
1-я – тело опирается на одну ногу, другая вытянутая и прямая,
отделяется от пола и простирается назад на высоту не менее 90°.
2-я – корпус и ноги в том же положении, как и в 1 -й, но вперёд вытянута рука, соответствующая вытянутой ноге, другая отведена назад настолько, что видна позади корпуса. Голова обращена к зрителю.
3 - я- лицо обращено к зрителю. Ноги на "краузэ" назад на 90°. Корпус
наклонён вперёд, схвачен в спине. Вперёд вытянута рука, соответствующая
вытянутой назад рукой, другая отведена в сторону. Взгляд следит за
движением руки.
4-я - Ноги в том же положении, как и все 3-й, но впереди рука, противоположная поднятой ноге, корпус делает поворот, схваченный сильным выгибом спины. Другая рука видна из-за спины. Корпус не должен наклоняться вперёд.
Пор де бра- упражнение для рук, корпуса, головы, наклоны корпуса, головы.
Рон дэ жамб пар тэрр - вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Рон дэ жамб ан лэр - круг ногой в воздухе.
Практическая часть: Совершенствование упражнений выполнения упражнений партерного экзерсиса. Повторение позиций ног (I, II ,III,V,IV) и рук ( I,II ,III, и.п.).Отработка техники выполнения изученных ранее упражнений классического экзерсиса и изучение новых.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ОСНОВЫ.
а) Поклон.
б) Танцевальные шаги (выполняются в медленном и среднем темпе):
-шаг с приставкой;
-шаркающийшаг;
-каблучный шаг;
-дробный шаг;
-тройной притоп.
При увеличении темпа и при исполнении мелодии в быстром темпе шаг переходит на бег, существует три вида танцевального бега:
-шаг-бег (беговой шаг) -бег с отбрасыванием согнутых ног назад;
-бег с поднятием согнутых ног вперёд;
-упражнения на выстукивание -дроби.
в) Прыжки. Состоят из разбега и толчка. Разбег выполняется на носках. В фазе отталкивания выпрямление толчковой ноги (ног) отделяет тело от места опоры.
Толчок должен быть энергичным, коротким и акцентированным.
-Прыжки на двух ногах у опоры;
-прыжки с двух ног на одну;
-с одной ноги на другую;
-воздушные прыжки;
-прыжок не вертикально вверх, ноги во время прыжка соединены вместе, колени и пальцы вытянуты;
-комбинированные прыжки, по своей структуре состоящие из нескольких элементов;
-сочетание шагов и прыжков.
г) Равновесия - устойчивое положение тела при различных видах упражнений. Виды равновесий:
- вертикальное - стоя на одной ноге, другая вперёд, в сторону, руки в различных положениях;
- переднее - стоя на одной ноге, другая назад, наклон вперед, руки в
стороны;
заднее - стоя на одной ноге, другую вперёд, с максимальным наклоном туловища назад, руки в стороны;
- боковое - стоя на одной ноге, другую в сторону, с максимальным наклоном туловища в противоположную сторону, руки вверх.
д) Повороты: - упражнения в динамическом равновесии, выполняемые на носках, носке одной ноги, с продвижением и на месте, с различным положением туловища, свободной ноги, рук. Повороты на 90°, 180°,360° выполняются сначала у опоры (приставлением, переступаем, скрестные повороты). Сложные повороты на 540°,720°изучают вначале у опоры на 90° и 180° из позиций ног I, II, III, V, а затем выполняют без опоры. Отличная техника поворотов характеризуется строгой точностью движений по пространственным и временным заданным параметрами также по мышечным усилиям.
е) Волны и взмахи.
