Программа по ЗОЖ.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ»
/
Программа
"Формирование здорового образа жизни"
Возраст детей – 7 -15 лет
Срок реализации программы – 3 года
Автор программы:
Заместитель директора
по воспитательной работе
Арсентьева Л.А.
р.п. Варнавино 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ситуации стремительных и непредсказуемых новаций, которые сегодня происходят во всех сферах жизни, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не только физического, но и психологического здоровья детей. Резерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития.
В настоящее время существуют различные проекты профилактической работы среди подростков по предупреждения и снижению уровня наркомании, алкоголизма, асоциального и других форм отклоняющегося поведения. Однако вопросам обучения здоровьесберегающему поведению уделяется недостаточно внимания.
Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
1. Информационная карта.
2. Актуальность программы.
3. Концептуальные основы.
4. Цель и задачи.
5. Кадровое обеспечение.
6. Основные этапы реализации программы.
7. Содержание деятельности.
8. Механизм реализации программы.
9. Ожидаемые результаты.
10. План реализации программы.
11. Список литературы.
I. Информационная карта.
Полное название программы | «Формирование здорового образа жизни» |
Автор программы | Заместитель директора по воспитательной работе Арсентьева Людмила Александровна |
Территория, представившая программу | МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ» |
Адрес организации | 606760, Нижегородская область, Варнавинский район, р.п. Варнавино, ул.Нижегородская, д.12 |
Телефон | (831-58)35-4-43 |
Цель: | Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни по средством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе. |
Сроки реализации программы | 2017-2020 г |
Количество участников программы | Все учащиеся школы |
Возраст участников программы | 6,6 – 16 лет |
География участников программы | р.п. Варнавино, д. Леонтьево, д. Дерябино, д. Ляды, д. Михаленино, п.Мирный, п. Северный, д. Баландиха, д. Антониха. |
Краткое содержание программы | В основе идеи программы лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечения совместной деятельности педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний, а также продолжения системы просветительской работы о здоровом образе жизни с учащимися, педагогами, родителями. |
II. Актуальность программы.
Одним из приоритетных направлений работы пед.коллектива
МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ» является сохранение и улучшение здоровья школьников в рамках школьной программы «Формирование здорового образа жизни». Мероприятия по реализации данной программы предусматривают тесную связь и совместную работу администрации школы, педагогического коллектива, медработников, родителей и других заинтересованных организаций.
Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей рождается без нарушений здоровья, а в школу они приходят ещё более ослабленными. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и часто является нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые резервы жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе, разрушает их от поколения к поколению.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».
Можно сказать, что критериями здоровья являются :
Соматическое и физическое здоровье «я могу».
Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.
Психическое здоровье - «я хочу».
Нравственное здоровье – «я должен».
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе в последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени школьников ведёт к самым негативным последствиям.
Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье, растет, поэтому наличие и реализация программы «Формирование здорового образа жизни» актуально для нашей школы.
Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других вопиющих проявлений нравственной болезни общества пока захлестнул города и посёлки. В сельской местности в связи со своим менталитетом этот процесс идёт медленнее, но отдельные факты и проявления становятся всё заметнее и в условиях села. Особенно подвержены этому влиянию дети 11-14 летнего возраста из неблагополучных по каким-то критериям семей. Исходя из вышеизложенного, педколлектив нашей школы считает, что только практические действия могут принести положительный результат. Здоровый образ жизни должен стать основой в профилактике болезней современности.
III. Концептуальные основы программы.
Концептуальными основами программы «Формирование здорового образа жизни» стали следующие идеи: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с учащимися, но и с родителями.
Девизом работы школы по данной программе мы взяли слова: «Мы за здоровый образ жизни!»
Методической основой программы послужили концепция здорового образа жизни и различные активные формы работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
Программа «Формирование экологической культуры и здорового образа жизни» разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая 20 ноября 1989г. (Сборник международных договоров СССР, 1993, вып. 46)
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. N 537);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ;
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения(30 марта 1999 г., №52 – ФЗ ред. 05.06.2012)
- Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт ( ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Стратегия государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года:
- План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2017 - 2020 годы
- Сан ПиН 2.4.2.32-86-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
IV. Цели и задачи программы.
Цель:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Задачи:
- привести в соответствие образовательную и воспитательную деятельность с особенностями состояния физического и духовного здоровья детей;
- обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний и оздоровления детей;
- формировать у детей через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
- на основе нравственного и физического совершенствования научить детей секретам здорового образа жизни;
- содействовать объединению детей и взрослых, родителей общими делами и интересами через воспитательные мероприятия;
- продолжить систему просветительской работы о здоровом образе жизни с детьми, педагогами, родителями.
V. Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
Директор школы осуществляет контроль и руководство педагогическим коллективом, утверждает правила внутреннего распорядка, должностные обязанности сотрудников, создает необходимые условия для проведения работы по данной программе;
заместитель директора по воспитательной работе осуществляет работу данной программы, а также проводит мероприятия, запланированные в программе;
Учителя – предметники применяют на уроках здоровьесберегающие технологии, проводят беседы о здоровом образе жизни, несут ответственность за жизнь и здоровье детей;
Учителя ОБЖ и физкультуры проводят работу с детьми по формированию здорового образа жизни на уроках и во время работы спортивных секций.
