Мой педагогический опыт.
методическая разработка
Мой педагогический опыт, разработки и мои выступления на методических объединениях, а так же транслированные в газете и интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_innovatsionnaya_deyatelnost.docx | 18.38 КБ |
tvorcheskie_uspehi.doc | 33.5 КБ |
tvorcheskie_uspehi.doc | 33.5 КБ |
esli_hochesh_byt_zdorov.docx | 666.77 КБ |
applikatsiya_solomkoy_kak_sredstvo_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 20.18 КБ |
hudozhestvennaya_obrabotka_solomki.docx | 1.71 МБ |
plan-konspekt_zanyatiya.docx | 24.5 КБ |
put_k_talantu._zametka_v_gazetu.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность
Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.
Инновация – ( от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового , с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков)
Сегодня основными задачами творческой деятельности в учреждении дополнительного образования является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего досуга, культурного развития, а так же формирование культуры общения, творческого самоопределения.
Миссия педагога в современном дополнительном образовании – особая, я должна дать ребенку не только разнообразную информацию, я должна включить его в значимую деятельность. В связи с этим на занятиях объединения «Природа и фантазия» открывается перспектива решения целого ряда разнообразных задач:
- Обучать учащихся практической работе по художественной обработке природных материалов и освоении техники аппликации соломкой;
- создать условия для развития познавательного интереса к работе с природным материалом, формировать специальные умения и навыки работы с соломкой.
- учить видеть красоту и своеобразие в произведениях народных умельцев;
- способствовать развитию познавательных процессов, формированию художественно - творческих способностей;
- развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое чувство, воспитывать трудолюбие;
- воспитывать дружеские взаимоотношения посредством коллективного творческого дела: формировать коммуникативные способности, умение жить и работать в коллективе, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и уважения к другим членам коллектива.
- развивать творческую активность, а так же эстетическое мировосприятие, художественный вкус школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Для эффективного решения поставленной целевой задачи я организую свою педагогическую деятельность на системной основе. Система строится в соответствии со следующими принципами педагогики: добровольности, синтеза познания и рекреации, а также взаимодействия и сотворчества.
В работе выделяю ряд существенных положений образовательного процесса:
1. Необходимо и обязательно сформировать у детей положительную мотивацию к творческой деятельности.
2. Дать новые знания при решении конкретных практических задач.
3. Обогатить чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения.
4. Сформировать трудовые умения и навыки без принуждения.
На занятиях дети узнают технологию заготовки соломы, на практике познают процесс подготовки сырья к работе. Ребята сами сортируют, разрезают, распаривают и гладят солому, изготавливают аппликации, декоративные панно и сувениры.
Каждое занятие в объединении не возникает случайно, а является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы. Занятие является наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Представленный в программе материал, является актуальным, поскольку является вариативным, комплексным. Основная линия программы - декоративно-прикладное творчество, выступает важнейшим средством развития личности ребенка. Познавательную и практическую деятельность на занятиях организовываю на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. Каждое занятие спланировано так, чтобы в конце урока ребенок видел результаты своего труда. Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы, иногда приходиться вносить корректировки в учебно-тематический план.
Качественный результат обучения зависит от выбранной педагогом методики преподавания. Применяю методы и приёмы, обеспечивающие результативность обучения и развития интеллектуального потенциала обучающихся, использую различные типы занятий в зависимости от учебных целей. В образовательном процессе, на начальном этапе обучения, я внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод: предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением. Это позволяет добиться технологической точности в изготовлении изделия.
Позже, на моих занятиях, происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль. На этой стадии применяются элементы проектно-конструкторского метода. На всех этапах этого метода я осуществляю консультативную помощь ученикам. Этот метод я считаю наиболее показательным в своем опыте. Моей целью при организации такой деятельности является приобретение обучающимися основных исследовательских навыков: умение формировать и вычленять проблему исследования, производить и описывать изделие, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги.
Данный метод позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, применять полученные ими знания, умения, навыки на практике. Исследовательская деятельность способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.
В работе с детьми я вариативно использую комплекс методов: беседа, диалог, импровизация, равноправный духовный контакт, соревнование, игра, создание проблемных воспитывающих ситуаций, ситуаций творческого поиска.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от педагогических заповедей, которые я использую в работе:
1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И, поэтому, моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.
2. Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка. Если победу не над другими, то над самим собой – вчерашним. Педагогу очень важно уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.
3. Быть примером для детей в воспитании любви к декоративно-прикладному творчеству, увлеченности этим творчеством. Главное на этом пути – педагогическая интуиция: думать о своих учениках и желание помочь ребенку, зная его конкретные проблемы. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.
Своим ученикам я стараюсь создать все условия для успешного творчества, пополняю кабинет всеми необходимыми для работы материалами и инструментами. К сожалению, в моей работе есть проблемы: отсутствие средств на пополнение материальной базы кабинета. Кризис в стране затронул многие социальные слои населения. Некоторые дети не в состоянии приобрести материал для работы на занятиях. Приходится работать с материалом, бывшим в употреблении, и бросовым материалом. Есть проблема и родительского плана. Некоторые родители не разрешают посещать занятия своим детям из-за плохой успеваемости в школе. Решаю эту проблему путем разъяснительных бесед и консультаций
Предварительный просмотр:
Творческие успехи и возникающие проблемы
во время образовательного процесса
в творческой мастерской «Природа и фантазия»
Наша основная работа по образованию детей — практико-ориентированная: у нас дети получают знания и умения в творческой деятельности, и, в отличии от школы, здесь они открывают мир и находят свое место в нем. Детям предоставлена возможность свободного выбора вида занятий и образовательной программы. Возможно методом проб, но они находят свою «зону успешности» и, наконец, овладевают доп. знаниями и мастерством, при этом следует заметить, что эти качества как проявляются, так и формируются только в процессе деятельности.