Волны и взмахи - специфические элементы, придающие движениям
слитность, мягкость, плавность, законченность. Они выполняются руками, туловищем и всем телом. Основное требование к технике волн и взмахов - это последовательное участие различных звеньев тела в движении. Разновидности волн:
-целостная волна;
-целостная волна на шаге вперёд;
-целостная волна на шаге в сторону;
-целостная волна в равновесии;
Взмах - наиболее сложное движение, выполняется волнообразно всем телом снизу-вверх. Характер взмаха зависит от начального толчка: чем резче толчок, тем быстрее протекает взмах, и чем он сильнее, тем больше амплитуда. Разновидности упражнения:
-целостный взмах на шаге вперёд;
-целостный взмах на шаге в сторону;
-целостный взмах, переходящий в открытый прыжок;
-целостный взмах в присед.
ж) Пружинные движения:
-особая форма силовых упражнений, выполняется ногами, руками и всем телом. Техника пружинных движений заключается в равномерном и одновременном сгибании и разгибании частей тела в суставе или сустава. Для лучшего освоения техники пружинных движений полезно разучивать их у опоры и выполнять в медленном темпе.
Разновидности упражнения:
-пружинная ходьба;
-пружинный бег;
целостные пружинные движения в стойке на носках, на носке одной ноги;
-в сочетании с поворотом скрестно на 180° и 360° в приседе.
з) Танцевальные движения: комбинации прыжков, поворотов, танцевальных шагов, взмахов на месте и с продвижением.
и) Творческие задания.
8. АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Совершенствование техники выполнения изученных ранее акробатических упражнений.
Изучение новых акробатических упражнений:
-переворот вперёд с приземлением на обе ноги, с шагом;
-переворот назад махом одной ногой с приземлением на другую;
-переворот назад толчком двух ног;
-упражнение "ушки "- лёжа на груди, опора на руки, прогнуться в спине, ноги поставить на пол, прижав их к плечам, голова между ног;
-поддержка - используется при выполнении групповых упражнений и упражнений в парах. Часто используется в показательных выступлениях.
При выполнении упражнения один из партнёров удерживает другого на прямых руках, ногах, туловище.
-одноименный поворот, разноименный поворот.
Акробатические прыжки: -"колесо"; -"рандат" с места и с разбега; -"колесо" - "рандат".
Упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем) способствуют развитию координации движений, ловкости, прыгучести, выносливости, быстроты и точности реакции, воздействуют на мышечную чувствительность рук. Техника выполнения упражнений с предметами довольно сложна, поэтому её изучают с детьми 3-его года обучения.
- Упражнения с мячом: махи и круги; спирали, восьмёрки, выкруты; отбивы, перекаты, броски и ловля.
- Упражнения с лентой: махи и круги, змейки, спирали, восьмёрки, броски и ловля.
- Упражнения с обручем: броски и ловля, шпагат, наклон прогнувшись, повороты, выпады, подскоки, махи и круги.
Техника махов, кругов, переводов, спиралей, восьмёрок, змеек, выкрутов, вращений, отбивов зависит от скорости и амплитуды движений. Изучение упражнений с предметами начинается с ознакомления со способами держания, являющимися исходными или конечными при выполнении любого элемента или соединения с предметом. Для гармоничного развития тела обучающихся все изучаемые элементы и соединения с предметом следует выполнять как правой, так и левой руками в сочетании с различными элементами без предмета.
При изучении техники выполнения упражнений с предметами следует избегать следующих ошибок: неправильный хват, жёсткая или прижимание предмета к телу, подпрыгивание при перекатах, нарушение ритма, темпа, амплитуды, плоскости, задержка предмета.
9.ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
Подбор музыкального произведения, которое должно соответствовать характеру основных движений (избранной теме), возрасту исполнителей танца, а также уровню подготовки.
Для постановки пластического танца подбирается медленная, красивая мелодия, чаще из классической музыки. Основные принципы пластического танца - вытянутые ноги, пластика движений, пластичность всего тела. В пластическом танце широко используются предметы: мячи, ленты, обручи, шарфы. Упражнения с предметами делают пластический танец более ярким, выразительным.