Для обеспечения успешной работы программы «Формирование здорового образа жизни» педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
педагогический профессионализм;
уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики: ребенок – центр, цель и результат педагогической деятельности);
сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);
поддержка детских инициатив, творчества;
сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
индивидуальный подход и коллективное творчество;
позитивное разрешение конфликтных ситуаций;
педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика)
VI. Этапы реализации программы.
Этап | Наименование мероприятий | Сроки реализации | Исполнитель | ||
1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников. | |||||
1.1. | Осуществление контроля за соблюдением норм СаНПиНа | 2017-2020 г. | Администрация школы, медицинская сестра | ||
1.2. | Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, учебных, диагностических, оздоровительных программ. | 2017-2018 г. | Школьное метод.объединение классных руководителей | ||
1.3 | Нормативное обеспечение школы мед.препаратами, формирование мед.аптечек. | 2017 г. | Руководитель школы, Кл.руководители
| ||
1.4 | Обеспечение и организация профилактических прививок.
| 2017-2020 г. | Медицинские работники | ||
1.5 | Организация и проведение неспецифических профилактик в период подъема заболеваемости
| 2017-2020 г. | Кл. руководители | ||
2. Организация и проведение диагностических мероприятий | |||||
2.1. | Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся
| 2017-2020 г.
| Администрация школы, медицинские работники, | ||
2.2. | Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки | 2017-2020 г.
| Администрация школы, медицинские работники, | ||
3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся
| |||||
3.1. | Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов
| 2017-2020 г.
| Медработники, работники столовой, директор школы, социальный педагог | ||
3.2. | Проведение уроков физкультуры согласовано учебной программы и планам – графика прохождения учебного материала | 2017-2020 г.
| Учитель физической культуры, Кл.руководители Спортивный актив школы | ||
3.3. | Осуществление дифференцированного подхода на учебных занятиях к детям, имеющим слабое физическое развитие и отклонение в состоянии здоровья | 2017-2020 г.
| Учитель физической культуры | ||
3.4. | Проведение месячника «За здоровый образ жизни» | 2017-2020 г.
| Учитель физкультуры, зам. директора по ВР, Соц.педагог | ||
4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении | |||||
4.1. | Различные формы урочной и внеурочной деятельности | 2017-2020 г.
| Учитель физкультуры, медицинские работники, классные руководители, социальный педагог, | ||
4.2. | Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся
| 2017-2020 г.
| Заместитель директора по воспитательной работе, учитель физкультуры | ||
5. Работа с родителями обучающихся | |||||
5.1. | Различные формы работы с родителями обучающихся | 2017-2020 г.
| Администрация школы, родительский комитет, классные руководители | ||
VII. Содержание программы.
Содержание программы «Формирование здорового образа жизни» включает в себя следующие 3 основных направления.
1. Учет состояния детей:
Определения группы здоровья.
Учет посещаемости занятий.
Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
Проведение дополнительных уроков физической культуры.
Динамические паузы.
Индивидуальные занятия.
Организация спортивных перемен.
Дни здоровья.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с
дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа.
Открытые уроки учителей физкультуры, ОБЖ.
Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Спортивные кружки и секции.
VIII. Механизмы реализации программы
Мероприятия
| ответственные |
1. Проведение заседаний ШМО по планированию оздоровительных мероприятий и дней здоровья.
| Зам. директора по ВР, Кл.руководители |
2. Организация летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием.
| Администрация школы |
3. Совершенствование организации и качества питания, внедрение в практику организации обязательного горячего питания всех учащихся.
| Администрация школы |
4.Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьников
| Зам. директора по УВР |
5. Изменения в структуре уроков, позволяющие включать в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз
| Учителя - предметники |
6. Организация совместной деятельности школы, медпункта и районной больницы
| Администрация школы |
7. Организация и проведение педагогических и социально – просветительских мероприятий по профилактике асоциального поведения учащихся. | Зам. директора по ВР Соц. педагог Психолог |
IX. Ожидаемые результаты реализации программы
- изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
- повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;
- увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
- повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни;
- повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.
X. Перспективный план реализации программы на 2017-2020 г.
мероприятие | сроки | ответственные |
Поддержание санитарно- гигиенического режима в школе ( световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон).
| ежегодно | Администрация школа |
Эстетическое оформление интерьера класса, школы ( информационные стенды, уголки природы, смотр кабинетов). | ежегодно | Администрация школа, кл.руководители |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок. | ежегодно | Зам. директора школы по УВР
|
Активизация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки). | ежегодно | Зам. директора по ВР, дежурный класс.
|
Приобщение семьи к занятиям физической культурой и спортом, организация лектория по пропаганде здорового образа жизни. | ежегодно | Зам. директора по ВР, учитель физической культуры, мед работник.. |
Вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом детей и подростков в свободное время, проведение физкультминуток. | ежегодно | Учителя - предметники, учитель физической культуры. |
Организация детских оздоровительных площадок.
| ежегодно | Администрация школы |
Оздоровление детей в детских лагерях и санаториях. | ежегодно | Администрация школы |
Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек | ежегодно | Зам. директора по ВР, социальный педагог. |
Организация месячника «За здоровый образ жизни» | ежегодно | Зам. директора по ВР, социальный педагог. |
Анализ состояния здоровья, занятости учащихся физкультурой и спортом: 1)определение группы здоровья, выявление отклонений; 2) занятость в спортивных секциях; 3) участие в спортивных соревнованиях.
| ежегодно | Кл.руководители, учитель физкультуры, мед. работник |
Создание условий для занятия спортом детям, состоящих на внутришкольном учете. |
ежегодно |
Зам. директора по ВР, социальный педагог |
Проведение медосмотров. | ежегодно | Администрация школы, мед работник, ЦРБ |
Организация полноценного питания в школе.
| ежегодно | Администрация школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...