Мой личный анализ работы творческой мастерской показывает, что через участие в конкурсах, а так же привлечение обуч-ся к работе тв. мастерской и ЦДТ помогает им самоутвердится и самоопределиться, они становятся более уверенными, активными, увлечёнными и заинтересованными, в коллективе повышается статус ребенка и признаются его личные образовательные достижения.
В работе выделяю одно из главных условий для творческих успехов: развитие способных детей, включая тех, у кого способности в настоящий момент может еще не проявились, но есть серьёзная надежда на дальнейший «скачок» в их развитии. Это могут быть дети группы риска, девиантного поведения, и уч-ся, не достигающие успехов в учении, но обладающие познавательной активностью и хорошей коммуникабельностью.
В последние годы меньше стала сменяемость контингента, так же дети меньше стали уходить из коллектива, меньше пропускают без уваж. Причин, чаще всего это бывает по болезни или по причине доп. уроков и мероприятий в школе.
Положительные результаты проявляются в первую очередь в итогах краевых, всероссийских и международных конкурсов. В тв.маст. «Природа и фантазия», по мимо этого, дети могут показать свои творческие успехи, а следовательно, показать и уровень овладения основными знаниями образ-ой программы, по которой обучаются, в различных видах: на персональных выставках, стенде авторских работ, в творческих конкурсах, презентациях, при этом разрешены как индивидуальные, так и коллективные формы подготовки.
- Презентации к занятиям готовят дети постарше, владеющие компьютером, показывая слайды, они учатся, рассказывать интересно, понятно, чётко.
Это своего рода исследовательская деятельность, в любом обучении она обязательна, тк. успехи, которые сопровождают этот вид деятельности с воспитанниками, несомненно, радуют и заслуживают внимания.
- Персональные выставки организовываются в кабинете, в дет.библиотеке, для этого заранее готовятся и собираются изделия, которые будут представлены. Такой вид помогает проследить конкретное индивидуальное развитие за определенный отрезок времени, индивидуальный прогресс ребёнка, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учащихся.
- В кабинете на стенде размещены итоговые авторские работы обучающихся, которые периодически и раз в 2 года заменяются на новые.
- В творческих конкурсах муниципального уровня участвуют все желающие, но, не смотря на то, что это ещё не краевой уровень, все стараются выполнить свои изделия качественно и эстетично, возможно поэтому практически 100% работ занимают призовые места.
Все грамоты, дипломы победителей и сами изделия выставляются в кабинете, что, считаю, должно приносить реальную пользу участнику, поднимается его самооценка, и он знает, что его работа будет представлена публично, заслуженный успех не останется незамеченным.
Проблемы есть, и одна из них это то, что учителя - классные руководители не считаются со значимостью нашей работы, и из-за того, что детей задерживают в школе, мало того, что у нас появляются пропуски занятий, но и сдвигаются сроки выполнения работ, хуже всего, если эти работы готовятся на какой-то конкурс.
Проблема финансирования – она была, есть и, думаю, будет.
И, не смотря на отсутствие финансирования, мы продолжаем работать, качественно участвовать в муниципальных, краевых, всероссийских и международных конкурсах.
Но в нашем государстве эти проблемы ложатся на педагогов доп.образования и родителей, которые должны отстаивать права детей и подростков на развитие и реализацию их творческих успехов, иначе воз проблем не сдвинется с места и многие способности несовершеннолетних пропадут за невостребованностью.
Предварительный просмотр:
Творческие успехи и возникающие проблемы
во время образовательного процесса
в творческой мастерской «Природа и фантазия»
Наша основная работа по образованию детей — практико-ориентированная: у нас дети получают знания и умения в творческой деятельности, и, в отличии от школы, здесь они открывают мир и находят свое место в нем. Детям предоставлена возможность свободного выбора вида занятий и образовательной программы. Возможно методом проб, но они находят свою «зону успешности» и, наконец, овладевают доп. знаниями и мастерством, при этом следует заметить, что эти качества как проявляются, так и формируются только в процессе деятельности.
Мой личный анализ работы творческой мастерской показывает, что через участие в конкурсах, а так же привлечение обуч-ся к работе тв. мастерской и ЦДТ помогает им самоутвердится и самоопределиться, они становятся более уверенными, активными, увлечёнными и заинтересованными, в коллективе повышается статус ребенка и признаются его личные образовательные достижения.
В работе выделяю одно из главных условий для творческих успехов: развитие способных детей, включая тех, у кого способности в настоящий момент может еще не проявились, но есть серьёзная надежда на дальнейший «скачок» в их развитии. Это могут быть дети группы риска, девиантного поведения, и уч-ся, не достигающие успехов в учении, но обладающие познавательной активностью и хорошей коммуникабельностью.
В последние годы меньше стала сменяемость контингента, так же дети меньше стали уходить из коллектива, меньше пропускают без уваж. Причин, чаще всего это бывает по болезни или по причине доп. уроков и мероприятий в школе.
Положительные результаты проявляются в первую очередь в итогах краевых, всероссийских и международных конкурсов. В тв.маст. «Природа и фантазия», по мимо этого, дети могут показать свои творческие успехи, а следовательно, показать и уровень овладения основными знаниями образ-ой программы, по которой обучаются, в различных видах: на персональных выставках, стенде авторских работ, в творческих конкурсах, презентациях, при этом разрешены как индивидуальные, так и коллективные формы подготовки.
- Презентации к занятиям готовят дети постарше, владеющие компьютером, показывая слайды, они учатся, рассказывать интересно, понятно, чётко.
Это своего рода исследовательская деятельность, в любом обучении она обязательна, тк. успехи, которые сопровождают этот вид деятельности с воспитанниками, несомненно, радуют и заслуживают внимания.
- Персональные выставки организовываются в кабинете, в дет.библиотеке, для этого заранее готовятся и собираются изделия, которые будут представлены. Такой вид помогает проследить конкретное индивидуальное развитие за определенный отрезок времени, индивидуальный прогресс ребёнка, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учащихся.
- В кабинете на стенде размещены итоговые авторские работы обучающихся, которые периодически и раз в 2 года заменяются на новые.
- В творческих конкурсах муниципального уровня участвуют все желающие, но, не смотря на то, что это ещё не краевой уровень, все стараются выполнить свои изделия качественно и эстетично, возможно поэтому практически 100% работ занимают призовые места.
Все грамоты, дипломы победителей и сами изделия выставляются в кабинете, что, считаю, должно приносить реальную пользу участнику, поднимается его самооценка, и он знает, что его работа будет представлена публично, заслуженный успех не останется незамеченным.
Проблемы есть, и одна из них это то, что учителя - классные руководители не считаются со значимостью нашей работы, и из-за того, что детей задерживают в школе, мало того, что у нас появляются пропуски занятий, но и сдвигаются сроки выполнения работ, хуже всего, если эти работы готовятся на какой-то конкурс.
Проблема финансирования – она была, есть и, думаю, будет.
И, не смотря на отсутствие финансирования, мы продолжаем работать, качественно участвовать в муниципальных, краевых, всероссийских и международных конкурсах.
Но в нашем государстве эти проблемы ложатся на педагогов доп.образования и родителей, которые должны отстаивать права детей и подростков на развитие и реализацию их творческих успехов, иначе воз проблем не сдвинется с места и многие способности несовершеннолетних пропадут за невостребованностью.
Предварительный просмотр:
Актуальность. Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с детского возраста, поскольку именно в этот период у человека закладываются основные навыки здорового образа жизни.
Инновационная направленность. Система моей работы включает не только вопросы технологии аппликации природными материалами, но и развитие физического и духовного здоровья детей. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Ведущим фактором на занятиях в студии является развитие мотивационной сферы здорового образа жизни. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи трудового и валеологического воспитания.
Краткая аннотация. Данное занятие входит в цикл воспитательных занятий студии «Природа и фантазия» с использованием здоровьесберегающих технологий, опирающихся на современные программы и методики по валеологическому воспитанию. Это занятие для детей 7-12 лет с использованием валеологических, артикуляционных и динамических упражнений, профилактической гимнастики для верхних дыхательных путей.
План-конспект внеклассного занятия по теме:
«Если хочешь быть здоров»
Цели занятия:
Образовательная: учить следить за собственной гигиеной, соблюдать режим дня. Обучение практическим упражнениям, помогающим заботиться о здоровье.
Развивающая: развивать культурно-гигиенические навыки, формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий.
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность, опрятность, желание выглядеть красиво, чисто.
Задача: Закрепить и расширить знания детей по правилам распорядка дня; довести до понимания детей, что полезно и нужно соблюдать правила личной гигиены.
Метод занятия:
Беседа, игровые элементы, практические упражнения.
Оборудование:
- Девиз занятия (на доске)
«Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ, САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ!»
- Плакаты с пословицами:
«Чистота – залог здоровья»,
«Где аккуратность, там и опрятность»,
«Быстрого и ловкого болезнь не догонит»
«В здоровом теле - здоровый дух».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Организация внимания. Эмоциональный настрой детей: звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».
II. Вступительное слово педагога:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Так и хочется пожелать всем-всем: "Доброе утро!". А теперь давайте с помощью одной песенки и некоторых упражнений скажем друг другу «Доброе утро» и пожелаем здоровья, а сами – зарядимся энергией и бодростью.
Валеологическая песенка-разминка с оздоровительным массажем (под музыку)
Доброе утро! слегка разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! и кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
III. Основная часть:
- Беседа:
Педагог:
- Ребята, вы хотите быть здоровыми, красивыми, сильными?
Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в необыкновенную страну, страну Здоровья, а помогать нам будет Котик Мурзик. Каждый день вы бываете в этой стране, но не всегда правильно заботитесь о своём здоровье, внимательно слушайте, что для этого нужно делать.
- Рассказ педагога:
В одной сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели.
Правитель пригласил во дворец мудрых людей и спросил: «Почему люди болеют? Что сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту».
- От чего же зависит здоровье человека? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Беседа и артикуляционная гимнастика «Котик Мурзик» (текст О. Арсеневской, описание движений Е. Косиновой)
Педагог: Для того чтобы вы успевали все сделать: поиграть, почитать, помочь старшим вы должны распределять свое время правильно. Для этого нужно соблюдать режим дня.
- С чего должен начинаться день?
Дети отвечают, называют время и читают стихи.
- Конечно, с водных процедур. Они помогают чувствовать себя свежим, бодрым, крепким.
Ученик: - 7.30. - Подъем!
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону!
С шумом струйка водяная
На руках дробится,
Никогда не забываю
По утрам умыться!
Появляется Котик Мурзик.
Котик: Ах, как хорошо сегодня я спал! (зевает, потягиваясь)
Солнышко уже светит! (пританцовывая, идет по кругу)
День хороший наступает,
Солнце светит нам с утра,
И природа оживает,
Всех будит уже пора!
С добрым утром, детвора!
Повторяйте-ка за мной….
(Артикуляционная гимнастика "Котик Мурзик" )
-Котик Мурзик утром встал, Дети потягиваются.
Чистить зубки побежал. В улыбке открыть рот и кончиком языка
Вправо-влево, вправо-влево - сильно "почистить" за нижними зубами
Чистим зубки мы умело. вправо-влево, затем за верхними зубами.
Пополощем ротик, Имитация полоскания рта
Как чистюля Котик.
Мурзик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами,
И причесываться стал. "протаскивать" язык между зубами
Мы за ним не отстаем - вперед-назад;
Всё покажем язычком.
Педагог: А что мы делаем после того, как умылись?