Для постановки эстрадного танца используются мелодии народных песен и танцев, а также современная музыка с чётким ритмическим рисунком. После подбора музыки идёт комбинация движений в единую композицию:
-акробатические упражнения;
-танцевальные элементы;
-упражнения классического и партерного экзерсиса; -упражнения с предметами и без.
10.ПОКАЗА ТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.
Период подготовки к концертам, фестивалям и массовым выступлениям включает в себя:
-составление программы выступлений;
-отработка каждого концертного номера;
-проведение генеральной репетиции;
-подбор, пошив костюмов, изготовление атрибутов (с привлечением к работе обучающихся). В массовых выступлениях упор делается на синхронность и красоту исполнения, чёткость выполнения каждого элемента. Дополнениями на городских и областных фестивалях, конкурсах и смотрах привлекаются более подготовленные дети. Количество участников в танцевально-акробатической композиции определяется характером музыкального произведения и рисунком танца.
Планируемые результаты
Личностные результаты Формирование интереса к истории, русской хореографии ,художественного вкуса, настойчивости и трудолюбия. Сформировано чувство ритма, эстетический вкус.
Метапредметные результаты Развитие умения легко и свободно двигаться в соответствии с ритмическим рисунком Развитие творческой активности и воображения. Развитие образного мышления и зрительной памяти. Развитие координации движений, пластичности и гибкости, ловкости и точности движений. Развитие физических и волевых качеств.
Предметные результаты(3 год обучения)
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- Историю мирового балета, своеобразие русской хореографии.
- Краткую терминологию классического экзерсиса.
- Методику построения комплекса ритмической разминки.
- Технику выполнения упражнений партерного и классического экзерсиса.
- Технику выполнения акробатических упражнений.
- Позиции рук и ног.
7.Инструктаж по ТБ виды и приёмы страховки.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- Правильно выполнять упражнения классического и партерного экзерсиса.
- Технически правильно выполнять упражнения акробатической подготовки.
- Уметь комбинировать танцевальные элементы с элементами акробатики в эстрадном танце.
- Провести разминку в виде ритмической гимнастики.
- Самостоятельно составлять комплекс ритмической разминки.
Методические материалы
№ п/п | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Беседа: «Искусство быть здоровым». Беседа о танцовщицах, хореографах прошлого и современности | групповая | рассказ | методическая разработка | опрос |
2. | Интеллектуально-спортивная программа « Олимпионики» | групповая | упражнения | методическая разработка, карточки с заданиями | наблюдение и контроль |
3. | Двигательные игры разминки | групповая | развлекательная программа | сценарий мероприятия, атрибуты | наблюдение или контроль |
4. | Тест «Твоя физическая форма» | групповая | опрос | методическое пособие | опрос |
Используемая литература
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. -М.: Айрис-пресс Рольф, 1999г. 2.
2.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. «Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» - 2-е изд., исп. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000г.
3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К.Беспятова - 2-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2004.
4. Кулагина И.Е. Художественное движение, программа дополнительного художественного образования детей. - Москва:
5.Просвещение, 2006. Рукабер Н.А. Программа «Спортивная акробатика». - Москва: ГОУЦРСДОД, 2004.
6.Субанова М.Л. Использование танцевальных игр в ранней хореографии//Дополнительное образование и воспитание, 2011г.-№8, стр.29.
7.Музыкальная ритмика: Учебно-методическое пособие Т.Аамятина, Л.В. Стрепетова-М.: Издательство «Глобус»,2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3.2.Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей обучающихся. Приложение 10.
Результативность деятельности по развитию способностей обучающихся...
Форма 10. 3.2. Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей обучающихся
В развитии творческих способностей учащихся наблюдается положительная динамика...
Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся
Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В."Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся"...
3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся
3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся...
Деятельность педагогического работника по развитию способностей обучающихся
Планово- прогностический уровень...
3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся (приложение 9)
Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся...
3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся (приложение 9)
Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся...