Игра- викторина по сказкам А.С. Пушкина 5 класс
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
ВИКТОРИНА
Учитель русского языка и литературы:
Савченко И.А.
2019
«Знаете ли вы …»Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе.
Цели: проверить эрудицию и память;
дать интересные сведения по теме;
развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: выставка книг со сказками А.С. Пушкина, выставка рисунков пятиклассников по теме, презентации к уроку, созданные учениками и учителем.
Ход урока:
Знакомство с условиями игры: игра проводится, как путешествие по станциям:
- «Сказочная»- разминка.
- «Литературные герои»- для набравших большее количество очков.
- «Лексическая» - для вышедших в финал.
- «Знаете ли вы пушкинские рифмы» - поощрительная для игроков, имеющих очки.
Станция «Сказочная».
1.Сколько всего сказок написал поэт? Назовите их.
2. Дайте точное название сказки о царе Салтане.
3. В основе каких сказок лежат русские народные сюжеты? ( «Сказка о попе…», «Сказка о царе Салтане…», « Сказка о медведихе», « Сказка о мертвой царевне…»).
4. Когда написаны все сказки? (в 30-е г.г.)
5. Какое сказочное число использует Пушкин в зачинах сказок?
6. На каком острове живет Гвидон?
7. Чем отличается месть мачехи в «Сказке о мертвой царевне…» и в русской народной сказке, записанной со слов няни?
8. Кто из сказочных персонажей умер от любви и восхищения, а кто - от зависти и тоски?
9. Сколько и каких желаний старухи выполнила золотая рыбка?
10. Какая сказка завершается концовкой: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок? ( «Сказка о золотом петушке».)
Станция «Литературные герои»(Знаете ли вы героев пушкинских сказок).
Угадайте пушкинских героев.
1.В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ… (Салтан)
2.И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
-Кто эта тетка? (повариха)
3.Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась…(Лебедь)
4.Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла все у него пляшет…(Балда)
5.… царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи (Шамаханская царица)
6.С берега душой печальной
Провожает бег их дальний .(Гвидон)
7.Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется? (Елисей)
8.Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый
Старый друг его…(скопец).
Станция «Лексическая».(Знаете ли вы значения слов).
1.А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо.
(«подбирая подол платья»)
2.Все порядком убрала…
3.Жил-был поп,
Толоконный лоб…(насмешливое отношение к попу; толокно-толченая овсяная мука).
4.В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу(вид пшеницы низкого сорта, каша из нее).
5.А что значит имя Балда? (молот, кулак; в нижегородском говоре-палица, дубина).
6.С сватьей бабой Бабарихой(шуточное прозвище бабы).
7.В колымагах золотых
Пышный двор встречает их (в больших каретах, отделанных под золото).
8.Со злости инда плакал царь Дадон.
9.Я там был; мед, пиво пил-
И усы лишь обмочил.
10. «Что ты, баба, белены объелась?»- спрашивает старик у старухи. Что такое белена? (ядовитое растение с одурманивающим запахом. Здесь в значении-«одуреть».)
Станция «Знаете ли вы пушкинские рифмы?»
1.В синем небе звезды блещут,
В синем море волны…(хлещут).
2.Днем свет божий…(затмевает),
Ночью землю освещает.
3…кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой…(изразцовой).
4.Постой,-
Отвечает ветер буйный,-
Там за речкой…(тихоструйной)
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
5.Угадайте по рифме сказку.
1)……………….средство
……………….бедство
……………….невмочь
………………точь-в-точь. («Сказка о попе…»)
2)……………….дней
……………….вестей
……………….сраженье
……………….донесенье («Сказка о золотом петушке»)
Станция «Итоговая».
А.С.Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Собственные сказки, сочиненные поэтом по образцу народных, удержали в себе главное - прелесть и свободу сказочного чуда. В них - весь мир, красота человека, фантазия, мечта.
Обмен мнениями.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Использованная литература:
Бельская Л.Л. Литературные викторины-М.:Просвещение,2005.
Пушкин А.С.Сказки - любое издание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра" викторина по сказкам для 5-6 классов
"Своя игра" - известная телепередача и интересная форма проведения викторины. Игра состоит из 3-х туров. В 1-ом и 2-ом турах участвуют команды, в 3-ем туре – по одному представи...
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс
Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....
Викторина по сказкам А.С.Пушкина «Сказки в гости нас зовут»
Цель: Формирование интереса к родному слову, положительного образа «Я» - любящего свою родную литературу. Закрепление интереса к Пушкинским сказкам....
Методическая разработка для учащихся 5 класса "Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина"
Игра-викторина по сказкам А. С. Пушкина разработана для внеклассной работы по литературе для учащихся 5 класса...
Интеллектуальная игра " Викторина по сказкам А.С.Пушкина"
Методическая разработка игры - викторины по сказкам А.С.Пушкина. Для занимательного досуга детей....
Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5-6 классов "Что за прелесть эти сказки!"
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов. Цели: прививать учащимся любовь к чтению; расширять читательский кругозор, учить ребят выразительно читать, играть на сцене, раскрывая о...
Конспект игры-викторины по сказкам А. С. Пушкина
Конспект игры-викторины по сказкам А. С. ПушкинаЦель викторины: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.Задачи:1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.2. Развивать внимание, памя...