Ученик: делаем зарядку, она готовит вас к трудовому дню, дает человеку бодрость и хорошее настроение.
Ученик: 7.45 час.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово!
Котик: Я хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.
Всем зарядку делать надо,
Много пользы от неё
А здоровье - вот награда
За усердие твое!
Ну что ж, друзья, на зарядку - становись!
- Зарядка. Все встают и делают под музыку зарядку.
Упражнения на осанку.
1.Ходьба: на носках, руки за голову; на пятках, руки на пояс.
2.Чередование бега по хлопку (2 такта – обычный, 2 такта – с подскоками )
3.Упражнение – «настройка» (на ковриках).
И.п. – о. с., руки в стороны:
1-2 – подняться на носки, руки вверх;
3-4 – опуститься , руки в стороны, вернуться в и.п. (4 раза).
Упражнения для мышц шеи.
И.п. – ноги врозь, руки на пояс:
наклоны головы вперёд – назад (8 раз);
наклоны головы в стороны (8 раз);
повороты головы в стороны (8 раз);
движения головой вперёд- назад.
Упражнения для рук и плеч.
И.п. – ноги врозь: поднимание и опускание плеч, руки внизу (16 раз);
поочерёдное поднимание плеч (16 раз);
поочерёдное выставление плеча вперёд (16 раз);
рывки руками перед грудью (8 раз);
рывки руками вверх-вниз (8 раз).
Упражнения для мышц туловища.
И.п. – ноги врозь, руки на пояс:
повороты туловища в стороны (8 раз);
наклоны в стороны (16 раз);
наклоны в стороны, руки над головой (16 раз)
наклоны вперёд (8 раз);
полуприсед с прямой спиной, руки за голову (8 раз).
Педагог: Молодцы все!
А что же дальше, после того, как вы сделали зарядку и позавтракали?
Ученик: 8.30 – 12.30. Занятия в школе.
Как пришел ты на урок,
На язык повесь замок
Далеко не прячь ключи!
Там, где нужно, не молчи!
Педагог:
- Ребята, а вы знаете, как надо правильно сидеть за партой?
Ученик:
- Правильно сидеть за партой и столом так, чтобы не давить на грудную клетку, а она не давила на сердце и легкие.
Педагог:
- Ребята, проверьте, правильно ли вы сидите за партой.
- Покажите, как надо правильно носить портфель.
- Молодцы! Садитесь!
- А сейчас Котик Мурзик покажет вам некоторые упражнения для дыхательных путей, что тоже в целом поможет вам быть здоровыми, и у вас меньше болело горлышко.
- Комплекс профилактических упражнений
для верхних дыхательных путей
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м" на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Педагог: А что вы делаете после уроков?
Ученик 1: 13.00 – 16.00. Обед, посещение кружков, помощь по дому, прогулка на свежем воздухе.
Ученик 2: Ешь спокойно за столом,
Не глотай, как львица
Это вредно и притом
Можно подавиться.
Педагог: Но перед едой надо всегда мыть руки!
- С чем обязательно нужно мыть руки?
- Правильно, молодцы!
Котик: Ребята, отгадайте загадки.
1.Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого
Было, было …(мыло)
2.Знайте, ребята!
Большая была бы беда,
Когда бы не я да Она(?)!
На грязной, немытой шее
У вас бы жили гадкие змеи,
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами,
А в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если бы вы бедные квакали,
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда не я да Она(?).
Берите меня, умывайтесь,
Купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь!
(вода и мыло)
- Динамическое упражнение "По дорожке"
(модель В.И.Ковалько, "Азбука физкультминуток")
По дорожке, по дорожке подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке подскоки на левой ноге
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед. выравнивание осанки
Замечательный народ!
По тропинке побежим, легкий бег на носочках
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке прыжки на месте
Мы попрыгаем как зайки.
Сладко потянулись, руки вверх, потягиваются
Всем улыбнулись.
Педагог: Попрыгали, поскакали, а теперь успокоим своё дыхание:
- Дыхательная гимнастика.
«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
«Тёплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (2 раза).
«Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).
Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза).
Котик Мурзик: - Понравилось вам, ребята? Запомните эти упражнения и делайте их почаще.
Педагог: - Ну, ребята, погуляли, отдохнули, пора и за дело приниматься!
Ученик 1: 16.00 – 18.00. Часы домашних занятий.
Лучше нет: в урочный час
Сесть решать задачи,
Чтоб прийти веселым в класс
В парту глаз не пряча!
Педагог: - Очень важное место в жизни школьника занимает подготовка домашних заданий.
Котик: - Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Убери лишнее» .
На столе лежат разные предметы, вам нужно навести порядок на столе, чтобы удобно было работать.
- Беседа.
Педагог:
-Когда вы готовите домашнее задание, с какой стороны должен падать свет?
(Свет из окна должен падать слева и спереди)
-А если горит настольная лампа?
(Слева)
- С какой стороны должен падать свет, если вы пишите левой рукой?
(Справа)
- Какое расстояние должно быть от глаз до книги?
(На расстоянии руки, согнутой в локте)
-Можно ли смотреть телевизор, если вы выполняете домашнее задание?
-Знаете ли вы, сколько времени можно смотреть телевизор детям вашего возраста?
(До полутора часов)
-На каком расстоянии можно располагаться по отношению к экрану телевизора?
(Не ближе чем на 2-3 метра и не более 6-8 метров)
-Можно ли лежа смотреть телевизор?
IV. Итог занятия:
Ученик 1: Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Педагог: Постарайтесь
не лениться -
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
Ученик 2: И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам
Котик Мурзик:
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Педагог: Мы открыли вам секреты
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить!
Ученик 1 и ученик 2: Спасибо тебе, Котик Мурзик! Без тебя мы никогда бы не узнали столько упражнений для здоровья! Теперь мы всегда будем чистыми, бодрыми и здоровыми!
Песня "Улыбка" В. Шаинского (дети поют, импровизируют танец вместе с куклой Котиком Мурзиком, обнимают его, прыгают и т.д.)
Литература:
- Билич Г.Назарова Л., Основы валелологии. СПБ. Водолей, 1998г.
- Гаврючина Л. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Аркти, 2003г.
- Дик Н. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Феникс, 2008г.
- Комаровский Е. Здоровье ребёнка. Эксмо, 2009г.
- Материалы интернета.
- Смирнов Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Аркти, 2005г.
Предварительный просмотр:
«Аппликация соломкой как средство развития творческих способностей
детей среднего школьного возраста»
Творческая мастерская «Природа и фантазия» состоит из двух студий «Золотистая соломка» и «Мозаика».
В этих студиях дети занимаются по двум направлениям декоративно – прикладного искусства, объединенным одним видом работы – аппликация материалами природного происхождения.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. У аппликации большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей школьника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса. Работа с природным материалом так же заключает в себе большие возможности для развития творческой активности, сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Природный материал – это кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать второю жизнь, а так же можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания, творчества.
Программы занятий в студиях ориентированы на активное привлечение детей и подростков к художественному творчеству и носят образовательный характер. Творческий труд с использованием природно-растительных материалов – один из методов приобщения детей к искусству и воспитания любви к природе. Цели и задачи занятий в мастерской – воспитание правильного отношения к охране природы, обучение основным приемам и навыкам работы с природным материалом, развитие вкуса и творческих способностей учащихся. Приоритетные направления деятельности - стимулирование трудовой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой растительных материалов – бересты, рогоза и соломки.
Соломка – прекрасный природный материал, который после определенной обработки пригоден для выполнения различных изделий. История изготовления утилитарных изделий из соломки уходит вглубь веков. Солома широко используется как для чисто хозяйственных нужд, так и в народных художественных промыслах. Еще в прошлом веке изделия из соломы имели массовое и почти повсеместное распространение в сельских местностях, как в России, так и на Украине, а особенно в Белоруссии. Сейчас «соломка» стала редкостью – свое искусство показывают лишь немногие мастера. Изделия, созданные их руками, приобретают славу лучшего национального сувенира, экспортируются и хранятся во многих музеях мира.
Программа «Золотистая соломка» посвящена сохранению и развитию этого вида народного прикладного творчества. Ее цель – воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. При составлении программы апробировались следующие принципы, которые являются основополагающими: - принцип научности; сознательного усвоения материала; воспитывающего обучения; наглядности; полезности и связи с жизнью; гуманизации; индивидуально-личностного подхода к обучению.
Художественные изделия, выполняемые из соломки, могут быть разнообразными по жанру и технике исполнения (декоративная скульптура, декоративное панно, плетеные изделия, изделия, инкрустированные соломкой, макеты архитектурных сооружений). Учитывая материальные возможности и условия работы в мастерской, а так же особенности выращивания злаковых культур в нашей местности, приемлемым видом выполняемых изделий является декоративное панно в технике аппликации с созданием различных композиций – анималистической, растительной и геометрической. В содержание обучения входит ознакомление учащихся с народными промыслами, основами композиции, цветоведения, техникой выполнения и оформления изделий, технологией художественной обработки соломки. Содержание разделов и тем подобрано таким образом, что на всех этапах обучение носит и репродуктивный, и творческий характер. В процессе самостоятельной
В программе студии «Мозаика» учебные темы и практические занятия по ним представлены с использованием разных материалов, что позволяет значительно расширить тематику работ учащихся. Под разными материалами программа подразумевает весьма широкий ассортимент материалов разного происхождения и с самыми разнообразными свойствами. Это, во-первых, материалы растительного происхождения: листья деревьев, засушенные цветы, солома, береста. Это, во-вторых, широко распространенные в природе песок, камешки. Это и доступные для обработки силами ребенка специально подготовленные полуфабрикаты: деревянные дощечки, кусочки фанеры и ДВП. Это, наконец, материалы, так называемые бросовыми: деревянные опилки, картонные коробки, остатки обоев. Такое многообразие материалов и тематики позволяет проводить интересную содержательную учебно-воспитательную работу с детьми. Во время работы с естественным и бросовым материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус и творческая смекалка, приобретаются трудовые навыки.
Занятия в мастерской не только вооружают учащихся умениями и навыками по обработке различных материалов, но и помогают осознать свою силу творца, дают возможность посмотреть на мир глазами созидателя. Эти знания, умения и навыки они и воплощают в созидательной деятельности: изготавливают красочные настенные панно, подарки друзьям, родителям. Зная, что их изделиями будут пользоваться знакомые и близкие им люди, дети сами начинают предъявлять повышенные требования к качеству своих работ. И пусть их поделки далеко не произведения искусства, но они воспитывают в самих детях доброту и искренность, трудолюбие и любознательность, уважение и чувство прекрасного.
Учебно-воспитательный процесс в творческой мастерской « Природа и фантазия» базируется на обучении основным приемам и технологиям изготовления настенных панно в технике аппликации. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а так же сосредоточенности, выдержки, аккуратности.
На занятиях учащиеся овладевают приемами вырезания, наклеивания, выполнения аппликации на основе, а так же применения инструментов (ножницы, резак, клей, кисточка, утюг). Они знакомятся со свойствами разных материалов (бумага, картон, солома, береста, дерево, фанера, опилки, песок), устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять положение предмета в пространстве, ориентироваться на основе. У детей формируется культура труда - они заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения изделия, после занятия убирают материал и инструменты.
Во время работы с соломкой у детей развиваются чувства ритма, цвета, симметрии, зрительная память; тренируются пальцы рук, глазомер; формируется умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления на плоскости). В процессе работы с опилками большая роль принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, на его психологическое настроение, увлекая своей красочностью, яркостью. Поэтому важно развивать чувство цвета, как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира. Яркие цветовые акценты используются в создании анималистических композиций (по сюжетам сказок, мультфильмов), Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы, составить композиции типа букета. По принципу же контрастности сопоставления окраски выполняется аппликация соломкой. Работа с опилками способствует развитию сенсомоторики - согласованности глаза и руки, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении движений. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник ума и творческой мысли».
В творческой мастерской занимаются мальчики и девочки 7 - 16 лет. Их соотношение в группах приблизительно одинаково. Группы формируются из близких по возрасту учащихся. Состав коллектива на начало и конец учебного года остается практически неизменным , в основном это дети усидчивые, склонные к рукоделию и кропотливой работе. За последние три года в творческой мастерской работало 13 учебных групп, количество обучающихся в них составило:
2004 - 05 уч.г. - 34: 16 мальчиков и 18 девочек
2005 - 06 уч.г. - 42: 19 мальчиков и 23 девочки
2006 - 07 уч.г. - 38: 20 мальчиков и 18 девочек
Многие проявляют интерес к участию в районных и краевых выставках. Уже несколько лет готовятся и отправляются лучшие работы на выставки в г. Барнауле в АКДЮЦ и АКЦИТР. Изделия декоративно-прикладного направления, выполненные в технике аппликация соломкой и аппликация опилками, Пушкаревой О., Гетмановой Т., Рехтиной Л., Соловьяновой Т., Глазкова С., Иванющенко М., Акуловой Н., Пылева В., Соловьянова И. были представлены и отмечены грамотами и дипломами на краевых и районных выставках: «Чудо-дерево», «Рождественская звезда», « Страна волшебных мастеров», « Рождественский сувенир», «Сибириада», «Весенние мелодии», «Ростки талантов», «Оригинальная упаковка». Участие в ежегодном краевом конкурсе по противопожарной агитации стало уже традиционным. В 2006 г. воспитанники Щетинина Фарида, Иванющенко Миша, Солвьянова Таня заняли призовые места и получили почетные грамоты лауреатов краевого конкурса рекламной продукции по противопожарной безопасности в номинации « Произвольная тематика». Пылев Вадим, занимающийся в мастерской 4 года, и Соловьянов Илья (2-ой год обучения) стали победителями районного и лауреатами краевого конкурса «Пожарная ярмарка» в номинации «Реклама».
Программа обучения «Природа и фантазия» разработана на 2 года обучения, но в студиях несколько детей занимаются по 3 и 4 года. Они работают по специальным программам и выполняют изделия большей степени сложности. Это могут быть как индивидуального, так и коллективного исполнения панно больших размеров, со сложной композицией, с мелкой деталировкой рисунка. Выполнение таких работ требует определенного умения. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены. Дети самостоятельно оценивают свою работу, ее результат, достоинства и недостатки.
Завершая курс обучения по программе. Выпускник должен:
- освоить основные приемы и навыки работы с соломкой, опилками и другими природными материалами;
- знать правила и законы построения композиции, сочетания цветов;
- уметь самостоятельно составлять сюжетно-тематические композиции из природного материала для украшения интерьера;
- уметь выполнять настенные панно, сувениры в технике аппликация из соломки и опилок с созданием различных композиций, используя другие растительные материалы;
- знать правила безопасной работы с инструментами: ножом-резаком, ножницами, а так же электронагревательными приборами: утюгом, электрочайником.
Кроме этого должны быть развиты наблюдательность, творческое воображение; воспитаны аккуратность, ответственность, организованность, дисциплинированность, трудолюбие.
Выпускник 2006 года Глазков Александр, закончив обучение в творческой мастерской « Природа и фантазия», по полному курсу программ « Золотистая соломка» и «Мозаика», получил Сертификат о дополнительном образовании по работе с природным материалом. Это дает ему право работать в лагерях отдыха детей инструктором творческого объединения по дополнительной работе с различным природным материалом.
В целом, деятельность ребенка в мастерской « Природа и фантазия» помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Всё это готовит его к жизни, труду, разнообразной практической деятельности.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по теме:
«Художественная обработка соломки.
Подготовка соломки для аппликации»
Цели занятия:
Образовательная: знакомство детей с новым природным материалом – соломкой, её особенностями; обучение умению обработки соломы и подготовки ее к работе; организация содержательного досуга.
Развивающая: развитие мелкой моторики рук, речи в процессе работы; расширение кругозора детей.
Воспитывающая: воспитание любви к природе, к родному краю, доброжелательных отношений детей в коллективе, желание работать сообща.
Задача:
подготовка соломки для аппликации: вырезание междоузлий, распаривание, окраска, проглаживание.
Метод занятия:
Беседа, игровые элементы, практическая работа.
Оборудование:
Солома, ножницы, резак, утюг, пластиковая емкость с горячей водой.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Организация внимания. Эмоциональный настрой детей.
- Беседа. О народных промыслах. Педагог:
Для начала немного истории. Наша многонациональная страна всегда славилась своими умельцами. Кто не слышал про левшу, который блоху подковал, и, кто не ел вкусных тульских пряников? О наших народных промыслах слава разошлась по всему миру. Вот некоторые из них.
Встают дети, демонстрируя предметы народных промыслов:
- “Я – Жостовский расписной поднос” (демонстрирует поднос);
- “Я – Хохломская роспись” (показывает предметы Хохломской росписи);
- “Я – Гжель”;
- “Я – Павлопосадский платок” (на плечах у девочки):
- “Я – Батик – роспись на ткани” (платочек в руке над головой);
- “Я – Богородская игрушка” (играет в нее).
- Да всего и не перечислишь!
Загадка: «Подскажи словечко!»
- Подскажите, ребята, а с каким природным материалом будем работать мы?
Весной - травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой.
Ну, а зимнею порою –
Аппликацией – игрою.
Сухая очень ломка,
Зовут её … (соломка)
- Что это за природный материал? (Солома)
- Можно ли уверенно сказать, какой цвет у соломки?
- Какие хлебные злаки используют для работы?
- Что изготавливают из соломки? (Делают шляпы, корзинки, мебель, бытовые предметы, игрушки).
- Человек всегда стремился вносить в свою жизнь красоту. Предмет сначала изготавливался для употребления, а затем к нему уже прикладывался декор (украшение). Так возникло декоративно – прикладное искусство, к которому относятся и изделия народных промыслов. Картины из соломки – один из видов декоративно – прикладного искусства. Издавна заметили люди необычные свойства обычной соломы: ее эластичность, многоцветность, переливчатый блеск, а главное – это материал, который всегда был в хозяйстве под рукой. Хлебушком кормились, а сухие стебли – солому – использовали как в быту, так и для украшений.
Соломка – сухие стебли злаков – замечательный материал для работы. Этот материал используют для изготовления легких, прочных вещей: шляпы, корзинки и сумки, коврики, мебель, игрушки. С соломой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая. Из неё можно выполнить плоские украшения на коробочках, шкатулках, кулонах. Мы же используем соломку для изготовления картин в технике аппликация (т.е. накладывание). Работая с ней, мы научимся выполнять различные панно, украшенные аппликацией соломкой. Техника эта довольно проста и вы в этом сможете убедиться сами, а пока посмотрите на картины, которые сделали сами ребята.
3. Викторина “Сказка ложь, да в ней намек…”
- Ребята, герои каких сказок, мультфильмов, рассказов здесь изображены? (“Жар-птица”, “Маленький принц”, “Корабль, который бежит себе в волнах на раздутых парусах мимо острова Буяна в царство славного Салтана”).
- Кому принадлежат эти слова, ребята?:
- “Что за прелесть, эти сказки!” (А.С. Пушкину).
- Какими словами часто заканчивают русские народные сказки?
(“Я там был, мед-пиво пил”, “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок” и др.)
- Я подготовила для вас викторину “Сказка ложь, да в ней намек…”.
Посмотрим, чему же учат эти рассказы, сказки?
Педагог задаёт свои вопросы, дети отвечают.
- Из какой сказки прилетела к нам Жар-птица? (Ершов, “Конек-горбунок”).
- Как вы понимаете фразу из сказки “Маленький принц”: “Ты отвечаешь за того, кого приручил”?
- Какой намек вы увидели в сказке “О царе Салтане” А.С. Пушкина?
(зло, обман обязательно откроется и будет наказано; нельзя делать зло другим людям).
- Чему учит нас мультфильм “101 далматинец”? (любить животных).
- В рассказе К. Ушинского “Слепая лошадь” рассказывается о том, как хозяин выгнал лошадь, когда она постарела и ослепла. Почему жители заставили его ухаживать за лошадью и кормить её? (Потому что нельзя предавать друзей.)
- Назовите автора и сказку, в названии которой – “цветок”. (Аксаков, “Аленький цветочек”)
Педагог:
– Этой викториной мы хотели показать, что картины из соломки не только красивый подарок, сделанный своими руками, но и повод к размышлению, а у ребят, сделавших эти картины, поистине “золотые руки”.
- Физкультминутка.
(Упражнения выполняют все дети).
1. Упражнение – “Понюхаем цветочки” (3 раза).
Не вставая со своих мест, тянем как можно выше руки, делаем вдох – как бы нюхаем цветы. Опускаем руки осторожно вперед на парту (выдох).
2. Упражнение – “Колышется рожь”. Руки подняли вверх и делаем наклоны туловищем сначала влево, затем вправо (3 раза).
3. Упражнение для ног. Не вставая с места, делаем движение ступнями: то на мысок, то на пятку (3 раза). (Приводим в движение икроножные мышцы).
4. Расслабляем кисти рук взмахивающими движениями перед собой (несколько взмахов).
5. Опустили руки на стол, расслабились. Отдохнули?
- Практическая часть.
- Пришло время и вам, ребята, доказать самим себе и нам, что ваши руки, руки молодые, тоже “Руками золотыми” назовут. К работе приступаем после моего объяснения и демонстрации приемов работы.
Перед вами овсяная солома. Возьмите в руки колос и обратите внимание, как он выглядит: стебель состоит из узелков и междоузлий. Вырезаем узелки-утолщения, а трубочки-междоузлия, сортируя, аккуратно складываем в коробочку.
После объяснения дети работают самостоятельно.
Педагог проверяет результаты проделанной работы и задает следующие вопросы:
- Какая часть стебля требуется для работы?
- Что удаляем из стебля, чтобы получить трубочки?
- Как сортируем трубочки?
- Какая часть самый наилучший материал для аппликации? (Средняя)
Далее педагог знакомит с 2 способами технологии работы с соломкой:
- Технология работы с соломкой не сложна. Понять и усвоить ее под силу каждому. Существует 2 способа:
Горячий способ. В чашку налейте горячей воды столько, чтобы она покрыла соломку, кладём её так, чтобы она не гнулась и ломалась. Накрываем крышкой и оставляем на 20-30 мин. После такой обработки соломка становится мягкой, эластичной, прочной. Затем необходимо разрезать соломенные трубочки резачком или острыми ножницами и прогладить горячим утюгом на твердой основе. Выглаженная соломка приобретает золотистый блеск. Такой способ приготовления соломки называется горячий.
При таком способе подготовки можно ещё соломку красить или тонировать. Для того чтобы окрасить солому в ярко-жёлтый оттенок, нужно в воду насыпать немного соды, а чтобы придать ей коричневый оттенок – подержать несколько минут под горячим утюгом. Чтобы покрасить соломку в другие цвета, можно использовать различные анилиновые красители, и окрашивать ими во время запаривания соломы.
Холодный способ. Взять соломку, разрезать резачком вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким образом соломенные ленты приобретают еще больший блеск и эластичность, чем при горячей обработке.
После объяснения дети самостоятельно работают, применяют в работе любой способ.
Педагог использует разные приемы прямой и косвенной помощи:
- Осторожно. Не торопитесь. Пословицы гласят: «Терпенье и труд все перетрут». «Делаешь наспех – сделаешь на смех».
Во время практической работы педагог акцентирует внимание учащихся на необходимости соблюдения Правил техники безопасности и культуры труда:
- использовать безопасные приёмы труда с ножницами, утюгом, ёмкостью с горячей водой и соломкой;
- работать с утюгом под присмотром педагога.
- работать с колющими и режущими инструментами осторожно, не размахивая руками.
- следить за правильной организацией рабочего места, чтобы не делать лишние движения;
- относиться к работе творчески, а друг к другу внимательно, спокойно и доброжелательно;
- окончив работу, помочь товарищу, если он в этом нуждается;
- стараться, чтобы мусора и отходов было как можно меньше.
- Анализ работы детей.
Педагог, просматривая подготовленную соломку детьми, отмечает лучших ребят на этом занятии:
- Я вижу, что все, вы ребята, прекрасно справились с работой. Молодцы! Всем - спасибо!
- Разнообразие цвета соломки, сочетание светлых, золотых, коричневых оттенков крайне необходимы в работе. Когда соломка готова, правильно разложите её по цветам в коробочки, рассортируйте по длине и структуре.
7. Итог занятия.
- О человеке, умеющем много и хорошо делать своими руками, говорят: “У него золотые руки”, а ещё говорят, что “Умение всегда найдёт применение”. Я поздравляю вас с тем, что вы все сегодня овладели новым мастерством – работать с таким замечательным природным материалом, как соломка. Я уверена, что вы научитесь делать очень красивые картины – в подарок своим родным и близким, а как известно, самый дорогой подарок – подарок, сделанный своими руками. И тогда обязательно и “…ваши руки, руки молодые, руками золотыми назовут”.
Всё, что мы задумали, мы сегодня сделали. Я благодарю всех вас, ребята, за творческое сотрудничество. Убираем рабочие места, собираем наши работы.
Уборка рабочих мест.
В завершении занятия дети убирают за собой рабочие места.
Подготовленную соломку в коробках ставят в шкаф, кладут по местам инструменты.
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ в ГАЗЕТУ
Путь к таланту
В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее будет ребенок. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, его детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью».
Мальчик, которого зовут Усов Саша, занимается в Центре детского творчества уже несколько лет и для него за эти годы занятия в наших мастерских стали потребностью. Этот творческий ребёнок, закончив обучение в студии «Бумага-Волшебница», пришёл в творческую мастерскую «Природа и фантазия», когда ему было 8 лет. За 6 лет занятий он научился выполнять красивые панно из простых опилок, соломки и другого природного материала. Аппликация из такого материала требует от ребенка ловких действий, и если сначала у него не все получается, то при желании и с помощью регулярных тренировок руки его приобретает уверенность, так было и у Саши: его мастерство буквально росло на глазах. Это очень трудолюбивый мальчик и любые задания он выполняет охотно, ищет сложную работу и старается сделать ее отлично. За прошедший учебный год Саша выполнил несколько больших красивых панно, на которые у него ушло много времени, но он сам выбирал достаточно сложные изделия и выполнил их очень качественно.
Каждый раз после уроков он спешит на занятия в ЦДТ и находит время для интересного ему дела, а родители, думаю, спокойны за сына, что у него меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки. И необязательно любимое занятие сейчас будет его профессией в будущем, но он растёт и развивается правильно, а через свои творческие успехи и достижения он видит мир шире, чем ровесники, ограничивающие свою жизнь телевизором, компьютерными играми и уличными компаниями.
Саша никогда не выставляет напоказ свои заслуги, наоборот, он очень скромный, и неконфликтный мальчик. Он всегда вежлив, и относится с должным уважением ко всем детям, со всеми найдёт общий язык, за что пользуется безусловным авторитетом в нашем коллективе, где большинство девочек. Это ответственный и внимательный мальчик, на занятиях он никогда не отвлекается и ошибок по невнимательности не делает. Он всегда правильно и в назначенный срок выполнит любое порученное дело, поэтому Саша постоянный участник и победитель многих районных и краевых конкурсов. Он с удовольствием делал поделки на «Пожарную Ярмарку», на конкурсы в Алтайский Дворец творчества детей и молодёжи «Рождественская звезда», «Знамя Отчизны» и «Сибириада»; «Страна волшебных мастеров» и «Твори, выдумывай, изобретай» в Краевой Центр технической работы; на выставки, организованные Центральной детской библиотекой и Краевой детской библиотекой им.Крупской. Портфолио Саши, в котором в основном дипломы и грамоты за 1 и 2 места в разнообразных видах деятельности, можно назвать копилкой его личных достижений, копилкой успехов и положительных эмоций! В этом году оно у него пополнилось дипломами победителя всероссийского и международного конкурсов. 3 года назад нашей творческой мастерской было присвоено звание «Детский образцовый самодеятельный коллектив Алтая», и это благодаря творческим и увлекающимся детям, в том числе и Саше.
От души пожелаю Саше дальнейшего развития, новых побед, успехов и творческого вдохновения! А всем детям хочу дать совет: посещая мастерские, заниматься в которых действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него. И эта маленькая победа укрепит веру в себя, в свои силы, вы станете более уверенными не только в ситуациях занятий, но и в жизни вообще. Главное – иметь желание!
Савина В.И.
Педагог д.о.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Передовой педагогический опыт"
В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...
Актуальный педагогический опыт
Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.
quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей ребенка...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...